ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2001 года N 170-III-ОД
О программе развития образования Воронежской области на 2001-2005 годы
Изменения и дополнения:
Постановление Воронежской областной Думы от 30.06.2005 г. N 155-IV-ОД НГР ru36000200500154
В соответствии с Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 N 51-ФЗ, законом Воронежской области "Об образовании" от 27.12.2000 N 202-II-ОЗ областная Дума постановляет:
1. Утвердить программу развития образования Воронежской области на 2001 - 2005 годы (далее Программа) согласно приложению.
2. Финансирование расходов Программы в 2001 году осуществлять в рамках закона Воронежской области "Об областном бюджете на 2001 год". Предусмотреть финансирование расходов в областном бюджете на последующие годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить мероприятия по реализации данной Программы, а также аналогичные программы муниципальных образований.
4. Контроль за расходованием средств в рамках Программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя областной Думы Скрынникова Б.М.
Председатель областной Думы А.М.Наквасин
Пиложение
к постановлению
областной Думы
от 27.09.2001 N 170-III-ОД
Наименование программы | Программа развития образования |
Основание для разработки | Закон Российской Федерации "Об образовании" (N 12-ФЗ от 13.01.1996), Закон Российской Федерации "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (N 51-ФЗ от 10.04.2000), закон Воронежской области "Об образовании" (N 202-II-ОЗ от 27.12.2000) |
Заказчик Программы | Главное управление образования |
Управление общего образования, управление | |
В разработке Программы | Воронежский областной институт повышения |
Основная цель Программы | Развитие системы образования области в |
Основные задачи Программы | Обеспечить условия для реализации равных |
Сроки реализации Программы | |
Основные разделы Программы | 1. Введение. |
Исполнители основных мероприятий | Главное управление образования |
Источники и объемы | Средства Федерального бюджета |
Ожидаемые результаты реализации | Оптимизация рынка образовательных услуг. |
Система организации контроля за | Оперативный контроль за выполнением |
Организационную основу государственной политики Воронежской области в сфере образования в соответствии с законом Воронежской области "Об образовании" (N 202-II-ОЗ от 27.12.2000) составляет областная программа развития образования. Она является региональной частью Федеральной программы развития образования, учитывающей областные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности.
Программа развития образования области направлена на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления.
Областная "Программа развития образования Воронежской области на 2001 - 2005 годы" - основополагающий документ, устанавливающий приоритет образования в областной политике, стратегию и основные направления его развития. Она основывается на Стратегии управления развитием Воронежской области и Плане действий исполнительной власти по реализации данной стратегии.
Основные положения Программы вытекают из Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования на 2001 - 2005 годы.
Программа определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития системы образования области на период с 2001 года по 2005 год.
Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Цели и задачи Программы определены на основе анализа социально-экономического положения Воронежской области, текущего состояния системы образования, образовательных потребностей населения.
В качестве стратегического подхода к реализации Программы выбран путь эволюционных изменений в образовательной системе, позволяющий использовать накопленный интеллектуальный, педагогический и ресурсный потенциал, обеспечить непрерывность предоставления образовательных услуг и выполнить исключительно важную социальную функцию образования.
Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования области, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики. Экономический механизм реализации Программы предусматривает помимо бюджетного финансирования привлечение внебюджетных средств.
Исполнителями и соисполнителями Программы являются Главное управление образования, управление культуры, управление по физической культуре, спорту и туризму, Главное управление по здравоохранению, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Воронежской области, Главное управление труда и социального развития, Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Воронежской области, областной комитет профсоюза работников народного образования и науки, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, научно-исследовательские организации.
Сроки реализации Программы - 2001 - 2005 годы.
Программа состоит из шести разделов и приложений.
В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов.
Основные мероприятия Программы:
обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
создание нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в области образования, обеспечивающей стабильное функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;
реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования области в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;
разработка и реализация региональных компонентов государственных образовательных стандартов уровней образования и соответствующих им примерных образовательных программ;
развитие информационных технологий и методов обучения;
развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;
совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
обеспечение контроля качества образования;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;
совершенствование системы аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;
выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
совершенствование системы непрерывного образования;
организация подготовки и издания научно-методической литературы;
развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;
участие в формировании единого образовательного пространства Российской Федерации.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.
Порядок организации выполнения Программы, ее ресурсного обеспечения и контроля хода реализации Программы устанавливается нормативными правовыми актами администрации Воронежской области и Воронежской областной Думы.
Программа является основой для разработки проблемно-целевых программ и проектов развития системы образования на областном и муниципальном уровнях.
Проект Программы обсужден в образовательных учреждениях области с участием руководителей органов управления образованием и молодежной политики, советах ректоров высших учебных заведений, советах директоров средних и начальных профессиональных образовательных учреждений области.
Основные положения Программы обсуждены и поддержаны на расширенном заседании коллегии Главного управления образования администрации Воронежской области 19 апреля 2001 года.
Подраздел 1. Общее образование
1.1. Характеристика уровней общего образования
Сеть дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей составляет основу системы образования области.
На начало 2000 - 2001 учебного года в области работали:
- 666 дошкольных образовательных учреждений (496 - муниципальных, 170 - ведомственных), в которых воспитываются 50,4 тыс. детей;
- 1130 общеобразовательных учреждений (в т.ч. инновационных), в которых обучаются более 299 тысяч учащихся;
- 5 негосударственных общеобразовательных учреждений.
Самой широкой образовательной сферой, охватывающей 78,9% общеобразовательных учреждений области, являются сельские школы, в которых обучаются 38,9% школьников.
За последние пять лет в области создано 11 образовательных комплексов "Школа - детский сад" для детей дошкольного и младшего школьного возраста, что свидетельствует о серьезных изменениях в структуре и содержании общего образования.
В 12 общеобразовательных школах-интернатах и 5 детских домах численность воспитанников в 2000 году составила 2,7 тыс. детей.
Функционирует развитая сеть школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии - 22 учреждения с контингентом 2,9 тыс. учащихся.
Сеть интернатных учреждений области не только сохранена, но и продолжает развиваться. В последние годы открыты 3 муниципальных детских дома, 2 учреждения реорганизованы в школы-интернаты для детей-сирот.
Важную роль социальной защиты, адаптации и реабилитации выполняют вечерние школы. В 2000 году в области работали 25 таких учреждений с общим числом обучающихся 5,9 тыс. человек.
На территории области функционирует 5 негосударственных общеобразовательных учреждений. За последние пять лет их сеть и структура практически не изменились. Отсутствие роста сети негосударственных учреждений объясняется прежде всего наличием достаточно развитой и успешно действующей сети государственных учреждений общего образования.
В целом имеющаяся в области сеть учреждений, реализующих программы общего образования как по своей структуре, так и по соотношению имеющихся в учреждениях мест и количеству обучающихся и воспитанников, дает возможность каждому ребенку реализовать свое право на образование, гарантированное законодательством.
Обновляется содержание деятельности образовательных учреждений, внедряются новые образовательные программы, педагогические технологии, развиваются образовательные услуги.
Органично вписываясь в систему непрерывного образования области, дошкольные образовательные учреждения все в большей мере начинают выполнять социальные и оздоровительные функции. В детских садах создано около 130 логопедических, 30 коррекционно-развивающих групп, в г. Воронеже работают 4 коррекционных дошкольных учреждения. 65% дошкольных учреждений имеют медицинские кабинеты, в 68 - оборудованы кабинеты физиотерапии и массажа. На базе 18 дошкольных учреждений организованы центры социально-реабилитационной помощи детям из неблагополучных семей.
С целью развития склонностей и способностей детей к изучению отдельных предметов в 462 общеобразовательных учреждениях (40,5% школ области) открыты 3110 классов с углубленным и профильным изучением предметов, в которых обучается 60 тыс. учащихся (20,3% от общего числа обучающихся). Достаточно развита сеть инновационных общеобразовательных учреждений - лицеев, гимназий, учебно-воспитательных комплексов. В настоящее время работает 41 такое учреждение. Создаются условия для личностного утверждения интеллектуально одаренных учащихся, общественного признания их успехов в овладении основами наук: проводятся ежегодные предметные олимпиады школьников, творческие конкурсы, научные конференции.
Значительные позитивные изменения произошли в направлении гуманитаризации общего образования. В области принята концепция развития гуманитарного образования. В учебный план школ области введены предметы региональной компетенции: "Русский язык" (10 - 11 кл.), "Мировая художественная культура", "Культура общения", "Экология", "Экономика". В курсы истории и географии включены краеведческие материалы.
В общеобразовательных учреждениях появились новые учебные дисциплины и учебные курсы по выбору образовательного учреждения: "Твое здоровье", "Народные промыслы и искусство родного края", "Этика и психология", "Крестьянское подворье", "Земледелие", "Основы декоративно-прикладного искусства" и др., уже сегодня их количество - более 120.