(в редакции законов Воронежской области от 25.12.2013 N 186-ОЗ, от 01.12.2014 N 168-ОЗ, от 04.12.2019 N 150-ОЗ, от 23.12.2019 N 173-ОЗ)
Принят
областной Думой
29 сентября 2011 года
Настоящий Закон Воронежской области регулирует правоотношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства на территории Воронежской области, а также определяет понятие и место личного подсобного хозяйства в структуре агропромышленного комплекса Воронежской области, направления, основные условия и порядок оказания государственной (областной) поддержки гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Настоящий Закон Воронежской области направлен на достижение следующих целей:
1) повышение роли личных подсобных хозяйств в обеспечении сельскохозяйственной продукцией населения Воронежской области;
2) повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
3) сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, используемых гражданами для ведения личного подсобного хозяйства;
4) устойчивое развитие в Воронежской области сельских территорий, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.
Правовое регулирование правоотношений в сфере ведения гражданами личного подсобного хозяйства в Воронежской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними настоящим Законом Воронежской области, Законом Воронежской области "О развитии сельского хозяйства на территории Воронежской области", другими законами Воронежской области и иными нормативными правовыми актами Воронежской области.
Для целей настоящего Закона Воронежской области используются следующие основные понятия:
1) личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства;
2) приусадебный земельный участок - земельный участок, предоставленный (приобретенный) в границах населенного пункта и используемый для ведения личного подсобного хозяйства, а также для возведения жилого дома (параметры которого должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов;
(в ред. закона Воронежской области от 04.12.2019 N 150-ОЗ)
3) полевой земельный участок - земельный участок, предоставленный (приобретенный) за границами населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства и используемый исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений;
4) контрактация сельскохозяйственной продукции - гражданско-правовой договор, в соответствии с которым производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
1. Личное подсобное хозяйство наряду с государственными, муниципальными, коллективными, кооперативными, фермерскими, индивидуальными и другими формами хозяйствования является самостоятельным звеном в системе многоукладной аграрной экономики, составной частью агропромышленного комплекса Воронежской области.
2. Деятельность личного подсобного хозяйства основывается на договорных отношениях в области производства, переработки, контрактации, поставок и продажи сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг с государственными, муниципальными, общественными, хозяйственными, кооперативными и другими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, физическими лицами и между собой.
3. Органы государственной власти Воронежской области в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством способствуют развитию личных подсобных хозяйств.
4. Деятельность личных подсобных хозяйств учитывается при планировании и разработке программ экономического и социального развития Воронежской области.
1. К полномочиям Воронежской областной Думы в сфере отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, в соответствии с действующим законодательством относятся:
1) принятие законов Воронежской области, постановлений, решений и иных правовых актов, внесение в них изменений и дополнений;
2) осуществление контроля соблюдения и исполнения принятых Воронежской областной Думой законов Воронежской области, постановлений, решений и иных правовых актов;
3) осуществление иных полномочий.
2. К полномочиям правительства Воронежской области в сфере отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, в соответствии с действующим законодательством относятся:
1) принятие правовых актов Воронежской области в пределах своей компетенции;
2) обеспечение разработки, утверждения и реализации государственных программ Воронежской области, за исключением ведомственных целевых программ, разрабатываемых и утверждаемых исполнительными органами государственной власти Воронежской области;
(в ред. закона Воронежской области от 25.12.2013 N 186-ОЗ)
3) определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере аграрной политики (далее - уполномоченный орган);
4) осуществление иных полномочий.
3. Уполномоченный орган в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством:
1) осуществляет на территории Воронежской области государственную (областную) поддержку ведения гражданами личного подсобного хозяйства;
2) предоставляет в соответствии с действующим законодательством меры государственной (областной) поддержки гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство;
3) осуществляет подготовку предложений по финансированию развития личных подсобных хозяйств на территории Воронежской области для их включения в проект закона Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
4) осуществляет иные полномочия.
4. Вмешательство органов государственной власти Воронежской области в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Отчеты уполномоченного органа по вопросам организации и развития личных подсобных хозяйств, а также реализации мер их государственной (областной) поддержки подлежат ежегодному рассмотрению на заседании правительства Воронежской области и опубликованию в средствах массовой информации в порядке, установленном законодательством Воронежской области.
6. Исполнительные органы государственной власти Воронежской области в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, требований действующего законодательства.
Максимальный размер общей площади земельных участков (приусадебный и (или) полевой земельные участки), которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в соответствии с Законом Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" установлен в размере 1,5 гектара, размер полевого земельного участка в том числе составляет 1 гектар.
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, полевых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с действующим законодательством имеют право:
проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
получать в установленном порядке информацию от уполномоченного органа о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния;
иметь другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, полевых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, должны исполнять обязанности по обеспечению плодородия земель, установленные законодательством Российской Федерации.
Государственная (областная) поддержка развития личных подсобных хозяйств осуществляется по следующим основным направлениям: