ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2009 года N 1145
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (2010 - 2017 ГОДЫ)
(наименование в редакции постановления правительства Воронежской области от 09.08.2013 N 709 НГР RU36000201300788)
Утратило силу в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1189 НГР RU36000201301592
Изменения:
Постановление правительства Воронежской области от 13.07.2010 N 567 НГР ru36000201000738
Постановление правительства Воронежской области от 04.04.2012 N 244 НГР Ru36000201200321
Постановление правительства Воронежской области от 02.11.2012 N 994 НГР RU36000201201154
Постановление правительства Воронежской области от 09.08.2013 N 709 НГР RU36000201300788
Постановление правительства Воронежской области от 27.11.2013 N 1040 НГР RU36000201301325
В соответствии с Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" правительство Воронежской области постановляет:
(преамбула в ред. постановления правительства Воронежской области от 13.07.2010 N 567 НГР ru36000201000738)
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2017 годы).
(пункт 1 в редакции постановления правительства Воронежской области от 09.08.2013 N 709 НГР RU36000201300788)
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.
(пункт 3 в редакции постановления правительства Воронежской области от 09.08.2013 N 709 НГР RU36000201300788)
Губернатор Воронежской области А.В.ГОРДЕЕВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (2010 - 2017 ГОДЫ)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 13.07.2010 N 567 НГР ru36000201000738)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 04.04.2012 N 244 НГР Ru36000201200321)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 02.11.2012 N 994 НГР RU36000201201154)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 09.08.2013 N 709 НГР RU36000201300788)
(в редакции постановления правительства Воронежской области от 27.11.2013 N 1040 НГР RU36000201301325)
(2010 - 2017 годы)
Наименование программы | Долгосрочная областная целевая программа |
Дата принятия решения о | Распоряжение правительства Воронежской области от |
Государственный | Департамент здравоохранения Воронежской области |
Государственные | Департамент здравоохранения Воронежской области; |
Основные разработчики | Департамент здравоохранения Воронежской области; |
Цели и задачи программы | Основными целями являются: |
Важнейшие целевые | 1. Охват профилактическими мероприятиями |
Сроки и этапы | 2010 - 2017 годы |
Перечень мероприятий | 1 . Повышение эффективности профилактических |
Объемы и источники | Суммарный объем финансирования программы в ценах |
Ожидаемые конечные | - Повышение информированности населения о мерах |
Концепция разработана на основании:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Протокола совещания в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.03.2009 "О разработке комплексных мероприятий по формированию здорового образа жизни на 2009 - 2015 годы";
- постановления правительства Воронежской области от 19.10.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации";
- Протокола видеоселекторного совещания о разработке Концепции развития медицинской профилактики, включая диспансеризацию, и медицинской реабилитации от 07.11.2012 N 14-1/1.
Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма человека, которое обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность.
Основными показателями здоровья, интегрально отражающими его различные стороны, являются:
- уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем;
- резистентность организма к различным неблагоприятным факторам;
- наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития.
Ни по одному из указанных параметров здоровье населения Воронежской области нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей болезненности и смертности. По-прежнему основными причинами заболеваемости и смертности остаются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и отравления, заболевания органов дыхания.
Демографическая ситуация в Воронежской области, как и в целом по России, остается напряженной уже на протяжении ряда последних лет. Для Воронежской области, как и в целом для России, характерно устойчивое сокращение численности населения. В 2010 году оно составляло 2335200 человек, в 2011 году оно уменьшилось на 3700 человек и составило 2331500 человек. Естественная убыль населения составила 5,7 промилле. Одна из причин высокой смертности в области - продолжающийся процесс старения населения и сокращение численности детей и подростков. За 2011 год общая заболеваемость всего населения выросла на 1,6%. На первом месте по-прежнему остаются болезни органов дыхания - 20,7%, далее идут болезни системы кровообращения - 18,3%, костно-мышечной системы - 7,4%, новообразования - 4,3%.
По данным отдела мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний БУЗ ВО "Воронежский областной центр медицинской профилактики", положение с потреблением психоактивных веществ среди 31861 подростка, подвергшегося опросу, вызывает определенную тревогу. Так, хотя бы 1 раз пробовали алкоголь 49,2% юношей (по РФ - 55,4%) и 50,7% девушек (по РФ - 67,9%). Хотя бы 1 раз пробовали курить табак 36% юношей (по РФ - 35,2%) и 24,7% девушек (по РФ - 22,1%), наркотически действующие вещества - 29,2% юношей (по РФ - 16, 4%) и 9,7% девушек (по РФ - 6,3%).
Сложившаяся ситуация во многом является следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространенности вредных привычек, ухудшении состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха.
Наряду с указанными причинами ухудшение состояния здоровья населения обусловлено также недостатками в организации здравоохранения и утратой позиций профилактики в медицине.
Следует признать, что в этих условиях изменить ситуацию может только реальное повышение в здравоохранении приоритета профилактической деятельности и целенаправленное ее развитие и совершенствование.
Но усилий одного только здравоохранения недостаточно для того, чтобы изменить поведение человека, сделать для него стремление к сохранению и укреплению здоровья приоритетным. Здесь требуется объединение усилий всех слоев общества, организаций и ведомств.
Формирование здорового образа жизни представляет собой единый непрерывный процесс, начинающийся еще при рождении ребенка и сопровождающий человека впоследствии на всех этапах жизни.
Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы позволит формировать у населения активное отношение к здоровому образу жизни на всех этапах его жизнедеятельности, бороться с вредными привычками, пропагандировать научно обоснованные методики укрепления здоровья, разрабатывать современные методические информационные материалы, а также организовывать акции на областном и городском уровнях.
Данная программа направлена на координацию и активизацию деятельности всех заинтересованных учреждений и ведомств, общественных организаций по повышению эффективности пропаганды здорового образа жизни, внедрению самых современных методов работы по укреплению материально-технической базы учреждений медицинской профилактики области (Воронежского областного центра медицинской профилактики, отделений и кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка лечебно-профилактических учреждений города и области).
Выполнение мероприятий программы требует серьезной государственной и общественной поддержки, взаимного сотрудничества областных органов государственной власти, негосударственных структур, общественных объединений и граждан.
Следовательно, при отсутствии благоприятных изменений (социально-психологических, социальных, экономических и других) нет оснований для оптимистического прогноза в отношении улучшения состояния здоровья населения.
Достоверно известно, что многие из определяющих факторов здоровья, по данным Всемирной организации здравоохранения, находятся за пределами сферы одного только здравоохранения (более чистая и безопасная окружающая среда, условия труда и проживания, отвечающие санитарным нормам и требованиям, высокий образовательный ценз).
Всемирная организация здравоохранения, опираясь на опыт работы в странах самого разного экономического уровня развития, убедительно доказала, что наиболее эффективным методом влияния на состояние здоровья населения является гигиеническое воспитание и образование, формирование навыков здорового образа жизни. Поэтому в преамбуле программного документа, опубликованного в 1992 году Международным союзом санитарного просвещения, сказано: "Сегодня мы не можем предложить для укрепления и защиты здоровья населения ничего лучшего, чем санитарное просвещение".
Работа по санитарному просвещению населения, которая велась постоянно и планомерно в нашей стране до начала 90-х годов, приносила ощутимые результаты, но кризисные процессы, происходившие в сфере здравоохранения, затронули и эту область. В последние годы профилактическая работа с населением постепенно возвращает утерянные позиции, о чем свидетельствует неуклонное увеличение количества проводимых мероприятий.
Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только здравоохранения, но и общества в целом.
Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Определено пять ключевых областей деятельности по укреплению здоровья:
1. Разработка социальной государственной политики, направленной на увеличение потенциала здоровья, и ее законодательное закрепление.
2. Создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека.
3. Усиление деятельности по укреплению здоровья на региональном и местном уровнях.
4. Развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
5. Переориентация служб здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.
Основными элементами системы здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Целью функционирования указанной системы является минимизация отрицательных факторов риска (курение, употребление алкоголя и наркотиков, гиподинамия, нерациональное питание и т.д.) и стимулирование позитивных факторов, увеличивающих резервы здоровья.
Профилактику неинфекционных заболеваний (НИЗ) необходимо осуществлять по ряду стратегических направлений.
Первое - популяционное: пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) и обеспечение условий для ЗОЖ.
Задачей пропаганды ЗОЖ является обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней. Реализация этой задачи осуществляется всеми средствами и методами в первую очередь средствами массовой информации всех уровней.
Задачами обеспечения условий для ЗОЖ являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- обеспечение доступности здоровой пищи (производство достаточного количества фруктов и овощей, продуктов со сниженным содержанием животных жиров, трансизомеров жирных кислот и соли, размещение легко читаемой информации о калорийности, содержании жиров, углеводов и соли в продуктах);
- создание условий для повседневной физической активности (парковые зоны в шаговой доступности, велосипедные дорожки, доступные спортивные залы, стадионы и т.д.).
Второе направление - выявление лиц с высоким риском и коррекция факторов риска. Задачами этого направления являются: