Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2009 года N 1145

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (2010 - 2017 ГОДЫ)

(наименование в редакции постановления правительства Воронежской области от 09.08.2013 N 709 НГР RU36000201300788)

Утратило силу в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1189 НГР RU36000201301592

Изменения:

Постановление правительства Воронежской области от 13.07.2010 N 567 НГР ru36000201000738

Постановление правительства Воронежской области от 04.04.2012 N 244 НГР Ru36000201200321

Постановление правительства Воронежской области от 02.11.2012 N 994 НГР RU36000201201154

Постановление правительства Воронежской области от 09.08.2013 N 709 НГР RU36000201300788

Постановление правительства Воронежской области от 27.11.2013 N 1040 НГР RU36000201301325

В соответствии с Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" правительство Воронежской области постановляет:

(преамбула в ред. постановления правительства Воронежской области от 13.07.2010 N 567 НГР ru36000201000738)

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2017 годы).

(пункт 1 в редакции постановления правительства Воронежской области от 09.08.2013 N 709 НГР RU36000201300788)

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.

(пункт 3 в редакции постановления правительства Воронежской области от 09.08.2013 N 709 НГР RU36000201300788)

Губернатор Воронежской области А.В.ГОРДЕЕВ

Утверждена
постановлением
правительства Воронежской области
от 30.12.2009 N 1145

ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (2010 - 2017 ГОДЫ)

(в редакции постановления правительства Воронежской области от 13.07.2010 N 567 НГР ru36000201000738)

(в редакции постановления правительства Воронежской области от 04.04.2012 N 244 НГР Ru36000201200321)

(в редакции постановления правительства Воронежской области от 02.11.2012 N 994 НГР RU36000201201154)

(в редакции постановления правительства Воронежской области от 09.08.2013 N 709 НГР RU36000201300788)

(в редакции постановления правительства Воронежской области от 27.11.2013 N 1040 НГР RU36000201301325)

ПАСПОРТ долгосрочной областной целевой программы "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области"

(2010 - 2017 годы)


Наименование программы

Долгосрочная  областная  целевая  программа
 "Развитие медицинской профилактики и формирование
 здорового образа жизни  у  населения  Воронежской
 области" (2010 - 2017 годы)

Дата принятия решения о
 разработке программы

Распоряжение правительства Воронежской области от
 07 сентября 2009 года  N  394-р  "Об  утверждении
 концепции  и  разработке  областной  целевой
 программы "Формирование здорового образа жизни  у
 населения  Воронежской  области"
 (2010  -  2015
 годы)"

Государственный
 заказчик - координатор
 программы

Департамент здравоохранения Воронежской области

Государственные
 заказчики программы

Департамент здравоохранения Воронежской области;

 департамент  образования,  науки  и  молодежной
 политики Воронежской области;

 департамент  труда  и  социального  развития
 Воронежской области;

 управление  физической  культуры  и  спорта
 Воронежской области;

 департамент  связи  и  массовых  коммуникаций
 Воронежской области

Основные разработчики
 программы

Департамент здравоохранения Воронежской области;

 бюджетное учреждение здравоохранения  Воронежской
 области "Воронежский областной центр  медицинской
 профилактики";

 Воронежская государственная медицинская  академия
 им. Н.Н. Бурденко

Цели и задачи программы

Основными целями являются:
 -  активизация  профилактики  заболеваний,
 увеличение  продолжительности  жизни  населения
 Воронежской  области  за  счет  снижения
 преждевременной  смертности  от  неинфекционных
 заболеваний (НИЗ), формирование здорового  образа
 жизни для обеспечения общественного здоровья;

 - увеличение числа людей, приверженных  здоровому
 образу жизни;

 -  выявл ение  факторов  риска  (ФР)  основных
 хронических  неинфекционных  заболеваний  у
 населения Воронежской области;

 -  снижение  распространенности  факторов  риска,
 связанных с питанием,  курением  и  употреблением
 алкоголя,  у  населения  Воронежской  области,
 повышение уровня физической активности  населения
 Воронежской области;

 -  сохранение  и  укрепление  здоровья  детей,
 подростков  и  студентов,  снижение  уровня
 распространенности вредных привычек.
 Для  достижения  основных  целей  программы
 предусматривается решение следующих задач:
 -  совершенствование  системы  медицинской
 профилактики  Воронежской  области,  в  т.ч.
 укрепление материально-технической и методической
 базы  кабинетов  и  отделений  учреждений
 здравоохранения и обучения медицинских работников
 эффективным технологиям  проведения  первичной  и
 вторичной  профилактики  неинфекционных
 заболеваний, помощи в профилактике и  прекращении
 курения;

 - повышение информированности населения  о  вреде
 активного  и  пассивного  курения  табака,
 употребления  алкоголя,  о  поведенческих  и
 алиментарно-зависимых факторах риска, доступности
 здорового  питания,  о  пользе  физической
 активности;

 -  проведение  мониторинга  распространенности
 потребления табака, информированности по вопросам
 здорового  питания  и  по  различным  аспектам
 диетологической коррекции факторов риска,  оценки
 уровня физической активности населения;

 -  совершенствование  системы  подготовки  кадров
 (родители,  социальные  работники,  педагоги,
 психологи) для обеспечения помощи в  профилактике
 основных факторов риска  развития  неинфекционных
 заболеваний;

 -  внедрение  программ  борьбы   с  вредными
 привычками,  а  также  рационализации  питания  и
 пропаганды здорового образа жизни среди  детей  и
 подростков

Важнейшие целевые
 индикаторы и показатели
 программы

1.  Охват  профилактическими  мероприятиями
 пациентов  центров  здоровья  (%  от  числа
 зарегистрированных граждан с факторами риска).
 2.  Количество  человек,  прошедших  комплексное
 обследование в центрах  здоровья  (в  расчете  на
 1000 населения).  
 3. Доля лиц, обученных основам  здорового  образа
 жизни (% от числа населения Воронежской области).
 4. Доля диспансерных больных, обученных в "школах
 здоровья" (% от числа взятых на диспансерный учет
 за отчетный период).
 5. Доля подростков в возрасте  15  -  18  лет,  в
 отношении которых проводится  мониторинг  вредных
 привычек (% от количества подростков  в  возрасте
 15 - 18 лет, учащихся школ, первых курсов  высших
 учебных заведений и средних  специальных  учебных
 заведений).
 6.  Доля  амбулаторно-поликлинических  учреждений
 здравоохранения  (АПУ),  имеющих  кабинеты
 медицинской  профилактики/отделения  медицинской
 профилактики (КМП/ОМП) (%  от  общего  количества
 амбулаторно-поликлинических учреждений).  
 7. Доля учреждений здравоохранения  с  внедрением
 листов регистрации и контроля факторов  риска  (%
 от общего количества  амбулаторно-поликлинических
 учреждений).  
 8.  Доля  населения,  информированного  о
 поведенческих  и  алиментарно-зависимых  факторах
 риска  и  продуктах  здорового  и  диетического
 питания  (%  среди  населения  репрезентативной
 выборки).  
 9. Доля лиц среди взрослых  с  избыточной  массой
 тела  (%  от  числа  лиц,  посетивших  центры
 здоровья).
 10. Доля населения, мотивированного на увеличение
 уровня физической активности (%  среди  населения
 репрезентативной выборки).
 11.  Ежегодное  снижение  уровня  потребления
 алкогольной  продукции  на  душу  населения  (%
 ежегодного  снижения  потребления  алкогольной
 продукции на душу населения).
 12.  Доля  курящих  среди  населения  (%  среди
 населения репрезентативной выборки).
 13.  Доля  подростков,  информированных  о
 поведенческих факторах риска (вредных  привычках,
 низкой  физической  активности,  нерациональном
 питании)  (%  среди  подростков  репрезентативной
 выборки).
 14. Доля девочек (девушек) интернатных учреждений
 в возрасте 10 -  13  лет,  охваченных  прививками
 против вируса папилломы  человека  (%  от  общего
 количества).
 15. Доля повторной подростковой  беременности  (%
 от числа подростковой беременности).
 16.  Доля  детей,  родившихся  с  генетической
 патологией (% от общего  числа  родов  в  текущем
 году).
 17.  Доля  лиц,  охваченных  мониторингом  для
 выявления суицидально опасного  поведения  (%  от
 общего количества охваченных мониторингом).
 18. Доля случаев рака шейки матки, выявленных  на
 ранних стадиях (доля  случаев  раннего  выявления
 рака шейки матки в %)

Сроки и этапы
 реализации программы

2010 - 2017 годы

Перечень мероприятий
 программы

1 .  Повышение  эффективности  профилактических
 мероприятий по выявлению  пациентов  с  факторами
 риска.
 2 . Проведение мониторинга поведенческих  факторов
 риска и заболеваемости неинфекционными  болезнями
 у  населения  Воронежской  области  и  оценка
 эффективности мероприятий программы.
 3 .  Создание  системы  обучения  медицинских
 работников, ответственных за здоровье  населения,
 и их вовлечение в процесс формирования  здорового
 образа жизни населения.
 4 .  Создание  постоянно  действующей
 информационно-пропагандистской системы.  
 5 .  Оснащение  бюджетного  учреждения
 здравоохранения Воронежской области  "Воронежский
 областной  центр  медицинской  профилактики"
 необходимой  оргтехникой,  оборудованием  и
 инвентарем.  
 6 .  Совершенствование  системы  профилактики  в
 учреждениях  первичной  медико-санитарной  помощи
 Воронежской области.
 7 .  Оптимизация  здорового  питания  населения
 Воронежской области.
 8 .  Повышение  уровня  физической  активности
 населения Воронежской области.
 9 . Комплексные меры  по  ограничению  потребления
 табака и алкоголя в Воронежской области на 2013 -
 2017 годы.
 10 . Профилактика вредных  привычек,  формирование
 основ  здорового  образа  жизни  среди  детей,
 подростков и студентов в Воронежской области.
 11 . Раннее выявление заболеваний и факторов риска
 развития заболеваний

Объемы и источники
 финансирования
 программы

Суммарный объем финансирования программы в  ценах
 соответствующих  лет  составляет  271844,32  тыс.
 рублей:
 - средства федерального бюджета  за  2010  год  -
 6943,4 тыс. рублей;

 - средства областного бюджета  -  264900,92  тыс.
 рублей

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 программы и показатели
 социально-экономической
 эффективности программы

- Повышение информированности населения о мерах
 профилактики заболеваний и здоровом образе  жизни
 до 80 - 85%;

 -  повышение  информированности  населения
 Воронежской  области  о  вреде  активного  и
 пассивного  курения  табака,  о  способах  его
 преодоления до 90%;

 -  снижение  распространенности  курения  в
 Воронежской области на 10 - 12%  от  уровня  2013
 года;

 -  повышение  информированности  населения  о
 поведенческих  и  алиментарно-зависимых  факторах
 риска  и  доступности  продуктов  здорового  и
 диетического питания до 90%;

 - снижение  распространенности  поведенческих  ФР
 НИЗ,  связанных  с  нерациональным  питанием
 (повышенное потребление животного  жира,  простых
 углеводов,  поваренной  соли,  недостаточное
 потребление овощей и фруктов), на 20%  от  уровня
 2013 года;

 - снижение  распространенности  избыточной  массы
 тела, гиперхолестеринемии на 5%  от  уровня  2013
 года;

 - повышение информированности населения  о  вреде
 малоподвижного  образа  жизни  и  мотивации
 увеличения физической активности до 90%;

 -  снижение  уровня  распространенности  низкой
 физической активности среди населения Воронежской
 области на 10% от уровня 2013 года;

 -  увеличение  количества
 амбулаторно-поликлинических  учреждений
 Воронежской области,  имеющих  кабинеты/отделения
 медицинской профилактики, до 100%;

 - увеличение доли лиц старше 18  лет,  получивших
 профилактическую помощь по поведенческим факторам
 риска, до  90%  от  общей  численности  населения
 Воронежской области;

 -  увеличение  доли  амбулаторно-поликлинических
 учреждений,  внедривших  листы  регистрации  и
 контроля факторов риска, до 100%;

 -  повышение  информированности  о  поведенческих
 факторах риска до 90% среди подростков;

 -  снижение  количества  детей,  родившихся  с
 генетической патологией, на 20%  от  уровня  2013
 года;

 -  снижение  доли  повторной  подростковой
 беременности до 3% от уровня 2013 года;

 - выявление сахарного диабета на ранних стадиях;

 -  снижение  числа  лиц  с  суицидально  опасным
 поведением на 20% от уровня 2013 года;

 - увеличение доли раннего  выявления  рака  шейки
 матки до 65%

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ


Концепция разработана на основании:

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

- Протокола совещания в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.03.2009 "О разработке комплексных мероприятий по формированию здорового образа жизни на 2009 - 2015 годы";

- постановления правительства Воронежской области от 19.10.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации";

- Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению";

- Протокола видеоселекторного совещания о разработке Концепции развития медицинской профилактики, включая диспансеризацию, и медицинской реабилитации от 07.11.2012 N 14-1/1.

Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма человека, которое обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность.

Основными показателями здоровья, интегрально отражающими его различные стороны, являются:

- уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем;

- резистентность организма к различным неблагоприятным факторам;

- наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития.

Ни по одному из указанных параметров здоровье населения Воронежской области нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей болезненности и смертности. По-прежнему основными причинами заболеваемости и смертности остаются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и отравления, заболевания органов дыхания.

Демографическая ситуация в Воронежской области, как и в целом по России, остается напряженной уже на протяжении ряда последних лет. Для Воронежской области, как и в целом для России, характерно устойчивое сокращение численности населения. В 2010 году оно составляло 2335200 человек, в 2011 году оно уменьшилось на 3700 человек и составило 2331500 человек. Естественная убыль населения составила 5,7 промилле. Одна из причин высокой смертности в области - продолжающийся процесс старения населения и сокращение численности детей и подростков. За 2011 год общая заболеваемость всего населения выросла на 1,6%. На первом месте по-прежнему остаются болезни органов дыхания - 20,7%, далее идут болезни системы кровообращения - 18,3%, костно-мышечной системы - 7,4%, новообразования - 4,3%.

По данным отдела мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний БУЗ ВО "Воронежский областной центр медицинской профилактики", положение с потреблением психоактивных веществ среди 31861 подростка, подвергшегося опросу, вызывает определенную тревогу. Так, хотя бы 1 раз пробовали алкоголь 49,2% юношей (по РФ - 55,4%) и 50,7% девушек (по РФ - 67,9%). Хотя бы 1 раз пробовали курить табак 36% юношей (по РФ - 35,2%) и 24,7% девушек (по РФ - 22,1%), наркотически действующие вещества - 29,2% юношей (по РФ - 16, 4%) и 9,7% девушек (по РФ - 6,3%).

Сложившаяся ситуация во многом является следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространенности вредных привычек, ухудшении состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха.

Наряду с указанными причинами ухудшение состояния здоровья населения обусловлено также недостатками в организации здравоохранения и утратой позиций профилактики в медицине.

Следует признать, что в этих условиях изменить ситуацию может только реальное повышение в здравоохранении приоритета профилактической деятельности и целенаправленное ее развитие и совершенствование.

Но усилий одного только здравоохранения недостаточно для того, чтобы изменить поведение человека, сделать для него стремление к сохранению и укреплению здоровья приоритетным. Здесь требуется объединение усилий всех слоев общества, организаций и ведомств.

Формирование здорового образа жизни представляет собой единый непрерывный процесс, начинающийся еще при рождении ребенка и сопровождающий человека впоследствии на всех этапах жизни.

Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы позволит формировать у населения активное отношение к здоровому образу жизни на всех этапах его жизнедеятельности, бороться с вредными привычками, пропагандировать научно обоснованные методики укрепления здоровья, разрабатывать современные методические информационные материалы, а также организовывать акции на областном и городском уровнях.

Данная программа направлена на координацию и активизацию деятельности всех заинтересованных учреждений и ведомств, общественных организаций по повышению эффективности пропаганды здорового образа жизни, внедрению самых современных методов работы по укреплению материально-технической базы учреждений медицинской профилактики области (Воронежского областного центра медицинской профилактики, отделений и кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка лечебно-профилактических учреждений города и области).

Выполнение мероприятий программы требует серьезной государственной и общественной поддержки, взаимного сотрудничества областных органов государственной власти, негосударственных структур, общественных объединений и граждан.

Следовательно, при отсутствии благоприятных изменений (социально-психологических, социальных, экономических и других) нет оснований для оптимистического прогноза в отношении улучшения состояния здоровья населения.

Достоверно известно, что многие из определяющих факторов здоровья, по данным Всемирной организации здравоохранения, находятся за пределами сферы одного только здравоохранения (более чистая и безопасная окружающая среда, условия труда и проживания, отвечающие санитарным нормам и требованиям, высокий образовательный ценз).

Всемирная организация здравоохранения, опираясь на опыт работы в странах самого разного экономического уровня развития, убедительно доказала, что наиболее эффективным методом влияния на состояние здоровья населения является гигиеническое воспитание и образование, формирование навыков здорового образа жизни. Поэтому в преамбуле программного документа, опубликованного в 1992 году Международным союзом санитарного просвещения, сказано: "Сегодня мы не можем предложить для укрепления и защиты здоровья населения ничего лучшего, чем санитарное просвещение".

Работа по санитарному просвещению населения, которая велась постоянно и планомерно в нашей стране до начала 90-х годов, приносила ощутимые результаты, но кризисные процессы, происходившие в сфере здравоохранения, затронули и эту область. В последние годы профилактическая работа с населением постепенно возвращает утерянные позиции, о чем свидетельствует неуклонное увеличение количества проводимых мероприятий.

Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только здравоохранения, но и общества в целом.

Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Определено пять ключевых областей деятельности по укреплению здоровья:

1. Разработка социальной государственной политики, направленной на увеличение потенциала здоровья, и ее законодательное закрепление.

2. Создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека.

3. Усиление деятельности по укреплению здоровья на региональном и местном уровнях.

4. Развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

5. Переориентация служб здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

Основными элементами системы здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Целью функционирования указанной системы является минимизация отрицательных факторов риска (курение, употребление алкоголя и наркотиков, гиподинамия, нерациональное питание и т.д.) и стимулирование позитивных факторов, увеличивающих резервы здоровья.

Профилактику неинфекционных заболеваний (НИЗ) необходимо осуществлять по ряду стратегических направлений.

Первое - популяционное: пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) и обеспечение условий для ЗОЖ.

Задачей пропаганды ЗОЖ является обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней. Реализация этой задачи осуществляется всеми средствами и методами в первую очередь средствами массовой информации всех уровней.

Задачами обеспечения условий для ЗОЖ являются:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- обеспечение доступности здоровой пищи (производство достаточного количества фруктов и овощей, продуктов со сниженным содержанием животных жиров, трансизомеров жирных кислот и соли, размещение легко читаемой информации о калорийности, содержании жиров, углеводов и соли в продуктах);

- создание условий для повседневной физической активности (парковые зоны в шаговой доступности, велосипедные дорожки, доступные спортивные залы, стадионы и т.д.).

Второе направление - выявление лиц с высоким риском и коррекция факторов риска. Задачами этого направления являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»