ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 августа 2013 года N 709
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.12.2009 N 1145
Утратило силу в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1189 НГР RU36000201301592
В соответствии с Законом Воронежской области от 17.12.2012 N 161-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" правительство Воронежской области постановляет:
1. Внести в постановление правительства Воронежской области от 30.12.2009 N 1145 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2015 годы)" (в редакции постановлений правительства Воронежской области от 13.07.2010 N 567, от 04.04.2012 N 244, от 02.11.2012 N 994) следующие изменения:
1.1. В наименовании и тексте постановления слова "Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2015 годы)" заменить словами "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2017 годы)".
1.2. Пункт 3 постановления изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.".
1.3. Долгосрочную областную целевую программу "Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2015 годы) изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.
Исполняющий обязанности
губернатора Воронежской области
Ю.В.АГИБАЛОВ
Приложение
к постановлению
правительства Воронежской области
от 09.08.2013 N 709
"Утверждена
постановлением
правительства Воронежской области
от 30.12.2009 N 1145
ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (2010 - 2017 ГОДЫ)
ПАСПОРТ долгосрочной областной целевой программы "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области"
(2010 - 2017 годы)
Наименование программы | Долгосрочная областная целевая программа |
Дата принятия решения о | Распоряжение правительства Воронежской области от |
Государственный | Департамент здравоохранения Воронежской области |
Государственные | Департамент здравоохранения Воронежской области; |
Основные разработчики | Департамент здравоохранения Воронежской области; |
Цели и задачи программы | Основными целями являются: |
Важнейшие целевые | 1. Охват профилактическими мероприятиями |
Сроки и этапы | 2010 - 2017 годы |
Перечень мероприятий | 1 . Повышение эффективности профилактических |
Объемы и источники | Суммарный объем финансирования программы в ценах |
Ожидаемые конечные | - Повышение информированности населения о мерах |
Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ
Концепция разработана на основании:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Протокола совещания в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.03.2009 "О разработке комплексных мероприятий по формированию здорового образа жизни на 2009 - 2015 годы";
- постановления правительства Воронежской области от 19.10.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации";
- Протокола видеоселекторного совещания о разработке Концепции развития медицинской профилактики, включая диспансеризацию, и медицинской реабилитации от 07.11.2012 N 14-1/1.
Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма человека, которое обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность.
Основными показателями здоровья, интегрально отражающими его различные стороны, являются:
- уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем;
- резистентность организма к различным неблагоприятным факторам;
- наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития.
Ни по одному из указанных параметров здоровье населения Воронежской области нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей болезненности и смертности. По-прежнему основными причинами заболеваемости и смертности остаются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и отравления, заболевания органов дыхания.
Демографическая ситуация в Воронежской области, как и в целом по России, остается напряженной уже на протяжении ряда последних лет. Для Воронежской области, как и в целом для России, характерно устойчивое сокращение численности населения. В 2010 году оно составляло 2335200 человек, в 2011 году оно уменьшилось на 3700 человек и составило 2331500 человек. Естественная убыль населения составила 5,7 промилле. Одна из причин высокой смертности в области - продолжающийся процесс старения населения и сокращение численности детей и подростков. За 2011 год общая заболеваемость всего населения выросла на 1,6%. На первом месте по-прежнему остаются болезни органов дыхания - 20,7%, далее идут болезни системы кровообращения - 18,3%, костно-мышечной системы - 7,4%, новообразования - 4,3%.
По данным отдела мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний БУЗ ВО "Воронежский областной центр медицинской профилактики", положение с потреблением психоактивных веществ среди 31861 подростка, подвергшегося опросу, вызывает определенную тревогу. Так, хотя бы 1 раз пробовали алкоголь 49,2% юношей (по РФ - 55,4%) и 50,7% девушек (по РФ - 67,9%). Хотя бы 1 раз пробовали курить табак 36% юношей (по РФ - 35,2%) и 24,7% девушек (по РФ - 22,1%), наркотически действующие вещества - 29,2% юношей (по РФ - 16, 4%) и 9,7% девушек (по РФ - 6,3%).
Сложившаяся ситуация во многом является следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространенности вредных привычек, ухудшении состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха.
Наряду с указанными причинами ухудшение состояния здоровья населения обусловлено также недостатками в организации здравоохранения и утратой позиций профилактики в медицине.
Следует признать, что в этих условиях изменить ситуацию может только реальное повышение в здравоохранении приоритета профилактической деятельности и целенаправленное ее развитие и совершенствование.
Но усилий одного только здравоохранения недостаточно для того, чтобы изменить поведение человека, сделать для него стремление к сохранению и укреплению здоровья приоритетным. Здесь требуется объединение усилий всех слоев общества, организаций и ведомств.
Формирование здорового образа жизни представляет собой единый непрерывный процесс, начинающийся еще при рождении ребенка и сопровождающий человека впоследствии на всех этапах жизни.
Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы позволит формировать у населения активное отношение к здоровому образу жизни на всех этапах его жизнедеятельности, бороться с вредными привычками, пропагандировать научно обоснованные методики укрепления здоровья, разрабатывать современные методические информационные материалы, а также организовывать акции на областном и городском уровнях.
Данная программа направлена на координацию и активизацию деятельности всех заинтересованных учреждений и ведомств, общественных организаций по повышению эффективности пропаганды здорового образа жизни, внедрению самых современных методов работы по укреплению материально-технической базы учреждений медицинской профилактики области (Воронежского областного центра медицинской профилактики, отделений и кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка лечебно-профилактических учреждений города и области).
Выполнение мероприятий программы требует серьезной государственной и общественной поддержки, взаимного сотрудничества областных органов государственной власти, негосударственных структур, общественных объединений и граждан.
Следовательно, при отсутствии благоприятных изменений (социально-психологических, социальных, экономических и других) нет оснований для оптимистического прогноза в отношении улучшения состояния здоровья населения.
Достоверно известно, что многие из определяющих факторов здоровья, по данным Всемирной организации здравоохранения, находятся за пределами сферы одного только здравоохранения (более чистая и безопасная окружающая среда, условия труда и проживания, отвечающие санитарным нормам и требованиям, высокий образовательный ценз).
Всемирная организация здравоохранения, опираясь на опыт работы в странах самого разного экономического уровня развития, убедительно доказала, что наиболее эффективным методом влияния на состояние здоровья населения является гигиеническое воспитание и образование, формирование навыков здорового образа жизни. Поэтому в преамбуле программного документа, опубликованного в 1992 году Международным союзом санитарного просвещения, сказано: "Сегодня мы не можем предложить для укрепления и защиты здоровья населения ничего лучшего, чем санитарное просвещение".
Работа по санитарному просвещению населения, которая велась постоянно и планомерно в нашей стране до начала 90-х годов, приносила ощутимые результаты, но кризисные процессы, происходившие в сфере здравоохранения, затронули и эту область. В последние годы профилактическая работа с населением постепенно возвращает утерянные позиции, о чем свидетельствует неуклонное увеличение количества проводимых мероприятий.
Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только здравоохранения, но и общества в целом.
Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Определено пять ключевых областей деятельности по укреплению здоровья:
1. Разработка социальной государственной политики, направленной на увеличение потенциала здоровья, и ее законодательное закрепление.
2. Создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека.
3. Усиление деятельности по укреплению здоровья на региональном и местном уровнях.
4. Развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
5. Переориентация служб здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.
Основными элементами системы здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Целью функционирования указанной системы является минимизация отрицательных факторов риска (курение, употребление алкоголя и наркотиков, гиподинамия, нерациональное питание и т.д.) и стимулирование позитивных факторов, увеличивающих резервы здоровья.
Профилактику неинфекционных заболеваний (НИЗ) необходимо осуществлять по ряду стратегических направлений.
Первое - популяционное: пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) и обеспечение условий для ЗОЖ.
Задачей пропаганды ЗОЖ является обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней. Реализация этой задачи осуществляется всеми средствами и методами в первую очередь средствами массовой информации всех уровней.
Задачами обеспечения условий для ЗОЖ являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- обеспечение доступности здоровой пищи (производство достаточного количества фруктов и овощей, продуктов со сниженным содержанием животных жиров, трансизомеров жирных кислот и соли, размещение легко читаемой информации о калорийности, содержании жиров, углеводов и соли в продуктах);
- создание условий для повседневной физической активности (парковые зоны в шаговой доступности, велосипедные дорожки, доступные спортивные залы, стадионы и т.д.).
Второе направление - выявление лиц с высоким риском и коррекция факторов риска. Задачами этого направления являются:
- развитие инфраструктуры медицинской профилактики в рамках первичной медико-санитарной и специализированной помощи, санаторно-курортного лечения;
- совершенствование диспансеризации населения и раннего выявления заболеваний.
Третье направление - вторичная профилактика факторов риска, задачами которого являются:
- обеспечение стандарта лечения;
- организация кабинетов медицинской профилактики (КМП)/отделений медицинской профилактики (ОМП) стационаров;
- подготовка кадров для системы медицинской профилактики, обучение участковых врачей, врачей-специалистов;