ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2005 года N 1134-III-ОД
Об утверждении областной целевой программы "Создание территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Воронежской области на 2005-2007 годы"
Утратило силу постановлением Воронежской областной Думы от 08.10.2009 N 1889-IV-ОД НГР ru36000200900792
В соответствии с Законом Воронежской области "Устав (Основной Закон) Воронежской области", рассмотрев областную целевую программу "Создание территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Воронежской области на 2005-2007 годы", представленную администрацией Воронежской области, Воронежская областная Дума постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Создание территориаль ной комплексной схемы градостроительного планирования развития терри тории Воронежской области на 2005-2007 годы" (далее - программа) соглас но приложению к настоящему постановлению.
2. Финансирование мероприятий программы проводить в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Контроль за выполнением программных мероприятий возложить на председателя постоянной комиссии Воронежской областной Думы по строи тельному комплексу и коммунальному хозяйству Лукина С.Н.
4. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской облас ти Дубикова А.Ф.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель
председателя областной Думы Ю.Т.Титов
Приложение Утверждена
постановлением Воронежской областной Думы
N 1134 от 27.01.2005 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Областная целевая программа "Создание территориальной комплексной схемы градо-строительного планирования развития террито-рии Воронежской области на 2005-2007 годы". |
Основание для разработки программы | Распоряжение администрации Воронежской области от 11.06.2003 года N 995-р. |
Государственный заказчик программы | Управление архитектуры и градостроитель-ства администрации Воронежской области. |
Основные разработчики программы | Управление архитектуры и градостроитель-ства администрации Воронежской области. |
Основная цель программы | Основной целью программы является созда-ние системы стратегического градостроитель-ного планирования развития территории облас-ти, обеспечивающей формирование благопри-ятной среды жизнедеятельности, улучшение условий проживания населения, устойчивое развитие территории области и ее муниципаль-ных образований. |
Основные задачи программы | Достижение основной цели программы реа-лизуется решением следующих задач: |
выделением территорий, выполняющих средо-защитные, санитарно-гигиенические функции. 5. Совершенствование мер по защите терри-торий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В сфере формирования территориальной организации местного самоуправления:
1. Разработка проектов черты муниципаль-ных образований области (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений). 2. Установление границ муниципальных об-разований в соответствии с нормами Федераль-ного закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации", градостроительным и земельным законодательством, нормативными правовыми ак-тами Воронежской области. 3. Установление границ объектов первооче-редного градостроительного планирования. 4. Разработка мер государственной (област-ной) поддержки реализации градостроительной политики на территориях муниципальных обра-зований.
В сфере территориального размещения и концентрации инвестиционных ресурсов:
1 . Инициирование инвестиционных проектов, ориентированных на развитие территорий об-ласти и муниципальных образований. 2. Установление зон инвестиционного разви-тия территорий. 3. Определение приоритетных инвестицион-ных зон с учетом распределения по территории муниципального образования. 4. Определение реального потенциала разви-тия территории. 5. Решение проблем областного и межселенного значения, территориально выходящих за рамки локальных проектов: реконструкция и строительство магистральных инженерных се
тей, крупных инфраструктурных объектов. | |
Сроки реализации программы | 2005-2007 годы |
Перечень основных мероприятий | 1. Разработка плана современного использо-вания территории Воронежской области. 2. Разработка схемы комплексной оценки территории Воронежской области. 3. Разработка проектного плана территори-альной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Воронеж-ской области. 4. Разработка проектов черты муниципаль-ных образований Воронежской области. |
Исполнители основных мероприятий | Органы исполнительной власти Воронежской области и местного самоуправления, реали-зующие мероприятия программы в части со-вершенствования нормативно-правовой базы, их организационного и финансового обеспече-ния. Коммерческие и некоммерческие проектные, землеустроительные и другие подрядные орга-низации. Исполнители программных мероприятий, по-ставщики оборудования будут отбираться на конкурсной основе в соответствии с Федераль-ным законом - от 06.05.1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". |
Объемы и источники финансирования | Суммарный объем финансирования про-граммы в 2005 - 2007 годы (в среднегодовых ценах 2004 года) составляет 34,7 млн. руб., из средств областного бюджета. |
Система организации контроля за исполнением программы | Управление архитектуры и градостроитель-ства администрации Воронежскойобласти контролирует своевременное и полное выпол-нение мероприятий программы. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использо-ванием средств областного бюджета в установ-ленном порядке. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате реализации программы будут достигнуты следующие результаты: - разработаны, установлены и закреплены в со-ответствии с нормами Федерального закона от 06,10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нормами градострои-тельного и земельного законодательства, нор-мативными правовыми актами Воронежской области проекты черты муниципальных обра-зований области: городских округов, муници-пальных районов, городских и сельских посе-лений; |
участков; - определены меры государственной (област-ной) поддержки реализации градостроительной политики на территориях муниципальных обра-зований; - определен реальный потенциал развития территории области и муниципальных образо-ваний; - установлен порядок определения приори-тетных инвестиционных зон территориального развития и группировки на территориях муни-ципальных образований проектов по развитию объектов социальной, инженерной и транс-портной инфраструктур, реализуемых за счет бюджетных инвестиций, и высокоэффективных инвестиционных проектов, отчисления в бюд-жет от реализации которых окупают расходы бюджета на развитие инфраструктуры поселе-ния. За время реализации программы будет созда-но 65 новых и сохранено 70 рабочих мест. Со-циальный эффект составит 2,61 млн. руб., сум-ма платежей в бюджеты всех уровней - 1,43 млн. руб., в т.ч.: в федеральный бюджет - ОД 1млн. руб.; в областной бюджет - 0,66 млн. руб.; в местный бюджет - 0,66 млн. руб.
Областная целевая программа "Создание территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Воронежской области на 2005-2007 годы" (далее по тексту - программа) разработана в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкции "О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 года N 150, Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Воронежской области от 23.01.1997 года N 80-з "О регулировании градостроительных отношений в Воронежской области" (с изменениями от 11.06.2003 года и от 31.12.2003 года) и Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 08.10.2002 года N 863.
Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Воронежской области служит для реализации государственной политики в области стратегического градостроительного планирования развития территории области исходя из социально-экономических, природно-климатических и иных специфических условий области и муниципальных образований и является сферой взаимных интересов Российской Федерации, Воронежской области и муниципальных образований при осуществлении градостроительной деятельности. На ее основе во взаимосвязи между собой комплексно обеспечивается разработка проектных решений развития территории области и объектов федерального, межрегионального, регионального и местного значения.
Правовое регулирование градостроительных отношений носит публичный характер, т.е. в процессе градостроительства в первую очередь должны учитываться интересы граждан, общественные и государственные интересы, а также историко-культурные, экологические, природные особенности территории области и муниципальных образований. Одновременно действующее законодательство предусматривает обеспечение баланса интересов собственников недвижимости и общественных интересов. Таким образом, вначале планируется развитие территории области с учетом природных, экономических, социальных и иных факторов и условий, а затем разрабатывается порядок застройки территорий муниципальных образований.
Нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено обеспечение устойчивого развития поселений и межселенных территорий, которое базируется на первостепенном приоритете потребностей населения, гармоничном развитии производства, социальной сферы и окружающей природной среды.
При планировании развития территории области и ее муниципальных образований важное значение имеет установление проекта черты муниципального образования, а также понятие "межселенные территории". В меж-селенные территории, согласно действующему законодательству, включаются земли всех категорий, за исключением земель поселений. Таким образом, межселенные территории - это земли сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информационного обеспечения, обороны и иного назначения, природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, а также запаса. Особенности градостроительных отношений определяются неразрывной взаимосвязью земли и возведенных на ней объектов недвижимости и спецификой использования иных природных ресурсов, а также воздействием градостроительства на окружающую среду.
Наиболее отчетливо принцип регулирования использования земель и создания на них объектов недвижимости как единого комплекса проявляется в сфере регулирования зонирования территории области и правилах застройки с определением приоритетов и ограничений на ее использование при осуществлении градостроительной деятельности. Зонирование - это способ регулирования использования земель и объектов недвижимости, как правило, в пределах отдельных категорий земель. Посредством зонирования уточняются и детализируются правила использования и охраны земель, определяется правовой режим объектов недвижимости, регулируется порядок хозяйственной деятельности в интересах государства и общества. С одной стороны, зонирование представляет собой деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территории области и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. С другой стороны, зонирование - основная часть правил застройки. Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ней земельным участкам, иным объектам недвижимости.
Проекты градостроительного планирования развития территории области, муниципальных образований и поселений, разрабатываемые на основе территориальных комплексных схем, позволяют получить ответы на важнейшие вопросы:
как будет складываться реальное расселение в каждом муниципаль ном образовании;
какие поселения будут и далее развиваться, а какие исчезнут;
- какие объемно-планировочные и инженерно-технические решения рекомендуется применять при застройке населенных пунктов с учетом мест ной спецификации.
Без учета ответов на эти вопросы невозможно определить политику градостроительства в целом, выбрать оптимальный вариант устойчивого развития территории области, того или иного муниципального образования, населенного пункта.
Отсутствие планирования комплексной застройки территории области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в области. Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий области при формировании инвестиционных программ приводит к утрате эффективности управленческих решений, распылению бюджетных инвестиций в капитальные вложения, снижению налоговых поступлений в территориальный бюджет.
Воронежская область по занимаемой площади (52,4 тыс.кв.) и численности населения (2393,4 тыс. человек по состоянию на 01.01.2003 года) занимает 3-е место в ЦФО. На территории Воронежской области находится 1908 населенных пунктов, в том числе 15 городов, 21 рабочий поселок и 1872 сельских населенных пунктов. Территория области разбита на 34 муниципальных образования первого вида (г.Воронеж, г.Нововоронеж и 32 района), а также 520 муниципальных образований второго вида (поссоветы и сельсоветы). По состоянию на 01.01.2004 года в стадии строительства на территории области находились более 3000 объектов.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительной документацией должны быть обеспечены все районы, поселения, города, поселки, населенные пункты.
До конца 80-х годов 20 века на все населенные пункты области существовали утвержденные генеральные планы. Финансирование их разработки и корректировки, осуществляемое за счет бюджетных средств, в начале 90-х было прекращено. В эти же годы была предпринята попытка разработки схемы районной планировки области на расчетный срок до 2015 года, однако схема не была принята.
В последующие годы и до настоящего времени градостроительная документация перспективного долгосрочного планирования, направленная на упорядочение градостроительных процессов как на территории области (территориальная комплексная схема градостроительного развития), так и на территории отдельных районов (территориальные комплексные схемы муниципальных образований) не разрабатывалась. В течение этого периода значительно изменилось законодательство, система собственности и взаимосвязи субъектов градостроительной деятельности, в первую очередь по предметам ведения градостроительства, как в Российской Федерации, так и в Воронежской области, муниципальных образованиях.
Анализ существующей градостроительной документации муниципального уровня показал, что обеспеченность ею по области составляет около 40%. Вся имеющаяся градостроительная документация требует корректировки и приведения в соответствие с нормами действующего законодательства. Срок действия генеральных планов ряда городов (Воронеж, Новохоперск, Павловск, Острогожск, Эртиль и др.) закончился еще в середине 90-х годов. В городе Воронеже и районах области отсутствуют утвержденные в установленном порядке правила землепользования и застройки населенных мест. К 2001 году в градостроительстве Воронежской области сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать словом "стихийность". Органы местного самоуправления, получив права распоряжения землями своих территорий, выделяли земельные участки под строительство новых объектов исходя лишь из собственных интересов, без учета влияния этих объектов на сопредельные территории и уже существующие объекты, а также интересов области в целом. Это привело к несогласованности процессов расселения (миграции), размещения производительных сил, объектов нового строительства и пр.
Характеризуя процессы, происходящие в сфере градостроительства на территории Воронежской области, необходимо отметить следующее:
на территории города Воронежа и в его пригородной зоне, а также в районах области активизировалось жилищное строительство. Объемы ввода жилья за 7 лет (1995-2002 годы) по области составили 4202,1 тыс.кв.м. общей площади жилых домов. Темп роста ввода жилья в 2002 году составил 108,9% (к уровню 2001 года);
на территории районов Воронежской области наблюдается тенденция к развитию перерабатывающих предприятий, реконструируются заброшен ные в прошлые годы животноводческие фермы, небольшие промышленные предприятия, строятся новые объекты, такие как хлебопекарни, мельницы, маслоцеха и др. Это напрямую связано с развитием предпринимательства и притоком инвестиций в экономику области. Однако такой "всплеск" градо строительства требует особого контроля со стороны органов архитектуры и градостроительства, иных органов исполнительной власти области и местного самоуправления, так как перепрофилирование прежних предприятий и строительство новых объектов должно осуществляться при строгом соблю дении градостроительных, экологических, санитарных и иных норм.
Анализ проверок строительных объектов и оформления градостроительной документации за 2000-2003 годы показал, что заказчики и подрядчики строительных работ в целях экономии средств в большинстве случаев не соблюдают требования градостроительных норм, а также норм, касающихся энергосбережения, применяют в строительстве некачественные материалы (кирпич, утеплитель, столярные изделия и т. д.), нарушают технологию строительного производства, значительно снижают надежность работы конструкций и зданий в целом, что на практике приводит к снижению нормативных сроков эксплуатации зданий, созданию аварийных ситуаций. Указанные нарушения напрямую связаны с отсутствием разработанных и принятых в установленном порядке территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории Воронежской области и ее муниципальных образований.
На всех этапах планирования развития территории Воронежской области объективно существовали противоречия между публичными интересами - интересами государства, общества и частными интересами - интересами отдельных групп людей, отдельных лиц. Конфликты этих интересов особенно обострились на протяжении последних лет. Общественные отношения во все большей степени приобретают потребительский характер. В сфере градостроительства доминируют имущественные отношения отдельных лиц и групп, поскольку создание объектов недвижимости - одна из основных сфер вложения инвестиций.
Характеризуя процессы, происходящие в сфере градостроительства на территории Воронежской области, необходимо отметить следующие проблемы:
отсутствие генерального плана города Воронежа и его пригородной зоны, генеральных планов населенных пунктов поселений приводит при массовом строительстве жилых домов к нарушениям использования земли. Строительство ведется как на землях города Воронежа и поселений, так и на землях сельскохозяйственного назначения с нарушением правил застройки, несоблюдением экологических и санитарных требований и градостроитель ных норм;
отсутствие нормативно закрепленного зонирования территории об ласти особенно отрицательно сказывается на развитии зон особого регулиро вания градостроительной деятельности (водоохранных, историко- культурных, рекреационных, отдыха и др.);
отсутствие единых нормативно закрепленных требований по оформ лению градостроительной документации приводит к несогласованным дейст виям и необоснованным требованиям со стороны многочисленных служб и ведомств;
нерешен вопрос передачи полномочий Воронежской области органам местного самоуправления по утверждению актов ввода в действие газопро водов и утверждению их охранных зон, что приводит к неоправданным за держкам газификации населенных пунктов районов области;
необходимость корректировки и обновления картографических мате риалов по населенным пунктам поселений для разработки проекта черты по селений, разработки другой градостроительной документации и ведения гра достроительного кадастра.