Недействующий

ДЕПАРТАМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 14 мая 2009 года N 01-09/03

Об утверждении ведомственной целевой программы "Дополнительные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2009-2010 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа ДППТ Воронежской области от 16.01.2015 N 16, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru - 19.01.2015).
____________________________________________________________________

В соответствии с законом Воронежской области от 12.03.2008 N 4-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Воронежской области", постановлением администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу "Дополнительные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2009-2010 годы" согласно приложению к настоящему приказу.

2. Финансирование мероприятий программы проводить в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

3. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области в сети Интернет.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель департамента

С.А. Суменко

Приложение
к приказу департамента
по развитию предпринимательства
и потребительского рынка
Воронежской области
от 14 мая 2009 г. N 01-09/03

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2010 ГОДЫ"

Паспорт Ведомственной целевой программы "Дополнительные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2009-2010 годы"


Наименование субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области

Наименование программы

"Дополнительные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2009-2010 годы"

Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области о разработке программы

Приказ д епартамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 07.05.2009 N 01-09/02 "О разработке ведомственной целевой программы"

Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области об утверждении программы

Приказ д епартамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 14.05.2009 N 01-09/03 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Дополнительные мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2009-2010 годы"

Номер и дата учета программы в департаменте экономического развития Воронежской области

Цели и задачи программы

Цель: реализация государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (далее - "МСП") в Воронежской области, направленной на создание благоприятной среды для активизации и развития предпринимательской деятельности
 Задачи:
 обеспечить развитие предпринимательской активности и прирост числа малых предприятий в количестве: в 2009 г. - 493 ед. (3,1%), в 2010 г. – 606 (3,7%)).
 расширить доступ субъектов МСП к кредитным услугам банков и финансовой поддержке путем совершенствования механизмов ее предоставления, привлечения дополнительных инвестиций субъектами МСП с достижением следующих показателей:
 - доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций: в 2009 г. - 21,0%, в 2010 г. – 21,5%;

 - доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта: в 2009 г. - 18,7%, в 2010 г. – 19,3%.

Целевые индикаторы и показатели

1. Количество новых рабочих мест, созданных у субъектов МСП - получателей поддержки и получателей услуг организаций инфраструктуры поддержки МСП, получивших поддержку в рамках программы (планируемое значение – 1084).
 2. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от субъектов МСП - получателей поддержки и получателей услуг организаций инфраструктуры поддержки МСП, получивших поддержку в рамках программы (планируемое значение – 30972 тыс.руб.).
 3. Количество субъектов МСП, не обладающих достаточными собственными активами для залога, получивших кредиты кредитных организаций (планируемое значение - 76).
 4. Количество субъектов МСП, получивших гранты на создание собственного бизнеса (планируемое значение - 184).
 5. Количество субъектов МСП, получивших субсидии для компенсации затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам (планируемое значение - 191).

Наименование программных мероприятий

1. Развитие системы гарантийного обеспечения обязательств субъектов МСП.
 2. Гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса.
 3. Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченных в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам.

Сроки реализации программы

2009-2010 годы.

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования -  1 040 350 тыс.р., в т.ч.:
 - федеральный бюджет - 152 920 тыс.р. (14,7%);

 - областной бюджет - 38 230 тыс.р. (3,7%);

 - внебюджетные источники - 849 200 тыс.р. (81,6%)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации мероприятий программы в 2009-2010 годах будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность мероприятий программы:
 1. Показатели экономической эффективности:
 - обеспечение доступа к кредитам кредитных организаций не менее чем для 76 субъектов МСП, не обладающих достаточными собственными активами для залога;

 - предоставление грантов на создание собственного бизнеса для 184 новых малых предприятий;

 - предоставление субсидий для компенсации процентных платежей по банковским кредитам для 191  субъектов МСП.
 2. Показатель бюджетной эффективности: обеспечение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций и субъектов МСП - участников программы в сумме не менее 30972 тыс.руб. (при условии сохранения нормативов отчислений в консолидированный бюджет области и круга плательщиков единого налога на вмененный доход и взимаемого по упрощенной системе налогообложения).
 3. Показатель социальной эффективности: создание не менее чем 1084 дополнительных рабочих мест.
 4. Д оля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций: в 2009 г. - 21,0%, в 2010 г. – 21,5%;

 5. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта: в 2009 г. - 18,7%, в 2010 г. – 19,3%.
 6. Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения области: в 2009 г. - 7,1, в 2010 г. – 7,2.

Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена ведомственная целевая программа


Сегодня малое и среднее предпринимательство (далее - "МСП") является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики, демонстрирующей свою конкурентоспособность и достаточно высокие темпы роста производства товаров и услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого предпринимательства с начала 2008 года осуществляются в виде двух отдельных обследований: по малым предприятиям - ежеквартально, по микропредприятиям – по итогам года.

На 1 января 2009 года по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики в Воронежской области осуществляют деятельность 2072 малых предприятий (без учета микропредприятий) и 56 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Численность занятых на малых предприятиях Воронежской области - 126,2 тыс. человек.

Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности на 1 января 2009 года.


Оборот малых предприятий (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) в 2008 году составил 89,5 млрд.рублей, или 108,2% к уровню 2007 года.

Несмотря на наметившуюся тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях в сфере промышленности и строительства, инновационная деятельность в отраслях реального сектора экономики развивается недостаточно.

В малом предпринимательстве Воронежской области преобладают организации с небольшой численностью занятых. Среднее число работающих в одной организации в 2008 году составило 7,2 человек. В условиях уменьшения численности работающих на крупных и средних предприятиях области занятость на малых предприятиях продолжает выполнять социально-экономические функции создания и сохранения рабочих мест, обеспечения стабильным заработком значительной части населения.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста предпринимательства в области, изменения отраслевой структуры малых предприятий, расширения поля их деятельности правительством Воронежской области в рамках областных целевых программ "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2006-2010 годы", "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы" и "Развитие малой авиации Воронежской области на 2007 - 2011 годы" реализуется меры, направленные на создание благоприятной бизнес-среды и комплексное решение вопросов развития малого предпринимательства.

Сформированы и работают основные элементы системы государственной поддержки малого бизнеса: действует Государственный фонд поддержки малого предпринимательства области и 5 муниципальных фондов, 17 центров поддержки предпринимательства, три бизнес-инкубатора, фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно технической сфере. В сочетании областных и федеральных ресурсов создан и работает гарантийный фонд для субъектов МСП. Оказывается поддержка в реализации инвестиционных проектов малых предприятий в виде компенсации части процентных платежей по кредитам. Реализуются мероприятия по развитию региональной системы микрофинансирования, поддержке субъектов МСП, производящих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта.

Однако существует ряд проблем сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной проблемой является недоступность кредитных ресурсов. Наблюдается противоречие - кредитные ресурсы нужны, прежде всего, тем, кто собирается начинать свое дело, однако именно им занять средства труднее всего. В целях упрощения доступа субъектов МСП к кредитным услугам наиболее надежных банков, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов, создан Гарантийный фонд Государственный фонд поддержки малого предпринимательства области. Гарантийный фонд представляет собой фонд денежных средств, размещаемых на расчетном счете ГФПМПВО, имеющем определенный режим использования, и расходуемых только на цели погашения просроченной задолженности малых предприятий по банковским кредитам, по которым ГФПМПВО выступает поручителем на основе специальных соглашений с выбранными банками.

Увеличение объемов гарантийного фонда позволит повысить объемы инвестиций банков в сектор МСП. В кризисных условиях гарантийный фонд, выполняет роль основного компенсатора кредитных рисков банков при кредитовании МСП, не имеющих достаточно ликвидных активов для передачи в залог. В рамках программы планируется пополнение гарантийного фонда за счет областного бюджета на сумму 12 млн.руб., за счет средств субсидий федерального бюджета - 48 млн.руб. Увеличение размера гарантийного фонда к концу 2010 года до 100 млн.руб. позволит СМП привлечь кредитные ресурсы, обеспеченные за счет гарантийного фонда, в размере не менее 400 млн.руб.

В кризисных условиях значительным сдерживающим фактором развития субъектов МСП, использующих банковские кредиты, является высокий уровень процентных ставок, устанавливаемых банками из-за возросших рисков обесценивания залогов и банкротства предприятий-заемщиков. Среди причин, препятствующих снижению процентных ставок по кредитам, необходимо учитывать не только высокие риски, но и отсутствие у многих заемщиков кредитной истории и их недостаточную имущественную базу.

Приоритетность развития системы субсидирования процентных платежей субъектов МСП по банковским кредитам обусловлена, с одной стороны, необходимостью поддержания оборотов деятельности конкурентоспособных предприятий, привлекающих банковские кредиты; с другой стороны - реальной способностью наиболее успешных российских банков, представленных в регионе, выделять кредиты субъектам МСП и осуществлять полноценный мониторинг их деятельности.

Решение данной проблемы будет обеспечено как за счет субсидирования процентных платежей предприятий, уже получивших кредиты в 2009 году, так и за счет поддержки субъектов МСП, получающих новые кредиты. Это позволит увеличить масштабы банковского кредитования субъектов МСП и обеспечить итоговую стоимость заемного капитала на уровне, позволяющем предприятиям вести безубыточную деятельность в условиях нестабильности потребительского спроса, роста тарифов естественных монополий и цен на сырье и материалы.

Субсидии будут предоставляться в порядке, определяемом постановлением правительства Воронежской области, с учетом следующих условий: предприятия - получатели поддержки принимают на себя обязательства сохранить рабочие мест на срок не менее 6 месяцев после получения поддержки.

Для активизации системы предоставления субсидий планируется направить средства областного бюджета в размере 15,23 млн.руб., а также субсидии федерального бюджета в размере 60,92 млн.руб.

В целях повышения заинтересованности граждан в создании и активизации собственного бизнеса, обеспечения занятости увольняемых работников крупных предприятий в рамках программы планируется обеспечить предоставление Грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса.

В соответствии с прогнозом Департамента труда и занятости населения Воронежской области в 2009 году ожидается высвобождение более 4 тысяч работников крупных предприятий, действующих в сфере машиностроения, приборостроения, производства огнеупоров, текстильной промышленности. Не более 10% высвобождаемых работников крупных предприятий в состоянии создать собственный бизнес. Таким образом, не более 400 граждан заинтересованы в получении поддержки в рамках данного мероприятия. Интерес к созданию собственного бизнеса также демонстрируют многие выпускники вузов и средне-технических учебных заведений, вынужденные переселенцы и увольняемые военнослужащие.

Гранты предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе (не более 0,3 млн.р. на одного получателя поддержки) в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг – на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос). Гранты предоставляться в порядке, определяемом постановлением правительства Воронежской области, с учетом следующих условий: субъект малого предпринимательства вновь зарегистрирован или действует менее 1 года и при наличии бизнес-проекта, оцениваемого комиссией, формируемой Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей.

В целях обеспечения эффективного использования субсидий (грантов), предоставляемых на активизацию предпринимательской деятельности безработных граждан, выполнение мероприятия будет осуществляться совместно с Департаментом труда и занятости населения Воронежской области, в том числе, в рамках областной целевой программы "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008-2011 годы". В рамках совместной деятельности планируется обеспечить:

- информирование граждан о возможностях организации самозанятости через подготовку и издание справочно-информационных материалов;

- предоставление организационно-консультационных услуг в сфере организации самозанятости, в том числе содействие в подготовке бизнес-проектов безработных граждан, проведении их экспертизы, предоставлении возможности использования каналов связи и средств оргтехники центров занятости населения и районных центров поддержки МСП;

- предоставление финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости (подготовка документов, предоставляемых при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплата государственной пошлины, нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов).

Предоставление грантов планируется обеспечить за счет средств областного бюджета в сумме 11 млн.р., а также за счёт субсидий федерального бюджета в сумме 44 млн.р.

Безработные граждане, принимающие решение организовать собственные предприятия с привлечением грантов смогут также воспользоваться поддержкой, предоставляемой в рамках региональной программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2009 год", утвержденной Указом Губернатора Воронежской области от 19.02.2009 г. N 83-у, в рамках которой осуществляется: опережающее профессиональное обучение бывших работников крупных предприятий оказавшихся в условиях массового увольнения; организация временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта предпринимательства безработных граждан и выпускников образовательных учреждений; оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.

Глава 2. Основные цели и задачи программы


Целью Программы является реализация государственной политики поддержки и развития МСП в Воронежской области, направленной на создание благоприятной среды для активизации и развития предпринимательской деятельности.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

а) обеспечить развитие предпринимательской активности и прирост числа малых предприятий в количестве: в 2009 г. - 493 ед. (3,1%), в 2010 г. – 606 (3,7%)).

б) расширить доступ субъектов МСП к кредитным услугам банков и финансовой поддержке путем совершенствования механизмов ее предоставления, привлечения дополнительных инвестиций в региональный сектор МСП с достижением следующих показателей:

- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций: в 2009 г. - 21,0%, в 2010 г. – 21,5%;

- доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта: в 2009 г. - 18,7%, в 2010 г. – 19,3%.

- количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения области: в 2009 г. - 7,1, в 2010 г. – 7,2.

Срок реализации Программы - 2009-2010 годы.

Глава 3. Ожидаемые результаты реализации программы, индикаторы ведомственной целевой программы и методика их расчета


Таблица 1 - Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы

Целевой индикатор

Единица
 измерения

Значение индикатора по годам

2009 г.

2010 г.

число субъектов МСП, не обладающих собственными активами для залога, получивших кредиты кредитных организаций

единиц

38

38

число субъектов МСП, получивших гранты на создание собственного бизнеса

единиц

84

100

число субъектов МСП, получивших субсидии для компенсации затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам

единиц

82

109

объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от субъектов МСП - получателей поддержки и получателей услуг организаций инфраструктуры поддержки МСП, получивших поддержку в рамках Программы

тыс.руб.

13920

17072

количество новых рабочих мест, созданных у субъектов МСП - получателей поддержки и получателей услуг организаций инфраструктуры поддержки МСП, получивших поддержку в рамках Программы

единиц

490

594

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций

процентов

21,0

21,5

доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта

процентов

18,7

19,3

количество малых и средн их предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения области

единиц

7,1

7,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»