Недействующий

ЗАКОН

КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 05 декабря 2012 года N 66

О программе социально-экономического развития Курганской области на 2013 год и среднесрочную перспективу

Принят Курганской областной Думой 27 ноября 2012 года

(ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ:
Закон Курганской области от 03.12.2013 г. N 87: НГР RU45000201300772)

Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Курганской области на 2013 год и среднесрочную перспективу (прилагается).

Статья 2


Признать утратившим силу Закон Курганской области от 5 декабря 2011 года N 83 "О Программе социально-экономического развития Курганской области на 2012 год и среднесрочную перспективу".

Статья 3


Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Губернатор Курганской области О.А. Богомолов

Приложение
к Закону Курганской области
от "05" декабря 2012 года N 66
"О Программе социально-экономического
развития Курганской области на 2013 год и
среднесрочную перспективу"

Программа социально-экономического развития Курганской области на 2013 год и среднесрочную перспективу

Паспорт Программы социально-экономического развития Курганской области на 2013 год и среднесрочную перспективу


Наименование программы:

Программа социально-экономического развития Курганской области на 2013 год и среднесрочную перспективу (далее - Программа).

Заказчик программы:

Правительство Курганской области.

Разработчик программы:

Правительство Курганской области.

Цель программы:

формирование устойчивого экономического роста Курганской области, развитие человеческого капитала.

Сроки реализации программы:

2013-2015 годы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

в 2015 году по сравнению с 2012 годом прирост реальных располагаемых денежных доходов населения составит 9,3%, прирост валового регионального продукта - 9,4%.

Исполнители программы:

Правительство Курганской области;
органы исполнительной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление (далее - органы исполнительной власти).

Источники финансирования:

средства федерального бюджета  (по согласованию), областного бюджета, местных бюджетов (по согласованию), государственных внебюджетных фондов (по согласованию), собственных средств организаций (по согласованию), иных внебюджетных источников в соответствии с действующим законодательством.
 Все источники финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом финансовых возможностей. Источники финансирования являются прогнозными и не носят обязательного характера.

Система контроля за исполнением программы:

Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области ежеквартально направляет Губернатору Курганской области информацию о ходе выполнения Программы.
 Губернатор Курганской области представляет в Курганскую областную Думу информацию о ходе выполнения Программы одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Раздел I. Введение


Программа разработана в соответствии с Уставом Курганской области, Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития, комплексных программах, целевых программах и ведомственных целевых программах Курганской области".

Основные направления и приоритетные задачи социально-экономического развития Курганской области сформулированы с учетом тенденций социально-экономического развития Курганской области в 2012 году и в соответствии с:

посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 1757-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года";

Стратегией социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р "О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года".

Программа включает цели, задачи, приоритеты социально-экономического развития Курганской области, механизмы реализации, основные показатели прогноза социально-экономического развития Курганской области на 2013-2015 годы (приложение 1 к Программе), перечни комплексных программ Курганской области, предлагаемых к реализации на период действия Программы (приложение 2 к Программе), целевых программ Курганской области, предлагаемых к реализации на период действия Программы (приложение 3 к Программе), ведомственных целевых программ, предлагаемых к реализации на период действия Программы (приложение 4 к Программе), комплексных и целевых программ Курганской области, ведомственных целевых программ, принятие которых необходимо для реализации Программы (приложение 5 к Программе), инвестиционных проектов, реализуемых в Курганской области в 2013 году (приложение 6 к Программе), и нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Курганской области (приложение 7 к Программе).

Глава 1. Социально-экономическое положение Курганской области в 2011 году и тенденции развития в 2012 году


В 2011 году в Курганской области: увеличились по сравнению с 2010 годом валовой региональный продукт, производство промышленной продукции и сельского хозяйства, грузооборот автомобильного и железнодорожного транспорта, внешнеторговый оборот. Выросли инвестиции в основной капитал, ввод жилых домов, реальная заработная плата одного работника с учетом индекса цен, оборот розничной торговли и платные услуги населению. Снизились смертность населения, естественная убыль населения, уровень безработицы к экономически активному населению. Доходы консолидированного бюджета без учета взаимоотношений с федеральным уровнем власти увеличились в 2011 году на 21,3%.

Положительные тенденции в экономике продолжаются и в 2012 году. В первом полугодии 2012 года в Курганской области увеличились реальная заработная плата и среднедушевые денежные доходы населения, выросло производство сельскохозяйственной продукции, увеличилось производство мяса и молока, пищевых продуктов, увеличились ввод жилых домов, инвестиции в основной капитал, перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, оборот розничной торговли и платные услуги населению. Снизились напряженность на рынке труда и уровень зарегистрированной безработицы. Ниже уровня 2011 года уровень инфляции. Увеличились доходы консолидированного бюджета Курганской области.

Итоги социально-экономического развития Курганской области в первом полугодии 2012 года позволяют сделать благоприятный прогноз на 2012 год в целом.

Глава 2. Потенциал Курганской области


Географическое положение.

Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, на юго-западной окраине Западно-Сибирской низменности, в бассейне рек Тобола и Исети, в черноземной полосе лесостепной зоны Зауралья. Площадь области - 71,5 тыс. кв. км, что составляет около 0,4% территории России.

Область имеет выгодное экономико-географическое и геополитическое положение. На севере и северо-востоке Курганская область граничит со Свердловской областью, на западе и юго-западе с Челябинской, на юге и юго-востоке с Казахстаном, на востоке и северо-востоке с Тюменской областью.

Муниципальное устройство и крупнейшие города.

Курганская область образована 6 февраля 1943 года. Административный центр - город Курган. Область входит в состав Уральского федерального округа. Область разделена на 24 муниципальных района и 2 городских округа. На территории области находится 9 городов, 6 поселков городского типа, 1220 сельских населенных пунктов. Крупные города области: Курган с численностью 328 тыс. человек и Шадринск, в котором проживает 77 тыс. человек.

Население.

Численность населения области составляет на 1 января 2012 года 896,3 тыс. человек, из которых 60,4% - городские жители. Плотность населения – 12,5 жителей на 1 кв. км. Экономически активное население области составляет около 50%.

Природные условия и полезные ископаемые.

Область богата природными ресурсами. Распространены месторождения сырья для производства строительных материалов, имеются запасы редких бентонитовых глин, железных, урановых, вольфраммолибденовых руд, титан-циркониевых россыпей, торфа, лечебных грязей, подземных пресных и целебных минеральных вод. Положительно оцениваются перспективы газо- и нефтедобычи.

Двадцатую часть всей площади Курганской области занимают озера. Их почти три тысячи. Четверть из них - минерализованы. Вода и грязи в них обладают лечебными свойствами и по своему минералогическому составу не уступают лучшим водоемам России.

Зауральские реки и озера могут дать до 6 тыс. тонн карася, карпа, пеляди, окуня, щуки, судака и другой рыбы. Водоемы области располагают богатой кормовой базой, что позволяет осуществлять промысловую добычу биокормов, используемых для выращивания ценных видов рыб.

Общая площадь лесного фонда составляет более полутора миллионов гектаров. Это одна пятая территории Зауралья. Запасы древесины оцениваются в 100 млн. кубометров, из них половина хвойных пород.

Основные социально-экономические показатели.

Экономика Курганской области имеет структуру, приближенную к структуре экономики развитых стран, ориентированных на работу в рыночных условиях. Валовой региональный продукт (ВРП) Курганской области отличается по структуре от ВРП областей Урала и Российской Федерации в целом. Прежде всего - высокой долей сельского хозяйства и низкой долей добычи полезных ископаемых. Промышленная деятельность занимает более 25%, сельское хозяйство – около 11%, строительство – 8%, транспорт и связь – 17%, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта и бытовых изделий – более 12%. В валовом региональном продукте Курганской области производство услуг составляет более 60%, производство товаров - около 40%.

Курганская область представляет собой динамично развивающийся регион. С 2000 года наблюдается положительная динамика по всем социально-экономическим показателям: ВРП за 2001-2011 годы увеличился в сопоставимых ценах в 1,6 раза, инвестиции в основной капитал увеличились в 3 раза, производство промышленной продукции (индекс промышленного производства) - в 1,5 раза, производство продукции сельского хозяйства – в 1,3 раза, оборот розничной торговли - в 3,1 раза, объем платных услуг населению - в 1,8 раза, объемы жилищного строительства - в 2,5 раза, реальные располагаемые денежные доходы населения – в 2,3 раза. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизился почти в 3 раза.

Основные отрасли промышленности.

Основу экономики области составляет промышленность. В области сформирован многоотраслевой комплекс, характеризующийся достаточно крупными масштабами производства, с широкой номенклатурой выпускаемой продукции, востребованной как в нашей стране, так и за рубежом. Наибольший удельный вес (около 75%) в структуре промышленности региона составляют обрабатывающие производства. Продукция курганских предприятий, выпускающих более 5 тысяч наименований различных видов изделий, известна далеко за пределами области. Это автобусы, военная техника, арматура и оборудование для добычи и переработки нефти, металлоконструкции для строительства заводских корпусов, железнодорожных и автомобильных мостов, машины для городского коммунального хозяйства, пожарные автомобили, насосы, высококачественные лекарственные средства. Развита перерабатывающая промышленность. Высокое качество продукции курганских товаропроизводителей, соответствующей требованиям международного стандарта качества ISO 9001:2000, подтверждается международными сертификатами, многочисленными дипломами и медалями, получаемыми в различных номинациях во время выставок, широкой географией поставок продукции.

На долю региона приходится 40% в общероссийском производстве автобусов среднего класса, 35% - малых коммунальных и строительных машин, 30% – пожарных машин, 25% - мостовых металлоконструкций, 34% добычи урановой руды.

В Курганской области сформирована основная часть инновационной инфраструктуры - ОАО "Курганский областной технопарк", ГУП "Бизнес-инкубатор Курганской области", поддержку из областного бюджета получили бизнес-инкубаторы Курганского государственного университета, Шадринского государственного педагогического института, Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева. Действуют технопарки Курганского государственного университета и Курганского филиала Академии труда и социальных отношений. В 2011 году создано Некоммерческое партнерство "Центр кластерного развития Курганской области", основной задачей которого является разработка механизмов формирования региональных кластеров через объединение крупного бизнеса, науки и высокоэффективных субъектов предпринимательства.

Сельское хозяйство.

Курганская область - хорошо освоенная в сельскохозяйственном отношении территория. Более 60% общей площади земли находится в сельскохозяйственном производстве, более 30% – в лесном. На одного жителя области приходится по 2,4 га пашни. Природно-климатические условия Курганской области позволяют успешно развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Основная специализация агропромышленного комплекса Курганской области - зерновое и мясо-молочное производство, продукция переработки которых удовлетворяет собственные потребности и экспортируется в другие регионы.

Агропромышленный комплекс Курганской области лидирует в Уральском федеральном округе и занимает ведущие места в России по производству продукции сельского хозяйства на душу населения. В 2011 году по производству зерна на душу населения Курганская область занимала 10 место в России, овощей - 6 место, молока – 12 место, картофеля - 13 место, мяса – 37 место.

Инвестиции в агропромышленный комплекс за последние 6 лет превысили 9 млрд. рублей. За счет ввода в сельскохозяйственный оборот 389 тыс. га ранее неиспользуемой пашни и внедрения новых технологий производство зерна увеличилось в 1,9 раза и повысилась доля продовольственного зерна до 80%.

В Курганской области внедрены знаки "Зауральское качество", "Без трансгенов", которые наносятся на продукцию, изготовленную с применением качественного сырья, произведенного в области и не имеющего в своем составе генно-модифицированных организмов.

Транспортная инфраструктура.

По территории Курганской области проходит электрифицированная Транссибирская железнодорожная магистраль, магистральные нефте- и газопроводы. Курганская область является транспортной развязкой железнодорожных и автомобильных дорог по направлениям на Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Омск и Петропавловск, Костанай (Казахстан), имеет 2 железнодорожных и 5 автомобильных пунктов пропуска на границе с Республикой Казахстан. Как приграничная территория Зауралье имеет все предпосылки стать основой транспортных коридоров по направлениям из стран Средней и Центральной Азии в промышленно развитые области Уральского федерального округа, а также из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в европейскую часть России.

Глава 3. Основные проблемы социально-экономического развития Курганской области


1. Инфраструктурные ограничения экономического роста: недостаточное развитие инженерной, производственной (особенно водоснабжения и газификации), транспортной, социальной инфраструктуры.

2. Неудовлетворительная демографическая ситуация.

3. Высокая степень износа основных фондов.

4. Недостаточный уровень интеграции экономики Курганской области в международные, межрегиональные экономические отношения.

5. Недостаточный уровень диверсификации.

Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет организациям эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне.

6. Негативное влияние вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) на реализацию продукции организаций промышленности и агропромышленного комплекса.

7. Высокая доля неиспользуемой пашни в общей площади земель сельскохозяйственного назначения.

Глава 4. Цели и задачи Программы, приоритеты социальной и экономической политики на 2013 год и среднесрочную перспективу


Цель Программы - формирование устойчивого экономического роста Курганской области, развитие человеческого капитала.

Программа определяет направления деятельности Правительства Курганской области на 2013-2015 годы и предполагает продолжение институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, создание благоприятного инвестиционного климата, техническую модернизацию отраслей экономики и активизацию инновационной деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»