Недействующий

ЗАКОН

КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 03 декабря 2013 года N 87

О программе социально-экономического развития Курганской области на 2014 год и среднесрочную перспективу

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Закона Курганской области от 28.11.2014 N 86.
____________________________________________________________________

Принят Курганской областной Думой 26 ноября 2013 года

Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Курганской области на 2014 год и среднесрочную перспективу (прилагается).

Статья 2


Признать утратившим силу Закон Курганской области от 5 декабря 2012 года N 66 "О Программе социально-экономического развития Курганской области на 2013 год и среднесрочную перспективу".

Статья 3


Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

Губернатор Курганской области О.А. Богомолов

Приложение
к Закону Курганской области
от "3" декабря 2013 года N 87
"О Программе социально-экономического
развития Курганской области на 2014 год и
среднесрочную перспективу"

Программа социально-экономического развития Курганской области на 2014 год и среднесрочную перспективу

Паспорт Программы социально-экономического развития Курганской области на 2014 год и среднесрочную перспективу


Наименование программы:

Программа социально-экономического развития Курганской области на 2014 год и среднесрочную перспективу (далее - Программа).

Заказчик программы:

Правительство Курганской области.

Разработчик программы:

Правительство Курганской области.

Цель программы:

обеспечение устойчивого экономического роста Курганской области, достижение достойного уровня жизни населения.

Сроки реализации программы:

2014-2016 годы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

в 2016 году по сравнению с 2013 годом прирост реальных располагаемых денежных доходов населения составит 10,1%, прирост валового регионального продукта - 10,3%.

Исполнители программы:

Правительство Курганской области;
органы исполнительной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление (далее - органы исполнительной власти).

Источники финансирования:

средства федерального бюджета (по согласованию), областного бюджета, местных бюджетов (по согласованию), государственных внебюджетных фондов (по согласованию), собственных средств организаций (по согласованию), иных внебюджетных источников в соответствии с действующим законодательством .
 Все источники финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом финансовых возможностей. Источники финансирования являются прогнозными и не носят обязательного характера.

Система контроля за исполнением программы:

Департамент экономического развития, тор говли и труда Курганской области ежеквартально направляет Губернатору Курганской области информацию о ходе выполнения Программы.
 Губернатор Курганской области представляет в Курганскую областную Думу информацию о ходе выполнения Программы одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Раздел I. Введение


Программа разработана в соответствии с Уставом Курганской области, Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года N 356 "О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития, комплексных программах, целевых программах и ведомственных целевых программах Курганской области".

Основные направления и приоритетные задачи социально-экономического развития Курганской области сформулированы с учетом тенденций социально-экономического развития Курганской области в 2013 году и в соответствии с:

указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";

посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года N 404п-П13;

Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 1757-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года";

Стратегией социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р "О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года".

Программа включает цели, задачи, приоритеты социально-экономического развития Курганской области, механизмы реализации, основные показатели прогноза социально-экономического развития Курганской области на 2014-2016 годы (приложение 1 к Программе), перечень инвестиционных проектов, реализуемых в Курганской области в 2014 году (приложение 2 к Программе), и нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Курганской области (приложение 3 к Программе).

Глава 1. Социально-экономическое положение Курганской области в 2012 году и тенденции развития в 2013 году


В 2012 году Курганская область имела положительную динамику практически по всем макроэкономическим показателям. По сравнению с 2011 годом выросли объемы промышленного производства, инвестиций в основной капитал, ввод жилых домов. Увеличился оборот розничной торговли, платные услуги населению, грузооборот транспорта. Выросла сальдированная прибыль предприятий и организаций, увеличились доходы консолидированного бюджета Курганской области. Темпы роста инвестиций в основной капитал, жилищного строительства, грузооборота транспорта выше среднероссийских.

Положительную динамику имели демографические показатели, коэффициент рождаемости - самый высокий за последние 10 лет. Выросла заработная плата и денежные доходы населения. Ниже уровня 2011 года уровень зарегистрированной безработицы, численность безработных, уровень преступности.

Агропромышленный комплекс в условиях сильнейшей засухи обеспечил внутренние потребности Курганской области в сельскохозяйственной продукции и продовольствии. Увеличилось производство мяса и молока, поголовье свиней, овец и коз, птицы. Возросла продуктивность животных.

Положительные тенденции в экономике Курганской области продолжаются и в 2013 году. По итогам первого полугодия 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года значительно выросли объемы промышленного производства и работ по виду деятельности "строительство". Увеличились оборот розничной торговли, грузооборот транспорта. Выросли заработная плата и денежные доходы населения. Ниже прошлого года уровень зарегистрированной безработицы и численность безработных. Своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение социальных обязательств бюджета Курганской области.

Итоги социально-экономического развития Курганской области за первое полугодие 2013 года позволяют сделать благоприятный прогноз на 2013 год в целом.

Глава 2. Потенциал Курганской области


Географическое положение.

Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, на юго-западной окраине Западно-Сибирской низменности, в бассейне рек Тобола и Исети, в черноземной полосе лесостепной зоны Зауралья. Площадь области - 71,5 тыс. кв. км, что составляет около 0,4% территории России.

Курганская область имеет выгодное экономико-географическое и геополитическое положение. На севере и северо-востоке Курганская область граничит со Свердловской областью, на западе и юго-западе с Челябинской, на юге и юго-востоке с Казахстаном, на востоке и северо-востоке с Тюменской областью.

Муниципальное устройство и крупнейшие города.

Курганская область образована 6 февраля 1943 года. Административный центр - город Курган. Курганская область входит в состав Уральского федерального округа. Курганская область разделена на 24 муниципальных района и 2 городских округа. На территории Курганской области находится 9 городов, 6 поселков городского типа, 1220 сельских населенных пунктов. Крупные города Курганской области: Курган с численностью 325,6 тыс. человек и Шадринск, в котором проживает 77,4 тыс. человек.

Население.

Численность населения Курганской области составила на 1 января 2013 года 885,8 тыс. человек, из которых 60,7% - городские жители. Плотность населения - 12,4 жителя на 1 кв. км. Экономически активное население Курганской области составляет около 49%.

Природные условия и полезные ископаемые.

Курганская область богата природными ресурсами. Распространены месторождения сырья для производства строительных материалов, имеются запасы редких бентонитовых глин, железных, урановых, вольфраммолибденовых руд, титан-циркониевых россыпей, торфа, лечебных грязей, подземных пресных и целебных минеральных вод. Положительно оцениваются перспективы газо- и нефтедобычи.

Двадцатую часть всей площади Курганской области занимают озера. Их почти три тысячи. Четверть из них - минерализованы. Вода и грязи в них обладают лечебными свойствами и по своему минералогическому составу не уступают лучшим водоемам России.

Зауральские реки и озера могут дать до 6 тыс. тонн карася, карпа, пеляди, окуня, щуки, судака и другой рыбы. Водоемы области располагают богатой кормовой базой, что позволяет осуществлять промысловую добычу биокормов, используемых для выращивания ценных видов рыб.

Общая площадь лесного фонда составляет более полутора миллионов гектаров. Это одна пятая территории Зауралья. Запасы древесины оцениваются почти в 200 млн. кубометров.

Основные социально-экономические показатели.

Экономика Курганской области имеет структуру, приближенную к структуре экономики развитых стран, ориентированных на работу в рыночных условиях. Промышленная деятельность занимает более 25% от валового регионального продукта, сельское хозяйство - около 15%, строительство – 5,5%, транспорт и связь – 15%, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта и бытовых изделий – более 12%. В валовом региональном продукте Курганской области производство услуг составляет около 60%, производство товаров – более 40%.

Основные отрасли промышленности.

Основу экономики Курганской области составляет промышленность. В Курганской области сформирован многоотраслевой комплекс, с широкой номенклатурой выпускаемой продукции, востребованной как в нашей стране, так и за рубежом. Наибольший удельный вес (около 75%) в структуре промышленности Курганской области составляют обрабатывающие производства. Продукция курганских предприятий, выпускающих более 5 тысяч наименований различных видов изделий, известна далеко за пределами области. Это автобусы, военная техника, арматура и оборудование для добычи и переработки нефти, металлоконструкции для строительства заводских корпусов, железнодорожных и автомобильных мостов, машины для городского коммунального хозяйства, пожарные автомобили, насосы, высококачественные лекарственные средства. Развита перерабатывающая промышленность.

Курганская область производит в общероссийском объеме: 35% малых коммунальных и строительных машин, 30% пожарных машин, более 30% антибиотиков, 40% автобусов среднего класса, 25% мостовых металлоконструкций.

В Курганской области сформирована основная часть инновационной инфраструктуры - открытое акционерное общество "Курганский областной технопарк", Государственное унитарное предприятие Курганской области "Бизнес-инкубатор Курганской области" и его обособленное подразделение "Курганский региональный центр поддержки экспорта", Некоммерческое партнерство "Центр кластерного развития Курганской области", "Курганский центр молодежного инновационного творчества", созданный Обществом с ограниченной ответственностью "Высокие технологии", Некоммерческая организация "Фонд микрофинансирования Курганской области", Некоммерческая организация "Гарантийный фонд малого предпринимательства Курганской области". Поддержку из областного бюджета получили бизнес-инкубаторы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Курганский государственный университет", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева". Действуют технопарки федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Курганский государственный университет" и Курганского филиала Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования "Академия труда и социальных отношений". В 2012 году выиграл конкурс Минэкономразвития России и получил субсидию из федерального бюджета Центр молодежного инновационного творчества Курганской области.

Сельское хозяйство.

Более 60% общей площади земли находится в сельскохозяйственном производстве, более 30% - в лесном. На одного жителя Курганской области приходится по 2,4 га пашни. Природно-климатические условия Курганской области позволяют успешно развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Основная специализация агропромышленного комплекса Курганской области - зерновое и мясо-молочное производство, продукция переработки которых удовлетворяет собственные потребности и экспортируется в другие регионы.

Агропромышленный комплекс Курганской области лидирует в Уральском федеральном округе и занимает ведущие места в России по производству продукции сельского хозяйства на душу населения. В 2012 году по производству зерна на душу населения Курганская область занимала 2 место в России, овощей - 6 место, молока – 10 место, картофеля – 13 место, мяса – 37 место.

В Курганской области внедрены знаки "Зауральское качество", "Без трансгенов", которые наносятся на продукцию, изготовленную с применением качественного сырья, произведенного в Курганской области и не имеющего в своем составе генно-модифицированных организмов.

Транспортная инфраструктура.

По территории Курганской области проходит электрифицированная Транссибирская железнодорожная магистраль, магистральные нефте- и газопроводы. Курганская область является транспортной развязкой железнодорожных и автомобильных дорог по направлениям на Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Омск и Петропавловск, Костанай (Казахстан), имеет 2 железнодорожных и 5 автомобильных пунктов пропуска на границе с Республикой Казахстан.

Глава 3. Основные проблемы социально-экономического развития Курганской области


1. Напряженная демографическая ситуация. Снижение численности населения трудоспособного возраста.

2. Инфраструктурные ограничения экономического роста: недостаточное развитие инженерной, производственной (особенно водоснабжения и газификации), транспортной, социальной инфраструктуры.

3. Высокая степень износа основных фондов.

4. Недостаточный уровень диверсификации.

Глава 4. Цели и задачи Программы, приоритеты социальной и экономической политики на 2014 год и среднесрочную перспективу


Цель Программы - обеспечение устойчивого экономического роста Курганской области, достижение достойного уровня жизни населения.

Программа определяет направления деятельности Правительства Курганской области на 2014-2016 годы и предполагает продолжение модернизации инфраструктуры, социальных и государственных институтов, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, формирование конкурентоспособной и эффективной экономики, создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, инвестиционного климата, технологической модернизации отраслей экономики и активизацию инновационной деятельности.

Программой предусматривается разработка механизмов, направленных на повышение эффективности проводимых преобразований, решение демографических, социальных и экологических задач, обеспечение устойчивого и динамичного повышения качества жизни населения, повышение инвестиционной и деловой привлекательности экономики, технологическую модернизацию и модернизацию инфраструктуры, усиление инновационной составляющей экономического развития, повышение конкурентоспособности экономики на основе интенсивного роста производительности труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»