Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2012 года N 409

О целевой программе Курганской области "Завтра начинается сегодня" на 2012-2014 годы

(с изменениями от 14 октября 2013 года)

г. Курган

(ПРИЗНАНО УТРАТИВШИМ СИЛУ:
Постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 г. N 500: НГР RU45000201300677)

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 г. N 502: НГР RU45000201300660)

В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 25 мая 2009 года N 292 "О целевых программах Курганской области" Правительство Курганской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить целевую программу Курганской области "Завтра начинается сегодня" на 2012-2014 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике Калугину М.А.

Губернатор Курганской области О.А. Богомолов

Приложение
к постановлению Правительства Курганской области
от 14 августа 2012 года N 409
"О целевой программе Курганской области
"3автра начинается сегодня" на 2012-1014 годы"

Целевая программа Курганской области "Завтра начинается сегодня" на 2012-2014 годы

Паспорт целевой программы Курганской области "Завтра начинается сегодня" на 2012-2014 годы

Наименование

Целевая программа Курганской области "Завтра начинается сегодня" на 2012-2014 годы (далее - Программа)

Заказчик

Правительство Курганской области

Исполнитель- координатор

Главное управление образования Курганской области

Разработчики

Главное управление образования Курганской области, управление по социальной политике Правительства Курганской области

Исполнители

Управление по социальной политике Правительства Курганской области, Главное управление образования Курганской области, Департамент здравоохранения Курганской области, Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Управление культуры Курганской области, подведомственные государственные учреждения (по согласованию), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (по согласованию);
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (по согласованию), федеральное казенное учреждение "Юргамышская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" (по согласованию);
федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Куртамышское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа" (по согласованию);
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию), муниципальные учреждения (по согласованию)

Цели и задачи

Цель Программы:
 профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных;
социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, посредством организации межведомственного сопровождения и реабилитации несовершеннолетних. Задачи Программы:

совершенствование межведомственного сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликт е с законом, а также лиц из числа несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в воспитательной колонии, специализированных учебно- воспитательных учреждениях закрытого типа и центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;

 обеспечение выявления несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших правонарушения и преступления, нуждающихся в различных видах помощи и контроле;
развитие сети служб по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом;

 внедрение в работу служб учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних Курганской области новых технологий и методик социализации, реабилитации и социального сопровождения подростков, склонных к асоциальному поведению или оказавшихся в конфликте с законом;

 повышение информированности и правовой грамотности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их родителей;

 развитие систем методического обеспечения и повышения профессиональной компетентности специалистов, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом

Целевые индикаторы

Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

 удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие в общей численности несовершеннолетних (процент);

 удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление (процент);
число преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними;

 доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, охваченных программами межведомственного сопровождения, в том числе вовлеченных в социально-реабилитационные программы, от общего числа несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом (процент);
доля специалистов, прошедших обучение, повысивших квалификацию в рамках Программы, из общего количества специалистов, занимающихся вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений (процент)

Сроки и этапы реализации

2012-2014 годы. Мероприятия Программы реализуются в течение всего срока действия Программы

Финансовое
 обеспечение

Объем финансирования Программы составляет 52951,5 тысячи рублей, в том числе по годам:
 2012 год — 13273,15 тысячи рублей (за счет средств областного бюджета — 6513,3 тысячи рублей;
за счет средств местных бюджетов - 2321 тысяча рублей (по согласованию);
за счет средств федерального бюджета - 1453 тысячи рублей (по согласованию);
за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), - 2985,85 тысячи рублей (по согласованию));

 2013 год — 19498,75 тысячи рублей (за счет средств областного бюджета - 74566 тысяч рублей;
за счет средств местных бюджетов - 4470 тысяч рублей (по согласованию);
за счет средств федерального бюджета - 3421 тысяча рублей (по согласованию);
за счет средств Фонда — 4151,15 тысячи рублей (по согласованию));

 2014 год — 20179,6 тысячи рублей (за счет средств областного бюджета - 8085,6 тысячи рублей;
за счет средств местных бюджетов - 4470 тысяч рублей (по согласованию);
за счет средств федерального бюджета - 2302 тысячи рублей (по согласованию);
за счет средств Фонда - 5322 тысячи рублей (по согласованию))

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 программы

Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в том числе повторно, путем привлечения несовершеннолетних с девиантным поведением в межведомственные социально-реабилитационные программы, реализуемые специалистами служб по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом. Увеличение кол ичества специалистов, задействованных в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, прошедших обучение и повысивших квалификацию в рамках Программы

(Паспорт целевой программы в редакции постановления Правительства Курганской области от 14.10.2013 г. N 502: НГР RU45000201300660)

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Подростковая преступность в Курганской области имеет тенденцию к снижению (2008 год — 1164, 2009 год — 847, 2010 год — 750, 2011 год - 611). Во многом положительной динамике данного показателя способствует межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координируемое комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области (далее — областная комиссия). Применение в работе программно-целевого метода позволяет направить совместные усилия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на решение актуальных проблем в области детства посредством выполнения мероприятий действующих целевых программ Курганской области "Дети Зауралья" на 2008-2012 годы", "Детство, свободное от жестокости" на 2010-2012 годы", "Смогу жить самостоятельно" на 2011- 2013 годы", "Профилактика правонарушений в Курганской области на 2011-2013 годы", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Курганской области на 2010-2014 годы", часть из которых софинансируется Фондом.

Вместе с тем необходимо заметить, что уменьшение вышеуказанного показателя происходит на фоне общего снижения детского населения в Курганской области: по сравнению с 2008 годом показатель снизился на 3,5% и составлял в 2011 году 177,2 тыс. человек. Доля детей в возрасте 14-17 лет от общей численности детей в Курганской области уменьшилась на 4,6% (2008 год — 27,4%, 2011 год — 22,8%). По данным демографического прогноза к 2014 году наметится рост детского населения, в том числе и подросткового возраста, что безусловно вызывает особое внимание со стороны субъектов системы профилактики Курганской области.

Таким образом, криминальная обстановка в подростковой среде остается тревожной и требует принятия профилактических мер.

Анализ состояния подростковой преступности в Курганской области свидетельствует о том, что к социальным факторам, влияющим на совершение преступных действий подростками, относятся: социальное сиротство детей, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц.

Кроме того, к числу причин сохранения уровня правонарушений и преступлений несовершеннолетних можно отнести следующие:

- недостаточный уровень межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по своевременному выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- недостаточный уровень взаимодействия и скоординированности субъектов профилактики при организации межведомственного сопровождения несовершеннолетних и их семей, относящихся к категории объектов, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;

- недостаточная работа по ресоциализации подростков, имеющих проблемы с законом, совершивших правонарушения и преступления, отбывших наказание;

- отсутствие эффективной системы реинтеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей, в частности подростков, возвращающихся из учреждений системы наказаний;

- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков.

Негативным моментом криминогенной обстановки является увеличение количества преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения (2010 год - 77, 2011 год -115, увеличение на 49,4%).

С увеличением количества преступлений соответственно увеличилось и количество лиц, их совершивших (2010 год - 61, 2011 год - 87). За 12 месяцев 2011 года на территории Курганской области зарегистрировано 6 преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического, токсического опьянения (в 2010 году - 2).

За 12 месяцев 2011 года несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, совершено 372 общественно опасных деяния (2010 год - 396, уменьшение на 6,1%). Повторные общественно опасные деяния совершили 57 несовершеннолетних (в 2010 году - 49, увеличение на 16,3%).

В целях переориентации личности несовершеннолетних правонарушителей, предупреждения совершения повторных общественно опасных деяний и административных правонарушений в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа направлено 15 подростков (2010 год - 25, уменьшение на 40,0%), в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской

области помещено 27 подростков (2010 год - 24).

Одной из основных причин высокого уровня безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних является отрицательное влияние родителей, неблагополучная обстановка в семье. В 2011 году возбуждено 26 уголовных дел по статье 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации (в 2010 году - 38).

По данным Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области за 12 месяцев 2011 года зарегистрировано 1166 фактов самовольных уходов несовершеннолетних с мест постоянного жительства (в 2010 году - 1134, увеличение на 2,8%), из них:

457 фактов (в 2010 году - 375, увеличение на 21,8%) допустили воспитанники учреждений государственной поддержки детства, в том числе: воспитанники детских домов - 257 (в 2010 году - 193, увеличение на 33,1%), школ - интернатов - 70 (в 2010 году - 85, уменьшение на 17,6%), воспитанники, обучающиеся в учреждениях начального профессионального образования и проживающие в общежитиях, - 130 (в 2010 году - 97, увеличение на 34,0%);

148 - воспитанники социально-реабилитационных учреждений (в 2010 году - 130, увеличение на 13,8%);

19 - воспитанники Государственного казенного специального учебно- воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Просветская специальная общеобразовательная школа" (в 2010 году - 5);

38 - опекаемые несовершеннолетние (в 2010 году - 60, уменьшение на 36,6%);

21 - проживающие в приемных семьях и находящиеся на патронате (в 2010 году - 57, уменьшение на 63,1%);

483 - несовершеннолетние, проживающие с законными представителями (в 2010 году - 507, уменьшение на 4,7%).

Из общего количества самовольно ушедших подростков находились в возрасте 16-17 лет-479, 14 -15 лет - 367, младше 14 лет-320.

Из 1166 фактов самовольных уходов 440 допущены девочками, 726 - мальчиками.

Из анализа причин, по которым подростки совершают самовольные уходы, следует, что:

- в большинстве случаев несовершеннолетние не желают выполнять требования родителей, иных законных представителей по соблюдению режима дня, необходимости обучения;

- 397 подростков из 1166 предпочитают общаться с друзьями неограниченное время (в 2010 году - 396 из 1134);

- 369 - вести бесконтрольный образ жизни (в 2010 году - 304);

- в 262 случаях подростки стремятся увидеться со своими родственниками (в 2010 году — 308); данная причина в большей степени характерна для воспитанников детских государственных учреждений;

- в 84 случаях подростки не имели намерений совершать самовольные уходы, гуляли с друзьями без предупреждения родителей или законных представителей, несвоевременно возвращались с прогулок (в 2010 году — в 65 случаях).

Одной из причин совершения подростками противоправных деяний является недостаточное внимание со стороны родителей и преподавателей, отсутствие заботы, неорганизованный досуг несовершеннолетних. Подростки зачастую не находят понимания в семьях и остаются один на один со своими проблемами.

Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Напротив, наиболее раннее выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у них стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.

Таким образом, особый акцент в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом, и их семьями видится в разработке и внедрении новых социальных педагогических и психологических реабилитационных технологий. Это психолого-педагогические, правовые, медико-социальные программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, направленные на максимальное обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, их интеграцию в "здоровую" среду сверстников, социальную адаптацию и реабилитацию.

Целесообразность решения проблемы организации комплексной профилактической работы и сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их семей программно-целевым методом обусловлена необходимостью:

- разработки и реализации межведомственного комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения, исполнителям и ориентированных на результат;

- координации взаимодействия различных отраслей социальной сферы;

- оптимизации использования бюджетных средств и направления их на решение стратегически значимых направлений социальной политики;

- создания условий для социализации и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом;

- выполнения в рамках Программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации проектов.

Таким образом, в основу разработки настоящей Программы положен программно-целевой метод, а в рамках ее реализации предусмотрен мониторинг эффективности мероприятий на основе разработанных индикаторов, необходимых для отслеживания промежуточных результатов и проведения необходимой корректировки мероприятий Программы. Вышеуказанный метод основан на межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти Курганской области, правоохранительных структур, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области.

Раздел II. Цели и задачи Программы


Сохранение количественных показателей несовершеннолетних правонарушителей свидетельствует о формировании у этой категории детей и подростков стойкой противоправной установки. Впоследствии такие несовершеннолетние становятся резервом для взрослой преступности.

Существующая проблема свидетельствует о том, что действующая система профилактики преступности среди несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, имеющих противоправное и асоциальное поведение, неэффективна и нуждается в совершенствовании. Необходимым условием решения указанной проблемы может быть только комплексное целенаправленное взаимодействие всех заинтересованных ведомств, служб и учреждений в рамках реализации Программы.

Таким образом, целью данной Программы является профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных; социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, посредством организации межведомственного сопровождения и реабилитации несовершеннолетних.

Задачами Программы на 2012-2014 годы являются:

совершенствование межведомственного сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом, а также лиц из числа несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в воспитательной колонии, специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;

обеспечение выявления несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших правонарушения и преступления, нуждающихся в различных видах помощи и контроле;

развитие сети служб по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом;

внедрение в работу служб учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних Курганской области новых технологий и методик социализации, реабилитации и социального сопровождения подростков, склонных к асоциальному поведению или оказавшихся в конфликте с законом;

повышение информированности и правовой грамотности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их родителей;

развитие систем методического обеспечения и повышения профессиональной компетентности специалистов, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.

Раздел III. Сроки реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»