ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2013 года N 500
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Курганской области от 24.05.2016 N 138, вступившего в силу после официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, - 27.05.2016).
____________________________________________________________________
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 22.07.2014 N 302)
В целях профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, Правительство Курганской области
постановляет:
1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Завтра начинается сегодня" согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Курганской области от 14 августа 2012 года N 409 "О целевой Программе Курганской области "Завтра начинается сегодня" на 2012 - 1014 годы".
3. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ"
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 22.07.2014 N 302)
Наименование | Государственная Программа Курганской области "Завтра начинается сегодня" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель | Главное управление образования Курганской области |
Соисполнители | Правительство Курганской области, Главное управление образования Курганской области, Департамент здравоохранения Курганской области, Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Управление культуры Курганской области, подведомственные государственные учреждения (по согласованию), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (по согласованию), Федеральное казенное учреждение "Юргамышская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" (по согласованию), Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Куртамышское специальное профессиональное училище N 1 закрытого типа" (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию), муниципальные учреждения (по согласованию) |
Цели | Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных; социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, посредством организации межведомственного сопровождения и реабилитации несовершеннолетних |
Задачи | Совершенствование межведомственного сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом, а также лиц из числа несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в воспитательной колонии, специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; обеспечение выявления несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших правонарушения и преступления, нуждающихся в различных видах помощи и контроле; развитие сети служб по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом; внедрение в работу служб учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курганской области новых технологий и методик социализации, реабилитации и социального сопровождения подростков, склонных к асоциальному поведению или оказавшихся в конфликте с законом; повышение информированности и правовой грамотности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их родителей; развитие систем методического обеспечения и повышения профессиональной компетентности специалистов, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом |
Целевые индикаторы | Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (человек); численность несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (человек); удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних (процент); удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление (процент); число преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними (единица); доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, охваченных программами межведомственного сопровождения, в том числе вовлеченных в социально-реабилитационные программы, от общего числа несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом (процент); доля специалистов, прошедших обучение, повысивших квалификацию в рамках Программы, из общего количества специалистов, занимающихся вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений (процент) |
Сроки реализации | 2014 - 2016 годы |
Объемы бюджетных ассигнований | Планируемый объем бюджетного финансирования Программы в 2014 - 2016 годах составляет 66982 тысячи рублей, в том числе: за счет областного бюджета: 2014 год - 15636 тысяч рублей; 2015 год - 13716 тысяч рублей; 2016 год - 13716 тысяч рублей; за счет средств местных бюджетов: 2014 год - 4470 тысяч рублей; 2015 год - 4470 тысяч рублей; 2016 год - 4470 тысяч рублей; за счет средств федерального бюджета: 2014 год - 2302 тысячи рублей. Планируется привлечь средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд): 2014 год - 8202 тысячи рублей (по согласованию) |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 22.07.2014 N 302) | |
Ожидаемые результаты реализации | Создание условий по обеспечению системы профилактики по сопровождению несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом, а также лиц из числа несовершеннолетних правонарушителей, находящимся в воспитательной колонии, специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, способствующей снижению подростковой преступности; повышение в регионе уровня профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оказание своевременной квалифицированной социальной, правовой, психологической помощи несовершеннолетним, направленной на недопущение совершения ими противоправных действий, в том числе повторных; раннее выявление несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших правонарушения и преступления, нуждающихся в различных видах помощи и контроля; своевременное оказание услуг несовершеннолетним, склонным к совершению или совершивших правонарушения и преступления, нуждающимся в различных видах помощи и контроля; создание инфраструктуры профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом; комплексная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом; формирование условий для создания новых рабочих мест; удовлетворенность детей, находящихся в конфликте с законом, и их родителей количеством и качеством социально-реабилитационных услуг; занятость несовершеннолетних позитивной социально-досуговой деятельностью; успешная социальная реабилитация (адаптация) несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; успешная интеграция подростков в правопослушную и бесконфликтную среду сверстников; создание единого информационного пространства по оказываемым реабилитационным услугам несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, и вопросу правовой ответственности за совершение детьми правонарушений и преступлений; повышение степени информированности населения о проблемах подростковой преступности, в том числе несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их родителей; формирование общественного мнения, нетерпимого к проявлениям подросткового асоциального поведения, а также к подростковой преступности; повышение активности населения в сфере оперативного сообщения компетентным органам о случаях противоправного поведения несовершеннолетних; повышение качества предоставляемых социальных реабилитационных услуг; увеличение положительных результатов социальной реабилитации подростков, находящихся в конфликте с законом, в отношении которых применялись современные технологии и методики |
Подростковая преступность в Курганской области имеет тенденцию к снижению (2008 год - 1164, 2009 год - 847, 2010 год - 750, 2011 год - 611). Во многом положительной динамике данного показателя способствует межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координируемое комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области (далее - областная комиссия). Применение в работе программно-целевого метода позволяет направить совместные усилия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на решение актуальных проблем в области детства.
Вместе с тем необходимо заметить, что уменьшение вышеуказанного показателя происходит на фоне общего снижения детского населения в Курганской области: по сравнению с 2008 годом показатель снизился на 3,5% и составлял в 2011 году 177,2 тыс. человек. Доля детей в возрасте 14 - 17 лет от общей численности детей в Курганской области уменьшилась на 4,6% (2008 год - 27,4%, 2011 год - 22,8%). По данным демографического прогноза, к 2014 году наметится рост детского населения, в том числе и подросткового возраста, что безусловно вызывает особое внимание со стороны субъектов системы профилактики Курганской области.
Таким образом, криминальная обстановка в подростковой среде остается тревожной и требует принятия профилактических мер.
Анализ состояния подростковой преступности в Курганской области свидетельствует о том, что к социальным факторам, влияющим на совершение преступных действий подростками, относятся: социальное сиротство детей, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц.
Кроме того, к числу причин сохранения уровня правонарушений и преступлений несовершеннолетних можно отнести следующие:
- недостаточный уровень межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по своевременному выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- недостаточный уровень взаимодействия и скоординированности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации межведомственного сопровождения несовершеннолетних и их семей, относящихся к категории объектов, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;
- недостаточная работа по ресоциализации подростков, имеющих проблемы с законом, совершивших правонарушения и преступления, отбывших наказание;
- отсутствие эффективной системы реинтеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей, в частности подростков, возвращающихся из учреждений системы наказаний;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков.
Негативным моментом криминогенной обстановки является увеличение количества преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения (2010 год - 77, 2011 год - 115, увеличение на 49,4%).
С увеличением количества преступлений соответственно увеличилось и количество лиц, их совершивших (2010 год - 61, 2011 год - 87). За 12 месяцев 2011 год на территории Курганской области зарегистрировано 6 преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического, токсического опьянения (в 2010 году - 2).
За 2011 года несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, совершено 372 общественно опасных деяния (2010 год - 396, уменьшение на 6,1%). Повторные общественно опасные деяния совершили 57 несовершеннолетних (в 2010 году - 49, увеличение на 16,3%).
В целях переориентации личности несовершеннолетних правонарушителей, предупреждения совершения повторных общественно опасных деяний и административных правонарушений в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа направлено 15 подростков (2010 год - 25, уменьшение на 40,0%), в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области помещено 27 подростков (2010 год - 24).
Одной из основных причин высокого уровня безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних является отрицательное влияние родителей, неблагополучная обстановка в семье. В 2011 году возбуждено 26 уголовных дел по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (в 2010 году - 38).
По данным Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области за 12 месяцев 2011 года зарегистрировано 1166 фактов самовольных уходов несовершеннолетних с мест постоянного жительства (в 2010 году - 1134, увеличение на 2,8%), из них:
457 фактов (в 2010 году - 375, увеличение на 21,8%) допустили воспитанники учреждений государственной поддержки детства, в том числе: воспитанники детских домов - 257 (в 2010 году - 193, увеличение на 33,1%), школ-интернатов - 70 (в 2010 году - 85, уменьшение на 17,6%), воспитанники, обучающиеся в учреждениях начального профессионального образования и проживающие в общежитиях, - 130 (в 2010 году - 97, увеличение на 34,0%);
148 - воспитанники социально-реабилитационных учреждений (в 2010 году - 130, увеличение на 13,8%);
19 - воспитанники Государственного казенного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Просветская специальная общеобразовательная школа" (в 2010 году - 5);
38 - опекаемые несовершеннолетние (в 2010 году - 60, уменьшение на 36,6%);
21 - проживающие в приемных семьях и находящиеся на патронате (в 2010 году - 57, уменьшение на 63,1%);
483 - несовершеннолетние, проживающие с законными представителями (в 2010 году - 507, уменьшение на 4,7%).
Из общего количества самовольно ушедших подростков находились в возрасте 16 - 17 лет - 479, 14 - 15 лет - 367, младше 14 лет - 320.
Из 1166 фактов самовольных уходов 440 допущены девочками, 726 - мальчиками.
Из анализа причин, по которым подростки совершают самовольные уходы, следует, что:
- в большинстве случаев несовершеннолетние не желают выполнять требования родителей, иных законных представителей по соблюдению режима дня, необходимости обучения;
- 397 подростков из 1166 предпочитают общаться с друзьями неограниченное время (в 2010 году - 396 из 1134);
- 369 - вести бесконтрольный образ жизни (в 2010 году - 304);
- в 262 случаях подростки стремятся увидеться со своими родственниками (в 2010 году - 308); данная причина в большей степени характерна для воспитанников детских государственных учреждений;
- в 84 случаях подростки не имели намерений совершать самовольные уходы, гуляли с друзьями без предупреждения родителей или законных представителей, несвоевременно возвращались с прогулок (в 2010 году - в 65 случаях).
Одной из причин совершения подростками противоправных деяний является недостаточное внимание со стороны родителей и преподавателей, отсутствие заботы, неорганизованный досуг несовершеннолетних. Подростки зачастую не находят понимания в семьях и остаются один на один со своими проблемами.
Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Напротив, наиболее раннее выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у них стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.
Программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Курганской области и Российской Федерации.
Направления реализации Программы соответствуют приоритетам и целям государственной политики, обозначенным в Федеральном законе от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В частности, к основным задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отнесено предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Консолидация усилий органов государственной власти всех уровней и финансовых ресурсов на решение государственных задач в сфере профилактики правонарушений положительно повлияет на создание благоприятных условий для развития человеческого потенциала и повышение качества жизни населения, на социально-экономическое развитие Курганской области и Российской Федерации в целом.
Особый акцент в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом, и их семьями видится в разработке и внедрении новых социальных педагогических и психологических реабилитационных технологий. Это психолого-педагогические, правовые, медико-социальные программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, направленные на максимальное обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, их интеграцию в "здоровую" среду сверстников, социальную адаптацию и реабилитацию.
Целесообразность решения проблемы организации комплексной профилактической работы и сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их семей программно-целевым методом обусловлена необходимостью:
- разработки и реализации межведомственного комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения, исполнителям и ориентированных на результат;
- координации взаимодействия различных отраслей социальной сферы;
- оптимизации использования бюджетных средств и направления их на решение стратегически значимых направлений социальной политики;
- создания условий для социализации и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом;
- выполнения в рамках Программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации проектов.
Таким образом, в основу разработки Программы положен программно-целевой метод, а в рамках ее реализации предусмотрен мониторинг эффективности мероприятий на основе разработанных индикаторов, необходимых для отслеживания промежуточных результатов и проведения необходимой корректировки мероприятий Программы. Вышеуказанный метод основан на межведомственном взаимодействии органов исполнительной власти Курганской области, правоохранительных органов, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области.
Действующая система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, имеющих противоправное и асоциальное поведение, неэффективна и нуждается в совершенствовании. Необходимым условием решения указанной проблемы может быть только комплексное целенаправленное взаимодействие всех заинтересованных ведомств, служб и учреждений в рамках реализации Программы.
Таким образом, целью Программы является профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных; социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, посредством организации межведомственного сопровождения и реабилитации несовершеннолетних.
Задачами Программы на 2014 - 2016 годы являются:
совершенствование межведомственного сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом, а также лиц из числа несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в воспитательной колонии, специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;