В целях реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Закона Чукотского автономного округа от 29 ноября 2004 года N 34-ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим гражданам в Чукотском автономном округе" на территории Чукотского автономного округа в 2010 году осуществлялась реализация долгосрочной региональной целевой программы "Социальная поддержка старшего поколения, инвалидов и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в Чукотском автономном округе на 2010-2012 годы", утверждённой Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29 сентября 2009 года N 281. Данной программой были предусмотрены мероприятия, направленные на оказание социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, лицам без определенного места жительства. Мероприятия предусматривали объём финансовых ресурсов из средств окружного бюджета в сумме 267,0 тыс. рублей, за счет которых была оказана социальная помощь 58 гражданам.
Оказание государственной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, лицам, осужденным без изоляции от общества, и лицам без определённого места жительства остается актуальной задачей и определяется наличием в структуре населения Чукотского автономного округа таких категорий граждан.
По состоянию на 1 января 2011 года по отбытию срока наказания в Чукотском автономном округе освобождены 66 человек, проживает 382 человека, осужденных без изоляции от общества, и 32 человека из числа лиц без определённого места жительства.
Принимаемые меры превентивного характера и проводимая индивидуальная и предупредительная работа с данными лицами в течение 2010 года не дали ожидаемых результатов по снижению количества преступлений. Динамика рецидивной преступности на территории Чукотского автономного округа в период с 2008 по 2010 год отмечается нестабильностью: так, лицами, ранее совершившими преступления в 2009 году совершено 224 преступления (рост на 16,7 процента), в 2010 году - 266 преступлений (рост на 18,8 процентов); лицами ранее судимыми, у которых судимость не снята и не погашена, совершено в 2009 году 139 преступлений (рост на 5,3 процента), в 2010 году – 161 преступление (рост на 15,8 процентов).
В общей структуре преступности по округу, удельный вес преступлений, совершенных ранее совершавшими их лицами, составил в 2009 году 35,3 процента, в 2010 году - 42,2 процента.
Удельный вес преступлений, совершенных ранее судимыми, составил в 2009 году 21,9 процент, в 2010 году - 25,5 процентов, т.е. практически каждое третье-четвертое преступление совершается данной категорией граждан.
Серьёзной задачей является решение вопросов ресоциализации, бытового и трудового устройства данной категории граждан. Многие из осуждённых выходят на свободу, не имея документов, утратив родственные связи. Природно-климатическая, территориальная и этнокультурная специфика налагает отпечаток на характер возникающих проблем. Отбывание наказания в виде лишения свободы влечет за собой не только изменение правового статуса гражданина, но и утрачивание им многих социальных ролей и связей. Отсутствие надежных социальных гарантий для лиц с криминальным прошлым, имеющиеся трудности их бытового и трудового устройства осложняют процесс их ресоциализации, что приводит к повторным правонарушениям со стороны данной категории граждан. Ранее судимые лица оказывают существенное негативное влияние на оперативную обстановку и криминогенную ситуацию.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, являются недостаточными, так как решают вопросы социальной адаптации сравнительно небольшого числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лиц, осужденных без изоляции от общества, и лиц без определённого места жительства.
Проблемы лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лиц, осужденных без изоляции от общества, и лиц без определённого места жительства требуют от государственных органов многопрофильной целевой социальной защиты. Учитывая многоплановость вопроса ресоциализации указанных лиц целесообразным является решение данной проблемы программно-целевым методом.
Решение стоящих задач возможно в рамках Программы, предусматривающей жизненно важные меры социальной поддержки лиц, освободившихся из мест заключения, лиц, осужденных без изоляции от общества, и лиц без определённого места жительства.
Правильный выбор форм и методов работы будет способствовать законопослушному поведению и социализации лиц, признанных в установленном порядке участниками Программы.