МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 14 октября 2009 года N 803-мпр
О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2012ГОДЫ
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
приказ министерства образования Иркутской области от 29.12.2011 г. N 25-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 29.12.2011 г. N 25-мпр ;
приказ министерства образования Иркутской области от 20.06.2012 г. N 18-мпр ;
приказ министерства образования Иркутской области от 9.11.2012 N 53-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 13.11.2012 N 54-мпр}
приказ министерства образования Иркутской области от 19.12.2012 N 60-мпр}
В соответствии с Постановлением Администрации Иркутской области от 19 февраля 2008 года N 26-па "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь пунктом 7.1 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 01 октября 2008 года N 5-пп, на основании приказа министерства образования Иркутской области от 12 мая 2009 года N 434/а-мпр "О разработке ведомственных целевых программ"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить ведомственную целевую программу развития начального профессионального образования Иркутской области на 2010-2012годы
(программа прилагается).
2. Отделу информационного обеспечения и информационных технологий (Н.Е. Троицкой) разместить настоящий приказ на сайте министерства образования Иркутской области.
3. Контроль за исполнением мероприятий программы возложить на заместителя министра образования Л.А. Любимову.
Министр
В.С. Басюк
{Ведомственная целевая программа в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 20.06.2012 г. N 18-мпр }
Приложение
к приказу министерства образования
Иркутской области
от 14 октября 2009 год N 803-мпр
1. Паспорт программы
Наименование исполнительного органа государственной власти Иркутской области | Министерство образования Иркутской области | |
Наименование программы | Ведомственная целевая программа "Развитие начального и среднего профессионального образования Иркутской области на 2010 - 2012 годы" (далее - программа) | |
Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу | Приказ министерства образования Иркутской области от 14.10.2009 N 803-мпр | |
Номер и дата учета программы в реестре ведомственных целевых программ | 14.10.2009 N 7 | |
Цель и задачи программы | Создание необходимых условий для подготовки в учреждениях начального и среднего профессионального образования квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. | |
Задачи: | ||
Целевые индикаторы и показатели | 1. Соответствие образовательных услуг учреждений НПО и СПО требованиям регионального рынка труда: | |
2. Качество подготовки кадров в учреждениях НПО и СПО: | ||
Характеристика программных мероприятии | 2010 год - подготовительный этап; | |
Сроки реализации программы | 2010-2012 годы | |
Объемы и источники финансирования программы, | Всего на реализацию программы: 3 430 259,41 тыс.руб. в том числе по годам: |
{строка "Объемы и источники финансирования программы" Паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 9.11.2012 N 53-мпр; от 13.11.2012 N 54-мпр; от 19.12.2012 N 60-мпр}
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях) | 1. Формирование ежегодного государственного задания на предоставление услуг в сфере профессионального образования, согласованного с потребностями рынка труда. | |
2. Характеристика проблемы
Программа "Развитие начального и среднего профессионального образования Иркутской области на 2010-2012 годы" (далее - Программа) разработана с целью реализации комплекса мер, направленных на удовлетворение потребности регионального рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах с учетом перспектив социально-экономического развития Иркутской области.
Настоящая Программа разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 13.01.96 г. N 12-ФЗ "Об образовании",
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- национальной образовательной инициативой "Наша новая школа";
- Стратегией социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года) и Программой социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочную перспективу (на 2008-2012 годы).
Система НПО Иркутской области включает в себя на 01.01.2010 года 45 образовательных учреждений, на 01.01.2012 года 30 образовательных учреждений. Профессиональное обучение подростков и незанятого населения осуществляется по 74 профессиям и 210 программам дополнительного профессионального образования. На 1 января 2009 г. число обучающихся в образовательных учреждениях НПО Иркутской области составило 18500 чел, выпуск квалифицированных рабочих в 2009 г. - 7800 человек. Качество подготовки выпускников подтверждается следующими показателями: третья часть выпускников получает повышенные квалификационные разряды (4 и 5); наметилась тенденция к снижению числа выпускников, получивших разряд ниже установленного: в 2007 г. доля таких выпускников составила 6,4%, в 2008 году - 6,3% от общего количества выпускников; возросло число учащихся, получивших дипломы с отличием с 4,9% в 2000 г. до 6% в 2009 г. Трудоустройство выпускников (включая призыв в армию) выглядит следующим образом: в 2007 г. – 70%, в 2008 г. - 68%, в 2009 г. - 68,0%.
Система СПО Иркутской области включает в себя 36 образовательных учреждений. Подготовка кадров в областных учреждениях СПО ведется по 42 специальностям среднего профессионального образования, 44 профессиям начального профессионального образования, в очной, заочной и вечерней формах. Дополнительно реализуются программы основного и среднего (полного) общего образования, дополнительного профессионального образования. В результате, занятость выпускников областных учреждений среднего профессионального образования в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом с 97,3% до 98%.
В 2009 г. из 1866 выпускников областных учреждений СПО, получивших начальное или среднее профессиональное образование, трудоустроились 988 человек, или 52,9% от выпуска, призваны в армию 13,3% выпускников.
Трудоустройство выпускников (включая призыв в армию) выглядит следующим образом: в 2007 г. - 52,7%, в 2008 г. -52,9%, в 2009 г. - 51,0%. Низкий процент трудоустройства связан, с тем что, увеличивается количество выпускников СПО, продолживших обучение в учреждениях высшего и среднего (для выпускников профессий НПО) профессионального образования, в 2007 г. - 20,7 %, в 2008 г. – 23,4%, в 2009 г. – 24,8%.
Оказание дополнительных профессиональных образовательных услуг (повышение квалификации, подготовка и переподготовка незанятого и высвобождаемого населения) является одним из перспективных направлений в деятельности учебных заведений. В 2008 году по данной форме обучено 9623 человек.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс информационных технологий способствует обновлению технологий обучения. Обеспеченность обучающихся компьютерами увеличилась с 1 компьютера на 32 обучающихся в 2000 г., до 1 компьютера на 11 обучающихся в 2008 г. В учебный процесс внедрено более 1800 контролирующих и более 800 обучающих программ по общеобразовательным и специальным дисциплинам.
Развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, являющихся как внешними, так и внутренними по отношению к системе начального профессионального образования.
1. Неблагоприятная демографическая ситуация влияет на снижение количества выпускников образовательных учреждений и обуславливает дефицит трудовых кадров. Сокращение числа выпускников общеобразовательных школ, связанное с особенностями демографической ситуации в области, привело к уменьшению количества принятых на обучение по программам НПО (за 2006 - 2008 год на 17%).
Потребность рынка труда Иркутской области в специалистах НПО к 2008 году составляет 38,2%, по прогнозам к 2020 г. возрастет до 51,12% от общей потребности в кадрах. Вместе с тем наблюдается дисбаланс между структурой выпуска квалифицированных рабочих из образовательных учреждений и структурой потребности экономики в квалифицированных рабочих кадрах. Соотношение подготовки специалистов для отраслей экономики представлено в следующих объемах: для машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (5%), для агропромышленного комплекса (9%), транспорта (18%), строительства (27%), сферы обслуживания (12%) и общественного питания (17%).
По прогнозам центра занятости наибольшим спросом на рынке труда в 2007-2010 гг. будут пользоваться:
- механики, слесари;
- операторы, аппаратчики и машинисты установок;
- электросварщики;
- водители и машинисты подвижного оборудования;
- строители, плотники, каменщики, маляры.
Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих 4-5 квалификационных разрядов (в то время как около 70% выпускников учреждений НПО получают установленный образовательным стандартом 3 разряд), владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.).
С целью количественного и качественного удовлетворения потребности экономики Иркутской области в необходимых рабочих кадрах Программой предусмотрено совершенствование механизма согласования запросов рынка труда и рынка образовательных услуг профессионального образования с участием социальных партнеров.
2. Очевидно отставание материально-технической и учебно-производственной базы учреждений профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства. Реальные и предполагаемые объемы и направления текущего бюджетного финансирования учреждений системы начального профессионального образования не создают полноценных возможностей по масштабному переоснащению образовательных учреждений (приобретение в необходимом количестве современного учебного оборудования, новых технических средств обучения, методических пособий и др.). Обучение осуществляется на основе физически и морально устаревшего оборудования (используется в основном учебное оборудование 70-х годов выпуска). Это ведет не только к заведомо низкому качеству профессиональной подготовки выпускников, но и является одной из причин непривлекательности в глазах потенциальных абитуриентов профессиональных училищ и лицеев как мест, где можно стать высококвалифицированным, конкурентоспособным специалистом.
Поэтому одной из задач Программы является обновление содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг. Данная задача не может быть решена без участия работодателей и социальных партнеров в решении проблем профессионального образования.
3. Недостаточная численность и квалификация мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. Из-за низкого уровня заработной платы по сравнению с уровнем заработной платы в производстве произошел отток высококвалифицированных мастеров производственного обучения из сферы образования в другие отрасли. 36% ставок мастеров производственного обучения остаются вакантными на протяжении нескольких лет. Средний возраст специалистов управленческого звена, мастеров производственного обучения, преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин составляет около пятидесяти лет. Характер современного процесса модернизации системы требует иного уровня качества деятельности педагогических кадров.
В этой связи Программой определена задача развития педагогического и управленческого потенциала системы начального профессионального образования.
4. Российская профессиональная школа помимо профессионального обучения сохранила функции социальной поддержки. Социальная поддержка обучающихся в системе профессионального образования - это не только "национальная традиция", но и обусловленная объективными обстоятельствами необходимость.
Более 70% обучающихся в училищах и лицеях составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Среди них постоянно увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2004 по 2008 г. численность этой категории обучающихся в НПО возросла на 48% и на 1 января 2009 г.составила 3020 человек. В отдельных учебных заведениях количество обучающихся детей-сирот превышает 40% от общего контингента (в ПУ N 11 - это 45,8%, в ПУ N 39 - 42,6%). Многие из этих ребят физически нездоровы, у них высокий уровень тревожности, агрессии, представления об окружающем мире искажены. Это требует также особых мер материальной поддержки данной категории обучающихся, таких, как обеспечение их льготным питанием, социальными стипендиями, специальной одеждой на время прохождения производственного обучения, а также возможностью бесплатного оздоровления и лечения в период зимних и летних каникул.
Программой предусматривается совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации молодежи и обеспечения возможностей её эффективной самореализации.
Анализ состояния системы начального и среднего профессионального образования Иркутской области позволил выделить следующие проблемы:
-система начального и среднего профессионального образования не в полной мере отвечает перспективным потребностям рынка труда по структуре и качеству профессиональной подготовки выпускников;
-система начального и среднего профессионального образования испытывает значительный дефицит в ресурсном обеспечении и финансировании.
Программа "Развитие системы начального и среднего профессионального образования Иркутской области на 2010 - 2012 годы" направлена на разрешение выявленных проблем и позволит сформировать востребованный кадровый потенциал, тем самым содействовать развитию и повышению инвестиционной привлекательности экономики Иркутской области.
3. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание необходимых условий для подготовки в учреждениях начального и среднего профессионального образования квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
1. совершенствование механизма согласования запросов рынка труда и рынка образовательных услуг с участием социальных партнеров;
4.Описание ожидаемых результатов реализации и целевые индикаторы.