ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
от 18 июня 2010 года N 45-оз
О НАРОДНОЙ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ
(в ред. Законов Иркутской области от 09.10.2014 N 109-ОЗ, от 29.02.2016 N 3-ОЗ, от 28.03.2016 N 17-ОЗ)
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Иркутской области
от 26 мая 2010 года
N 21/10-ЗС
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом Иркутской области устанавливает порядок реализации гражданами народной правотворческой инициативы по принятию нормативных правовых актов Иркутской области (далее - область).
1. Народная правотворческая инициатива по принятию нормативных правовых актов области (далее - народная правотворческая инициатива) является формой непосредственного участия граждан Российской Федерации в осуществлении государственной власти области и представляет собой право граждан, место жительства которых расположено на территории области, вносить на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области, Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области проекты нормативных правовых актов области.
2. Гражданин участвует в реализации народной правотворческой инициативы посредством участия в инициировании процедуры народной правотворческой инициативы, в проведении агитации по поддержке народной правотворческой инициативы, в сборе подписей граждан с целью поддержки народной правотворческой инициативы, в рассмотрении народной правотворческой инициативы Законодательным Собранием Иркутской области, Губернатором Иркутской области, Правительством Иркутской области, а также в иных действиях, связанных с процедурой реализации народной правотворческой инициативы.
Народная правотворческая инициатива реализуется на основе принципов законности, гласности, добровольности, свободы выражения мнений, свободы обсуждения и непосредственного участия граждан в осуществлении государственной власти области и решении вопросов, отнесенных к полномочиям области.
1. Народная правотворческая инициатива реализуется посредством внесения на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области, Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области проектов нормативных правовых актов области по вопросам, отнесенным к полномочиям указанных органов государственной власти области и должностного лица.
2. Предметом народной правотворческой инициативы может являться нормативный правовой акт области, принятие которого отнесено к полномочиям Законодательного Собрания Иркутской области, Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области, за исключением проектов нормативных правовых актов области, указанных в части 4 настоящей статьи.
3. Народная правотворческая инициатива может быть реализована путем внесения на рассмотрение:
1) Законодательного Собрания Иркутской области:
а) проектов законов Иркутской области о поправках к Уставу Иркутской области;
(в ред. Закона Иркутской области от 29.02.2016 N 3-ОЗ)
б) проектов нового Устава Иркутской области;
в) проектов законов области;
г) проектов законов области о внесении изменений в действующие законы области, о признании законов области утратившими силу;
2) Губернатора Иркутской области:
а) проектов указов Губернатора Иркутской области, носящих нормативный характер;
б) проектов указов Губернатора Иркутской области о внесении изменений в действующие указы Губернатора Иркутской области, о признании указов Губернатора Иркутской области утратившими силу;
3) Правительства Иркутской области:
а) проектов постановлений Правительства Иркутской области, носящих нормативный характер;
б) проектов постановлений Правительства Иркутской области о внесении изменений в действующие постановления Правительства Иркутской области, о признании постановлений Правительства Иркутской области утратившими силу.
4. Не могут быть внесены в порядке реализации народной правотворческой инициативы проекты нормативных правовых актов области:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти области, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти области либо об отсрочке указанных выборов;
2) о системе и структуре исполнительных органов государственной власти области;
3) об областном бюджете, о внесении изменений в закон области об областном бюджете и об утверждении отчета об исполнении областного бюджета;
4) об утверждении (одобрении) документов стратегического планирования Иркутской области, указанных в статье 3 Закона Иркутской области от 5 декабря 2014 года N 145-ОЗ "Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Иркутской области";
(п. 4 в ред. Закона Иркутской области от 28.03.2016 N 17-ОЗ)
5) об установлении, введении в действие и прекращении действия ранее введенных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
6) об административно-территориальном устройстве области либо о его изменении;
7) если их внесение в соответствующий уполномоченный орган отнесено к полномочиям Губернатора Иркутской области;
8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения области.
1. Право народной правотворческой инициативы принадлежит гражданам Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области в соответствии с федеральными законами.
2. В целях реализации народной правотворческой инициативы гражданин или группа граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, оповещают жителей области через средства массовой информации о дате, времени и месте проведения общего собрания граждан.
3. Группа граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, в количестве не менее 100 человек на общем собрании граждан принимает решение о выдвижении народной правотворческой инициативы и выбирает из своего числа членов инициативной группы граждан по реализации народной правотворческой инициативы (далее - инициативная группа граждан).
Инициативная группа граждан выступает организатором процедуры народной правотворческой инициативы. Численность инициативной группы граждан составляет не менее двадцати человек.
Решение общего собрания граждан о выдвижении народной правотворческой инициативы, формировании инициативной группы граждан, избрании ее председателя оформляется протоколом по установленной в приложении 1 к настоящему Закону форме.
Председатель инициативной группы граждан является уполномоченным представителем инициативной группы граждан в органах государственной власти области при реализации народной правотворческой инициативы (далее - уполномоченный представитель).
4. Инициативная группа граждан в любое время до официального опубликования постановления Избирательной комиссии Иркутской области о признании народной правотворческой инициативы состоявшейся вправе направить в Избирательную комиссию Иркутской области заявление об отзыве проекта нормативного правового акта области, внесенного в порядке реализации народной правотворческой инициативы.
1. Инициативная группа граждан подлежит регистрации в Избирательной комиссии Иркутской области. Инициативная группа граждан представляет в Избирательную комиссию Иркутской области ходатайство о регистрации инициативной группы граждан, подписанное уполномоченным представителем, с приложением следующих документов:
1) протокол общего собрания граждан с решением о выдвижении народной правотворческой инициативы, формировании инициативной группы граждан, избрании председателя инициативной группы граждан;
2) список членов инициативной группы граждан по установленной в приложении 2 к настоящему Закону форме;
3) проект нормативного правового акта области, предлагаемый к внесению в порядке реализации народной правотворческой инициативы, и пояснительная записка к нему, составленные в соответствии с требованиями к оформлению правовых актов области, предусмотренными Законом Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (далее - проект нормативного правового акта области, предлагаемый к внесению в порядке реализации народной правотворческой инициативы, пояснительная записка к нему).
2. Избирательная комиссия Иркутской области в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы граждан обязана проверить соблюдение процедуры выдвижения народной правотворческой инициативы и принять решение о регистрации инициативной группы граждан либо об отказе в ее регистрации.
Основаниями для отказа в регистрации инициативной группы граждан являются:
1) несоответствие процедуры выдвижения народной правотворческой инициативы и формирования инициативной группы граждан установленным настоящим Законом требованиям;
2) непредставление инициативной группой граждан документов, указанных в части 1 настоящей статьи, либо оформление документов с нарушением требований настоящего Закона, если данные нарушения не были устранены по предложению Избирательной комиссии Иркутской области в течение срока, установленного частью 2 настоящей статьи.
3. Решение Избирательной комиссии Иркутской области о регистрации инициативной группы граждан либо об отказе в ее регистрации оформляется постановлением.
Копия постановления Избирательной комиссии Иркутской области о регистрации инициативной группы граждан выдается уполномоченному представителю на следующий день после принятия указанного постановления.
4. После принятия Избирательной комиссией Иркутской области решения о регистрации инициативная группа граждан не может вносить изменения в документы, указанные в части 1 настоящей статьи.
1. Избирательная комиссия Иркутской области после принятия решения о регистрации инициативной группы граждан уведомляет в письменной форме:
1) Законодательное Собрание Иркутской области и Губернатора Иркутской области - в случае, если к внесению в порядке реализации народной правотворческой инициативы предлагаются проекты нормативных правовых актов области, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 1 части 3 статьи 4 настоящего Закона;
2) Губернатора Иркутской области - в случае, если к внесению в порядке реализации народной правотворческой инициативы предлагаются проекты нормативных правовых актов области, указанные в подпунктах "а" - "б" пункта 2 части 3 статьи 4 настоящего Закона;
3) Правительство Иркутской области - в случае, если к внесению в порядке реализации народной правотворческой инициативы предлагаются проекты нормативных правовых актов области, указанные в подпунктах "а" - "б" пункта 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона.
2. К уведомлению, предусмотренному в части 1 настоящей статьи, прилагаются проект нормативного правового акта области, предлагаемый к внесению в порядке реализации народной правотворческой инициативы, пояснительная записка к нему.
1. Со дня регистрации инициативной группы граждан члены инициативной группы граждан имеют право на свободное проведение агитации в поддержку проекта нормативного правового акта области, предлагаемого к внесению в порядке реализации народной правотворческой инициативы.
2. Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных соответствующих законодательству формах.
1. Инициативная группа граждан осуществляет сбор подписей в поддержку проекта нормативного правового акта области, предлагаемого к внесению в порядке реализации народной правотворческой инициативы (далее - сбор подписей граждан), в течение 30 дней со дня получения копии постановления Избирательной комиссии Иркутской области о регистрации инициативной группы граждан.
2. Члены инициативной группы граждан самостоятельно осуществляют сбор подписей граждан в поддержку проекта нормативного правового акта области, предлагаемого к внесению в порядке реализации народной правотворческой инициативы.
Член инициативной группы граждан, осуществляющий сбор подписей граждан, обязан представлять текст проекта нормативного правового акта области, предлагаемого к внесению в порядке реализации народной правотворческой инициативы, экземпляр постановления Избирательной комиссии Иркутской области о регистрации инициативной группы граждан или его нотариально заверенную копию по первому требованию гражданина.
3. Участие органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, организаций в процессе сбора подписей граждан не допускается.
4. Сбор подписей граждан осуществляется путем внесения в подписные листы по форме, установленной в приложении 3 к настоящему Закону, личных сведений о гражданине, личной подписи гражданина и даты внесения подписи гражданина.
Сбор подписей граждан и последующая обработка полученных персональных данных осуществляются с согласия субъектов персональных данных, полученного в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Гражданин в удостоверение согласия на обработку своих персональных данных проставляет подпись в подписном листе.
5. Допускается внесение личных сведений о гражданине, указанных в приложении 3 к настоящему Закону, с его согласия членом инициативной группы граждан, осуществляющим сбор подписей граждан. При этом гражданин собственноручно вносит в подписной лист личную подпись и дату ее внесения.
При заполнении подписного листа использование карандаша не допускается.
6. Гражданин вправе ставить подпись в поддержку одного и того же проекта нормативного правового акта области, предлагаемого к внесению в порядке реализации народной правотворческой инициативы, только один раз.
В случае внесения в порядке реализации народной правотворческой инициативы нескольких проектов нормативных правовых актов области сбор подписей граждан проводится за каждый из проектов нормативных правовых актов области отдельно.