Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 14 сентября 2012 года N 37-мпр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2013 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Приказа министерства образования Иркутской области от 25.12.2023 N 55-95-мпр.
____________________________________________________________________

{наименование приказа в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
приказ министерства образования Иркутской области от 19.10.2012 N 42-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 19.12.2012 N 59-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 03.04.2013 N 22-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 07.08.2013 N 53-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

В целях создания и совершенствования системы поддержки образовательных учреждений, педагогических, руководящих и иных работников сферы образования, осуществляющих эффективную деятельность в рамках реализации основных направлений модернизации системы образования Иркутской области при проведении региональных профессиональных конкурсов, на основании постановления Правительства Иркутской области от 13 июня 2012 года N 322-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь подпунктом 1 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, статьей 21 Устава Иркутской области,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить ведомственную целевую программу "Поддержка государственных образовательных учреждений и работников сферы образования Иркутской области на 2012-2013 годы" (прилагается).

{п. 1 в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

2. Настоящий приказ подлежит размещению на официальном сайте министерства образования Иркутской области (www.38edu.ru).

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Иркутской области.

{п. 3 в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

Министр образования
Иркутской области
В.С. Басюк

УТВЕРЖДЕНА

приказом министерства

образования Иркутской области

от "14" сентября 2012 года N 37 - мпр

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2013 ГОДЫ"


{наименование Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

Иркутск, 2012

ПАСПОРТ ведомственной целевой программы "Поддержка государственных образовательных организаций и работников сферы образования Иркутской области на 2012-2013 годы"


{наименование паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

Наименование исполнительного органа государственной власти Иркутской области

Министерство образования Иркутской области

Наименование программы

Ведомственная целевая программа "Поддержка государственных образовательных организаций и работников сферы образования Иркутской области на 2012-2013 годы" (далее - Программа).

{строка "Наименование программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу

Приказ министерства образования Иркутской области
 от 14 сентября 2012 года N 37-мпр

Номер и дата учета программы в реестре ведомственных целевых программ

Цели и задачи программы

Цель Программы:
 создание и совершенствование системы поддержки образовательных организаций, педагогических, руководящих и иных работников сферы образования, осуществляющих эффективную деятельность в рамках реализации основных направлений модернизации системы образования Иркутской области, при проведении региональных профессиональных конкурсов.
 Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих приоритетных задач:
 1.  Развитие системы региональных профессиональных конкурсов.
 2.  Создание системы консалтинговой поддержки участников и лауреатов конкурсов, а также потенциальных участников конкурсов - педагогических, руководящих и иных работников сферы образования  и образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, и организаций, осуществляющих методическое, информационно-методическое или научно-методическое сопровождение образовательной деятельности.
 3.  Выявление и поддержка эффективно работающих педагогических, руководящих работников и иных работников сферы образования, а также  образовательных организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, и учреждений, осуществляющих методическое, информационно-методическое или научно-методическое сопровождение образовательной деятельности.
 4.  Оказание государственной поддержки педагогическим, руководящим и иным работникам сферы образования, а также образовательным учреждениям при проведении региональных профессиональных конкурсов.
 5.  Создание системы ежегодного мониторинга реализуемых профессиональных конкурсов на территории области.

{строка "Цели и задачи программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

Целевые индикаторы и показатели

Показатели задачи 1:
 1.  Доля нормативно-правовых документов, разработанных в соответс твии с задачей по развитию системы региональных профессиональных конкурсов, к концу 2013 года составит 72%.
 2.  Доля сформированных банков данных экспертов, подготовленных в соответствии с количеством конкурсов, указанных в государственном задании, ежегодно составит 100%.
 3.  Доля общественных экспертов, принимающих участие в экспертизе конкурсных материалов, к концу 2013 года составит 20%.
 4.  Доля участников конкурсов, подавших заявки для участия в конкурсах в автоматизированном (дистанционном) режиме, к концу 2013 года составит 10%.
 5.  Доля конкурсных материалов, проэкспертированных в автоматизированном (дистанционном) режиме, к концу 2013 года составит 10%.
 6.  Численность педагогических, руководящих и иных работников сферы образования, участвующих в конкурсах, увеличится с 300 чел. в 2012 году до 400 чел. в 2013 году.
 7.  Доля педагогических, руководящих и иных работников сферы образования, подавших заявки для участия в конкурсах и прошедших техническую экспертизу, к концу 2013 года составит 72%.
 8.  Доля студентов высших учебных заведений, подавших заявки для участия в конкурсах и прошедших техническую экспертизу, к концу 2013 года составит 70%.
 9.  Доля конкурсных материалов, проэкспертированных членами экспертных комиссий, ежегодно составит 100%.
 9  (1). Доля образовательных организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, подавших заявки для участия в конкурсах и прошедших техническую экспертизу, к концу 2013 года составит 60%.
 Показатели задачи 2:
 10.  Количество участников конкурсов, прошедших подготовку на семинарах или курсах, увеличится с 15 чел. в 2012 году до 150 чел. в 2013 году.
 11.  Количество экспертов, прошедших подготовку к участию в экспертной деятельности в рамках реализуемых конкурсов на семинарах или курсах, увеличится с 15 чел. в 2012 году до 25 чел. в 2013 году.
 12.  Количество победителей конкурсов, лауреатов или потенциальных участников, которым оказаны консалтинговые услуги, увеличится с 35 чел. в 2012 году до 40 чел. в 2013 году.
 13.  Количество подготовленных методических рекомендаций (методических сборников), статистических или аналитических отчетов увеличится с 2 штук в 2012 году до 3 штук в 2013 году.
 Показатели задачи 3:
 14.  Доля участников конкурсов, не ставших победителями и лауреатами, получивших сертификаты об участии, к концу 2013 года составит 50%.
 15.  Доля баз данных на участников и победителей профессиональных конкурсов, сформированных в соответствии с количеством конкурсов, указанных в государственном задании, ежегодно составит 100%.
 Показатели задачи 4:
 16.  Доля победителей и лауреатов конкурсов, которым оказана государственная поддержка в соответствии с запланированным объемом, ежегодно составит 100%.
 17.  Доля экспертов, проэкспертировших конкурсные материалы и получивших оплату, ежегодно составит 100%.
 Показатели задачи 5:
 18. Доля конкурсов, охваченных ежегодным мониторингом, к концу 2013 года составит 5%.

{строка "Целевые индикаторы и показатели" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

Характеристика программных мероприятий

1.  Разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение региональных профессиональных конкурсов в соответствии с потребностями региональной системы образования.
 2.  Формирование банка данных экспертов (представителей профессионального сообщества и общественности), осуществляющих экспертизу конкурсных материалов.
 3.  Разработка п роекта "Автоматизация процедуры проведения экспертизы проектов, программ и конкурсов".
 4.  Организация и прием заявок и конкурсных материалов для участия в региональных профессиональных конкурсах.
 5.  Организация и проведение мероприятий, направленных на выявление, поддержку и награждение победителей конкурсов среди образовательных учреждений, педагогических, руководящих и иных работников образовательных учреждений.
 6.  Проведение экспертизы поступивших конкурсных материалов в соответствии с положением и критериями конкурсного отбора, в том числе в автоматизированном (дистанционном) режиме.
 7.  Проведение обучающих семинаров или курсов для муниципальных органов управления образованием, работников образования и образовательных учреждений.
 8.   Подготовка экспертов к проведению экспертизы конкурсных материалов в рамках региональных конкурсов  (в рамках семинаров или курсов).
 9.  Оказание консалтинговых услуг победителям, участникам и потенциальным участникам конкурсов.
 10.  Проведение статистических исследований и подготовка методических рекомендаций или итоговых сборников по реализуемым конкурсам.
 11.  Подготовка сертификатов участникам конкурсов.
 12.  Формирование регионального банка данных участников и победителей профессиональных конкурсов Иркутской области.
 13.  Оказание государственной поддержки  в форме денежного поощрения студентам и работникам образования, ставшим победителями и лауреатами в рамках конкурсов.
 14.  Оплата членам экспертных комиссий за проведение  экспертизы конкурсных материалов.
 15.  Разработка инструментария и проведение ежегодного мониторинга реализуемых профессиональных конкурсов на территории области .
 16.  Оказание государственной поддержки в форме призов и ценных подарков образовательным учреждениям, ставшим победителями и лауреатами в рамках конкурсов.

{строка в редакции приказа министерства образования Иркутской от 03.04.2013 N 22-мпр}

Сроки реализации программы

2012-2013 годы

{строка "Сроки реализации программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

Объемы и источники финансирования программы
 Всего
   В том числе по годам

Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета.
 Общий объем средств, необходимых на реализацию Программы, составляет  121 347,33  тыс. рублей, в том числе по годам:
 2012 год -  51 982,90 тыс. руб.;

 2013 год -  69 364,43 тыс. руб.

{строка "Объемы и источники финансирования программы, Всего, В том числе по годам" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях)

Реализация Программы будет иметь как экономический, так и социальный эффект относительно личности, организации и региона в целом.
  Экономические эффекты:
 - повышение доходов победителей и лауреатов конкурсов;

 - снижение количества ресурсных потерь за счет уменьшения текучести кадров в образовательных учреждениях.
 - повышение производительности труда, в том числе за счет автоматизации процедуры проведения экспертизы  конкурсных материалов.
 Социальные эффекты:
 - повышение уровня удовлетворенности работников образования качеством предоставляемых образовательных услуг;

 - расширение возможностей для самореализации педагогических и руководящих работников;

 - развитие профессиональных качеств педагогических кадров;

 - повышение публичности и прозрачности при проведении экспертизы конкурсных материалов в автоматизированном (дистанционном) режиме;

 - снижение социальной напряженности в образовательной среде региона.
 В результате реализации Программы доля  педагогических, руководящих и иных работников, принимающих участие в конкурсах, увеличится с 0,82% до 1,3%.

{строка в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 19.10.2012 N 42-мпр}

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ (ЗАДАЧИ) И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА ВЕДОМСТВЕННОМ УРОВНЕ


Стратегической целью государственной политики, определенной Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы, является повышение качества человеческого потенциала, создание условий для нового экономического роста Иркутской области, обеспечение пространственного и инфраструктурного развития области, повышение устойчивости системы государственного управления.

Достижение этой цели во многом зависит от эффективности системы образования, её интеграции с наукой и производством, обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами.

Развитие системы образования Иркутской области во многом определяется сложившейся демографической и социально-экономической ситуацией в регионе и характеризуется следующими особенностями:

1. По состоянию на 1 февраля 2012 в Иркутской области функционирует 975 общеобразовательных учреждений, из них 930 муниципальных и 45 областных государственных общеобразовательных учреждений. Число обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях составляет 265 250 чел., из них 57 786 чел. обучается в учреждениях, расположенных в сельской местности.

В 2011 году, впервые за последние 10 лет, в Иркутской области произошло увеличение контингента обучающихся (за счет школьников городских общеобразовательных учреждений). Вместе с тем, в сельской местности количество обучающихся продолжает сокращаться. Кроме этого, наблюдается снижение темпов роста численности обучающихся в первых классах.

В общеобразовательных учреждениях области не решена кадровая проблема. Уровень обеспеченности школ кадрами составляет 99,4% и численность учителей продолжает снижаться. По состоянию на 20 сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях области работало 19 752 учителя, что на 588 чел. меньше по сравнению с 2010 годом (в 2007 году данный показатель составлял 22 915 чел., в 2008 году- 24 479 чел., в 2009 году - 21 179 чел., в 2010 году - 20 340 чел.).

Негативным фактором является и "старение коллектива". В школах области увеличилось количество учителей, достигших пенсионного возраста. В 2011 году данный показатель составлял 24,8% и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 5% (в 2007 году - 21,5 %, в 2008 году - 22,5 %, в 2009 году - 19,9%, в 2010 году - 19,8%). Наряду с этим, отмечены некоторые положительные тенденции: увеличение численности учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет. В 2011 году их численность составила 9,2%, что на 0,2% больше чем в 2010 году (в 2008 году - 9,2%, в 2009 году - 8,9%, в 2010 году - 9%).

2. Подсистема дошкольного образования представлена 965 учреждениями, из них 59 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учреждения посещает 105 752 ребенка или 57% от общей численности детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих в области.

Спрос населения на услуги дошкольного образования не соответствует имеющемуся предложению мест в учреждениях дошкольного образования.

В целях удовлетворения потребности населения в дошкольном образовании детей в области реализуется областная государственная целевая программа поддержки и развития учреждений дошкольного образования на 2009 - 2014 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 25.06.2008 N 44/52-ЗС. За период реализации программы предусмотрен ввод дошкольных образовательных учреждений общей мощностью 17 980 мест.

Вместе с тем, принимаемые меры, в том числе по открытию дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях, строительству к ним пристроев, реконструкции ранее закрытых и введению вариативных форм дошкольного образования, пока не решают проблему удовлетворения спроса населения в указанных услугах.

3. Подсистема профессионального образования области представлена сетью из 55 образовательных организаций среднего профессионального образования.

Более 15% выпускников организаций профессионального образования ежегодно не продолжают обучение в данных организациях. Доля выпускников средней школы, поступающих в профессиональные образовательные организации, постепенно снижается, что является одним из следствий демографического спада. Между тем, основной спрос на рынке труда составляют квалифицированные рабочие кадры.

В сфере профессионального образования накоплен определенный опыт реализации программ профессиональной подготовки школьников на базе Учебно-производственных комбинатов, Центров образования, организаций дополнительного образования детей, организаций среднего профессионального образования (далее - СПО), вечерних (сменных) и общеобразовательных школ.

{абз. 12-14 разд. 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 108-мпр}

В области не создана единая слаженная система мониторинга и прогнозирования структуры подготовки квалифицированных рабочих, специалистов, бакалавров и магистров, служащих в соответствии с требованиями рынка труда. Не отработаны механизмы реагирования системы общего и профессионального образования на изменяющиеся требования рынка труда, конкретного работодателя и потребности абитуриентов.

С целью частичного решения данных проблем в 2011 году в соответствии с распоряжением министерства образования Иркутской области проведена оптимизация сети учреждений НПО и СПО: 10 образовательных учреждений НПО и СПО были реорганизованы в 4 учреждения СПО, 6 учреждений НПО повысили статус и стали учреждениями СПО. Основная цель данной оптимизации - создание многоуровневых учреждений профессионального образования.

4. В подсистеме дополнительного образования детей в области функционирует 125 учреждений, в том числе 118 муниципальных учреждений дополнительного образования детей и 7 областных учреждений дополнительного образования.

В связи с сокращением сети учреждений дополнительного образования детей (на 9 учреждений) отмечается сокращение числа обучающихся, охваченных дополнительным образованием. Если в 2009 учебном году дополнительное образование получало 128 286 детей и подростков Иркутской области (64,8% от общего числа обучающихся), то в 2010 году - 126 721 обучающийся (64,2%), в 2011 году - 122 057 чел. (46%).

Наиболее востребованными и преобладающими в деятельности учреждений дополнительного образования детей из 7 реализуемых направлений являются художественное (31,8% от общего числа обучающихся, охваченных дополнительным образованием) и спортивное (26,1%).

В некоторых общеобразовательных учреждениях области отмечено использование ставок педагогов дополнительного образования для углубленного изучения отдельных предметов, при этом занятия в рамках дополнительного образования ведут учителя школы.

5. Подсистема специального образования представлена различными общеобразовательными учреждениями.

В Иркутской области 17 675 детей (6,7% от общего количества обучающихся образовательных учреждений) с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в 258 общеобразовательных школах и 37 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственной отсталостью. Большая часть детей с нарушениями интеллекта легкой степени (59%) обучаются в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе для 28% детей образовательный процесс организован в 524 классах-комплектах, 37% детей данной категории обучаются интегрировано, 35% - в областных специальных коррекционных образовательных учреждениях.

В подсистеме образовательных учреждений для детей, нуждающихся в особой заботе государства, стабильно растет количество воспитанников.

Анализ результатов проведенного в 2009 году первичного мониторинга "Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни" показал, что только 49% воспитанников имеют средний уровень подготовки к самостоятельной жизни, 47% - средний уровень социально-правовой компетентности, 39% - средний уровень профессионально-трудовой готовности.

Таким образом, эффективное функционирование системы образования Иркутской области сдерживается имеющимися проблемами. Однако самой важной из них остается проблема недостаточной эффективности кадровой политики.

В области управления кадровыми ресурсами системы образования Иркутской области выявлены:

1) низкие темпы обновления педагогических кадров, большая доля преподавателей пенсионного возраста (2009 год - 20,6%, 2010 год - 19,9%, 2011 год - 19,6%);

2) недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогических работников (в 2009 году доля учителей, не имеющих квалификационной категории, составляла 20,3%, в 2010 году - 19,4%, в 2011 году - 24,8%);

3) используемые в настоящее время модели повышения уровня оплаты труда учителей не способны в достаточной степени противостоять развитию кадрового кризиса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»