МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 15 декабря 2008 года N 369-мпр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ"
{УТРАТИЛ СИЛУ:
приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14.06.2011 г. N 57-мпр}
В соответствии с Законом Иркутской области от 7 октября 2008 года N 68-оз "О порядке и условиях социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области", руководствуясь Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Государственный стандарт Иркутской области "Социальное обслуживание на дому".
3. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в газете "Областная".
Министр социального развития,
опеки и попечительства Иркутской области
С.В. Круть
Государственный стандарт Иркутской области "Социальное обслуживание на дому"
Настоящий Государственный стандарт (далее - Стандарт) в соответствии с Законом Иркутской области от 7 октября 2008 года N 68-оз "О порядке и условиях социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области" (далее - Закон области) устанавливает основные виды и объем социальных услуг, предоставляемых гражданам на дому государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области (далее - учреждения социального обслуживания), а также требования к качеству, порядку и условиям их предоставления.
1. Социальное обслуживание на дому граждан, нуждающихся в постоянном или временном нестационарном обслуживании, осуществляется путем предоставления им социальных услуг.
2. Граждане, которым предоставляются социальные услуги на дому, именуются в настоящем Стандарте клиентами.
3. При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг на дому учитываются интересы клиента, состояние его здоровья, специфика трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или длительность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
Социальное обслуживание клиентов на дому осуществляется путем предоставления им социальных услуг по следующим видам:
4. Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности клиентов в быту:
1) содействие клиентам в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении;
2) покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;
3) содействие в приготовлении пищи;
4) покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
5) доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения;
6) сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
7) содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
8) сопровождение вне дома, в том числе к врачу;
10) содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
11) содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания;
12) содействие в направлении в стационарные учреждения социального обслуживания;
13) предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья клиент не может воспользоваться общественным транспортом;
14) оказание помощи в написании и прочтении писем;
15) помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи;
16) прокат предметов бытового назначения;
17) организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
5. Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья клиентов:
1) оказание клиентам помощи в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг;
2) содействие в организации оказания клиентам медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
3) обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе предоставление санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание);
4) содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
5) организация медико-социального обследования;
6) оказание первой доврачебной помощи;
7) оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых клиентов в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации;
8) содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
9) содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
10) проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (прием лекарств, подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, оказание помощи в пользовании медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида;
11) наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления);
12) содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи;
13) социально-медицинский патронаж;
14) проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации;
15) обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними;
16) содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.
6. Социально-психологические услуги, направленные на коррекцию психологического состояния клиентов с целью их адаптации в среде обитания (обществе):
1) социально-психологический патронаж;
2) оказание психологической помощи, в том числе беседа, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов.
7. Социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей:
анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия), организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов.
8. Социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня клиентов:
содействие клиентам в получении полагающихся им льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов клиентов:
1) помощь в оформлении документов;
2) оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением;
3) содействие в получении страхового медицинского полиса;
4) получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат;
5) оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.
10. Деятельность учреждений социального обслуживания в области качества социальных услуг, предоставляемых клиентам на дому, должна быть направлена на полное удовлетворение нужд клиентов, непрерывное повышение качества предоставляемых социальных услуг и эффективности социальной адаптации и реабилитации клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации.
11. Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых клиентам на дому, являются:
1) наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение социального обслуживания;
2) условия размещения учреждения социального обслуживания;
3) укомплектованность учреждения социального обслуживания специалистами, имеющими соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, знания и опыт, необходимый для выполнения возложенных на них обязанностей;
4) специальное и табельное техническое оснащение учреждения социального обслуживания (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
5) состояние информации об учреждении социального обслуживания, порядке и правилах предоставления социальных услуг клиентам;
6) наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения социального обслуживания.
12. Социальные услуги, предоставляемые клиентам на дому, должны отвечать следующим критериям:
1) полнота предоставления социальных услуг в соответствии с установленными требованиями и их своевременность;
2) результативность (эффективность) предоставления социальных услуг:
а) материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов предоставления социальных услуг;
б) нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате предоставления ему социальных услуг), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества предоставленных ему социальных услуг.
13. Социальные услуги, предоставляемые клиентам на дому, должны обеспечивать своевременное, полное и в соответствующей форме квалифицированное оказание помощи в решении проблем и вопросов, интересующих клиентов, удовлетворять их запросы и потребности в целях создания им нормальных условий жизнедеятельности.
14. Социальные услуги, предоставляемые клиентам на дому, должны соответствовать установленным нормам, нормативам, санитарно-гигиеническим требованиям и предоставляться с учетом состояния здоровья клиентов.
15. Руководитель учреждения социального обслуживания несет полную ответственность за политику в области качества социальных услуг, предоставляемых клиентам на дому, представляющую собой задачи, основные направления и цели учреждения социального обслуживания в области качества. Он должен обеспечить разъяснение и доведение этой политики до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения социального обслуживания, четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения социального обслуживания, осуществляющего руководство, предоставление социальных услуг и контроль деятельности, влияющей на качество социальных услуг.
16. Порядок и условия предоставления социальных услуг на дому установлены в соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Закона области, приказа министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 15 декабря 2008 года N 368-мпр "Об утверждении Положения о порядке осуществления социального обслуживания на дому государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области" и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Иркутской области.
17. Социальные услуги на дому предоставляются клиентам на основании договоров, заключаемых с учреждениями социального обслуживания.
18. Заключение договора на социальное обслуживание на дому осуществляется на основании письменного заявления клиента, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения в учреждение социального обслуживания, которое принимает решение о зачислении на социальное обслуживание на дому либо об отказе в зачислении.
19. При получении социальных услуг на дому клиенты имеют право на: