ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 16 июня 2005 года N 315
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАНДАРТЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ"
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Приказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 15.12.2008 г. N 369-мпр}
В соответствии с Законом Иркутской области от 29 декабря 2004 года N 130-оз "О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области", руководствуясь Положением о главном управлении социальной защиты на селения Иркутской области,
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном стандарте Иркутской области "Социальное обслуживание отельных категорий граждан в Иркутской области. Социальное обслуживание на дому".
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в газете "Восточно-Сибирская правда".
Начальник главного управления
С.В. Круть
ПОЛОЖЕНИЕ о государственном стандарте Иркутской области "Социальное обслуживание отдельных категорий граждан в Иркутской области. Социальное обслуживание на дому"
Настоящее Положение в соответствии с Законом Иркутской области от 29 декабря 2004 года N 130-оз "О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области" (далее - Закон области) устанавливает основные виды и объем социальных услуг, оказываемых гражданам на дому областными государственными учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также требования к качеству, порядку и условиям их оказания.
1. Социальное обслуживание на дому граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется путем оказания им социальных услуг.
2. Граждане, которым оказываются социальные услуги на дому, именуются в настоящем Положении клиентами.
3. При принятии решения об оказании клиентам конкретных социальных услуг на дому учитываются интересы клиента, состояние его здоровья, специфика трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или длительность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
Социальное обслуживание клиентов на дому осуществляется путем оказания им социальных услуг по следующим видам:
1) Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности клиентов в быту:
а) содействие клиентам в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении;
б) покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;
в) содействие в приготовлении пищи;
г) покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
д) доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения;
е) сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
ж) содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
з) сопровождение вне дома, в том числе к врачу;
и) содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
к) содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания;
л) содействие в направлении в стационарные учреждения социального обслуживания;
м) предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья клиент не может воспользоваться общественным транспортом;
н) оказание помощи в написании и прочтении писем;
о) помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи;
п) прокат предметов бытового назначения;
р) организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
2) Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья клиентов:
а) оказание клиентам помощи в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг;
б) содействие в организации оказания клиентам медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
в) обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание);
г) содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
д) организация медико-социального обследования;
е) оказание первой доврачебной помощи;
ж) оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых клиентов в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации;
з) содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
и) содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
к) проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (прием лекарств, подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида;
л) наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления);
м) содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи;
н) социально-медицинский патронаж;
о) проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации;
п) обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними;
р) содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение;
с) содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля.
3) Социально-психологические услуги, направленные на коррекцию психологического состояния клиентов с целью их адаптации в среде обитания (обществе):
а) социально-психологический патронаж;
б) оказание психологической помощи, в том числе беседа, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов.
4) Социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей:
а) анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия), организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов;
б) содействие в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам; создание условий для получения школьного образования по специальным программам; создание условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования;
в) социально-педагогический патронаж;
г) обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации;
д) содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов.
5) Социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня клиентов:
содействие клиентам в получении полагающихся им льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6) Социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов клиентов:
а) помощь в оформлении документов;
б) оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением;
в) содействие в получении страхового медицинского полиса;
г) получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат;
д) оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.
1. Деятельность учреждений в области качества социальных услуг, оказываемых клиентам на дому, должна быть направлена на полное удовлетворение нужд клиентов, непрерывное повышение качества оказываемых социальных услуг и эффективности социальной адаптации и реабилитации клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, оказываемых клиентам на дому, являются:
1) наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
2) условия размещения учреждения;
3) укомплектованность учреждения специалистами, имеющими соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, знания и опыт, необходимый для выполнения возложенных на них обязанностей;
4) специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
5) состояние информации об учреждении, порядке и правилах оказания социальных услуг клиентам;
6) наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
3. Социальные услуги, оказываемые клиентам на дому, должны отвечать следующим критериям:
1) полнота оказания социальных услуг в соответствии с установленными требованиями и их своевременность;
2) результативность (эффективность) оказания социальных услуг:
а) материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов оказания социальных услуг;
б) нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате оказания ему социальных услуг), оцениваемая косвенным методом, в том числе, путем проведения социальных опросов, при этом должен быть обеспечен приоритет клиента в оценке качества оказанных ему социальных услуг.
4. Социальные услуги, оказываемые клиентам на дому, должны обеспечивать своевременное, полное и в соответствующей форме квалифицированное оказание помощи в решении проблем и вопросов, интересующих клиентов, удовлетворять их запросы и потребности в целях создания им нормальных условий жизнедеятельности.
5. Социальные услуги, оказываемые клиентам на дому, должны соответствовать установленным нормам, нормативами, санитарно-гигиеническим требованиям и оказываться с учетом состояния здоровья клиентов.
6. Руководитель учреждения несет полную ответственность за политику в области качества социальных услуг, оказываемых клиентам на дому, представляющую собой задачи, основные направления и цели учреждения в области качества. Он должен обеспечить разъяснение и доведение этой политики до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения, четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществляющего руководство, оказание социальных услуг и контроль деятельности, влияющей на качество социальных услуг.
1. Порядок и условия оказания социальных услуг на дому установлены в соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Закона области, приказа главного управления социальной защиты населения Иркутской области от 17 марта 2005 года N 108 "Об утверждении Положения о порядке и условиях осуществления социального обслуживания на дому областными государственными учреждениями социального обслуживания" и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Иркутской области.