ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2000 года N 365-пг

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Проведенные в 1999-2000 гг. инструментальные энергетические обследования тепловых систем в муниципальных образованиях области подтвердили их неудовлетворительное состояние, вызванное тремя основными факторами: естественным физическим износом основных фондов, высокими расходами при производстве тепла в коммунальной энергетике и дефицитом бюджетных ресурсов на реконструкцию и проведение капитальных ремонтов. Для преодоления разрушительного действия указанных факторов и в соответствии с пунктом 1 статьи 38, пунктом 1 статьи 53 Устава Иркутской области, пунктом 4 постановления губернатора от 16.06.2000 г. N 251-п "Об основах технической политики в коммунальной энергетике области" постановляю:

1. Одобрить концепцию развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики Иркутской области (прилагается).

2. Комитету по ЖКХ и жилищной политике администрации области (Воронин П.А.):

- в соответствии с Положением о разработке, реализации областных государственных программ (проектов) и заключении государственных контрактов на исполнение областных государственных программ и проектов за счет средств областного бюджета до 15 декабря 2000 г. разработать технико - экономическое обоснование по проблеме развития и реконструкции муниципальной коммунальной теплоэнергетики;

- направить концепцию развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики Иркутской области для ознакомления заинтересованным организациям области, в Минтопэнерго и Государственный комитет России по строительству и жилищно - коммунальному комплексу.

3. Главному финансовому управлению администрации области (Козлов А.А.), комитету по экономике администрации области (Суходолов А.П.) при разработке программы (финансово - экономического развития области до 2005 года предусмотреть включение в ее состав областной целевой программы развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики в качестве подпрограммы.

4. Главному финансовому управлению администрации области (Козлов А.А.) предусмотреть при подготовке проекта закона о бюджете области на 2001 год целевое финансирование мероприятий по реконструкции объектов коммунальной теплоэнергетики.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Брилку С.Ф.

И.о. главы администрации
Т.И.РЮТИНА
Одобрена
постановлением
главы администрации области
от 14 ноября 2000 года
N 365-пг

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Основная цель преобразований в коммунальной энергетике заключается в решении комплекса задач, посредством которых коммунальная теплоэнергетика из технически отсталой и экономически убыточной "остаточной" сферы народного хозяйства реформируется в современную высокотехнологичную отрасль со сбалансированной экономикой и приобретает качественно новые свойства:

- способность устойчиво функционировать в режиме самоокупаемости и самофинансирования за счет потребителей целевых субсидий;

- способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

- способность самостоятельно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям деятельности;

1. Характеристика существующей ситуации

Сегодня ситуация в коммунальной теплоэнергетике складывается таким образом, что дальнейшее промедление с решением накопившихся в этой сфере проблем приведет к трудно поправимым социальным последствиям.

Целый ряд муниципальных образований уже в ближайшие годы могут лишиться большей части своей коммунальной энергетики под действием 2-х факторов: естественного физического износа основных фондов и хронического недофинансирования предприятий ЖКХ из-за дефицита бюджетных ресурсов.

Разрушительное действие указанных факторов наблюдается практически по всем составляющим жизнедеятельности предприятий муниципальной теплоэнергетики:

а) Состояние основных производственных фондов

Физический износ основных фондов по теплогенерирующему и тепло сетевому оборудованию в некоторых муниципальных теплоснабжающих предприятиях составляет от 80 до 100%.

В ряде районов такое оборудование, включая тепловые сети, по предварительным оценкам, составляет более 70% от существующего парка. При этом ситуация удерживается в пределах "нормы" благодаря тому, что теплоснабжение районов существует в виде системы теплоисточников малой мощности, обеспечивающей транспортировку тепла при давлениях в пределах 3,5 атм. В случаях, когда необходимое рабочее давление в сетях находится в пределах 6-8 атм., аварии теплосистем из-за порывов изношенных сетей - это неизбежное явление.

Это заключение подтверждает статистика крупных аварий последних лет. Все они случились на теплосистемах присоединенной мощностью более 10 Гкал/час, то есть на тех системах, где необходимое рабочее давление в сетях находится в пределах 6-8 атм.

Износ трубопроводов является причиной того, что расход подпиточной воды в тепловых сетях в среднем в 4-6 раз превышает нормативные расходы, в результате до 60% вырабатываемой котельными тепловой энергии тратится не на обогрев потребителей, а для догрева подпиточной воды в сетях.

При этом следует отметить, что К.П.Д. существующих угольных котельных в большинстве случаев не превышает 40%-45% (данные последних лет, полученные ИСЭМ в результате обследования угольных котельных).

б) Состояние экономики

Состояние основных фондов генерирует негативные процессы, оказывающие непосредственное воздействие на экономику предприятий муниципальной теплоэнергетики.

Топливный баланс теплосистем складывается следующим образом: К.П.Д. 40% означает, что 60% загруженного в топки котлов топлива фактически улетает в дымоходы в виде несгоревших остатков и отбрасывается в отвал в виде недожегов в шлаке. При этом из 40% топлива, которое превратилось в тепло на выходе из котельной, примерно половина и более - это расход на догрев сверхнормативных подпиток сетевой воды.

Фактически это означает, что не более 18-20% завозимого угля и 35-40% жидкого топлива используются по прямому назначению - для обогрева потребителей (полезное тепло), остальное топливо расходуется на производство технологических потерь тепловой энергии.

Такой объем технологических потерь тепловой энергии при жестко ограниченных объемах завозимого топлива ведет к хроническому недогреву потребителей и, следовательно, к жалобам на низкое качество оказываемых услуг.

Технический уровень оборудования существующих котельных, по оценкам специалистов, соответствует нормам, от которых развитые страны начали уходить еще в середине 20-х годов, в результате уровень использования живого труда превышает существующие в развитых странах нормы в 15-30 раз.

Высокий уровень использования живого труда и низкая эффективность использования топливных ресурсов приводят к резкому повышению фактических затрат предприятий муниципальной энергетики.

Неуклонное нарастание кредиторской задолженности, существующее в силу разрыва между уровнем затрат на теплоснабжение и платежными возможностями потребителей и местных бюджетов, поставило предприятия муниципальной теплоэнергетики на грань финансового краха. Муниципальные образования продолжают сохранять низкие тарифы для населения, не финансируют возмещение затрат за потребленные бюджетной сферой ресурсы.

По итогам 1999 года на содержание объектов жилищно - коммунального хозяйства из консолидированного бюджета области выделено 1693,7 млн. рублей. На 2000 год дополнительная потребность на текущее финансирование составляет 1100 млн. рублей, на капитально ремонтно - восстановительные работы объектов жилищно - коммунального хозяйства - 1200 млн. рублей.

Консолидированный бюджет области не в состоянии выделить эти средства. Вместе с тем, отсутствие финансирования приведет к ухудшению состояния объектов ЖКХ и росту кредиторской задолженности.

Так, по состоянию на 01.01.99 г. кредиторская задолженность превышала дебиторскую на 45,5 процента, по состоянию на 01.04.2000 г. - на 71,2 процента.

Механизм неуклонного наращивания кредиторской задолженности муниципальных теплоснабжающих предприятий можно охарактеризовать следующими цифрами:

Средний показатель затрат тепла составляет 0,7-0,8 Гкал на кв.м. в год, что при стоимости 250-300 руб./Гкал по южным территориям выводит на фактическую стоимость теплоснабжения 175-210 руб. в год/кв.м. По северным территориям этот показатель составляет 500 руб. и более в год на кв.м. из-за высокой стоимости транспортировки топлива.

Одновременно, суммарное возмещение затрат (бюджет плюс потребители, схема 50х50), сформированное в соответствии с действующими нормами, составляет в среднем 60 руб. в год/кв.м. При этом доля бюджета возмещалась, как правило, в виде поставок топлива по схемам вне денежного оборота с использованием бартера, взаимозачетов.

Этот процесс обозначился еще в результате структурной перестройки внутренних цен в 1992-93 годах, но в силу общественного статуса жилищно - коммунальной сферы, как "остаточной" отрасли народного хозяйства, он выпал из сферы внимания органов государственного управления и не являлся объектом серьезного технико - экономического анализа.

Все кредиты, выделенные в этот период на коммунальную сферу муниципальных образований, фактически использовались не на создание условий экономии затрат, а на решение существующих текущих проблем.

Без радикального изменения существующей ситуации возвратить эти кредиты можно только путем изъятия ранее выданных сумм из дополнительных внутри бюджетных источников муниципальных образований, так как внутренних источников погашения ранее полученных кредитов в предприятиях муниципальной теплоэнергетики не существует.

Ситуация складывается таким образом, что даже при условии когда администрации муниципальных образований практически полностью берут на себя обязанность обеспечения топливом предприятия теплоэнергетики, последние в состоянии покрыть за счет платежей потребителей не более 30-40% текущих эксплуатационных расходов, включая оплату труда персонала.

Использование схем вне денежного оборота и суррогатных платежных средств при обеспечении топливными ресурсами предприятий муниципальной теплоэнергетики не создаем материальной заинтересованности в экономном расходовании топливных ресурсов.

Создать при такой схеме финансовых расчетов внутренние источники материального стимулирования персонала за экономию топлива невозможно, так как топливо завозится в основном по схемам товарного кредитования. Существующая практика сложилась как чрезвычайная и вынужденная мера, но в силу непринятия радикальных мер по оздоровлению обстановки в предприятиях ЖКХ, эта мера вошла в систему.

в) Состояние кадрового потенциала

Дефицит финансовых средств на обеспечение текущих эксплуатационных расходов оказывает особенно разрушительное действие на кадровый потенциал предприятий муниципальной теплоэнергетики.

Руководители предприятий постоянно находятся перед выбором - либо платить зарплату, но останавливать работу предприятия из-за отсутствия денежных средств на оплату ГСМ, запчастей и т.д., либо накапливать задолженность по зарплате, но поддерживать работу предприятия. В итоге по ряду территорий задолженность по зарплате персоналу предприятий муниципальной теплоэнергетики составляет от 5 до 10 мес.

Такая ситуация создает атмосферу безысходности в управленческом звене предприятий и ведет к оттоку не только рабочих, но и квалифицированных управленческих и инженерно - технических кадров, что особенно пагубно сказывается на состоянии предприятий.

В период сокращения рабочих мест в производственной сфере происходили определенные позитивные изменения в состоянии кадрового потенциала предприятий муниципальной теплоэнергетики. Появление дополнительных рабочих мест при активизации промышленного производства стимулировало отток квалифицированных специалистов.

Так, например, в Бодайбинском районе, где оживилась золотодобыча и появились новые рабочие места, предприятие УМПТС только за первые 3 месяца 2000 г. потеряло 208 квалифицированных специалистов, на место которых вынуждено принять 128 работников, но уже из числа тех лиц, которые, в силу своих личных и деловых качеств нигде более не в состоянии найти работу.

2. Стратегические направления по решению

проблем коммунальной теплоэнергетики

Изменить существующую ситуацию возможно только путем сбалансирования экономики муниципальных предприятий теплоснабжения, с учетом стабильной оплаты от потребителей этих услуг.

Осуществить это можно двумя противоположными путями:

а) за счет повышения отпускных тарифов на услуги теплоснабжения;

б) за счет снижения непроизводительных расходов в производстве тепловой энергии.

Анализ существующей ситуации показывает, что дисбаланс между затратами на теплоснабжение и объемами возмещения этих затрат существует как вследствие низких доходов населения и ограниченных дотационных возможностей местных бюджетов, так и вследствие недопустимо высоких непроизводительных расходов в муниципальном теплоснабжении. Поэтому второй путь наиболее приемлем.

В этом случае задача сбалансирования экономики предприятий муниципальной теплоэнергетики решается при достижении нескольких целей:

1) снижение затрат в производстве тепловой энергии предприятиями муниципальной теплоэнергетики путем внедрения новых технологий и сокращения непроизводственных потерь до нормативного уровня;

2) восстановление полноценного денежного оборота в хозяйственной деятельности предприятии муниципальной теплоэнергетики;

3) осуществление радикальной реформы хозяйственного механизма предприятий муниципальной теплоэнергетики, а именно:

а) переход на противозатратные методы хозяйственной деятельности с приоритетом экономических целей;

б) создание механизма реструктуризации существующей кредиторской задолженности;

в) определение муниципального заказа, регламентирующего взаимные обязательства между органом местного самоуправления и теплоснабжающей организацией, включая гарантированное возмещение затрат за предоставленные услуги по теплоснабжению учреждениями бюджетной сферы.

Для достижения указанных целей необходимо последовательно внедрить в практику хозяйственной деятельности:

- средства контроля качественных и количественных технологических параметров, непосредственно влияющих на расход топливных ресурсов, а также современные информационные технологии, необходимые для оперативной обработки получаемой информации и принятия адекватных управленческих решений на основе оперативного анализа технологических процессов;

- современные высокоэффективные технологии и оборудование, приспособленные для эффективного использования наиболее дешевых для каждой территории топливно - энергетических ресурсов.

а) Современные информационные технологии - фундаментальная основа механизма эффективного управления.

Поскольку система централизованного теплоснабжения - это сложный технологический комплекс, объединяющий в себе теплоисточник (котельная), систему транспортирования тепла к потребителям (тепловые сети) и систему распределения тепла между потребителями (тепловые вводы), то эффективность функционирования (способность выполнять задачи с минимальными затратами ресурсов) этого комплекса непосредственно зависит от согласованности между собой множества физических параметров, отражающих сложные физические процессы, начиная от превращения топлива в котельной в тепловую энергию и заканчивая строго дозированной подачей тепла каждому потребителю.

Только в котельной установке, чтобы эффективно превращать топливо в тепловую энергию тепловой сети в длительном непрерывном режиме, необходимо непрерывно контролировать до 100 технологических параметров (физических значений, отражающих происходящие процессы).

В процессе доставки тепловой энергии к потребителям с минимальными потерями по пути транспортировки, необходимо непрерывно контролировать до 10 параметров этого процесса.

При отпуске каждому потребителю, подключенному к системе централизованного теплоснабжения, строго определенного количества тепловой энергии, необходимо также непрерывно контролировать до 10 параметров происходящих процессов на каждом тепловом вводе.

Для того, чтобы расход топливных ресурсов был минимально возможным (эффективным), необходимо обеспечить непрерывное измерение множества параметров, передачу измеренных значений к месту их анализа, оперативный анализ (сопоставление на предмет согласованности между собой) и оперативное принятие адекватных решений по устранению рассогласований.

Эффективно обрабатывать (превращать в адекватные оперативные решения) поток поступающей информации, содержащий тысячи числовых значений, способны только системы обработки информации, построенные на базе современной компьютерной техники.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»