МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 14 сентября 2012 года N 36-мпр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КАЧЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2012-2014 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Приказа министерства образования Иркутской области от 25.12.2023 N 55-95-мпр.
____________________________________________________________________
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
приказ министерства образования Иркутской области от 19.10.2012 N 43-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 24.05.2013 N 29-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр;
приказ министерства образования Иркутской области от 28.11.2013 N 110-мпр}
В целях совершенствования региональной системы оценки качества образования (в части проведения, информационно-методического и экспертно-аналитического обеспечения оценочных процедур, определяющих качественный уровень состояния образования Иркутской области), на основании постановления Правительства Иркутской области от 13 июня 2012 года N 322-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь подпунктом 1 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, статьей 21 Устава Иркутской области,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие системы информационно-методического и экспертно-аналитического обеспечения оценочных процедур, определяющих качественный уровень состояния образования Иркутской области, на 2012-2013 годы" (прилагается).
{п. 1 в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр}
2. Настоящий приказ подлежит размещению на официальном сайте министерства образования Иркутской области (www.38edu.ru).
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Иркутской области.
{п. 1 в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр}
Министр образования
Иркутской области
В.С. Басюк
приказом министерства
образования Иркутской области
от "14" сентября 2012 года N 36 - мпр
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КАЧЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2012-2013 ГОДЫ"
{наименование Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр}
{наименование паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр}
Наименование исполнительного органа государственной власти Иркутской области | Министерство образования Иркутской области |
Наименование программы | Ведомственная целевая программа "Развитие системы информационно-методического и экспертно-аналитического обеспечения оценочных процедур, определяющих качественный уровень состояния образования Иркутской области, |
{строка "Наименование программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр}
Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего программу | Приказ министерства образования Иркутской области от 14 сентября 2012 года N 36-мпр |
Номер и дата учета программы в реестре ведомственных целевых программ | |
Цели и задачи программы | Цель Программы: |
{строка "Цели и задачи программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 24.05.2013 N 29-мпр}
Целевые индикаторы и показатели | - удельный вес автоматизированных отчетов по результатам единого государственного экзамена выпускников 11 классов (ЕГЭ), государственной итоговой аттестации в новой фор ме выпускников 9 классов (ГИА), государственного выпускного экзамена (ГВЭ), в %. |
{строка "Целевые индикаторы и показатели" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 24.05.2013 N 29-мпр}
Характеристика программных мероприятий | 1.1. Автоматизация статистических отчетов по результатам ЕГЭ и ГИА, ГВЭ; |
{строка "Характеристика программных мероприятий" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 24.05.2013 N 29-мпр}
Сроки реализации программы | 2012-2013 годы |
{строка "Сроки реализации программы" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр}
Объемы и источники финансирования программы | Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета. |
{строка "Объемы и источники финансирования программы, всего: в том числе по годам" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр}
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях) | - удельный вес автоматизированных отчетов по результатам единого государственного экзамена выпускников 11 классов, государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников 9 классов, государственного выпускного экзамена в 2013 году составит 60%; |
{строка "Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности (в количественно измеряемых показателях)" паспорта Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр}
Программа развития системы информационно-методического и экспертно-аналитического обеспечения оценочных процедур, определяющих качественный уровень состояния образования Иркутской области, предназначена для реализации одного из основных направлений региональной политики в сфере образования - модернизации оценки качества образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями региона.
Эффективная модель управления качеством образования невозможна без современной, комплексной системы оценки уровня достигаемых результатов, соответствия их требованиям инновационной экономики и оптимальности созданных образовательных системах условий.
Согласно Положению о Региональной системе оценки качества образования (далее - РСОКО) в Иркутской области оператором данного направления определен ИРО. Среди основных направлений системы оценки качества образования можно обозначить следующие.
1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования
В 2011 году в рамках организации единого государственного экзамена было охвачено в два этапа 14 122 выпускника, государственная (итоговая) аттестация в 9 классах организована для 25 564 выпускников.
Доля выпускников средних ОУ Иркутской области, подтвердивших освоение общеобразовательных программ по русскому языку в 2011 году - 94,8%; по математике – 90,5%, что ниже средних по России результатов, которые составляют 97,5% и 95,6% соответственно. Не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании в 2011 году 795 выпускников (5,1% всех выпускников 11 классов Иркутской области).
По результатам ЕГЭ и ГИА Региональным центром обработки информации ИРО (далее - РЦОИ) организован мониторинг учебных достижений учащихся ОО Иркутской области. Оценочные данные, полученные в течение пяти лет, обобщены и проанализированы специалистами РЦОИ по различным аспектам с целью определения факторов, непосредственно влияющих на результативность образовательного процесса.
{абз. 7 разд. 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр}
2. Аттестация педагогических и руководящих работников обеспечивает всестороннюю оценку профессиональной компетентности, выраженную через проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств работников сферы образования в решении функциональных задач. В 2011 году проведена аттестация 1 906 педагогических и руководящих работников на первую и высшую категории.
Во многом важность обновленных подходов к аттестации обусловлена переходом к новым государственным стандартам образования, в рамках которых обучающиеся помимо академических знаний должны будут овладеть ключевыми компетентностями. Компетентностный подход определяет зависимость уровня компетентности ученика, и, в конечном счете, качества образования от уровня компетентности педагога.
С 2005 года в Иркутской области на базе ИРО проводится аттестация педагогических и руководящих работников по модели "Аттестационная сессия", сочетающей обучение педагогов и квалификационные испытания, оценивающие сформированность профессиональных компетенций, необходимых современному учителю. В 2011 году такую модель аттестации выбрали 35% педагогических работников. Это, как правило, педагоги, стремящиеся к профессиональному общению, обмену опытом, повышению уровня мастерства. Полученный учителями в ходе прохождения аттестации опыт непременно сказывается на уровне учебных достижений обучающихся.
3. Экспертиза ресурсного обеспечения (кадрового, материально-технологического, управленческого и т.д.) МОС проводится специалистами ИРО. В настоящий момент проведена оценка эффективности в 15 МОС Иркутской области. Результаты данной процедуры востребованы не только специалистами органов управления образованием различного уровня, но и муниципальными органами самоуправления.
5. Организация и проведение научной экспертизы материалов, предоставляемых педагогами, ОО и муниципалитетами в рамках проведения конкурсов и грантовых проектов. Экспертиза конкурсных и грантовых материалов позволяет оценить и обобщить инновационный потенциал образовательной системы Иркутской области, а также обеспечить адресное моральное и материальное стимулирование лучших учреждений и педагогов в регионе.
{абз. 12 разд. 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр}
В 2011 году на региональном уровне было проведено 15 различных конкурсов, в которых образовательные учреждения и педагоги области смогли представить свои инновационные и профессиональные достижения.
Одним из важных моментов проведения конкурсных процедур является проведение экспертизы конкурсной документации, экспертиза в рамках аттестации педагогических работников и др. За период с 2007 года по 1 полугодие 2012 года для проведения экспертизы только в рамках конкурсов было привлечено более 900 экспертов (один конкурсный материал должны отсмотреть не менее 8-9 человек, 30% из которых - это общественные эксперты). Для экспертизы конкурсных материалов привлекаются эксперты из вузов, ссузов, образовательных учреждений разных видов и типов, а также общественные эксперты. Для экспертов выполнение такой трудоемкой работы (на один конкурсный материал затрачивается от 0,5 до 5,5 часа) является дополнительной работой, которая не входит в их основной функционал, а значит необходимо мотивировать членов конкурсных комиссий для выполнения данной работы, т.е оплачивать исходя из количества проверенных работ.
В конкурсах, реализуемых на территории Иркутской области, могут участвовать педагогические, руководящие, иные работники сферы образования и образовательные учреждения.
6. Оценка эффективности деятельности МОС на основе анализа данных официальной образовательной статистики. Специалистами ИРО составляются ежегодные статистические паспорта МОС Иркутской области на основе обобщенных аналитических показателей. Данный материал представляет практический интерес для органов местного самоуправления в муниципальных образованиях Иркутской области по вопросам использования и развития имеющейся ресурсной базы сферы образования.
Все представленные направления РСОКО Иркутской области являются важнейшим инструментом управления качеством образования.
Вместе с тем анализ существующей практики показывает, что не устранены некоторые проблемы и противоречия, которые тормозят развитие региональной системы оценки качества образования:
1) нормативная база РСОКО требует дополнений в части:
- обновления видов мониторинговых исследований, используемых для оценки качества на региональном уровне;
- набора критериев и показателей для оценки качества образования на муниципальном уровне, а также в областных государственных образовательных учреждениях;
2) отсутствует интеграция информационных потоков по результатам мониторинговых исследований на региональном уровне, позволяющая увидеть целостную картину состояния качества образования в Иркутской области;
3) региональные индикаторы (нормы) качества по результатам мониторинговых исследований находятся в стадии формирования, как следствие, затруднены процессы сопоставления результата с целью, эффективность управления качеством образования снижена;
4) результаты мониторинговых исследований не всегда используются руководителями образовательных учреждений и МОС для управления качеством образования по следующим причинам:
- недостаточное использование современных способов автоматизированной обработки информации;
- отсутствие необходимого уровня квалификации по вопросам управления на информационной основе (использования квалиметрического подхода в анализе полученной информации);
- несовершенство нормативной базы оценки качества образования на уровне ОО и муниципалитетов по вопросам анализа и представления полученной информации потребителям.
{абз. 27 разд. 1 Программы в редакции приказа министерства образования Иркутской области от 08.11.2013 N 107-мпр}
Именно поэтому целесообразным является рассмотрение и решение данной проблемы на ведомственном уровне, на основе формирования целого ряда организационных, информационно-технологических и научно-методических условий, обеспечивающих развитие системы информационно-методического и экспертно-аналитического обеспечения оценочных процедур, определяющих качественный уровень состояния образования Иркутской области.