ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2011 года N 324-пп

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2012 ГОДЫ

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства Иркутской области от 25.05.2012 года N 250-пп}

В целях формирования благоприятных условий для развития гражданского общества, решения социально-экономических проблем, оказания областной государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в Иркутской области, в соответствии с Законом Иркутской области от 8 июня 2011 года N 37-ОЗ "Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций", постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2009 года N 116-пп "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Иркутской области и их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области" на 2011-2012 годы.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Иркутской области
от 19 октября 2011 года
N 324-пп

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области" на 2011-2012 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ долгосрочной целевой программы "Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области" на 2011-2012 годы

Наименование программы

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области" на 2011-2012 годы

Наименование, дата и номер правового документа о разработке программы

Распоряжение Правительства Иркутской области  от 16 сентября  2011 года N 323/1-рп  "О разработке долгосрочной целевой программы "Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области" на 2011-2012 годы"

Государственный заказчик

Правительство Иркутской области

Основные разработчики Программы

Аппарат Губернатора Иркутской области  и Правительства Иркутской области;

 министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области

Администратор Программы

Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области

Исполнители Программы

Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской;

 министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области;

 министерство имущественных отношений Иркутской области;

 министерство культуры и архивов Иркутской области;

 министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Цель (цели) Программы

Поддержка и стимулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций для решения и профилактики социально-экономических проблем региона, развития и укрепления гражданского общества в Иркутской области .

Основные задачи Программы

1.  Развитие и совершенствование институтов гражданского общества в Иркутской области через участие населения в осуществлении местного самоуправления, деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО), в том числе волонтерских и благотворительных организаций.
 2.  Формирование благоприятных условий для развития и функционирования НКО (оказание экономической, финансовой, организационной и иных видов поддержки).

Сроки и этапы реализации программы

2011-2012 годы без подразделения на этапы

Объемы и источники финансирования

Общий объем средств по Программе составляет
 42 749,6 тыс. руб. , в том числе:
 а) средства федерального бюджета в размере 12 542,0 тыс. руб.:
 2012 год - 12 542,0 тыс. руб.;

 б) средства областного бю джета в размере
 12 084,3 тыс. руб.:
 2011 год - 3 135,5 тыс. руб.;

 2012 год - 8 948,8 тыс. руб.;

 в) планируемые средства местных бюджетов в размере  18 123,3 тыс. руб.:
 2011 год - 8 276,8 тыс. руб.;

 2012 год - 9 846,5 тыс. руб.

{строка "Объемы и источники финансирования" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 25.05.2012 года N 250-пп}

Ожидаемые конечные результаты реали зации Программы

В результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие показатели по отношению к показателям 2010 года:
 1.  Увеличение количества НКО, получивших субсидии из средств областного бюджета, - на 30.
 2.  Увеличение числа добровольцев - на 1500 человек.
 3.  Количество НКО, получивших материально-техническую поддержку на основании конкурса  целевых программ муниципальных образований Иркутской области, направленных на поддержку НКО, - 7.
 4.  Увеличение количества НКО, получивших имущественную поддержку на безвозмездной основе, - на 5.
 5.  Увеличение количества органов территориального общественного самоуправления, созданных на территории Иркутской области, - на 7.
 6.  Увеличение количества мероприятий, направленных на просвещение и повышение квалификации граждан, участвующих в осуществлении местного самоуправления, - на 15.
 7.  Увеличение количества граждан, участвующих в осуществлении местного самоуправления, - на 15000.
 8.  Проведение рекламных акций, направленных на популяризацию добровольческой и благотворительной деятельности.
 9.  Увеличение количества материалов в средствах массовой информации (печатные, электронные, телевизионные) о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области, - на 85.
 10.  Увеличение количества благополучателей, - на 1500 человек.
 Количество муниципальных образований Иркутской области, в которых реализуются проекты социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших государственную поддержку, - 12.

{строка "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 25.05.2012 года N 250-пп}

Показатели социально-экономической эффективности Программы

1.  Количество рекламных материалов, направленных на пропаганду добровольческой и благотворительной деятельности.
 2.  Количество органов ТОС, созданных на территории Иркутской области.
 3.  Количество граждан, привлеченных к участию в осуществлении местного самоуправления, работе органов территориального общественного самоуправления (далее - ТОС).
 4.  Количество НКО, получивших субсидии из средств областного бюджета.
 5.  Количество НКО, получивших материально-техническую поддержку в рамках конкурса целевых программ муниципальных образований Иркутской области, направленных на поддержку НКО.
 6.  Количество НКО, получивших имущественную поддержку на безвозмездной основе.
 7.  Количество зарегистрированных за время реализации программы НКО.
 8.  Количество нормативных правовых актов.

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Одной из наиболее актуальных и значимых предпосылок обеспечения социально-экономического развития страны является становление институтов гражданского общества, эффективное взаимодействие органов власти, некоммерческих организаций и бизнес-структур. Деятельность органов государственной власти, в том числе региональных, направленная на развитие гражданского сектора, обусловлена действием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Концепцией социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р. Согласно данным документам одним из приоритетных направлений развития страны является государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и связанных с ними процессов развития благотворительной и добровольческой деятельности, поскольку деятельность данных организаций способствует обеспечению социальной стабильности и гражданского мира, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных и общественных интересов населения, защите прав потребителей, экологической безопасности.

Согласно исследованию, проведенному Общественной палатой Российской Федерации, уровень вовлеченности людей в некоммерческий сектор, то есть уровень гражданской активности в нашей стране, выше, чем во многих странах Восточной Европы. Но по статистике три четверти российских НКО существуют пять и более лет, а динамика их создания в последнее время заметно снизилась. По оценкам ГРАНС-центра[1], реально работающий некоммерческий сектор составляет 38% от числа формально зарегистрированных НКО. Почти каждая четвертая НКО занимается социальными услугами, по 17% приходится на долю культурно-рекреационных и правозащитных организаций. В рейтинге основных проблем, с которыми сталкиваются российские НКО, отмечается, что 65% организаций испытывают хроническую нехватку денег, 38% в качестве проблемы называют отсутствие поддержки со стороны возможных спонсоров, 32% не видят интереса к своей деятельности со стороны местной власти, 23% испытывают проблемы с помещением[2].

Эти тенденции, в целом, характерны и для Иркутской области. Так, в докладе Общественной палаты Иркутской области отмечается, что "развитие некоммерческих общественных организаций в Иркутской области находится на разных этапах. Структура некоммерческого сектора раздроблена. Сами организации занимаются разнонаправленной деятельностью"[3]. В докладе сообщается, что количество штатных сотрудников НКО колеблется от 3 до 5 человек, при этом значительное количество организаций вообще не имеет штатных сотрудников. Больше всего НКО действует на территории Иркутска, Ангарска и Братска. Финансовая поддержка НКО осуществляется через пожертвования и безвозмездные поступления, гранты, финансовую поддержку со стороны муниципальных образований, собственную хозяйственную деятельность. НКО Иркутской области имеют слабую материально-техническую и информационную базу для развития гражданского общества. Среди проблем развития НКО в исследовании также приводятся: недостаточная развитость законодательной и нормативно-правовой базы, отсутствие проработанных механизмов финансирования НКО со стороны органов власти, отсутствие интереса к деятельности НКО со стороны органов власти и населения, плохая информированность о деятельности НКО. Нет и единой системы учета НКО.

Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области по состоянию на 1 января 2009 года количество НКО Иркутской области составляло 13223, а на 1 января 2010 только 12369, из них количество организаций, чья деятельность направлена на развитие гражданского общества, колеблется от 1721 до 2331 в период с 2002 по 2010 годы. С конца 90-х годов развитие некоммерческого сектора в Иркутской области шло высокими темпами. Количество организаций постоянно росло. С 2008 года количество вновь зарегистрированных НКО начинается сокращаться и достигает низшей отметки в 2010 году - 1721 организация. С 1 января по 1 августа 2011 года в области зарегистрированы 113 НКО.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, за прошедшее десятилетие количество НКО, зарегистрированных в Иркутской области, составляет около 3500 организаций. В это число входят НКО всех организационно-правовых форм, включая территориальное общественное самоуправление, негосударственные учреждения, некоммерческие партнерства, коллегии адвокатов, профсоюзные организации и т.д. Пик активности НКО, связанный в первую очередь с ростом их числа, приходится на 2006-2007 годы. За этот период количество зарегистрированных НКО превысило 2000. В 2008-2009 гг. (в условиях финансового кризиса) на территории Иркутской области чаще регистрировались некоммерческие партнерства и профессиональные объединения, наметился спад активности в деятельности НКО. С 2010 года лидирующие позиции стали занимать спортивные организации. В среднем годовое увеличение числа зарегистрированных организаций составляет от 120 до 150 организаций.

Статистические показатели Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области и Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области различаются почти на 1000 организаций. Это связано с отсутствием единой системы учета НКО, недостаточной проработанностью системы мониторинга организаций и их деятельности, низким уровнем исследованности некоммерческого сектора. Нет системы учета реально действующих НКО, комплексного анализа НКО с распределением по муниципальным образованиям, направлениям деятельности организаций. Такая ситуация характерна не только для Иркутской области, но и для России в целом.

Сегодня Иркутская область включает в себя 42 муниципальных образования, где социально-экономическое положение, уровень развития институтов гражданского общества различается. В г. Иркутске сосредоточена большая часть НКО (Рис.1), которые экономически обеспечены, активны в проведении мероприятий по решению социальных проблем, профессионально подготовлены. Многие областные организации имеют юридическую регистрацию в областном центре. Это, в свою очередь, способствует фокусировке усилий некоммерческого сектора на решении проблем, касающихся исключительно города Иркутска. Проблемы иных городов решаются силами НКО в меньшей степени. Причиной этому является отсутствие достаточной развитости некоммерческого сектора в отдаленных территориях Иркутской области. Проблемы связаны с недостаточным финансированием деятельности организаций, отсутствием в большинстве случаев имущественной и информационной поддержки. Помощь традиционно оказывается ветеранским организациям.

Рисунок N 1

Количество некоммерческих организаций города Иркутска

в отношении количества организаций, зарегистрированных в целом по Иркутской области

Тем не менее, в целях развития некоммерческого сектора в Иркутской области работают муниципальные программы, предусматривающие поддержку НКО, среди которых - конкурс общественных инициатив, реализуемый администрацией города Иркутска; поддержка НКО, работающих с ветеранами и инвалидами в Качугском, Усть-Удинском и Баяндаевском районах. Программы поддержки НКО разработаны в городах Братске, Саянске, Усть-Илимске. Планируемая сумма муниципальной поддержки НКО в 2012 году составляет более 10 млн. рублей.

Высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области поддерживается и финансируется конкурс социально значимых проектов "Губернское собрание общественности", предоставляются субсидии НКО в целях возмещения затрат или недополучения доходов в связи с выполнением работ, оказанием услуг по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, а также субсидии НКО на реализацию общественно полезных программ по проведению мероприятий в области социальной политики. В рамках реализации национальной политики финансируются и проводятся мероприятия, направленные на формирование толерантности и профилактику межнациональных конфликтов.

Традиционно НКО предоставляется имущественная поддержка: ежегодно более 30 организаций в Иркутской области получают в безвозмездное временное пользование или в аренду по льготным ставкам арендной платы недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Иркутской области, а также предоставляются помещения на краткосрочной основе для проведения мероприятий НКО.

Несмотря на ежегодный рост числа НКО Иркутской области, существует и ряд проблем, тормозящих развитие институтов гражданского общества:

1) отсутствие комплексного системного исследования реально работающих НКО, чья деятельность направлена на решение социально-экономических проблем области;

2) незаинтересованность населения в участии в деятельности НКО, в том числе в оказании добровольной помощи (волонтерском движении);

3) проблемы социального партнерства государства, субъектов предпринимательства и НКО;

4) недостаточность областной поддержки НКО в реализации их уставных целей и задач;

5) территориальная ограниченность деятельности НКО;

6) низкий уровень активности благотворительных организаций и социально ориентированных субъектов предпринимательства;

7) начальный уровень развития территориального общественного самоуправления;

8) потребительская и иждивенческая позиция НКО;

9) недостаточное количество целевых программ, направленных на поддержку НКО в муниципальных образованиях Иркутской области.

Наиболее выраженными следствиями этих проблем, усугубляющими их воздействие, являются:

1) формализация и консервативность подходов общественных объединений и НКО в деятельности, направленной на самовоспроизводство процессов развития институтов гражданского общества, отсутствие инновационных социальных проектов и инициатив;

2) сохранение тенденций пассивного восприятия населением происходящих в Иркутской области социально значимых событий;

3) минимальное внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества, за исключением отдельных случаев протестных проявлений неформальных групп.

Эффективным механизмом решения вышеизложенных проблем является формирование целостного программного документа - целевой долгосрочной программы "Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области" на 2011-2012 годы (далее - Программа).

Применение программно-целевого метода даст возможность скоординировать действия НКО в сфере государственно-общественных отношений и формирования в Иркутской области гражданского общества: позволит устранить дублирование действий НКО и создать единые подходы в работе с общественными инициативами, решить поставленные задачи в области государственной поддержки НКО и развития межсекторного взаимодействия.

Необходимость решения указанных выше проблем программно-целевым методом обусловлена следующими объективными факторами:

а) сложностью и многообразием проблем развития некоммерческого сектора Иркутской области и необходимостью их решения через осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

б) потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и НКО, добровольцев, благополучателей, спонсоров для решения социально-экономических проблем Иркутской области.

Результат действия Программы - внедрение в практику государственно-общественных отношений действенных комплексных механизмов управления процессами, обеспечивающих активное участие институтов гражданского общества в выработке и реализации стратегических и тактических решений, которые определяют долгосрочное развитие Иркутской области.

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Цель Программы - поддержка и стимулирование деятельности НКО для решения и профилактики социально-экономических проблем Иркутской области, развития и укрепления гражданского общества в Иркутской области.

Задачи Программы:

1. Развитие и совершенствование институтов гражданского общества в Иркутской области через участие населения в осуществлении местного самоуправления, деятельности НКО, в том числе волонтерских и благотворительных организаций.

2. Формирование благоприятных условий, создание инфраструктуры для развития и функционирования НКО (оказание экономической, финансовой, организационной и иных видов поддержки).

Срок реализации программы - два года (2011-2012 годы), что обусловлено начальным этапом формирования государственной политики поддержки НКО, меняющимися условиями развития экономической среды и правового поля, регламентирующего развитие некоммерческого сектора.

Программа реализуется в один этап.

Планируемые целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы представлены в Приложении 1 к настоящей Программе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»