ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2011 года N 324-пп
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2012 ГОДЫ
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства Иркутской области от 25.05.2012 года N 250-пп}
В целях формирования благоприятных условий для развития гражданского общества, решения социально-экономических проблем, оказания областной государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в Иркутской области, в соответствии с Законом Иркутской области от 8 июня 2011 года N 37-ОЗ "Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций", постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2009 года N 116-пп "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Иркутской области и их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области" на 2011-2012 годы.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области" на 2011-2012 годы
Наименование программы | ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области" на 2011-2012 годы |
Наименование, дата и номер правового документа о разработке программы | Распоряжение Правительства Иркутской области от 16 сентября 2011 года N 323/1-рп "О разработке долгосрочной целевой программы "Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области" на 2011-2012 годы" |
Государственный заказчик | Правительство Иркутской области |
Основные разработчики Программы | Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области; |
Администратор Программы | Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области |
Исполнители Программы | Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской; |
Цель (цели) Программы | Поддержка и стимулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций для решения и профилактики социально-экономических проблем региона, развития и укрепления гражданского общества в Иркутской области . |
Основные задачи Программы | 1. Развитие и совершенствование институтов гражданского общества в Иркутской области через участие населения в осуществлении местного самоуправления, деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО), в том числе волонтерских и благотворительных организаций. |
Сроки и этапы реализации программы | 2011-2012 годы без подразделения на этапы |
Объемы и источники финансирования | Общий объем средств по Программе составляет |
{строка "Объемы и источники финансирования" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 25.05.2012 года N 250-пп}
Ожидаемые конечные результаты реали зации Программы | В результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие показатели по отношению к показателям 2010 года: |
{строка "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 25.05.2012 года N 250-пп}
Показатели социально-экономической эффективности Программы | 1. Количество рекламных материалов, направленных на пропаганду добровольческой и благотворительной деятельности. |
Одной из наиболее актуальных и значимых предпосылок обеспечения социально-экономического развития страны является становление институтов гражданского общества, эффективное взаимодействие органов власти, некоммерческих организаций и бизнес-структур. Деятельность органов государственной власти, в том числе региональных, направленная на развитие гражданского сектора, обусловлена действием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Концепцией социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р. Согласно данным документам одним из приоритетных направлений развития страны является государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и связанных с ними процессов развития благотворительной и добровольческой деятельности, поскольку деятельность данных организаций способствует обеспечению социальной стабильности и гражданского мира, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных и общественных интересов населения, защите прав потребителей, экологической безопасности.
Согласно исследованию, проведенному Общественной палатой Российской Федерации, уровень вовлеченности людей в некоммерческий сектор, то есть уровень гражданской активности в нашей стране, выше, чем во многих странах Восточной Европы. Но по статистике три четверти российских НКО существуют пять и более лет, а динамика их создания в последнее время заметно снизилась. По оценкам ГРАНС-центра[1], реально работающий некоммерческий сектор составляет 38% от числа формально зарегистрированных НКО. Почти каждая четвертая НКО занимается социальными услугами, по 17% приходится на долю культурно-рекреационных и правозащитных организаций. В рейтинге основных проблем, с которыми сталкиваются российские НКО, отмечается, что 65% организаций испытывают хроническую нехватку денег, 38% в качестве проблемы называют отсутствие поддержки со стороны возможных спонсоров, 32% не видят интереса к своей деятельности со стороны местной власти, 23% испытывают проблемы с помещением[2].
Эти тенденции, в целом, характерны и для Иркутской области. Так, в докладе Общественной палаты Иркутской области отмечается, что "развитие некоммерческих общественных организаций в Иркутской области находится на разных этапах. Структура некоммерческого сектора раздроблена. Сами организации занимаются разнонаправленной деятельностью"[3]. В докладе сообщается, что количество штатных сотрудников НКО колеблется от 3 до 5 человек, при этом значительное количество организаций вообще не имеет штатных сотрудников. Больше всего НКО действует на территории Иркутска, Ангарска и Братска. Финансовая поддержка НКО осуществляется через пожертвования и безвозмездные поступления, гранты, финансовую поддержку со стороны муниципальных образований, собственную хозяйственную деятельность. НКО Иркутской области имеют слабую материально-техническую и информационную базу для развития гражданского общества. Среди проблем развития НКО в исследовании также приводятся: недостаточная развитость законодательной и нормативно-правовой базы, отсутствие проработанных механизмов финансирования НКО со стороны органов власти, отсутствие интереса к деятельности НКО со стороны органов власти и населения, плохая информированность о деятельности НКО. Нет и единой системы учета НКО.
Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области по состоянию на 1 января 2009 года количество НКО Иркутской области составляло 13223, а на 1 января 2010 только 12369, из них количество организаций, чья деятельность направлена на развитие гражданского общества, колеблется от 1721 до 2331 в период с 2002 по 2010 годы. С конца 90-х годов развитие некоммерческого сектора в Иркутской области шло высокими темпами. Количество организаций постоянно росло. С 2008 года количество вновь зарегистрированных НКО начинается сокращаться и достигает низшей отметки в 2010 году - 1721 организация. С 1 января по 1 августа 2011 года в области зарегистрированы 113 НКО.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, за прошедшее десятилетие количество НКО, зарегистрированных в Иркутской области, составляет около 3500 организаций. В это число входят НКО всех организационно-правовых форм, включая территориальное общественное самоуправление, негосударственные учреждения, некоммерческие партнерства, коллегии адвокатов, профсоюзные организации и т.д. Пик активности НКО, связанный в первую очередь с ростом их числа, приходится на 2006-2007 годы. За этот период количество зарегистрированных НКО превысило 2000. В 2008-2009 гг. (в условиях финансового кризиса) на территории Иркутской области чаще регистрировались некоммерческие партнерства и профессиональные объединения, наметился спад активности в деятельности НКО. С 2010 года лидирующие позиции стали занимать спортивные организации. В среднем годовое увеличение числа зарегистрированных организаций составляет от 120 до 150 организаций.
Статистические показатели Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области и Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области различаются почти на 1000 организаций. Это связано с отсутствием единой системы учета НКО, недостаточной проработанностью системы мониторинга организаций и их деятельности, низким уровнем исследованности некоммерческого сектора. Нет системы учета реально действующих НКО, комплексного анализа НКО с распределением по муниципальным образованиям, направлениям деятельности организаций. Такая ситуация характерна не только для Иркутской области, но и для России в целом.
Сегодня Иркутская область включает в себя 42 муниципальных образования, где социально-экономическое положение, уровень развития институтов гражданского общества различается. В г. Иркутске сосредоточена большая часть НКО (Рис.1), которые экономически обеспечены, активны в проведении мероприятий по решению социальных проблем, профессионально подготовлены. Многие областные организации имеют юридическую регистрацию в областном центре. Это, в свою очередь, способствует фокусировке усилий некоммерческого сектора на решении проблем, касающихся исключительно города Иркутска. Проблемы иных городов решаются силами НКО в меньшей степени. Причиной этому является отсутствие достаточной развитости некоммерческого сектора в отдаленных территориях Иркутской области. Проблемы связаны с недостаточным финансированием деятельности организаций, отсутствием в большинстве случаев имущественной и информационной поддержки. Помощь традиционно оказывается ветеранским организациям.
Рисунок N 1
Количество некоммерческих организаций города Иркутска
в отношении количества организаций, зарегистрированных в целом по Иркутской области
Тем не менее, в целях развития некоммерческого сектора в Иркутской области работают муниципальные программы, предусматривающие поддержку НКО, среди которых - конкурс общественных инициатив, реализуемый администрацией города Иркутска; поддержка НКО, работающих с ветеранами и инвалидами в Качугском, Усть-Удинском и Баяндаевском районах. Программы поддержки НКО разработаны в городах Братске, Саянске, Усть-Илимске. Планируемая сумма муниципальной поддержки НКО в 2012 году составляет более 10 млн. рублей.
Высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области поддерживается и финансируется конкурс социально значимых проектов "Губернское собрание общественности", предоставляются субсидии НКО в целях возмещения затрат или недополучения доходов в связи с выполнением работ, оказанием услуг по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, а также субсидии НКО на реализацию общественно полезных программ по проведению мероприятий в области социальной политики. В рамках реализации национальной политики финансируются и проводятся мероприятия, направленные на формирование толерантности и профилактику межнациональных конфликтов.
Традиционно НКО предоставляется имущественная поддержка: ежегодно более 30 организаций в Иркутской области получают в безвозмездное временное пользование или в аренду по льготным ставкам арендной платы недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Иркутской области, а также предоставляются помещения на краткосрочной основе для проведения мероприятий НКО.
Несмотря на ежегодный рост числа НКО Иркутской области, существует и ряд проблем, тормозящих развитие институтов гражданского общества:
1) отсутствие комплексного системного исследования реально работающих НКО, чья деятельность направлена на решение социально-экономических проблем области;
2) незаинтересованность населения в участии в деятельности НКО, в том числе в оказании добровольной помощи (волонтерском движении);
3) проблемы социального партнерства государства, субъектов предпринимательства и НКО;
4) недостаточность областной поддержки НКО в реализации их уставных целей и задач;
5) территориальная ограниченность деятельности НКО;
6) низкий уровень активности благотворительных организаций и социально ориентированных субъектов предпринимательства;
7) начальный уровень развития территориального общественного самоуправления;
8) потребительская и иждивенческая позиция НКО;
9) недостаточное количество целевых программ, направленных на поддержку НКО в муниципальных образованиях Иркутской области.
Наиболее выраженными следствиями этих проблем, усугубляющими их воздействие, являются:
1) формализация и консервативность подходов общественных объединений и НКО в деятельности, направленной на самовоспроизводство процессов развития институтов гражданского общества, отсутствие инновационных социальных проектов и инициатив;
2) сохранение тенденций пассивного восприятия населением происходящих в Иркутской области социально значимых событий;
3) минимальное внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества, за исключением отдельных случаев протестных проявлений неформальных групп.
Эффективным механизмом решения вышеизложенных проблем является формирование целостного программного документа - целевой долгосрочной программы "Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области" на 2011-2012 годы (далее - Программа).
Применение программно-целевого метода даст возможность скоординировать действия НКО в сфере государственно-общественных отношений и формирования в Иркутской области гражданского общества: позволит устранить дублирование действий НКО и создать единые подходы в работе с общественными инициативами, решить поставленные задачи в области государственной поддержки НКО и развития межсекторного взаимодействия.
Необходимость решения указанных выше проблем программно-целевым методом обусловлена следующими объективными факторами:
а) сложностью и многообразием проблем развития некоммерческого сектора Иркутской области и необходимостью их решения через осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
б) потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и НКО, добровольцев, благополучателей, спонсоров для решения социально-экономических проблем Иркутской области.
Результат действия Программы - внедрение в практику государственно-общественных отношений действенных комплексных механизмов управления процессами, обеспечивающих активное участие институтов гражданского общества в выработке и реализации стратегических и тактических решений, которые определяют долгосрочное развитие Иркутской области.
Цель Программы - поддержка и стимулирование деятельности НКО для решения и профилактики социально-экономических проблем Иркутской области, развития и укрепления гражданского общества в Иркутской области.
Задачи Программы:
1. Развитие и совершенствование институтов гражданского общества в Иркутской области через участие населения в осуществлении местного самоуправления, деятельности НКО, в том числе волонтерских и благотворительных организаций.
2. Формирование благоприятных условий, создание инфраструктуры для развития и функционирования НКО (оказание экономической, финансовой, организационной и иных видов поддержки).
Срок реализации программы - два года (2011-2012 годы), что обусловлено начальным этапом формирования государственной политики поддержки НКО, меняющимися условиями развития экономической среды и правового поля, регламентирующего развитие некоммерческого сектора.
Программа реализуется в один этап.
Планируемые целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы представлены в Приложении 1 к настоящей Программе.