Показатели развития туристской отрасли
Основные показатели | Единица измерения | Годы | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||
Общее количество туристов, посетивших область* | Тыс. чел. | 480,9 | 529 | 677,9 | 657,5 |
В % к предыдущ. году | 120 | 110 | 128 | 97 | |
В том числе, количество иностранных туристов** | Тыс. чел. | 54,5 | 51,8 | 58,5 | 45 |
В % к предыдущ. году | 112 | 95 | 113 | 7 7 | |
Объемы потребления туристских услуг *** | Млн. руб. | 4590,3 | 5648,1 | 8901,2 | 11037 |
В % к предыдущ. году | 134 | 123 | 157 | 124 | |
Численность занятых (чел.) **** | Тыс. чел. | 16 | 17 | 18 | 18 |
*, ** По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области.
***, **** По данным агентства по туризму Иркутской области.
Одним из положительных моментов для развития туризма является то, что в Иркутской области представлены все виды транспорта:
1. Железнодорожный. Через Иркутскую область проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, служащая основным транспортным средством для передвижения большинства европейских туристов на озеро Байкал. Одним из наиболее популярных направлений является туристский маршрут по Кругобайкальской железной дороге с использованием специальных туристских поездов (например, "Байкальский круиз"), заполненность которых летом составляет до 93%. По данным Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Восточно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в 2009 году Кругобайкальскую железную дорогу посетило 24,4 тыс. однодневных туристов-экскурсантов, а также 1040 человек туристским поездом "Байкальский круиз".
2. Водный. Основные перевозки в туристских целях осуществляются по акваториям озера Байкал, Иркутского и Братского водохранилищ. Крупнейшим перевозчиком коммерческих грузов и пассажиров в районах бассейна реки Ангара и озера Байкал Иркутской области является открытое акционерное общество "Восточно-Сибирское Речное Пароходство" (далее - ОАО "ВСПР"), которое эксплуатирует 22 пассажирских и грузопассажирских суда. В 2009 году судами ОАО "ВСРП" обслуживалось 12 внутрирегиональных маршрутов, на которых было задействовано 16 теплоходов. Всего выполнено 6 709 рейсов, перевезено 188, 2 тыс. человек.
В Иркутской области существует катерно-яхтенный туризм в виде предоставления судов в аренду для прогулок и круизов. По данным Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, всего 63 судна имеют лицензию на осуществление пассажирских перевозок.
3. Воздушный. В Иркутской области расположено 2 аэропорта международного значения (города Иркутск, Братск), работает 22 авиакомпании, осуществляющих авиарейсы в 42 города различных стран мира и стран СНГ. Через города Иркутск и Братск обслуживаются международные рейсы в Таиланд, Турцию, КНР, Монголию, Болгарию, страны СНГ (Украина, Таджикистан).
4. Автомобильный. Транспортное обслуживание осуществляется коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями и муниципальными автотранспортными предприятиями - владельцами транспортных средств, оборудованных для перевозок более 8 человек, имеющими соответствующую лицензию. По данным Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, выдано 6800 лицензий на пассажирские автоперевозки.
В том числе, в обслуживании туристов задействован автомобильный транспорт, принадлежащий туристским организациям различных форм собственности, а также автомобильный транспорт, принадлежащий физическим лицам на праве собственности. По количественному составу этого автомобильного транспорта статистических данных нет.
В настоящее время на территории Иркутской области 4 организации предоставляют услуги по прокату автомобильного транспорта и обслуживанию индивидуальных автотуристов.
Необходимо отметить, что имеющийся туристский потенциал не является основным условием для полноценного развития туристско-рекреационного комплекса в Иркутской области. Для повышения конкурентоспособности необходимо эффективное применение всех преимуществ Иркутской области и рациональный и комплексный подход к использованию туристских ресурсов.
Правительством Иркутской области уделяется внимание развитию туристско-рекреационной отрасли в Иркутской области. С 2002 года осуществляет деятельность исполнительный орган государственной власти Иркутской области в сфере туризма - агентство по туризму Иркутской области. За период с 2002 по 2010 годы была разработана и одобрена Концепция развития туризма Иркутской области на период до 2010 года, утвержденная постановлением главы администрации Иркутской области от 29 апреля 2003 года N 61-пг, проводится работа по привлечению инвестиций в сферу туризма (так, в 2006 году при непосредственном участии агентства по туризму Иркутской области было успешно принято участие в конкурсе на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа).
В рамках финансирования текущей деятельности агентства по туризму Иркутской области проводятся работы по формированию и продвижению туристского продукта Иркутской области на внутренний и международный туристские рынки. С целью увеличения туристского сезона на территории Иркутской области проводятся крупные туристские мероприятия, оказывается содействие в подготовке профессиональных кадров и многое другое.
В целях решения проблем транспортной доступности туристских центров в долгосрочную целевую программу "Развитие автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, на 2011-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 18 октября 2010 года N 265-пп, включено проведение реконструкции автомобильных дорог:
а) в Ольхонском районе - автодорога Еланцы–Хужир, а также паромная переправа на о. Ольхон;
б) в Иркутском районе - автодорога Иркутск-Листвянка и Иркутск - Большое Голоустное.
В целях обеспечения безопасности туристов на территории Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области в рамках долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села Иркутской области на 2011 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 18 октября 2010 года N 267-пп, предусмотрено завершение строительства Центральной районной больницы на 50 коек в с. Еланцы к 2014 году.
В соответствии с Планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 350-летия города Иркутска, утвержденным постановлением мэра г. Иркутска от 30 декабря 2008 года N 031-06-3490/8, запланировано проведение реставрационных работ памятников истории и культуры, строительство новых культурно-спортивных сооружений, в том числе регенерация исторической застройки квартала N 130, проведение берегоукрепительных работ набережной р. Ангара на сумму 2 460 600,0 тыс. рублей. Выполнение данного комплекса работ будет способствовать туристической привлекательности и созданию положительного туристского имиджа города Иркутска.
В целях повышения качества туристских услуг, в рамках долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2011-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 13 октября 2010 года N 251-пп, возможно погашение части процентной ставки по кредитам, взятым для проведения реконструкции/подготовки к прохождению процедуры стандартизации коллективных средств размещения в соответствии с общероссийской системой классификации гостиниц и других средств размещения.
Несмотря на это, сложившаяся ситуация в сфере туризма (снижение въездного туристского потока за счет снижения объемов финансирования мероприятий по поддержке туристской деятельности, низкое качество предоставляемых туристских услуг за счет материально-технического износа имеющейся туристской инфраструктуры, низкого качества либо полного отсутствия базовой инфраструктуры, недостаток квалифицированных туристских кадров и др.) свидетельствует о том, что реализуемый в настоящее время подход к развитию туризма является недостаточным.
Основными проблемами, сдерживающими развитие туристской отрасли, являются:
а) недостаточное развитие базовой инфраструктуры, что является основным препятствием для привлечения частных инвестиций в объекты туристской инфраструктуры;
б) расположение привлекательных для развития туризма и отдыха мест в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где введен запрет на ведение хозяйственной деятельности, за исключением мест расположения особой экономической зоны туристско-рекреационного типа;
в) невысокий уровень обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостаточного количества высококвалифицированного младшего и линейного персонала;
г) недостаточная узнаваемость Байкальского региона на внутреннем и международном туристском рынках;