Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2010 года N 267-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2014 ГОДЫ"

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление Правительства Иркутской области от 24.01.2011 г. N 13-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 06.06.2011 г. N 144-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 23.06.2011 г. N 170-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 01.12.2011 г. N 361-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 07.03.2012 г. N 60-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 16.03.2012 г. N 89-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 4.06.2012 г. N 286-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 03.09.2012 N 471-пп
Постановление Правительства Иркутской области от 24.10.2012 N 587-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 22.11.2012 N 660-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 01.03.2013 N 63-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 01.04.2013 N 115-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 24.04.2013 N 168/1-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 06.05.2013 N 175-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 25.06.2013 N 231-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 28.08.2013 N 314-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2013 N 487-пп;
Постановление Правительства Иркутской области от 18.12.2013 N 593-пп}

{УТРАТИЛ СИЛУ:
указ Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг}

В целях повышения уровня и качества жизни сельского населения, создания условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий, для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширения рынка труда в сельской местности и обеспечения его привлекательности, повышения престижности проживания в сельской местности, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Социальное развитие села Иркутской области на 2011-2014 годы".

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев

Утверждена

постановлением Правительства

Иркутской области

от 18 октября 2010 года N 267-пп

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ на 2011-2014 ГОДЫ"

Иркутск, 2010 год

ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2014 ГОДЫ"


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села Иркутской области на 2011-2014 годы" (далее - программа)

Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта)

Распоряжение Правительства Иркутской области от 8 октября  2010 года N 229/1-рп "О разработке долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села Иркутской области на 2011-2014 годы"

Государственный заказчик

Правительство Иркутской области

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства Иркутской области
 Министерство образования Иркутской области
 Министерство здравоохранения Иркутской области
 Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
 Министерство культуры и архивов Иркутской области
 Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области

Администратор Программы

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Исполнители Программы

Министерство сельского хозяйства Иркутской области
 Министерство образования Иркутской области
 Министерство здравоохранения Иркутской области
 Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
 Министерство культуры и архивов Иркутской области
 Министерство строительства, дорожного  хозяйства Иркутской области

Цель Программы

Создание условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований Иркутской области

Задачи Программы

а) создание системы обеспечения доступным жильем проживающих и желающих проживать в сельской местности и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов;

 б)  развитие социальной сферы села.

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2014 годы, программа реализуется в один этап

Объемы и источники финансирования Программы

Общая сумма планируемых расходов на реализацию программы - 5 339 492,6 тыс. рублей, в том числе:
 средства областного бюджета - 2 949 339,5 тыс. рублей;

 внебюджетные средства -489 507,0 тыс. рублей;

 средства бюджетов муниципальных образований Иркутской области -41 580,9 тыс. рублей
 средства федерального бюджета - 1 859 065,2 тыс. рублей.

Срок исполнения

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Бюджет муниципальных образований Иркутской области

Внебюджетные средства

2011 год

659 274,0

469 339,0

12 760,0

106 281,0

2012 год

888 868,7

548 688,2

10 305,5

123 296,0

2013 год

1 115 606,8

634 326,0

18 515,4

125 708,0

2014 год

285 590,0

206 712,0

0,0

134 222,0

  Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета  на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации программы. При реализации программы в установленном порядке  могут быть использованы:
 средства, переданные из федерального бюджета;

 иные внебюджетные  средства, в том числе средства граждан и сельскохозяйственных организаций, предусмотренные на соответствующие цели.
 Объемы финансирования программы за счет  средств федерального бюджета ежегодно уточняются с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год

{строка "Объемы и источники финансирования Программы" паспорта Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 25.06.2013 N 231-пп ;
от 28.08.2013 N 314-пп ;
от 31.10.2013 N 487-пп ;
от 18.12.2013 N 593-пп }
   {раздел в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.01.2011 г. N 13-пп ;
от 01.12.2011 г. N 361-пп ;
от 07.03.2012 г. N 60-пп ;
от 16.03.2012 г. N 89-пп ;
от 4.06.2012 г. N 286-пп ;
от 03.09.2012 N 471-пп ;
от 24.10.2012 N 587-пп ;
от 22.11.2012 N 660-пп ;
от 01.04.2013 N 115-пп ;
от 24.04.2013 N 168/1-пп ;
от 06.05.2013 N 175-пп }

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

а) сокращение к уровню 2008 года числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с 18029 до 16479 (9% или 1550 семей);

 б) сокращение числа обучающихся во вторую смену с 53270 человек до 51808 человек (на 2,7%);

 в) рост обеспеченности населения больничными койками 1,6% или на 1,7 койки на 10000 человек (к уровню 2008 года);

 г) увеличение количества несовершеннолетних, получивших социальные услуги, с 127 до 230 человек (рост 103 человека или 81%);

 д) сокращение потребности Иркутской области в дополнительных культурно-досуговых учреждениях на 3 единицы или на 10% (от 30 необходимых).

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития сельского хозяйства в Иркутской области (далее - область). На сегодняшний день существует устойчивая динамика по депопуляции сельской местности, которая затрагивает, как количество населения, так и число населенных пунктов.

За период с 2001 года по 2009 год численность сельского населения уменьшилась на 13,1 тыс. человек, сократилось количество населенных пунктов на 14 единиц, увеличилось число населенных пунктов без населения на 39 единиц (50 пунктов в 23 муниципальных образованиях области).

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития населенных пунктов сельской местности и эффективного функционирования сельскохозяйственного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе активизации жителей села.

Для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс мероприятий.


1. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ

Жилищная проблема является первоочередной среди всех социальных проблем в области. Продолжает увеличиваться число жителей сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Высокая стоимость жилья, применение устаревших типовых проектов и малоэффективных форм кредитования застройщиков жилья явились причинами снижения роста индивидуального жилищного строительства на селе. Отсутствие обустроенного жилья и социальная незащищенность привели к оттоку из села молодого населения в возрасте от 16 до 35 лет. За 2008 год численность постоянного населения в сельской местности сократилась на 443 человека.

По состоянию на 1 января 2009 года число семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по области составило 40738 семей, в том числе по муниципальным образованиям области (за исключением городских округов) - 18029 семей. Признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий 5150 молодых семей.

По сравнению с 2007 годом число очередников уменьшилось на 4% (1807 семей), в основном, это уточнение списков и улучшение действия федеральных и региональных программ по предоставлению жилых помещений. Однако проблема по улучшению жилищных условий граждан по-прежнему остается особо острой.

На начало 2009 года жилищный фонд в сельской местности составил 9727,7 тыс. кв. м (19% от 50,9 млн. кв. м общей площади жилого фонда области). При этом 1162,1 тыс. кв. м или 11,95% жилья относится к ветхому и аварийному.

Обеспеченность жильём на конец 2008 года составила 20,3 кв. м на душу населения. За год показатель возрос в городских поселениях с 20,6 до 20,8, на селе - с 18,2 до 18,4 кв. м. По отношению к 2000 году обеспеченность жильем выросла на 8%. Это - результат не только жилищного строительства, но и сокращения численности населения (за 8 лет – на 4,5%).

По средней обеспеченности населения жильем область занимает 65-е место в Российской Федерации.

Особенность жилья в сельской местности состоит в том, что оно не только несет на себе функции жилого дома, но и позволяет вести личное подсобное хозяйство, для этого обустраивается животноводческими помещениями, помещениями для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, сооружениями инженерного обеспечения.


2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

За последние годы ситуация с инфраструктурой села крайне обострилась. В результате передачи функций финансирования социальной и инженерной инфраструктуры с федерального на муниципальный уровень (Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), ограниченности налогооблагаемой базы, ведущей к дефициту местных бюджетов, и кризисного положения сельскохозяйственных производителей, которые могли бы оказывать помощь в обеспечении функционирования объектов инфраструктуры под угрозой физического разрушения находится имеющийся материально-технический потенциал социальной сферы.

В результате слабой инфраструктурной обеспеченности сельской местности, область находится под влиянием ряда негативных эффектов:

а) социально-бытовая неустроенность сельской местности создает дефицит кадров в сельском хозяйстве и социальной сфере села, препятствует развитию агропромышленного производства, приводит к снижению уровня жизни в сельской местности;

б) расслоение населения области по уровню жизни, доступу к благам цивилизации (медицина, образование, культура, спорт и прочее) в связи с местом проживания (город или сельская территория) приводит к росту бедности населения, проживающего в сельской местности, провоцирует возникновение криминогенных ситуаций, ведет к социальной напряженности;

в) происходит ежегодное сокращение сельской поселенческой сети, сохраняется тенденция к депопуляции территории области;

г) низкая привлекательность сельской местности для инвестирования.


2.1. ОБРАЗОВАНИЕ

Сельские школы составляют 66,7% от общего количества общеобразовательных учреждений области (по России - 66,5%), в них обучается – 23,9% школьников от общего контингента обучающихся (по России – 30,6%).

Главным показателем недостатка ученических мест является удельный вес обучающихся дневных общеобразовательных учреждений, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся. По состоянию на 1 января 2009 года по области этот показатель составил 21,9%.

В настоящее время система сельских общеобразовательных учреждений переживает сложные времена: миграционный отток населения в город, безработица, низкий уровень социального обслуживания, проблемы демографического характера сказываются на общей картине сельской местности.

Во многих сельских общеобразовательных учреждениях, в кабинетах, рассчитанных на 5-6 человек, с трудом вмещается до 10 обучающихся. Во многих селах дети занимаются в приспособленных деревянных помещениях (бывшего детского сада, помещениях колхоза и т.п.), постоянно переходя из одного здания в другое.

Отсутствуют столовая, спортивный зал, мастерские обслуживающего и технического труда, библиотека. В связи с этим не выполняется базисный учебный план по многим предметам. Нет условий для организации кружковой, воспитательной работы, питания обучающихся. Из-за невозможности размещения в существующих зданиях полнокомплектных общеобразовательных учреждений, дети обучаются до 9 класса, ученики 10-11 классов вынуждены обучаться в общеобразовательных учреждениях других сел или в интернатах.

Во многих районах области невозможно организовать регулярный подвоз детей к месту учебы и обратно в связи с проблемой обеспечения финансирования.

В связи с этим остро встает вопрос строительства общеобразовательных учреждений в сельской местности.


2.2. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

В настоящее время в здравоохранении области в сельской местности существует ряд серьезных проблем. Наиболее значимыми из них являются:

а) проблема обеспеченности учреждений здравоохранения в сельской местности квалификационными медицинскими кадрами в связи с низкой заработной платой, отсутствием достойного жилья, неразвитостью социально-культурной сферы;

б) проблема оснащенности учреждений здравоохранения в сельской местности медицинским оборудованием. В настоящее время 90% оборудования имеет степень износа более 80%;

в) обеспеченность населения больничными койками составляет 119 коек на 10000 человек. В нетиповых, не приспособленных зданиях размещены 66,5% учреждений здравоохранения, находящихся в сельской местности, из них 90% фельдшерско-акушерских пунктов не соответствуют нормативам по обеспеченности площадями. В ряде учреждений здравоохранения отсутствуют централизованное горячее и холодное водоснабжение, канализация, телефонная связь.

Показатели естественного движения сельского населения (на 1000 жителей) отличаются от таковых в городах: рождаемость несколько выше - по состоянию на 1 ноября 2009 года на селе составила 19,2 (в городе – 14,4); смертность на селе также выше – 14,6 против 13,7 среди городского населения. Значительно выше на селе и показатель младенческой смертности 14,8 против 8,4 в городе.

Недостаточное финансирование учреждений здравоохранения в сельской местности, отсутствие медицинских кадров, современного оборудования влекут за собой негативные медико-социальные последствия.


2.3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

Социальная сфера села находится в неудовлетворительном состоянии. Недостаточный объем социальных услуг, предоставляемых сельскому населению, увеличивает отставание села от города по уровню и условиям жизни. Кроме того, увеличение числа безработных граждан, имеющий детей, распространение алкоголизма и других проявлений аморального поведения ставят под угрозу здоровье, интеллектуальный и физический уровень детей и подростков, формирование будущего поколения.

Для улучшения сложившейся ситуации, учитывая необходимость развития семейно-воспитательных форм жизнеустройства детей, требуется проведение капитального ремонта, строительство, приобретение оборудования для областных государственных учреждений социального обслуживания населения, расположенных в сельской местности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»