Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 декабря 2010 года N 317-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (2011-2016 ГОДЫ)"

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства Иркутской области от 21.06.2011 года N 155-пп;.
постановление Правительства Иркутской области от 4.06.2012 года N 298-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 26.11.2012 N 674-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 09.08.2013 N 297-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 10.10.2013 N 422-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2013 N 469-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 18.12.2013 N 602-пп}

{УТРАТИЛ СИЛУ:
указ Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг}

В целях создания на территории Иркутской области современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, в соответствии с подпунктом 30.1 пункта 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2009 года N 116-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Иркутской области и их формирования и реализации и Порядка проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области (2011 - 2016 годы)".

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Иркутской области

от 2 декабря 2010 года N 317-пп

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (2011-2016)"

Иркутск - 2010 год

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области (2011 - 2016 годы)"


Наименование характеристик Программы

Содержание характеристик Программы

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области  (2011 - 2016 годы)"

Основание для разработки Программы
 (наименование, номер и дата правового акта)

Распоряжение Правительства Иркутской области от 2 декабря  2010 года N 297-рп " Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области (2011 - 2016 годы)"

Государственный заказчик

Правительство Иркутской области

Основные разработчики Программы

Агентство по туризму Иркутской области

Администратор Программы

Агентство по туризму Иркутской области

Исполнители Программы

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, министерство культуры и архивов Иркутской области, агентство по туризму Иркутской области (далее - Исполнители).
 К выполнению мероприятий Программы привлекаются хозяйствующие субъекты в установленном законодательством порядке";

{графа "Исполнители Программы" в редакции постановления правительства Иркутской области от 4.06.2012 года N 298-пп}

Цель (цели) Программы

Повышение конкурентоспособности и эффективное использование регионального туристского продукта, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, ориентированного на : организованный активный отдых на природе, деловой и познавательный туризм.

Задачи Программы

1.  Повышение качества туристских услуг.
 2.  Повышение уровня использования туристического потенциала Иркутской области.
 3.  Формирование условий для привлечения инвестиций в сферу туризма.

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы предусматривает проведение работ в  2 этапа:
 1 этап (2011-2012 годы);

 2 этап (2013-2016 годы).

Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования  из  областного  бюджета  на период 2011 - 2016 годов составляет 130 880 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2011 год - 20 922,0 тыс. рублей;

 2012 год - 18 560,0 тыс. рублей;

 2013 год - 12 242,0тыс. рублей;

 2014 год - 36 822,0 тыс. рублей;

 2015 год - 21 112,0 тыс. рублей;

 2016 год - 21 222,0 тыс. рублей.
 Объем финансирования из федерального  бюджета  на период 2011 - 2016 годов составляет 13 925,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2011 год - 6 650,0 тыс. рублей;

 2012 год - 7 275,0 тыс. рублей.
 Объем финансирования  из  местных бюджетов  на  период  2011  - 2016 годов составляет 4 589,8 тыс. рублей, в  том числе по годам:
 2011 год - 1 810,0 тыс. рублей;

 2012 год - 1 957,0 тыс. рублей;

 2013 год - 0,0 тыс. рублей;

 2014 год - 677,3 тыс. рублей;

 2015 год - 74,3 тыс. рублей;

 2016 год - 71,2 тыс. рублей.
 Объем финансирования  из  внебюджетных источников  на  период  2011  - 2016 годов составляет 1 598 400 тыс. рублей, в  том числе по годам:
 2011 год - 829 280,0 тыс. рублей;

 2012 год - 769 120,0 тыс. рублей

{графа "Объемы и источники финансирования Программы" в редакции постановления правительства Иркутской области от 4.06.2012 года N 298-пп; от 26.11.2012 N 674-пп; от 10.10.2013 N 422-пп; от 31.10.2013 N 469-пп; от 18.12.2013 N 602-пп}

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит к 2016 году:
 а) увеличить общее количество туристов, посещающих Иркутскую область, до 920,1 тыс. человек;

 б) увеличить объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения до 3376275,3 тыс. рублей;

 в) увеличить объем платных туристских услуг, оказанных туроператорами и турагентами, до 1166612,3 тыс. рублей;

 г) привлечь инвестиции в объекты туристской инфраструктуры в размере 521900 тыс. рублей;

 д) эффективно вовлечь в хозяйственный оборот основные туристические активы Иркутской области;

 е) создать конкурентоспособный туристический комплекс, привлекательный для туристов и инвесторов из Иркутской области, других субъектов Российской Федерации и стран мира.

{графа "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности" в редакции постановления правительства Иркутской области от 26.11.2012 N 674-пп; от 10.10.2013 N 422-пп}

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р, Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года Иркутская область отнесена к регионам со средним уровнем развития туристского продукта и рассматривается как территория, благоприятная в отношении развития въездного туризма.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, развитие индустрии отдыха и туризма имеет ярко выраженную социальную направленность и должно стать одной из важнейших региональных точек роста территорий Сибири.

В Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р, отмечается, что наличие уникальных рекреационных ресурсов отнесено к основным конкурентным преимуществам Иркутской области, а развитие туризма на озере Байкал и прилегающих территориях - к комплексным приоритетам развития Иркутской области на период до 2020 года.

В соответствии с вышеуказанной Концепцией стратегической целью развития Иркутской области является создание комфортной среды проживания и повышение качества жизни местного населения, что возможно добиться путем развития туристско-рекреационного комплекса в третьей зоне опережающего развития (на территориях, прилегающих к озеру Байкал) и при реализации проекта особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Иркутской области.

Туристско-рекреационный потенциал Иркутской области сформирован следующими факторами: удобным географическим расположением, природно-ресурсным потенциалом, богатым историко-культурным наследием, сформированной туристской инфраструктурой, имеющимся многолетним опытом приема на территории Иркутской области туристов и наличием кадровой базы.

Туристско-рекреационные ресурсы неравномерно распределены по территории Иркутской области. По результатам проведенных исследований на территории Иркутской области выделено шесть зон, в разной степени готовых к развитию современной туристской отрасли:

1. "Прибайкалье" - районы этой группы (Слюдянский, Иркутский и Ольхонский районы Иркутской области) имеют прямой выход к озеру Байкал - уникальному природному феномену, занесенному в список всемирного наследия ЮНЕСКО и являющемуся основой туристского потенциала Иркутской области. В том числе, в эту группу входит город Иркутск, являющийся крупным туристским транзитным центром - "Воротами на Байкал", с сформированной туристкой инфраструктурой.

2. "Культура коренного населения" - Усть-Ордынский Бурятский округ - район компактного проживания коренного населения Иркутской области - бурят. С туристической точки зрения данная территория интересна сохранившейся самобытной культурой и традиционным укладом жизни.

3. "Нетронутая природа" - в группе представлены уникальные природные ресурсы: заповедники ("Витимский" в Бодайбинском районе Иркутской области и "Байкало-Ленский" в Качугском районе Иркутской области), источники лечебных минеральных вод (Казачинско-Ленский район Иркутской области), обширные охотничьи угодья (Жигаловский район Иркутской области), системы рек и озер, горные хребты. Особым интересом в перспективе сможет пользоваться история и практика золотодобычи в Бодайбинском районе Иркутской области (с разработкой соответствующего туристического продукта).

4. "Южные промышленные районы" - районам этой группы относительно сложно конкурировать на туристическом рынке. Концентрация промышленности, неблагоприятная экологическая обстановка, отсутствие заметных туристско-рекреационных ресурсов, а также значимых проектов развития, дружественных к окружающей среде - существенно ограничивают возможности развития туризма.

5. "Северные промышленные районы" - основными туристско-рекреационными ресурсами выступают Братское и Усть-Илимское водохранилища, в силу своих больших размеров предоставляющие возможность организации большого числа мест отдыха и водных развлечений в летний сезон. При должной разработке уникальных туристических предложений районы данной группы могут стать центрами событийного туризма. В последнее время отмечена повышенная активность, как со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, так и инвесторов в городе Братске, где имеются все предпосылки для формирования туристского кластера (выгодное расположение, развитая транспортная инфраструктура, доступность, наличие рекреационного потенциала, реализуемые туристские проекты).

6. "Районы отложенного туристического освоения" - в силу значительной удаленности, низкого уровня развития экономики и базовой инфраструктуры ряд районов отнесен к группе отложенного туристического освоения. Развитие туризма на данных территориях возможно при развитии конкретных экономических проектов. Вместе с тем, на территории районов этой категории имеются значительные туристско-рекреационные ресурсы (в частности Нижнеудинский район, Тофалария), использование которых может служить дополнительным источником для экономического развития района, способствовать сохранению этнического природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа тофов.

Иркутская область специализируется на развитии следующих видов туризма:

1. Экологического туризма на озере Байкал и других нетронутых природных территориях, в том числе особо охраняемых (Прибайкальский национальный парк, заповедники ("Байкало-Ленский" и "Витимский"), заказники, памятники природы).

2. Культурно-исторического туризма, на основе богатой истории Иркутской области и при наличии более 1500 объектов экскурсионно-познавательного значения, наиболее известными из которых являются город Иркутск, включенный в список исторических городов России, имеющих значимые памятники архитектуры, инженерно-архитектурный комплекс мирового значения, - Кругобайкальская железная дорога, архитектурно-этнографический музей "Тальцы".

3. Активного туризма. В последнее время значительно возрос интерес к активному отдыху на озере Байкал: зимняя подледная рыбалка, фото-видео сафари, буерный спорт, пешие переходы, подводные погружения, мото- и автопробеги, конные маршруты, сплавы по рекам Утулик, Иркут и Снежная.

Хребты Хамар-Дабан, Приморский, Северо-Байкальский, отроги Саян, Олхинское плато - уникальные места не только для альпинизма, но и для занятия горнолыжным спортом. Перспективные площадки для развития горнолыжного кластера расположены:

в Иркутском районе Иркутской области - это проекты "Сноулэнд", "Истленд" и физкультурно-оздоровительный парк "Никола" (90 гектаров горнолыжных трасс, длиной 45 километров, 6 подъёмников с пропускной способностью до 4000 человек);

в Слюдянском районе Иркутской области - это действующий горнолыжный курорт "Гора Соболиная" и проект создания горнолыжного комплекса "Харлахта" в Байкальске.

Все горнолыжные комплексы в Иркутском и Слюдянском районах Иркутской области создадут единые зоны катания более 120 гектаров, то есть увеличение зон катания составит более двух раз в зимний период и зоны спорта и отдыха в летний период.

4. Бизнес-туризма, делового туризма, научно-познавательного туризма на базе имеющегося научно-производственного потенциала Иркутской области. Необходимо отметить, что ближайший крупный деловой центр к озеру Байкал - город Иркутск, имеющий богатый историко-культурный и научно-исследовательский потенциал. В Иркутской области действует Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, крупные высшие учебные заведения, отраслевые институты, работают крупнейшие в стране промышленные комплексы - топливно-энергетический, горнодобывающий, лесопромышленный, нефтехимический. Мощное развитие получили машиностроение и цветная металлургия.

5. Лечебно-оздоровительного туризма. На территории Иркутской области расположены 6 озер с ценными запасами лечебной грязи, выявлены 230 скважин и родников, 25 месторождений лечебных минеральных вод, функционирует 46 санаторно-курортных организаций на 5589 мест. Санаторно-курортный комплекс Иркутской области позволяет эффективно лечить и осуществлять профилактику актуальных и проблемных для Иркутской области заболеваний: органов кровообращения, нервной системы и органов движения, органов пищеварения и мочеполовой системы, органов дыхания, женской и мужской половых сфер.

Развитие туризма в Иркутской области началось уже более 50 лет назад, но наиболее активно и массово этот процесс происходил, начиная с 2002 года. За все это время сформировалась туристская инфраструктура, культура обслуживания, кадры, экскурсионные и туристские маршруты и т.д.

В основном вся туристская инфраструктура расположена на территориях, прилегающих к озеру Байкал (Иркутский, Слюдянский, Ольхонский районы Иркутской области), а также в городе Иркутске - основном транзитном туристском центре, где происходит перераспределение туристских потоков, следующих с Запада на Восток и обратно.

В настоящее время в Иркутской области находится 411 коллективных средств размещения, с единовременной вместимостью порядка 19842 мест.

Таблица N 1

Емкость средств размещения

Средства размещения

Количество

Общее число мест

Гостиницы

214

8453

Дома отдыха, базы отдыха, турбазы

151

5800

Санатории, пансионаты с лечением

46

5589

Итого:

411

19842

Официально средства размещения в Иркутской области являются некатегорийными (ни один из построенных объектов не прошел официальную оценку соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения). В последнее время появилась тенденция размещения туристов у частных лиц, которые переустраивают свои усадьбы в частные заезжие дома, что может способствовать развитию так называемого "сельского туризма".

В крупных городах Иркутской области развивается деятельность по оказанию дополнительных туристских услуг (рестораны, клубы, развлечения, кинотеатры, боулинги и др.). В Иркутской области действует ряд учебных заведений, ведущих подготовку специалистов в сфере туризма (негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский институт международного туризма", государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Байкальский государственный университет экономики и права", государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный университет" и 3 учебных заведения среднего профессионального образования), а также работает порядка 50 организаций сувенирной промышленности.

Всего в Иркутской области осуществляют деятельность 240 туристических фирм, из них туроператорскую деятельность осуществляют 49 туристических фирм, включенных в Единый Федеральный реестр туроператоров. Из них около двух десятков туристских фирм имеют опыт работы в сфере туризма свыше 10-15 лет.

Таким образом, на территории Иркутской области уже сформировано несколько туристско-рекреационных кластеров: город Иркутск и пос. Листвянка (Иркутский район Иркутской области), побережье Малого моря озера Байкал (Ольхонский район Иркутской области), а также продолжается формирование кластерных площадок в городе Байкальске (Слюдянский район Иркутской области), на острове Ольхон (Ольхонский район Иркутской области) и городе Братске.

Развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры способствовало увеличению туристского потока в Иркутскую область, росту объемов потребления туристских услуг и числа занятых в данной сфере.

За последние шесть лет туристический поток Иркутской области демонстрирует стабильный и высокий рост, при этом Иркутская область входит в число лидеров Сибири и Дальнего Востока по количеству принятых туристов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»