Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 22 сентября 2011 года N 274/1-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Иркутской области от 25.06.2012 N 359-пп, от 12.09.2013 N 349-пп, от 31.10.2013 N 480-пп, от 30.12.2013 N 631-пп)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг, вступившего в силу через 10 календарных дней после официального опубликования (опубликован в "Областной" - 20.01.2014).
____________________________________________________________________

В целях создания в общеобразовательных организациях условий для организации и обеспечения физиологически полноценным, здоровым питанием обучающихся, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области

постановляет:

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Совершенствование организации школьного питания в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области" на 2012 - 2014 годы.

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Иркутской области от 19 ноября 2010 года N 292-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы Иркутской области "Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Иркутской области" на 2011 - 2012 годы".

3. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2012 года.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф.МЕЗЕНЦЕВ



Утверждена
постановлением
Правительства Иркутской области
от 22 сентября 2011 года
N 274/1-пп

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ


(в ред. постановлений Правительства Иркутской области
от 25.06.2012 N 359-пп, от 12.09.2013 N 349-пп,
от 31.10.2013 N 480-пп, от 30.12.2013 N 631-пп)

ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Иркутской области
от 12.09.2013 N 349-пп)

Наименование характеристик Программы

Содержание характеристик Программы

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Совершенствование организации школьного питания в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа)

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта)

Распоряжение Правительства Иркутской области от 22 сентября 2011 года N 325/1-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы Иркутской области "Совершенствование организации школьного питания в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Иркутской области" на 2012 - 2014 годы"

Государственный заказчик

Правительство Иркутской области

Основные разработчики Программы

Министерство образования Иркутской области

Администратор Программы

Министерство образования Иркутской области

Исполнители Программы

Министерство образования Иркутской области, областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", министерство здравоохранения Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, осуществляющими управление в сфере образования, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - Роспотребнадзор по Иркутской области)

Цель Программы

Создание в общеобразовательных организациях условий для организации и обеспечения физиологически полноценным, здоровым питанием обучающихся

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

Задачи Программы

1. Нормативное правовое и методическое обеспечение организации школьного питания.

2. Совершенствование системы управления организацией школьного питания.

3. Организация повышения квалификации кадрового состава организаций школьного питания.

4. Организация образовательно-просветительской работы с обучающимися и их родителями по вопросам здорового питания.

5. Укрепление и модернизация материально-технической базы пищеблоков школьных столовых.

6. Повышение качества организации школьного питания

Сроки и этапы реализации Программы

2012 - 2014 годы. Программа реализуется в один этап

Перечень подпрограмм (при их наличии)

Подпрограммы отсутствуют

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, также планируется привлечение к софинансированию средств местных бюджетов.

Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет: 176503,0 тыс. руб., из них за счет средств областного бюджета 96590,9 тыс. руб., предполагаемое финансирование за счет средств местных бюджетов 79912,1 тыс. руб. в том числе по годам:

2012 год - 76672,0 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета - 45211,0 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 31461,0 тыс. рублей;

2013 год - 63971,0 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета - 32419,9 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 31551,1 тыс. рублей;

2014 год - 35860,0 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств областного бюджета - 18960,0 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 16900,0 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 631-пп)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации мероприятий Программы планируется достичь следующих основных показателей:

1) рост удельного веса общеобразовательных организаций, оборудованных современным технологическим оборудованием, с 17% в 2010 году до 45% в 2014 году;

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

2) снижение доли буфетной продукции, с 40% в 2010 году до 35 - 28 - 19% в 2012 - 2014 годах соответственно;

3) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для 100-процентного охвата двухразовым горячим питанием обучающихся, с 30% до 41%;

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

4) увеличение доли общеобразовательных организаций, реализующих курсы по здоровому питанию в образовательной и внеурочной деятельности, с 10% до 35%;

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

5) увеличение удельного веса обучающихся в общеобразовательных организациях и их родителей, удовлетворенных качеством и доступностью школьного питания, с 52% до 75%;

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

6) количество работников школьных столовых, прошедших переподготовку, к 2014 году составит 250 человек

Планируемые целевые индикаторы и показатели результативности Программы

В результате реализации мероприятий Программы планируется достичь следующих основных показателей:

1) рост удельного веса общеобразовательных организаций, оборудованных современным технологическим оборудованием, с 17% в 2010 году до 45% в 2014 году;

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

2) снижение доли буфетной продукции с 40% в 2010 году до 35 - 28 - 19% в 2012 - 2014 годах соответственно;

3) увеличение доли общеобразовательных организаций, участвующих в реализации Программы, в которых созданы условия для 100-процентного охвата двухразовым горячим питанием, с 30% до 41% от общего количества общеобразовательных организаций Иркутской области;

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

4) увеличение доли общеобразовательных организаций, реализующих курсы по здоровому питанию в учебной и внеурочной деятельности, с 10% до 35%;

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

5) увеличение удельного веса обучающихся в общеобразовательных организациях и их родителей, удовлетворенных качеством и доступностью школьного питания, с 52% до 75%;

(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)

6) количество работников школьных столовых, прошедших переподготовку, к 2014 году составит 250 человек



Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


В последние годы Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики государства, определяющие качество жизни граждан. Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни и преодоления демографического спада в стране. Главной целью демографической политики Российской Федерации является увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет к 2015 году, до 75 лет - к 2025 году, стабилизация численности населения к 2015 году и создание условий для ее роста к 2025 году. Достижение указанных целевых показателей - необходимое условие обеспечения национальной безопасности нашей страны.

В Иркутской области средняя ожидаемая продолжительность жизни населения, несмотря на отмечающийся в последние годы рост, остается на уровне 60-х годов прошлого века - 65,5 лет, занимая 70 позицию в рейтинге 83 субъектов Российской Федерации. Показатели смертности населения Иркутской области в 2 раза превышают уровень 1970 года.

Согласно данным Российской академии медицинских наук в последние годы установлено значительное ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками 70-х годов XX века. Вызвано это, в первую очередь, увеличением объема образовательных нагрузок и интенсификацией процесса обучения. При этом были выявлены факторы, обладающие здоровьесберегающим и здоровьеразрушающим потенциалом. Неправильное или неполноценное питание детей и подростков было отмечено как мощный здоровьеразрушающий фактор. Многочисленные медицинские исследования показывают, что правильно организованное питание обеспечивает не только гармоничное физическое развитие и здоровье подростков, но и влияет на умственные способности, помогает восприятию и усвоению знаний. Обучающиеся, получающие горячие завтраки в школе, менее утомляются, более активны на занятиях и сохраняют бодрость и работоспособность на протяжении всего дня. Особое внимание, уделяемое питанию школьников, объясняется своеобразием этого возраста, обусловленным продолжающимися процессами интенсивного роста и развития, усиленным формированием скелета и мускулатуры, интенсивным становлением нервно-психической деятельности и значительной нервно-психической нагрузкой, связанной с особенностями современного процесса обучения. Все это определяет уровень физиологической потребности организма школьников в пищевых веществах и энергии.

Проведенное министерством образования Иркутской области анкетирование показало, что ежедневно завтракают лишь 62% детей; горячее блюдо 3 раза в день получают 15%, 2 раза в день - 51%, 1 раз в день - 34%.

Исследования выявили недостаточное употребление основных источников полноценных белков, витаминов, микро- и макроэлементов: мяса, рыбы, молочных продуктов, сырых фруктов, овощей. Ежедневно употребляли мясо лишь 52% школьников, причем, почти половина из них отдавали предпочтение не натуральным мясным продуктам, а консервам и колбасным изделиям. Ни один из опрошенных не употреблял рыбу ежедневно. Лишь 65% детей включали в рацион питания молоко и молочные продукты. Только 52% школьников ежедневно употребляли сырые фрукты, а 37% - овощи.

Преобладающее большинство школьников (72%) в учебное время питается в школьных столовых. Предпочтение отдается главным образом мучным блюдам: сосиска в тесте - 27%, пицца - 29%, пирожки - 23%, кексы - 13%, булочки - 8%.

В связи с отсутствием необходимых условий для приготовления горячих завтраков в ряде общеобразовательных учреждений все еще остается тенденция преобладания буфетной продукции в рационе питания обучающихся, за последние два года этот показатель уменьшился лишь на 7% (2009 г. - 19,2%, 2010 г. - 19,1%, 2011 г. - 12,1%).

Ассортимент продуктов школьного буфета включает хлебобулочные изделия, напитки. Использование только буфетной продукции в рационе питания детей не может восполнить энергетические и физиологические затраты организма, заменить полноценное рациональное питание.

Неполноценность школьного питания приводит к возникновению чувства голода во время пребывания в школе. Чувство голода отмечали 63% учащихся, у 12% детей чувство голода присутствует постоянно. Полученные сведения о неудовлетворительном качестве питания школьников практически не отличаются от данных по России в целом (Колтун В.З., Лобыкина Е.Н., 2003; Кучма В.Р., Тутельян В.А., Конь И.Я., 2004; Алифанова Л.А., 2007).

Проблема формирования человеческого потенциала региона и страны в целом усугубляется дефицитом здорового населения, в том числе дефицитом здоровых детей и подростков. Согласно официальным статистическим данным в 2010 году их доля в Иркутской области составила 17,8% (в 2004 году - 21,5%), более одной трети детей и подростков имеют хронические заболевания.

Наибольший удельный вес занимают болезни органов дыхания и пищеварения. Продолжает оставаться напряженной ситуация по заболеваемости, связанной с дефицитом йода и других микронутриентов. Только в 2010 году у детей и подростков Иркутской области было зарегистрировано 3386 новых случаев болезней, связанных с дефицитом йода (в основном это - диффузный (эндемический) зоб, связанный с йодной недостаточностью, субклинический гипотиреоз вследствие йодной недостаточности и многоузловой (эндемический) зоб, связанный с йодной недостаточностью.

Это обусловлено не только причинами социально-экономического характера и негативным влиянием факторов окружающей среды, но и недостатками в системе организации питания, отсутствием условий для реализации здорового питания.

Отклонения в состоянии здоровья, сформировавшиеся в детском и подростковом возрасте, снижают возможности реализации молодыми людьми, вступающими в социально активный период жизни, важнейших социальных и биологических функций. В связи с этим очевидна заинтересованность общества и государства в сохранении и укреплении здоровья подростков и молодежи - группы населения, которая будет определять в ближайшие и отдаленные годы трудовой, интеллектуальный, репродуктивный и оборонный потенциалы государства, его человеческий капитал.

Таким образом, представляется весьма актуальной и неотложной задача сохранения и укрепления здоровья настоящего и будущего поколений, сбережение здоровья каждого жителя нашего региона. Для сохранения здоровья населения необходимо оптимизировать систему питания организованных детских коллективов, разработать территориально-ориентированные рекомендации по коррекции питания групп населения.

В области реализуется комплекс мероприятий, направленных на улучшение организации питания обучающихся:

1. Мероприятия по улучшению питания обучающихся общеобразовательных учреждений осуществляются в соответствии с Законами Иркутской области от 23 октября 2006 года N 63-оз "О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей", от 8 октября 2007 года N 76-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по представлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям", постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2008 года N 129-пп "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в Иркутской области отдельных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей". В 2010 году на предоставление мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям на питание обучающихся в общеобразовательных учреждениях из областного бюджета направлена субвенция местным бюджетам в сумме 129954,6 тыс. рублей (из расчета 10 рублей на одного обучающегося в день). В 2011 году на указанные цели в областном бюджете предусмотрены средства в объеме 164201,6 тыс. рублей. В 2010 - 2011 учебном году бесплатным горячим питанием было обеспечено 79207 обучающихся общеобразовательных учреждений Иркутской области (30,2% от общего количества школьников).

Кроме того, в 24% (в 9 из 38) муниципальных образований Иркутской области к этим средствам в соответствии муниципальными целевыми программами выделяются дополнительные средства в размере от 6 до 20 рублей. Средняя стоимость горячего питания для категории этих детей по Иркутской области составила от 15 до 30 рублей.

1) Наблюдается рост охвата горячим питанием: в 2007 - 2008 учебном году - 75,8%, в 2008 - 2009 учебном году - 76%, в 2010 - 2011 - 77%. Ежегодно происходит обновление материально-технической базы школьных пищеблоков. Так, в течение 2010 - 2011 учебного года за счет средств местных бюджетов в общеобразовательные учреждения, расположенные на территории Иркутской области, было закуплено 213 единиц холодильного, 120 единиц теплового и 268 единиц технологического оборудования на общую сумму 34117,47 тыс. рублей.

В рамках реализации в 2011 году мероприятий долгосрочной целевой программы Иркутской области "Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Иркутской области" на 2011 - 2012 годы в 28 общеобразовательных учреждений 13 муниципальных образований области за счет областного бюджета будет закуплено 93 единицы теплового, 80 единиц холодильного и 92 единицы технологического оборудования на общую сумму 11319,6 тыс. рублей.

В рамках мероприятий 2 областных целевых программ Иркутской области ("Социальное развитие села Иркутской области", "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов в Иркутской области") выделяются денежные средства на приобретение технологического и холодильного оборудования для общеобразовательных учреждений сельской местности;

2) в рамках муниципальных программ "Здоровье и образование" и "Модернизация системы образования на 2008 - 2012 гг.", принятых в 17 муниципальных образованиях Иркутской области (45% от общего числа муниципальных образований Иркутской области), также в 2010 году были израсходованы средства на организацию бесплатного питания детей из малообеспеченных и многодетных семей и приобретение технологического оборудования для пищеблоков образовательных учреждений.

В рамках муниципальных программ "Капитальный ремонт", принятых в 7 муниципальных образованиях, денежные средства, в том числе израсходованы на проведение капитальных ремонтов пищеблоков.

Всего в 2010 году на организацию питания в общеобразовательных учреждениях было израсходовано 31212,8 тыс. руб.;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»