ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2011 года N 274/1-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Иркутской области от 25.06.2012 N 359-пп, от 12.09.2013 N 349-пп, от 31.10.2013 N 480-пп, от 30.12.2013 N 631-пп)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг, вступившего в силу через 10 календарных дней после официального опубликования (опубликован в "Областной" - 20.01.2014).
____________________________________________________________________
В целях создания в общеобразовательных организациях условий для организации и обеспечения физиологически полноценным, здоровым питанием обучающихся, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
постановляет:
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Совершенствование организации школьного питания в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области" на 2012 - 2014 годы.
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп)
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Иркутской области от 19 ноября 2010 года N 292-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы Иркутской области "Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Иркутской области" на 2011 - 2012 годы".
3. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2012 года.
Губернатор
Иркутской области
Д.Ф.МЕЗЕНЦЕВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Иркутской области
от 25.06.2012 N 359-пп, от 12.09.2013 N 349-пп,
от 31.10.2013 N 480-пп, от 30.12.2013 N 631-пп)
(в ред. постановления Правительства Иркутской области
от 12.09.2013 N 349-пп)
Наименование характеристик Программы | Содержание характеристик Программы |
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Совершенствование организации школьного питания в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп) | |
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта) | Распоряжение Правительства Иркутской области от 22 сентября 2011 года N 325/1-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы Иркутской области "Совершенствование организации школьного питания в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Иркутской области" на 2012 - 2014 годы" |
Государственный заказчик | Правительство Иркутской области |
Основные разработчики Программы | Министерство образования Иркутской области |
Администратор Программы | Министерство образования Иркутской области |
Исполнители Программы | Министерство образования Иркутской области, областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", министерство здравоохранения Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, осуществляющими управление в сфере образования, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - Роспотребнадзор по Иркутской области) |
Цель Программы | Создание в общеобразовательных организациях условий для организации и обеспечения физиологически полноценным, здоровым питанием обучающихся |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп) | |
Задачи Программы | 1. Нормативное правовое и методическое обеспечение организации школьного питания. 2. Совершенствование системы управления организацией школьного питания. 3. Организация повышения квалификации кадрового состава организаций школьного питания. 4. Организация образовательно-просветительской работы с обучающимися и их родителями по вопросам здорового питания. 5. Укрепление и модернизация материально-технической базы пищеблоков школьных столовых. 6. Повышение качества организации школьного питания |
Сроки и этапы реализации Программы | 2012 - 2014 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм (при их наличии) | Подпрограммы отсутствуют |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, также планируется привлечение к софинансированию средств местных бюджетов. Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет: 176503,0 тыс. руб., из них за счет средств областного бюджета 96590,9 тыс. руб., предполагаемое финансирование за счет средств местных бюджетов 79912,1 тыс. руб. в том числе по годам: 2012 год - 76672,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 45211,0 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 31461,0 тыс. рублей; 2013 год - 63971,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 32419,9 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 31551,1 тыс. рублей; 2014 год - 35860,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 18960,0 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 16900,0 тыс. рублей |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 631-пп) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | В результате реализации мероприятий Программы планируется достичь следующих основных показателей: 1) рост удельного веса общеобразовательных организаций, оборудованных современным технологическим оборудованием, с 17% в 2010 году до 45% в 2014 году; |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп) | |
2) снижение доли буфетной продукции, с 40% в 2010 году до 35 - 28 - 19% в 2012 - 2014 годах соответственно; 3) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для 100-процентного охвата двухразовым горячим питанием обучающихся, с 30% до 41%; | |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп) | |
4) увеличение доли общеобразовательных организаций, реализующих курсы по здоровому питанию в образовательной и внеурочной деятельности, с 10% до 35%; | |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп) | |
5) увеличение удельного веса обучающихся в общеобразовательных организациях и их родителей, удовлетворенных качеством и доступностью школьного питания, с 52% до 75%; | |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп) | |
6) количество работников школьных столовых, прошедших переподготовку, к 2014 году составит 250 человек | |
Планируемые целевые индикаторы и показатели результативности Программы | В результате реализации мероприятий Программы планируется достичь следующих основных показателей: 1) рост удельного веса общеобразовательных организаций, оборудованных современным технологическим оборудованием, с 17% в 2010 году до 45% в 2014 году; |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп) | |
2) снижение доли буфетной продукции с 40% в 2010 году до 35 - 28 - 19% в 2012 - 2014 годах соответственно; 3) увеличение доли общеобразовательных организаций, участвующих в реализации Программы, в которых созданы условия для 100-процентного охвата двухразовым горячим питанием, с 30% до 41% от общего количества общеобразовательных организаций Иркутской области; | |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп) | |
4) увеличение доли общеобразовательных организаций, реализующих курсы по здоровому питанию в учебной и внеурочной деятельности, с 10% до 35%; | |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп) | |
5) увеличение удельного веса обучающихся в общеобразовательных организациях и их родителей, удовлетворенных качеством и доступностью школьного питания, с 52% до 75%; | |
(в ред. постановления Правительства Иркутской области от 12.09.2013 N 349-пп) | |
6) количество работников школьных столовых, прошедших переподготовку, к 2014 году составит 250 человек |
В последние годы Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики государства, определяющие качество жизни граждан. Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни и преодоления демографического спада в стране. Главной целью демографической политики Российской Федерации является увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет к 2015 году, до 75 лет - к 2025 году, стабилизация численности населения к 2015 году и создание условий для ее роста к 2025 году. Достижение указанных целевых показателей - необходимое условие обеспечения национальной безопасности нашей страны.
В Иркутской области средняя ожидаемая продолжительность жизни населения, несмотря на отмечающийся в последние годы рост, остается на уровне 60-х годов прошлого века - 65,5 лет, занимая 70 позицию в рейтинге 83 субъектов Российской Федерации. Показатели смертности населения Иркутской области в 2 раза превышают уровень 1970 года.
Согласно данным Российской академии медицинских наук в последние годы установлено значительное ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками 70-х годов XX века. Вызвано это, в первую очередь, увеличением объема образовательных нагрузок и интенсификацией процесса обучения. При этом были выявлены факторы, обладающие здоровьесберегающим и здоровьеразрушающим потенциалом. Неправильное или неполноценное питание детей и подростков было отмечено как мощный здоровьеразрушающий фактор. Многочисленные медицинские исследования показывают, что правильно организованное питание обеспечивает не только гармоничное физическое развитие и здоровье подростков, но и влияет на умственные способности, помогает восприятию и усвоению знаний. Обучающиеся, получающие горячие завтраки в школе, менее утомляются, более активны на занятиях и сохраняют бодрость и работоспособность на протяжении всего дня. Особое внимание, уделяемое питанию школьников, объясняется своеобразием этого возраста, обусловленным продолжающимися процессами интенсивного роста и развития, усиленным формированием скелета и мускулатуры, интенсивным становлением нервно-психической деятельности и значительной нервно-психической нагрузкой, связанной с особенностями современного процесса обучения. Все это определяет уровень физиологической потребности организма школьников в пищевых веществах и энергии.
Проведенное министерством образования Иркутской области анкетирование показало, что ежедневно завтракают лишь 62% детей; горячее блюдо 3 раза в день получают 15%, 2 раза в день - 51%, 1 раз в день - 34%.
Исследования выявили недостаточное употребление основных источников полноценных белков, витаминов, микро- и макроэлементов: мяса, рыбы, молочных продуктов, сырых фруктов, овощей. Ежедневно употребляли мясо лишь 52% школьников, причем, почти половина из них отдавали предпочтение не натуральным мясным продуктам, а консервам и колбасным изделиям. Ни один из опрошенных не употреблял рыбу ежедневно. Лишь 65% детей включали в рацион питания молоко и молочные продукты. Только 52% школьников ежедневно употребляли сырые фрукты, а 37% - овощи.
Преобладающее большинство школьников (72%) в учебное время питается в школьных столовых. Предпочтение отдается главным образом мучным блюдам: сосиска в тесте - 27%, пицца - 29%, пирожки - 23%, кексы - 13%, булочки - 8%.
В связи с отсутствием необходимых условий для приготовления горячих завтраков в ряде общеобразовательных учреждений все еще остается тенденция преобладания буфетной продукции в рационе питания обучающихся, за последние два года этот показатель уменьшился лишь на 7% (2009 г. - 19,2%, 2010 г. - 19,1%, 2011 г. - 12,1%).
Ассортимент продуктов школьного буфета включает хлебобулочные изделия, напитки. Использование только буфетной продукции в рационе питания детей не может восполнить энергетические и физиологические затраты организма, заменить полноценное рациональное питание.
Неполноценность школьного питания приводит к возникновению чувства голода во время пребывания в школе. Чувство голода отмечали 63% учащихся, у 12% детей чувство голода присутствует постоянно. Полученные сведения о неудовлетворительном качестве питания школьников практически не отличаются от данных по России в целом (Колтун В.З., Лобыкина Е.Н., 2003; Кучма В.Р., Тутельян В.А., Конь И.Я., 2004; Алифанова Л.А., 2007).
Проблема формирования человеческого потенциала региона и страны в целом усугубляется дефицитом здорового населения, в том числе дефицитом здоровых детей и подростков. Согласно официальным статистическим данным в 2010 году их доля в Иркутской области составила 17,8% (в 2004 году - 21,5%), более одной трети детей и подростков имеют хронические заболевания.
Наибольший удельный вес занимают болезни органов дыхания и пищеварения. Продолжает оставаться напряженной ситуация по заболеваемости, связанной с дефицитом йода и других микронутриентов. Только в 2010 году у детей и подростков Иркутской области было зарегистрировано 3386 новых случаев болезней, связанных с дефицитом йода (в основном это - диффузный (эндемический) зоб, связанный с йодной недостаточностью, субклинический гипотиреоз вследствие йодной недостаточности и многоузловой (эндемический) зоб, связанный с йодной недостаточностью.
Это обусловлено не только причинами социально-экономического характера и негативным влиянием факторов окружающей среды, но и недостатками в системе организации питания, отсутствием условий для реализации здорового питания.
Отклонения в состоянии здоровья, сформировавшиеся в детском и подростковом возрасте, снижают возможности реализации молодыми людьми, вступающими в социально активный период жизни, важнейших социальных и биологических функций. В связи с этим очевидна заинтересованность общества и государства в сохранении и укреплении здоровья подростков и молодежи - группы населения, которая будет определять в ближайшие и отдаленные годы трудовой, интеллектуальный, репродуктивный и оборонный потенциалы государства, его человеческий капитал.
Таким образом, представляется весьма актуальной и неотложной задача сохранения и укрепления здоровья настоящего и будущего поколений, сбережение здоровья каждого жителя нашего региона. Для сохранения здоровья населения необходимо оптимизировать систему питания организованных детских коллективов, разработать территориально-ориентированные рекомендации по коррекции питания групп населения.
В области реализуется комплекс мероприятий, направленных на улучшение организации питания обучающихся:
1. Мероприятия по улучшению питания обучающихся общеобразовательных учреждений осуществляются в соответствии с Законами Иркутской области от 23 октября 2006 года N 63-оз "О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей", от 8 октября 2007 года N 76-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по представлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям", постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2008 года N 129-пп "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в Иркутской области отдельных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей". В 2010 году на предоставление мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям на питание обучающихся в общеобразовательных учреждениях из областного бюджета направлена субвенция местным бюджетам в сумме 129954,6 тыс. рублей (из расчета 10 рублей на одного обучающегося в день). В 2011 году на указанные цели в областном бюджете предусмотрены средства в объеме 164201,6 тыс. рублей. В 2010 - 2011 учебном году бесплатным горячим питанием было обеспечено 79207 обучающихся общеобразовательных учреждений Иркутской области (30,2% от общего количества школьников).
Кроме того, в 24% (в 9 из 38) муниципальных образований Иркутской области к этим средствам в соответствии муниципальными целевыми программами выделяются дополнительные средства в размере от 6 до 20 рублей. Средняя стоимость горячего питания для категории этих детей по Иркутской области составила от 15 до 30 рублей.
1) Наблюдается рост охвата горячим питанием: в 2007 - 2008 учебном году - 75,8%, в 2008 - 2009 учебном году - 76%, в 2010 - 2011 - 77%. Ежегодно происходит обновление материально-технической базы школьных пищеблоков. Так, в течение 2010 - 2011 учебного года за счет средств местных бюджетов в общеобразовательные учреждения, расположенные на территории Иркутской области, было закуплено 213 единиц холодильного, 120 единиц теплового и 268 единиц технологического оборудования на общую сумму 34117,47 тыс. рублей.
В рамках реализации в 2011 году мероприятий долгосрочной целевой программы Иркутской области "Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Иркутской области" на 2011 - 2012 годы в 28 общеобразовательных учреждений 13 муниципальных образований области за счет областного бюджета будет закуплено 93 единицы теплового, 80 единиц холодильного и 92 единицы технологического оборудования на общую сумму 11319,6 тыс. рублей.
В рамках мероприятий 2 областных целевых программ Иркутской области ("Социальное развитие села Иркутской области", "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов в Иркутской области") выделяются денежные средства на приобретение технологического и холодильного оборудования для общеобразовательных учреждений сельской местности;
2) в рамках муниципальных программ "Здоровье и образование" и "Модернизация системы образования на 2008 - 2012 гг.", принятых в 17 муниципальных образованиях Иркутской области (45% от общего числа муниципальных образований Иркутской области), также в 2010 году были израсходованы средства на организацию бесплатного питания детей из малообеспеченных и многодетных семей и приобретение технологического оборудования для пищеблоков образовательных учреждений.
В рамках муниципальных программ "Капитальный ремонт", принятых в 7 муниципальных образованиях, денежные средства, в том числе израсходованы на проведение капитальных ремонтов пищеблоков.
Всего в 2010 году на организацию питания в общеобразовательных учреждениях было израсходовано 31212,8 тыс. руб.;