Решение проблемы повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций является приоритетной задачей на текущем этапе развития системы государственного и муниципального управления как для Российской Федерации в целом, так и для Иркутской области, в частности.
В рамках реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон) Правительством Иркутской области организована работа по разработке и утверждению нормативной правовой базы, необходимой для реализации положений данного Федерального закона на территории Иркутской области.
На региональном уровне принят порядок формирования и ведения Реестра государственных услуг Иркутской области, сформирован Реестр государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Иркутской области, который включает в себя следующие перечни услуг:
а) перечень государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Иркутской области;
б) перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области;
в) перечень услуг, предоставляемых государственными учреждениями Иркутской области, в которых размещается государственное задание, подлежащее включению в Реестр государственных услуг Иркутской области и предоставлению в электронной форме.
Также утвержден порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области, в соответствие с которым исполнительные органы государственной власти Иркутской области должны привести свои административные регламенты.
В настоящее время аналогичные порядки приняты в 7 муниципальных образованиях Иркутской области из 42, в 8 муниципальных образованиях Иркутской области частично утверждены необходимые нормативные правовые акты (либо в отношении исполнения муниципальных функций, либо предоставления муниципальных услуг). В 2 муниципальных образованиях Иркутской области данные порядки разработаны и проходят в установленном законодательством порядке процедуру согласования.
Таким образом, должна быть продолжена дальнейшая работа по разработке и утверждению соответствующих порядков муниципальными образованиями Иркутской области, а также по утверждению и приведению в соответствие с действующим законодательством административных регламентов по всем предоставляемым на территории Иркутской области государственным (муниципальным) услугам (функциям).
Кроме того, в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в Иркутской области функционирует интегрированный с Единым порталом государственных услуг региональный портал государственных и муниципальных услуг, доступный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://38.gosuslugi.ru (далее - Портал). Портал включает в себя систематизированную информацию о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Иркутской области, подведомственными им государственными учреждениями, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, а также информационные технологии и технические средства, обеспечивающие ведение и предоставление такой информации через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Источником размещаемой на Портале информации об услугах является региональная информационная система "Реестр государственных услуг (функций) Иркутской области", развернутая на базе типового решения, предоставленного Министерством экономического развития Российской Федерации.
В настоящее время на Портале обеспечен доступ населения к информации о 118 услугах регионального уровня и 75 - муниципального уровня. Кроме того, обеспечен доступ заявителей к бланкам и формам заявлений на предоставление соответствующих услуг.
{абз.10,11 раздела 1 в редакции постановления Правительства Иркутской области от 4.06.2012 г. N 294-пп}
Для реализации обозначенных в Федеральном законе принципов предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием Единого портала государственных услуг, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде позволит заявителям:
подать заявления на получение государственной (муниципальной) услуги в электронном виде посредством Единого портала государственных услуг либо Портала;
осуществить мониторинг хода предоставления государственной (муниципальной) услуги в личном кабинете Портала;
получить результат оказания государственной (муниципальной) услуги с помощью Единого портала государственных услуг либо Портала (для тех государственных (муниципальных) услуг, по которым предоставление результата в электронном виде предусмотрено административным регламентом предоставления государственной (муниципальной) услуги и не противоречит действующему федеральному законодательству).
Для обеспечения возможности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Иркутской области следует создать соответствующую технологическую инфраструктуру, включающую в себя, в том числе, центры обработки данных и региональный Удостоверяющий центр.
Создаваемый региональный Удостоверяющий центр является одним из обязательных компонентов инфраструктуры электронного правительства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 года N 451. Основной функцией Удостоверяющего центра является изготовление сертификатов ключей электронных подписей. Использование электронных подписей в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг обеспечит юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия между органами власти, а также с гражданами и организациями.
{абз.12-18 раздела 1 дополнен в редакции постановления Правительства Иркутской области от 4.06.2012 г. N 294-пп}
{абз. 19 раздела 1 исключен в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 1.04.2013 N 125-пп}
Создание МФЦ - один из первых шагов в реализации новых возможностей работы с заявителями, позволяющих решать следующие наиболее значимые задачи:
а) сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами;
б) оптимизация и повышение качества процедур предоставления услуг;
в) противодействие коррупции.
Так, с сентября 2007 года на территории Иркутской области в г. Шелехове функционирует областное государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг" (далее - ОГКУ "МФЦ"), созданное для предоставления комплекса государственных и муниципальных услуг в рамках реализации одного из проектов административной реформы. Организатором и координатором деятельности ОГКУ "МФЦ" выступает Правительство Иркутской области в лице аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.
В соответствии с Федеральным законом в основу работы ОГКУ "МФЦ" положен принцип "одного окна", который предполагает предоставление услуг после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется ОГКУ "МФЦ" без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
На базе ОГКУ "МФЦ" разработаны и успешно функционируют: