ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2010 года N 227-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ" НА 2011-2013 ГОДЫ

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства Иркутской области от 21.03.2013 N 94-пп}

В целях снижения темпов роста заболеваемости наркоманией, координации и улучшения деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и общественных объединений в указанном направлении, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года N 62/28-оз "О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области", постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2009 года N 116-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Иркутской области и их формирования и реализации и Порядка проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами" на 2011 - 2013 годы.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Иркутской области

от "22" сентября 2010 года N 227-пп

Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами" на 2011-2013 годы

Иркутск - 2010 год

ПАСПОРТ Долгосрочной целевой программы Иркутской области "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами" на 2011-2013 годы


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами" на
 2011-2013 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Иркутской области от 10 августа 2010 года N 158-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы Иркутской области "Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами" на 2011-2013 годы

Государственный заказчик

Правительство  Иркутской области

Основные разработчики Программы

Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, министерство образования Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, министерство сельского хозяйства Иркутской области, управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе, управление пресс-службы и информации Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области

Администратор Программы

Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области

Исполнители Программы

Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области (далее - МФСМ), управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе (далее – УПиОР), министерство здравоохранения Иркутской области (далее - МЗ), министерство образования Иркутской области (далее - МО), управление пресс-службы и информации Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области (далее – УПСиИ), министерство сельского хозяйства Иркутской области (далее - МСХ), о бластное государственное казенное учреждение "Центр профилактики наркомании" (далее - ОГКУ ЦПН);
о бластное государственное казенное учреждение "Центр реабилитации наркозависимых "Воля" (далее - ОГКУ ЦРН "Воля"), о бластное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" (далее - ОГБОУ "Центр профилактики, реабилитации и коррекции"), областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутский областной психоневрологический диспансер" (далее – ОГБУЗ "ИОПНД") во взаимодействии с министерством труда и занятости Иркутской области (далее-МТиЗ), Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области (далее - УФСКН по ИО), Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее – ГУ МВД России по ИО), Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (далее – ГУФСИН по ИО), Главным управлением МЧС России по Иркутской области (далее – ГУ МЧС России по ИО), общественными объединениями (далее – ОО).

{строка "Исполнители Программы" паспорта Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 21.03.2013 N 94-пп}

Цель Программы

Сокращение масштабов немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них

Задачи Программы

1. Формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их  незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации.
 2. Организация и проведение  комплекса  мероприятий по профилактике социально-негативных явлений для несовершеннолетних, молодежи Иркутской области.
 3. Ф ормирование профессионального сообщества специалистов по профилактике наркомании для повышения эффективности антинаркотической профилактической деятельности.
 4. С оздание целостной системы реабилитации наркозависимых: медицинской реабилитации, социально-медицинской реабилитации.
 5. Содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в уничтожении дикорастущей конопли.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы: 2011-2013 годы. Реализация Программы предусматривает 3 этапа:
 1 этап - 2011 год;

 2 этап - 2012 год;

 3 этап - 2013 год.

Перечень подпрограмм (при их наличии)

Подпрограммы отсутствуют

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
 Объем средств областного бюджета, необходимых для финансирования Программы, составляет: всего в 2011-2013 годах - 53 865 тыс. рублей, в том числе в:
 2011 году - 15 565 тыс. рублей,
 2012 году - 14 150 тыс. рублей,
 2013 году - 24 150 тыс. рублей.

{строка "Объемы и источники финансирования Программы" паспорта Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 21.03.2013 N 94-пп}

Ожидаемые конечные  результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация мероприятий Программы позволит:
 1. Снизить долю молодежи с впервые установленным диагнозом "наркомания" к общей численности молодежи до 0,102%  за период действия Программы.
 2. Снизить долю детей и подростков с впервые установленным диагнозом "наркомания" к общей численности детей и подростков  до 0,003 % за период действия Программы.
 3. Снизить д олю граждан, признанных не годными к военной службе в связи с употреблением наркотических средств и имеющих сопряженные заболевания: "ВИЧ-инфекция", "Хронический гепатит типа В, С", "Туберкулез", к общей численности граждан, подлежащих призыву на военную службу, до 5,4 % за период действия Программы.  В целом, реализация Программы позволит существенно сократить масштабы последствий незаконного оборота наркотиков, сократить предложения наркотиков и спрос на них, обеспечить функционирование системы мониторинга наркоситуации в Иркутской области, обеспечить функционирование системы профилактики немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ .

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, одними из источников угроз национальной безопасности признаны распространение наркомании и деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года N 68-оз, среди основных молодежных проблем отмечается рост социально-негативных явлений в молодежной среде.

Иркутская область входит в двадцатку нарконеблагополучных регионов Российской Федерации. Уровень наркотизации населения Иркутской области последние несколько лет является сравнительно высоким и в 1,5 раза превышает показатель в Сибирском федеральном округе и почти в 2 раза - среднероссийский.

В Российской Федерации уровень заболеваемости наркоманией составил в 2006 году - 245,8 на 100 тыс. населения, в 2007 году – 250,4 на 100 тыс. населения, в 2008 году – 252,2 на 100 тыс. населения.

В Иркутской области уровень заболеваемости наркоманией составил в 2006 году - 523,2 на 100 тыс. населения, в 2007 году – 517,7 на 100 тыс. населения, в 2008 году - 508,2 на 100 тыс. населения, в 2009 году - 475,7 на 100 тыс. населения.

По данным МЗ, в Иркутской области на 1 января 2010 года количество больных, состоящих на диспансерном учете с зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ, составляет 11929 человек.

В Российской Федерации показатель впервые выявленных больных наркоманией составил в 2006 году 19,1 на 100 тыс. населения, в 2007 году - 20,8 на 100 тыс. населения, в 2008 году – 18,7 на 100 тыс. населения. В Сибирском федеральном округе в 2006 году – 29,1 на 100 тыс. населения, в 2007 году – 29,3 на 100 тыс. населения.

В Иркутской области показатель впервые выявленных больных наркоманией составил в 2006 году 43,5 на 100 тыс. населения, в 2007 году - 33,2 на 100 тыс. населения, в 2008 году - 39,4 на 100 тыс. населения, в 2009 году - 25,5 на 100 тыс. населения.

По данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, число лиц, имеющих проблемы с наркотиками и обращающихся за медицинской помощью, тождественно соотношению 1:4 с реальным числом пациентов, страдающих наркоманией, то есть за медицинской помощью обращается 1 из 4 больных наркоманией.

В 2008 году в Иркутской области впервые диагноз "наркомания" был поставлен у 987 человек, из них 860 мужчин (87,1%) и 127 женщин (12,9%), то есть соотношение 7:1. Показатель распространенности наркомании в 2008 году в Иркутской области среди мужчин выше в 6,1 раза, чем у женщин. В 2009 году число лиц, с впервые установленным диагнозом "наркомания", составило 640 человек. На 1 января 2010 года на профилактическом учете с зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ находится 1609 человек.

В течение 2009 года в областное государственное учреждение здравоохранения "Иркутский областной психоневрологический диспансер" доставлено около 3387 человек, совершивших административные правонарушения в состоянии наркотического опьянения. Количество обслуженных вызовов скорой медицинской помощью на отравления наркотическими веществами составило 736.

Распространенность наркоманий характерна как для городского, так и для сельского населения Иркутской области, но более остро она проявляется в городе, чем на селе, и более отчетливо выявляется среди мужского населения (соотношение составляет 1:7).

По структуре заболеваемости наркоманией в Иркутской области 97% больных употребляют наркотические вещества группы опия. Широко распространена в регионе марихуана. В последнее время зафиксированы единичные случаи употребления кокаина и синтетических наркотиков.

В ходе проведенного ОГКУ "ЦПН" мониторинга наркоситуации в разрезе муниципальных образований Иркутской области установлено, что первое место по числу наркозависимых (на 100 тыс. чел. населения) занимает муниципальное образование города Братска, на втором месте - город Иркутск, на третьем месте - Ангарское муниципальное образование, на четвертом месте - муниципальное образование Балаганский район, на пятом месте - муниципальное образование "Тайшетский район".

{абз.14 раздела 1 Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 21.03.2013 N 94-пп}

По данным МЗ, на 1 января 2010 года, по уровню заболеваемости наркоманией в 2009 году на первом месте находится муниципальное образование Балаганский район (заболеваемость наркоманиями составила 82,8 на 100 тыс. населения и превышает региональный уровень в 3,2 раза), на втором месте - муниципальное образование "Нукутский район" (заболеваемость составила 54,0 на 100 тыс. населения и превышает региональный уровень в 2,1 раза), на третьем месте - муниципальное образование "Заларинский район" (заболеваемость - 53,7 на 100 тыс. населения и превышает региональный уровень в 2 раза), на четвертом месте - муниципальное образование Слюдянский район (заболеваемость - 48,9 на 100 тыс. населения), на пятом месте – муниципальное образование "Тайшетский район" (заболеваемость - 48,3 на 100 тыс. населения).

В Российской Федерации уровень распространенности наркомании среди подростков в 2008 году составил 26 на 100 тыс. населения, в Сибирском федеральном округе - 99 на 100 тыс. населения.

Показатель распространенности подростковой наркомании в Иркутской области составляет 330,6 на 100 тыс. подростков. Иркутская область среди регионов Сибирского федерального округа занимает первое место по уровню подростковой наркомании, на втором месте по подростковой наркомании - Новосибирская область, на третьем месте - Кемеровская область.

Вместе с тем, следует отметить, что в Иркутской области с 2007 года уровень заболеваемости наркоманией среди детей и подростков стал снижаться и составил в 2008 году 40,2 на 100 тыс. подростков, для сравнения уровень заболеваемости среди несовершеннолетних в 2006 году составлял 59,1 на 100 тыс. подростков. В 2009 году в Иркутской области на учет было поставлено 30 детей и подростков.

МО осуществляется системная деятельность и методическое сопровождение 652 наркопостов в 37 муниципальных образованиях Иркутской области.

По данным МО, на 1 января 2010 года на учете в наркопостах состоит 8512 обучающихся, из них за устойчивое курение - 6971 обучающийся, за употребление спиртных напитков – 1403 обучающихся, за употребление токсических веществ - 85 обучающихся, за употребление наркотических средств – 53 обучающихся.

По данным ГУВД по ИО, на 1 января 2010 года на учетах в территориальных подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Иркутской области состоит 343 подростка, употребляющих наркотические, психотропные и одурманивающие вещества, в 2008 году на учете состояло 303 подростка. Таким образом, удельный вес лиц данной категории от общего числа, состоящих на учетах в территориальных подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Иркутской области, по сравнению с прошлым годом вырос с 3,4% до 4%.

Основная причина распространения наркомании в Иркутской области - ввоз и распространение на территории региона наркотических средств преступной средой.

По данным УФСКН по ИО, доставка и распространение наркотических средств опийной группы на территорию региона осуществляется из стран Средней Азии (Республика Таджикистан, Республика Киргизия, Республика Казахстан). Наркотические средства группы каннабиоидов в Иркутскую область поступают из Республики Бурятия (городов Северобайкальск, Гусиноозерск, Улан-Удэ, Кяхта) пассажирскими поездами посредством курьеров, автомобильным транспортом.

Синтетические наркотики, кокаин поступают на территорию Иркутской области из Западных регионов России: из городов Москва, Санкт-Петербург - транзитом через город Новосибирск. Основные способы перевозки – курьеры и почтовые отправления через службы экспресс-доставки.

В последние два-три года в Иркутской области увеличилась доля незаконного оборота синтетических наркотиков, в первую очередь, - 3-метил-фентанила (так называемого "белого китайца"). На территории региона стали распространяться МДА, МДМА. Доставка данных наркотических веществ осуществляется посредством авиаперевозок, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Влияет на наркоситуацию в регионе произрастание дикорастущих наркосодержащих растений на полях и сельскохозяйственных угодьях. По сведениям УФСКН по ИО, в 2009 году было выявлено 699 га произрастания дикорастущих наркосодержащих растений.

Усугубляет наркоситуацию прибытие на постоянное место жительства в город Ангарск, город Усолье-Сибирское, Черемховское районное муниципальное образование цыганских семей из Кемеровской области, Новосибирской области, Красноярского края, которые включаются в незаконный оборот наркотических средств и находятся под контролем цыганских кланов.

Правоохранительными органами Иркутской области из незаконного оборота в 2009 году было изъято 1063,63 кг наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в 2008 году - 850, 64 кг.

Количество преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков (по данным ГУВД по ИО), составило в 2008 году 4607 преступлений, в 2009 году - 4373 преступления.

К уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров, в 2009 году было привлечено 1672 человека, в том числе 78 несовершеннолетних, в 2008 году к уголовной ответственности было привлечено 1702 человека, в том числе 106 несовершеннолетних.

Несмотря на усилия силовых структур по противодействию наркоторговле, спрос на наркотические средства постоянно растет. Следовательно, для снижения спроса на наркотические средства необходимо формировать в массовом сознании населения устойчивое мнение о недопустимости употребления наркотических средств; проводить индивидуальную психопрофилактическую работу с безнадзорными детьми, употребляющими психоактивные вещества, детьми, отбывающими наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, специальных школах, подростками, не занятыми учебой, освободившимися из мест лишения свободы, а также проживающими в условиях семейного неблагополучия; повышать значимость семейного воспитания; уменьшать число потенциальных потребителей психоактивных веществ путем лечения и реабилитации наркозависимых.

Другие причины, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной среде. К ним относятся наличие безработных среди населения, сравнительно низкий жизненный уровень (около 80% населения региона составляют малообеспеченные граждане), неосведомленность о последствиях употребления наркотических средств и психотропных веществ.

С целью сокращения явных негативных тенденций, к числу которых относятся сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение (курение, наркомания), Правительством Иркутской области определены основные задачи, которые требуют дальнейшего решения:

создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения, в том числе школьников;

профилактика социально-негативных явлений и создание условий для успешной социальной адаптации молодежи;

стабилизация основных показателей здоровья населения: заболеваемости, смертности в трудоспособном возрасте, смертности на дому, инвалидизации;

развитие службы профилактической медицины;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

противодействие незаконному сбыту наркотических средств и психотропных веществ.

Достижение указанных программных задач возможно за счет реализации системы таких мероприятий как:

разработка и реализация областных программ в сфере профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде;

организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи;

реализация мероприятий, направленных на решение проблем детской безнадзорности и беспризорности (разработка планов экстренных действий, включающих меры по нормативно-правовому, организационно-управленческому, информационному, финансовому обеспечению указанной деятельности);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»