МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 01 марта 2010 года N 193-мпр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ДЕТСКОМ ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ"
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 01.08.2011 г. N 86-мпр}
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 7 октября 2008 года N 68-оз "О порядке и условиях социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области", руководствуясь Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Государственный стандарт Иркутской области "Социальное обслуживание в детском доме-интернате для умственно отсталых детей".
3. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в газете "Областная".
Министр социального развития,
опеки и попечительства
Иркутской области
С.В. Круть
Государственный стандарт Иркутской области "Социальное обслуживание в детском доме-интернате для умственно отсталых детей"
Настоящий Государственный стандарт Иркутской области (далее - Стандарт) в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Законом Иркутской области от 7 октября 2008 года N 68-оз "О порядке и условиях социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области" (далее - Закон области) устанавливает основные виды и объем социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с умственной отсталостью в детском доме-интернате для умственно отсталых детей (далее - детский дом-интернат), а также требования к качеству, порядку и условиям их предоставления.
1. Социальное обслуживание в детском доме-интернате осуществляется путем предоставления социальных услуг детям-инвалидам с умственной отсталостью, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
2. Дети-инвалиды с умственной отсталостью, которым предоставляются социальные услуги в детском доме-интернате, именуются в настоящем Стандарте клиентами.
3. При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг в детском доме-интернате учитываются интересы клиента, состояние его здоровья, специфика трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации, кратковременность или длительность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента.
4. Социальное обслуживание клиентов в детском доме-интернате осуществляется путем предоставления клиентам социальных услуг по следующим видам:
1) Социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности клиентов в быту:
содействие в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении;
предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания;
предоставление в пользование мебели;
предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей);
приготовление и подача пищи, включая диетическое питание;
предоставление социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам, не способным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном;
сопровождение вне детского дома-интерната, в том числе к врачу;
предоставление транспорта при необходимости перевоза клиента в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья клиент не может воспользоваться общественным транспортом;
содействие в направлении в стационарные учреждения;
обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам;
организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
2) Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья клиентов:
оказание помощи в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг;
содействие в получении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе предоставление санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание);
оказание первичной медико-санитарной помощи;
наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления);
оказание первой доврачебной помощи;
содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
содействие в организации прохождения диспансеризации;
содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожное и внутримышечное введение лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида;
оказание медицинской помощи, в том числе диагностическое обследование, по назначению врача при наличии лицензии на медицинскую деятельность соответствующего вида;
содействие в прохождении медико-социальной экспертизы и получении индивидуальной программы реабилитации;
содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;
помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации;
содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации;
организация экстренной медико-психологической помощи;
содействие в предоставлении нуждающимся клиентам услуг по оздоровлению.
3) Социально-психологические услуги, направленные на коррекцию психологического состояния клиентов с целью их адаптации в среде обитания (обществе):
психологическая диагностика и обследование личности;
психологическая коррекция;
оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов.
4) Социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуга:
социально-педагогическое консультирование;
социально-педагогическая диагностика и обследование личности;
педагогическая коррекция;
анимационные услуги (экскурсии, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия), организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов;
организация воспитания клиентов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющих развить их способности в пределах максимальных возможностей;
услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в социально-трудовой деятельности; восстановлению личностного и социального статуса;
обучение пользованию техническими средствами реабилитации;
обучение основам домоводства выпускников детского дома-интерната, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой);
обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.
5) Социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня клиентов:
содействие в получении полагающихся им льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение при выписке из детского дома-интерната одеждой, обувью.
6) Социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов клиентов:
помощь в оформлении документов;
оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением;
содействие в получении страхового медицинского полиса.
5. Деятельность детского дома-интерната в сфере обеспечения качества предоставляемых социальных услуг должна быть направлена на полное удовлетворение нужд клиентов, непрерывное повышение качества предоставляемых социальных услуг и эффективности социальной адаптации и реабилитации клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации.
6. Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых клиентам в детском доме-интернате, являются:
1) наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует детский дом-интернат;
2) условия размещения детского дома-интерната;
3) укомплектованность детского дома-интерната специалистами, имеющими соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, знания и опыт, необходимые для выполнения возложенных на них обязанностей;
4) специальное и табельное техническое оснащение детского дома-интерната (оборудование, приборы, аппаратура);
5) состояние информации о детском доме-интернате, порядке и правилах предоставления социальных услуг клиентам;
6) наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью детского дома-интерната.
7. Социальные услуги, предоставляемые клиентам в детском доме-интернате, должны отвечать следующим критериям:
1) полнота предоставления социальных услуг в соответствии с установленными требованиями и их своевременность;
2) результативность (эффективность) предоставления социальных услуг:
материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиента), оцениваемая непосредственным контролем результатов предоставления социальных услуг;
нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате предоставления ему социальных услуг), оцениваемая косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов.