Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Современная демографическая ситуация в Иркутской области, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется динамичным увеличением доли лиц пожилого возраста. Начиная с 1995 года доля пожилых граждан в составе населения Российской Федерации превышает 20%. В Иркутской области этот показатель составляет 17,0%.

Ученые выделяют характерные проблемы пожилых людей в современном российском обществе: сниженный статус здоровья, неустойчивое материальное положение, одиночество. С неуклонным ростом численности населения пенсионного возраста возрастает необходимость оказания большего объема социальных услуг, которые позволят оказать социальную поддержку гражданам пожилого возраста, осуществлять профилактику ускоренного старения и снижения качества жизни старшего поколения. В силу возраста большинство пожилых людей имеют ослабленное зрение, что значительно снижает качество их жизни. Так, ежегодно в проведении операции по замене хрусталика нуждаются более 500 граждан.

Проведение реабилитации и лечения позволит существенно улучшить здоровье пожилых людей и будет способствовать увеличению продолжительности их жизни.

В Иркутской области существует потребность оказания адресной социальной поддержки на проведение лечения граждан трудоспособного возраста. Так, ежегодно более 70 ларингэктомированных онкологических пациентов, не имеющих инвалидности, нуждаются в приобретении голосовых протезов. Успешная реабилитация позволяет больному вернуться в привычную социальную среду, к нормальной трудовой деятельности, уменьшить психотравмирующие послеоперационные факторы. В целях улучшения качества жизни, сохранения трудоспособности, функциональной реабилитации этих граждан, предотвращения инвалидности необходимо проводить их лечение.

Другой острой проблемой является оказание медицинской помощи беременным женщинам группы высокого акушерского и перинатального риска (высокий риск материнской, ранней неонатальной смертности, мертворождаемости). Женщины данной категории нуждаются в обязательном посещении областного перинатального центра государственного учреждения здравоохранения "Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница" для медико-генетического, перинатального консультирования, лечения тяжелой экстрагенитальной патологии, родоразрешения. Особую группу составляют пациентки с угрожающими ранними преждевременными родами, поскольку условия для выхаживания детей с массой тела от 500 граммов имеются только в областном перинатальном центре.

Без соблюдения этапности оказания медицинской помощи не представляется возможным улучшить основные демографические показатели, такие как материнская и младенческая смертность. В связи с этим ежегодно порядка 6900 женщин нуждаются в оплате проезда в областной перинатальный центр для получения медицинской помощи.

Кроме того, в Иркутской области растет численность больных злокачественными опухолями. В период с 2001 по 2010 годы заболеваемость выросла с 267,6 до 383,4 человек на 100000 населения. Так, государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной онкологический центр" является единственным базовым учреждением, оказывающим в полном объеме квалифицированную консультативно-лечебную помощь больным злокачественными новообразованиями, предопухолевыми и доброкачественными образованиями с использованием современных медицинских технологий. Также, в связи с передачей медицинских учреждений в ведение министерства здравоохранения Иркутской области в 2013 году прекращает свое действие ряд муниципальных целевых программ, в мероприятиях которых была предусмотрена оплата проезда больных с хроническими заболеваниями, проживающих в отдаленных территориях Иркутской области, нуждающихся в оказании специализированной медицинской помощи, в областных государственных учреждениях здравоохранения: Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница, Иркутская государственная областная детская клиническая больница, к месту лечения и обратно. Отсутствие своевременного лечения приводит к прогрессированию заболеваний, увеличению показателя смертности. Данные категории жителей Иркутской области в связи с отдаленностью территорий, в которых они проживают, социальными условиями и высокой стоимостью проезда нуждаются в мерах социальной поддержки в виде оплаты проезда к месту лечения и обратно.

На территории Иркутской области проживают члены семей 103 военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона и награжденных посмертно орденом Мужества. Специалистами органов социальной защиты населения были проведены обследования социально-бытовых условий родителей, вдов и детей погибших участников боевых действий. Большинство родителей являются пенсионерами или близки к достижению пенсионного возраста, многие из них одиноки и проживают в частных домах либо в квартирах, требующих ремонта. Значительное число членов семей нуждается в замене старой или приобретении новой бытовой техники (холодильников, электрических плит, телевизоров). Некоторые родители нуждаются в санаторно-курортном лечении или зубопротезировании.

{абз. 8 разд. 1 Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 31.10.2013 N 479-пп}

В Иркутской области 76 многодетных семей, воспитывающих 8 и более детей. В данных семьях воспитываются более 650 детей, 2 приемные семьи, где воспитывается более 8 детей, оставшихся без попечения родителей. Семьи нуждаются в приобретении микроавтобусов, что позволит повысить мобильность, даст возможность совместного посещения учреждений культуры, в том числе в областном центре, организации совместного отдыха.

В Иркутской области проживают 1610 многодетных семей, воспитывающих 5 и более детей. Около 50% из них проживают в сельской местности, ведут личное подсобное хозяйство. Учитывая, что по статистическим данным многодетные семьи имеют низкий среднедушевой доход, у ряда семей, проживающих в отдаленных и сельских территориях, детские пособия являются единственным доходом. В связи с этим, необходимы меры стимулирования многодетных семей к развитию личных подсобных хозяйств, а соответственно улучшению их материального благосостояния.

{абз. 7-10 раздела 1 Программы дополнены в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.03.2011 г. N 81-пп; от 16.09.2011 г. N 271-пп; от 04.06.2012 г. N 275-пп; от 01.04.2013 N 117-пп}

Для обеспечения эффективного решения проблем граждан, нуждающихся в поддержке государства, необходимо повышать качество предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки, апробировать и внедрять новые формы и методы работы, что возможно путем рассмотрения и обсуждения актуальных проблем, освещения и распространения положительного опыта работы в данном направлении на семинарах, конференциях, конкурсах, коллегиях.

Согласно оценочным данным доля бедных в Иркутской области составляет 18,5%, что выше среднероссийского уровня. По России данный показатель оценивается на уровне 15,8%. По уровню бедности Иркутская область на 4-м месте после Кемеровской, Томской, Новосибирской областей среди регионов Сибирского федерального округа.

Согласно статистическим данным численность населения со среднедушевыми доходами, незначительно превышающими установленную величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, в целом по Российской Федерации и Иркутской области в течение нескольких лет стабильно уменьшается. Данная группа населения в соответствии с действующим законодательством не относится к категории малоимущих, однако низкий уровень доходов не позволяет этим гражданам самостоятельно решать возникающие проблемы, выходить из сложившейся трудной жизненной ситуации. Статистика обращаемости жителей Иркутской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, за материальной помощью в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство соцразвития), территориальные подразделения (управления) министерства соцразвития, областные государственные учреждения социального обслуживания показывает, что основными причинами обращений являются: потеря кормильца, длительная потеря трудоспособности в связи с болезнью, необходимость восстановления ущерба, понесенного в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, необходимость приобретения дорогостоящих лекарств, проведения зубопротезирования, дорогостоящего лечения.

Поэтому существует острая потребность социальной поддержки граждан, имеющих низкий уровень дохода, в виде оказания адресной материальной помощи с учетом конкретной трудной жизненной ситуации гражданина, его социального статуса, состава семьи, дохода и т.д.

Все указанные выше проблемы являются факторами снижения уровня и качества жизни граждан и их социальной дезадаптации. Отсутствие адресной социальной поддержки со стороны государства граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повлечет такие негативные последствия, как ухудшение состояния здоровья, рост смертности по отдельным видам заболеваний, социальную дезадаптацию, снижение качества жизни отдельных категорий населения и, как следствие, рост социальной напряженности в регионе.

Одним из способов решения проблем по снижению уровня и качества жизни граждан, их социальной дезадаптации является поддержание реальных доходов граждан за счет организации предоставления мер социальной поддержки, таких как оказание адресной материальной помощи, оплаты проезда, необходимого лечения, обеспечения техническими средствами реабилитации.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим к стратегическим целям развития страны относятся повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

В пределах полномочий на территории Иркутской области приняты Законы от 7 октября 2008 года N 68-оз "О порядке и условиях социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области", от 19 июля 2010 года N 73-оз "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области", от 17 декабря 2008 года N 120-оз "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области".

{абз.16 раздела 1 в редакции постановления Правительства Иркутской области от 4.06.2012 г. N 275-пп}

В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах", Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", необходимо продолжить реализацию комплекса мероприятий по социальной поддержке граждан пожилого возраста, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, жертв политических репрессий, малоимущих граждан, усилить роль бюджета в повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.

Для поддержания уровня жизни малообеспеченных слоев населения и, как следствие, снижения социальной напряженности в Иркутской области действовала областная государственная социальная программа "Социальная поддержка населения Иркутской области" на 2004 - 2008 годы, утвержденная постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 ноября 2003 года N 32/13-ЗС, на реализацию которой из областного бюджета выделено 124,8 млн. руб.; окружная целевая программа "Социальная поддержка населения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" на 2007 - 2008 годы, утвержденная 29 декабря 2006 года Законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, на реализацию которой из соответствующего бюджета выделено 320,6 млн. рублей. В результате реализованных мероприятий задачи и цели, поставленные в программах, были достигнуты.

Решение проблем социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе малоимущих, требует комплексного подхода, планомерного, поэтапного достижения поставленных задач, а также межведомственной координации действий министерства соцразвития, министерства здравоохранения Иркутской области. В данном случае использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным, так как это обеспечит адресный характер предоставления социальной помощи, учитывающий как доходы, так и особенности различных групп населения, нуждающихся не только в материальной, но и в иных видах социальной поддержки, позволит направить бюджетные средства в пользу особо нуждающихся граждан, обеспечит реализацию приоритетных направлений среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации и Иркутской области, указанных в разделе 3.1.8. Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года N 68-оз.

Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов органов исполнительной власти области к реализации эффективных мер по социальной поддержке и улучшению положения отдельных категорий граждан, нуждающихся в поддержке со стороны государства.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения граждан могут стать: разрозненные усилия органов исполнительной власти, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих перед государством задач в этой области; распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения существующих проблем.