ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2011 года N 162-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011-2013 ГОДЫ

{индивидуализированный заголовок в редакции постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 632-пп}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства Иркутской области от 12.12.2011 г. N 398-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 29.03.2012 г. N 101-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 20.02.2013 N 51-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 632-пп}

В целях создания организационно-управленческих моделей, ориентированных на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Иркутской области, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие образования в Иркутской области" на 2011 - 2013 годы.

{п. 1 в редакции постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 632-пп}

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев

УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
 Иркутской области
 от "22" июня 2011 года N 162-пп

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011-2013 ГОДЫ

{наименование Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 632-пп }

г. Иркутск - 2011

ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011-2013 ГОДЫ


{наименование паспорта Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 632-пп}

Наименование характеристик Программы

Содержание характеристик Программы

Наименование Программы

Региональная программа "Развитие образования в Иркутской области" на 2011-2015 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы
 (наименование, номер и дата правового акта)

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы"

{строка "Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта)" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 12.12.2011 г. N 398-пп}

Государственный заказчик

Правительство Иркутской области

Основные разработчики Программы

Министерство образования Иркутской области, областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Иркутской области" (далее - Институт развития образования)

Администратор Программы

Министерство образования Иркутской области

Исполнители Программы

Министерство образования Иркутской области, служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Иркутский институт повышения квалификации работников образования" (далее - Институт повышения квалификации), областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" (далее – Институт развития), повышения квалификации работников образования", органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, осуществляющие управление в сфере образования

Цели Программы

Целью  Программы является создание организационно-управленческих моделей, ориентированных на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Иркутской области
 Основные цели по направлениям:
 1. В дошкольном образовании - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе;

 2.  В начальном общем, основном общем и среднем общем образовании  (далее - общее образование) - обеспечение доступности качественного образования на основе введения и реализации  федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) нового поколения ;

 3. В профессиональном образовании - формирование необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования, гибко реагирующего на потребности регионального рынка труда;

 4. В дополнительном профессиональном образовании -  обеспечение устойчивого развития системы дополнительного профессионального образования в соответствии с изменениями нормативно-правовой базы, запросами социальных партнеров, потребителей образовательных услуг, с учетом отечественного и международного опыта реализации концепции непрерывного образования;

 5. в дополнительном образовании детей - создание условий, обеспечивающих развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг, в том числе совместно с организациями общего образования в интересах личности, общества, государства.

{п. 2 строки "Цели Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 12.12.2011 г. N 398-пп}

{п. 2, 3, 5 строки "Цели Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 632-пп}

Задачи Программы

1.  Модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как института социального развития через:
 1) достижение в Иркутской области стратегических ориентиров Национальной образовательной Инициативы "Наша новая школа";

 2) распространение современных моделей успешной социализации детей.
 2.   Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда через:
 1)  разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования Иркутской области;

 2) поддержка развития объединений образовательных организаций профессионального образования (кластерного типа);

 3) улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования.
 3.   Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг через:
 1)  обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования ;

 2) создание единой информационной системы сферы образования ;

 3) создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных организаций, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;

 4) экспертно-аналитическое, научно-методическое и информационного сопровождения Программы

{строка "Задачи Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 632-пп}

Важнейшие целевые индикаторы и показатели  Программы

1. Целевыми индикаторами Программы являются:
 1) уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и  состояния здоровья;

 2) уровень соответствия образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС).
 2. Основные показатели Программы, отражающие ход ее реализации:
 1) доля первоклассников, прошедших предшкольную подготовку в дошкольных образовательных организациях (группах), от общего количества первоклассников, в %;

 2) доля педагогических и управленческих работников системы дошкольного и общего образования, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного образования, а также  моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, от общего количества педагогических и управленческих работников системы дошкольного и общего образования, в %;

 3) доля муниципальных образований Иркутской области, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих работников системы дошкольного и общего образования на базе площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного дошкольного и общего образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер  управления образованием, от общего количества образовательных систем в Иркутской области, в %;

 4) удельный вес образовательных организаций в Иркутской области, в которых введены ФГОС  общего образования, от общего количества образовательных организаций в Иркутской области, в %;

 5) удельный вес обучающихся по общеобразовательным программам начального общего образования по ФГОС от общего количества обучающихся по общеобразовательным программам начального общего образования, в %;

 6) удельный вес обучающихся по общеобразовательным программам  основного общего образования по ФГОС от общего количества обучающихся по общеобразовательным программам основного общего образования, в %;

 7) удельный вес обучающихся по общеобразовательным программам среднего общего образования по ФГОС от общего количества обучающихся по общеобразовательным  программам среднего общего образования, в %;

 8) удельный вес  образовательных организаций, в которых условия реализации образовательных программ соответствуют требованиям  ФГОС, от общего количества образовательных организаций, в%;

 9) удельный вес общеобразовательных организаций, реализующих модели профильного обучения и индивидуальных учебных планов, от  общего количества общеобразовательных организаций, в %;

 10) доля общеобразовательных организаций, обеспеченных учебной литературой в соответствии с требованиями ФГОС начального общего  образования, от общего количества общеобразовательных организаций, в %;

 11) доля обучающихся в общеобразовательных организациях в Иркутской области, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, от общего количества обучающихся  в общеобразовательных организациях  в  Иркутской области, в %;

 12) доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного  образования, от общего количества детей школьного возраста, в %;

 13) доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях Иркутской области,  которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том  числе дистанционно или в организациях профобразования, от общего количества выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях Иркутской области, в %;

 14) доля обучающихся в общеобразовательных организациях в Иркутской области, ставших призерами и победителями Всероссийской олимпиады школьников от общего количества участников, в %;

 15) доля выпускников, набравших минимальное количество баллов, установленных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для единого государственного экзамена по русскому языку и математике, от общего количества выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене, в %;

 16) доля детей-инвалидов, обучающихся на дому, получающих образование по основным и дополнительным общеобразовательным  программам в дистанционной форме, от общего количества детей-инвалидов, нуждающихся в получении образования на дому, в %;

 17) доля педагогических работников образовательных организаций  Иркутской области, прошедших повышение квалификации по новым адресным моделям и программам повышения квалификации и имевших возможность выбора, от общего количества педагогических  работников образовательных организаций Иркутской области, в %;

 18) удельный вес услуг, оказываемых в сфере образования в электронном виде, в общем объеме услуг, оказываемых в сфере образования, в %;

 19) доля выпускников очной формы обучения государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в  первый год, от общего количества выпускников государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области, в %;

 20) доля студентов государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики;
предоставление оборудования и материалов;
участие в  разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), от общего количества студентов государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области, в %;

 21) доля органов управления образованием в Иркутской области,  интегрированных с единой информационно-аналитической системой  управления образовательной средой, в %;

 22) доля педагогических работников, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, от общего количества педагогических работников, в %;

 23) доля педагогических работников, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, от общего количества педагогических работников, в %;

 24) доля образовательных организаций, перешедших в новые организационно-правовые формы, от общего количества образовательных организаций в Иркутской области, в %;

 25) количество уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования, в %;

 26) доля образовательных организаций, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на  основе системы автоматизированного мониторинга, от общего количества образовательных организаций, в %;

 27) доля детей по категориям местожительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных  моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям, в Иркутской области, в %;

 28) количество дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста, оснащенных оборудованием за счет субсидии, ед.;

 29) количество мест в организациях для детей дошкольного возраста на 1 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих на территории Иркутской области, ед.;

 30) доля образовательных организаций общего образования, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в общем количестве образовательных организаций общего образования в Иркутской области, в %;

 31) доля профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Иркутской области, в %.

{строка "Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 632-пп}

Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет реализована в 2011 - 2013 годы. В соответствии с мероприятиями Программы планируется:
 1.  Формирование стратегических проектов развития образования, включающих в себя ряд новых взаимосвязанных направлений.
 2.  Реализация проектов муниципальными органами управления образованием, образовательными и иными организациями при областной поддержке с участием профессионально-педагогического сообщества.
 В результате выполнения запланированных мероприятий:
 3.  Получение новых моделей и технологий развития образования по различным направлениям.
 4. Дальнейшее внедрение преобразований и оценка их результативности.

{строка "Сроки и этапы реализации Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 632-пп}

Перечень подпрограмм

Подпрограммы отсутствуют.

Объемы и источники финансирования

Источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов, а также средства внебюджетных источников.
 Объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит:
 общий объем - 11 760 060,31 тыс.руб., в том числе по годам:
 2011 год - 792 755,00 тыс. руб.;

 2012 год - 4 693 622,31 тыс. руб.;

 2013 год - 6 273 683,00 тыс. руб.;

 за счет средств федерального бюджета -  364 786,90 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 135 680,00 тыс. руб.;

 2012 год - 150 290,10 тыс. руб.;

 2013 год - 78 816,80 тыс. руб.;

 за счет средств областного бюджета -  10 196 787,41 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 442 950,00 тыс. руб.;

 2012 год - 4 211 152,21 тыс. руб.;

 2013 год - 5 542 685,20 тыс. руб.;

 предполагаемое  софинансирование аналогичных мероприятий за счет средств  местных  бюджетов  - 1 039 786,00 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 163 785,00 тыс. руб.;

 2012 год - 279 320,00 тыс. руб.;

 2013 год - 596 681,00 тыс. руб.;

 за счет внебюджетных источников -  158 700,00  тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 50 340,00 тыс. руб.;

 2012 год - 52 860,00 тыс. руб.;

 2013 год - 55 500,00 тыс. руб.
 В разрезе средств областного бюджета Иркутской области финансирование программных мероприятий планируется осуществлять в рамках финансирования целевых программ Иркутской области, а также средств областного бюджета, предусмотренных министерству образования Иркутской области на содержание и обеспечение образовательных организаций Иркутской области, в сумме 10 196 787,41 тыс. руб., из них:
 1) областные  государственные  целевые  программы Иркутской области и долгосрочные целевые программы Иркутской области - 2 539 099,40 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 257 763,00 тыс. руб.;

 2012 год - 649 256,00 тыс. руб.;

 2013 год - 1 632 080,40 тыс. руб.;

 2)  ведомственные  целевые  программы Иркутской области - 7 439 701,81 тыс. руб., в том  числе  по годам:
 2011 год - 62 786,00 тыс. руб.;

 2012 год - 3 482 440,11 тыс. руб.;

 2013 год - 3 894 475,70 тыс. руб.;

 3) средства областного  бюджета,  предусмотренные министерству  образования  Иркутской  области  на содержание и обеспечение образовательных организаций Иркутской области - 217 986,20 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 122 401,00 тыс. руб.;

 2012 год - 79 456,10 тыс. руб.;

 2013 год - 16 129,10 тыс. руб.

{строка "Объемы и источники финансирования" паспорта Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 29.03.2012 г. N 101-пп; от 20.02.2013 N 51-пп; от 30.12.2013 N 632-пп}

Ожидаемые конечные результаты
 реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

1.  Увеличение доли первоклассников, прошедших предшкольную подготовку в дошкольных образовательных организациях (группах), от общего количества первоклассников, с 67% до 79%;

 2.  Увеличение доли педагогических и управленческих работников системы дошкольного и общего образования, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, от общего количества педагогических и управленческих работников системы дошкольного и общего образования , с 15% до 40,5%;

 3.  Увеличение доли муниципальных образований Иркутской области, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих работников системы дошкольного и общего образования на базе площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, от общего количества образовательных систем Иркутской области, с 0% до 39%
 4.  Увеличение удельного веса образовательных организаций, в которых введены ФГОС общего образования, с 2,1% до 100%;

 5. Увеличение удельного веса обучающихся по общеобразовательным программам начального общего образования по ФГОС, от общего количества обучающихся по общеобразовательным программам начального общего образования, с 2,47% до 77,4%;

 6. Увеличение удельного веса обучающихся по общеобразовательным программам основного общего образования по ФГОС, от общего количества обучающихся по общеобразовательным программам основного общего образования, с 0% до 23,1%;

 7. Увеличение удельного веса обучающихся по общеобразовательным программам среднего (полного) общего образования по ФГОС, от общего количества обучающихся по общеобразовательным программам среднего (полного) общего образования, с 0% до 9,5%;

 8. Увеличение удельного веса образовательных организаций, в которых условия реализации основных образовательных программ  соответствуют требованиям ФГОС, с 46% до 70%;

 9.  Увеличение удельного веса общеобразовательных организаций, реализующих модели профильного обучения и  индивидуальных учебных планов,  с 28,5% до 52%;

 10.  Увеличение доли общеобразовательных организаций, обеспеченных учебной литературой в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования от общего количества общеобразовательных учреждений , с 30,2% до 67,3%;

 11.  Увеличение доли обучающихся в общеобразовательных организациях в Иркутской области, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, от общего количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях в Иркутской области , с 9,8 до 50%;

 12.  Увеличение доли детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, от общей численности детей школьного возраста, с 32% до 55%;

 13.  Увеличение доли выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, в удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе, дистанционно или в организациях профобразования, от общего количества выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, в удаленных и труднодоступных территориях Иркутской области, с 10% до 60%;

 14.  Увеличение д оли обучающихся, ставших призёрами и победителями Всероссийской олимпиады школьников, из общего количества участников с 5% до 20%;

 15.  Увеличение доли выпускников, набравших минимальное количество баллов, установленных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для единого государственного экзамена по русскому языку и математике, от общего количества выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене , с 92% до 95%;

 16.  доли детей-инвалидов, обучающихся на дому, получающих образование по основным и дополнительным общеобразовательным программам в дистанционной форме, от общего количества детей-инвалидов, нуждающихся в получении образования на дому , с 27% до 86%;

 17.  Увеличение доли педагогических работников, проходящих повышение квалификации по новым адресным моделям и программам повышения квалификации и имеющим возможность выбора программ обучения, от общей численности педагогических работников, с 15,4% до 45%;

 18.  Увеличение удельного веса услуг, оказываемых в сфере образования в эл ектронном виде, в общем объеме услуг, оказываемых в сфере образования, с 2% до 10%;

 19.  Увеличение образовательных организаций в Иркутской области, перешедших в новые организационно-правовые формы, от общего количества образовательных учреждений в Иркутской области , с 1% до 75%;

 20. Увеличение доли выпускников очной формы обучения государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год, от общего количества выпускников государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области с 57% до 60%.
 21.  Увеличение доли студентов государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики;
предоставление оборудования и материалов;
участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий) от общего количества студентов государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области с 15% до 45%.
 22.  Увеличение органов управления образованием в Иркутской области, интегрированных с единой информационно-аналитической системой управления образовательной средой , с 2% до 48%;

 23.  Увеличение доли педагогических работников, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, от общего количества педагогических работников, с 27% до 60%;

 24.  Увеличение доли педагогических работников , участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организациях, и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, от общего количества педагогических работников, с 5% до 37%;

 25.  Увеличение количества уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования, с 2 до 4;

 26.  Увеличение доли образовательных организаций, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, от общего количества образовательных учреждений, с 25% до 60%;

 27. Доля детей по категориям местожительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных  моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям, в Иркутской области составит 85 %.
 28. Количество дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста, оснащенных оборудованием за счет субсидии, составит 4210 ед.
 29. Количество мест в организациях для детей дошкольного возраста на 1 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих на территории Иркутской области, составит - 986 ед.
 30. Доля образовательных организаций общего образования, функционирующих в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в общем количестве образовательных организаций общего образования в Иркутской области, составит 100 %.
 31. Доля профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Иркутской области, составит 5 %.

{строка "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности" паспорта Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2013 N 632-пп}

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Общие тенденции в динамике изменения численности населения Иркутской области в целом соответствуют тенденциям, сложившимся в последние 10 лет в России.

Численность населения Иркутской области (как и России в целом) сокращается в среднем на 14 тыс. чел. в год. За период с 2000 г. по 2010 г. она уменьшилась на 141 тыс. чел. В течение ближайших лет численность населения Иркутской области будет снижаться и к 2020 году сократится еще на 100 тысяч человек - прогноз, сделанный по результатам анализа статистических данных за 2000 – 2010 гг. (по данным официального сайта Территориального органа федеральной службы государственной статистики Иркутской области http://irkutskstat.gks.ru). Кроме общего сокращения численности населения области, специалисты отмечают еще ряд негативных демографических тенденций. Так, например, в 2010 году по гендерному составу доля женского населения по сравнению с данными 1995 г. увеличилась с 52,1% до 53,7%.

Таким образом, система образования находится под общим влиянием социально-экономической и демографической ситуации в регионе.

1. Количество выпускников школ постоянно сокращается:

1) в 2006 г. (без Усть-Ордынского Бурятского Автономного округа) - на базе 9 классов выпуск составляет 28 092 тыс. человек, на базе 11 классов – 25304 тыс. человек;

2) в 2007 г. (без Усть-Ордынского Бурятского Автономного округа) - на базе 9 классов выпуск составляет 26 087 тыс. человек, на базе 11 классов – 23 609 тыс. человек;

3) в 2008 г. - на базе 9 классов выпуск составляет 26 195 тыс. человек, на базе 11 классов – 22 254 тыс. человек;

4) в 2009 г. на базе 9 классов выпуск составляет 23 702 тыс. человек, на базе 11 классов - 16 061тыс. человек;

5) в 2010 г. на базе 9 классов выпуск составляет 26 571 тыс. человек, на базе 11 классов - 15 573 тыс. человек.

2. Система образования Иркутской области представлена развитой сетью учреждений различных типов и видов:

1) дошкольные образовательные учреждения - 912;

2) общеобразовательные учреждения - 1221, из них:

начальные школы - 396;

основные школы - 134;

средние школы - 691 (23 школы с классами углублённого обучения, 18 лицеев и 14 гимназий);

3) вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения - 38;

4) учреждения дополнительного образования детей (клубы, студии, станции, спортивные школы, музеи) - 134 (из них 9 – областных);

5) образовательные учреждения для детей, нуждающихся в особой заботе государства - 65, из них:

детские дома - 19;

кадетские школы-интернаты - 2;

специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты - 34;

школы для детей с девиантным поведением - 1;

общеобразовательные школы-интернаты для детей сирот - 3;

школы-интернаты для детей инвалидов - 4;

санаторные школы интернаты - 2;

6) учреждения начального профессионального образования - 48;

7) учреждения среднего профессионального образования - 16;

8) учреждения дополнительного профессионального образования - 2.

В общеобразовательных учреждениях Иркутской области работает более 21 тыс. учителей. Повышается уровень обеспеченности педагогическими кадрами общеобразовательных учреждений (2007 -2008 учебный год – 99,1 %, 2009 –2010 учебный год – 99,4%).

Более 50% учителей Иркутской области имеют возраст старше 35 лет, когда накопленный педагогический опыт позволяет более уверенно выходить на инновационный поиск и решение задач развития образования. Однако наблюдается определенное несоответствие в соотношении числа учителей до 25 лет и учителей пенсионного возраста (6% и 19,2%). Учителей с педагогическим стажем до 5 лет - 11%, при этом в городских школах таких учителей 9%, в сельских – 13%, до 10 лет – 20% и 23% соответственно, 10–20 лет – 28% и 24%. Повышается образовательный уровень учителей школ. Высшее образование имеют 15439 человек или 72,9 % (2008-2009 учебный год – 71,4%). Успешно прошли аттестацию и получили высшую, I и II квалификационные категории 72% учителей. Гендерный состав педагогов области характеризуется следующими соотношениями: 90,4% женщин и 9,6% мужчин.

В настоящее время рыночные механизмы в системе образования, начиная от системы управления оплатой труда до механизмов бюджетирования образовательных учреждений, находятся на первом этапе развития. Неэффективные расходы в образовании Иркутской области составили 25%. Вместе с тем активно внедряются механизмы, способствующие развитию экономической самостоятельности образовательных учреждений, и последовательно реализуется принцип экономической автономии. В 2010 г. перешли в статус автономных учреждений 5 муниципальных образовательных учреждений и 3 областных государственных образовательных учреждения, планируется переход в автономные учреждения в 2011 г. 11 муниципальных образовательных учреждений и 10 областных государственных образовательных учреждений, в 2012 г. - 15 муниципальных образовательных учреждений и 15 областных государственных образовательных учреждений.

Для системы образования Иркутской области характерны следующие особенности:

В подсистеме дошкольного образования:

1. Спрос населения на услуги дошкольного образования не соответствует имеющемуся предложению мест в учреждениях дошкольного образования. По сравнению с 2006 годом увеличение количества детей в дошкольных образовательных учреждениях составило 5,8 тыс. человек, так как возросла рождаемость (в 2006 году в области родилось 30,5 тысячи детей, в 2009 - 38,0).

2. Принимаемые меры по открытию дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях, строительству к ним пристроев, реконструкции ранее закрытых и введению вариативных форм дошкольного образования не решают проблему удовлетворения спроса.

3. На учёт по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения поставлено 39 тысяч детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе 14,5 тысячи детей - в возрасте от 3 до 7 лет.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»