ПОЛОЖЕНИЕ о гражданской обороне Иркутской области
1.1. Настоящее положение определяет основные задачи, порядок построения и функционирования гражданской обороны Иркутской области, полномочия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, объектов народного хозяйства, права и обязанности граждан в области гражданской обороны.
1.2. Гражданская оборона области включает комплекс мероприятий, реализуемый органами исполнительной власти области и местного самоуправления, органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, службами гражданской обороны, областными и федеральными; органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, с имеющимися у них силами и средствами гражданской обороны, общественными объединениями в целях защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при военных действиях, проведение аварийно - спасательных и других неотложных работ.
1.3. Мероприятия гражданской обороны проводятся как в мирное, так и военное время на всей территории области, с учетом особенностей каждого города, муниципального образованиями (района) отрасли, объекта, учреждения в рациональном сочетании с экономическими, социальными и оборонными мероприятиями.
1.4. Гражданская оборона Иркутской области организуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, директивами и распоряжениями Председателя Правительства - начальника гражданской обороны Российской Федерации и первого заместителя начальника гражданской обороны - министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, законами и иными областными нормативными правовыми актами и решениями органов местного самоуправления.
1.5. Характер, объемы, сроки и порядок проведения мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), администрацией области, органами местного самоуправления в рамках разграничения сфер деятельности и полномочий.
1.6. В мирное время силы и средства гражданской обороны области привлекаются к проведению аварийно - спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и другими причинами.
Под объектами народного хозяйства понимаются предприятия, объединения, учреждения, акционерные общества, организации как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы, не зависимо от организационно-правовых форм, ведомственной подчиненности расположенные в пределах границ Иркутской области.
1.7. Должностные лица органов исполнительной власти области, местного самоуправления, объектов и граждане, виновные в невыполнении, либо уклоняющиеся выполнения обязанностей по гражданской обороне несут установленную законом материальную, административную и иную ответственность.
2.1. Основными задачами гражданской обороны Иркутской области являются:
защита населению от воздействия современных средств поражения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
оповещение населения об угрозе нападения противника; возникновения чрезвычайных ситуаций, о порядке действия в сложившейся обстановке;
проведение аварийно - спасательных и других неотложных работ;
первоочередное жизнеобеспечение населения и, прежде всего, пострадавшего; разработка и осуществление мер, направленных на
повышение устойчивости функционирования отраслей и объектов народного хозяйства области в условиях военного времени;
защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений, других материальных и культурных ценностей от воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций; создание и поддержание в готовности систем управления, сил и средств, резервов материальных средств и имущества гражданской обороны;
обеспечение мобилизационной готовности гражданской обороны;
подготовка руководящего состава органов управления, сил и средств гражданской обороны, обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также в чрезвычайных ситуациях.
2.2. Задачи гражданской обороны решаются путем проведения экономических, организационных, инженерно - технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий, осуществляемых как заблаговременно в мирное, так и в военное время.
3.1. Гражданская оборона Иркутской области организуется по территориально производственному принципу.
3.2. Общее руководство гражданской обороной области осуществляет губернатор - глава исполнительной власти области. Губернатор Иркутской области по должности является начальником гражданской обороны области.
3.3. Руководство гражданской обороной в административно - территориальных образованиях осуществляют главы администраций городов и районов области, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
3.4. Руководство гражданской обороной в ведомственных структурах и на объектах, независимо от их организационно - правовых форм, ведомственной принадлежности, осуществляют руководители этих ведомственных структур и объектов, которые по должности являются начальниками гражданской обороны соответствующих ведомственных структур или объектов.
3.5. Начальники гражданской обороны всех уровней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, в отраслях, на объектах. Им предоставлено право в пределах своей компетенции издавать приказы по вопросам гражданской обороны. Приказы начальников гражданской обороны территориального образования (города, района), ведомств и объектов в пределах их компетенции обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
3.6. Для управления и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации последствий применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций в области и при органах местного самоуправления создаются органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайным ситуациям (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
3.7. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее именуются: органы управления ГОЧС) являются:
главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Иркутской области (главное управление ГОЧС области);
управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления, отнесенные к группам по гражданской обороне (управление - ГОЧС при органах местного самоуправления);