1. Технико-экономическое обоснование Программы
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли", областными законами от 01.02.2010 N 670-ОЗ "О разграничении полномочий областной Думы и Администрации области в области регулирования торговой деятельности на территории области" и от 26.11.2010 N 855-ОЗ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли".
За последние годы в сфере торговли на территории области происходят позитивные количественные и качественные изменения.
На 01.01.2012 количество действующих на территории области торговых объектов составляло 5724 единицы.
Оборот розничной торговли за 2011 год по области составил 67,7 млрд.рублей, что выше уровня предыдущего года на 5,8% в сопоставимых ценах.
На долю стационарной торговли приходится 87,6% объема оборота розничной торговли.
Обеспеченность населения области площадью торговых объектов на 01.07.2012 составила 603,0 кв.м на 1 тыс.жителей. При достаточно высоком значении показателя по области наблюдается неравномерность размещения торговых объектов в муниципальных образованиях. Существует проблема обеспечения доступности торговых объектов для лиц с ограниченными возможностями.
В настоящее время показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории области, имеют стабильный динамичный рост. Темп роста оборота розничной торговли в области сравним с показателем по Российской Федерации.
По обороту розничной торговли на душу населения в 2009 году область находилась на 6 месте по Северо-Западному федеральному округу, в 2011 году - на 7 месте.
Начиная с 2008 года, показатель среднедушевого розничного товарооборота имеет тенденцию к устойчивому росту.
Показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории области
N п/п | Наименование показателя | Значение показателя по годам | ||
2009 | 2010 | 2011 | ||
1. | Оборот розничной торговли (млн.руб.) | 54284,1 | 59787,4 | 67745,7 |
2. | Ин декс физического объема оборота розничной торговли (% к предыдущему году) | 102,9 | 104,1 | 105,8 |
3. | Индекс физического объема оборота розничной торговли на рынках и ярмарках (% к предыдущему году) | 82,1 | 101,0 | 101,6 |
4. | Оборот розничной торговли на душу населения (тыс.руб.) | 84,0 | 93,3 | 107,3 |
5. | Индекс физического объема оборота розничной торговли на душу населения (% к предыдущему году) | 102,9 | 104,5 | 106,6 |
6. | Индекс физического объема оборота розничной торговли (% к предыдущему году): | |||
продовольственные товары | 104,3 | 104,0 | 103,3 | |
непродовольственные товары | 101,5 | 104,1 | 108,5 |
Положительным фактором явился приход на территорию области федеральных торговых сетей. Если до 2008 года значительная доля денежных средств населения области вывозилась в Санкт-Петербург, то в настоящее время покупательские предпочтения остаются на стороне предприятий торговли, расположенных на территории области. На сегодняшний день в области размещены торговые объекты 9 федеральных сетевых компаний, основная часть которых сосредоточена в областном центре, которые успешно развивают сеть магазинов формата "дискаунтер". На 01.08.2012 в области действует 134 магазина подобного формата, в том числе под брендом "Магнит" - 44 магазина, под брендом "Пятерочка" – 32 магазина, под брендом "Дикси" - 19 магазинов, под брендом "Вольный купец" – 17 магазинов.
При этом присутствие крупных операторов розничной торговли привело к определенным трудностям сбыта продукции местных товаропроизводителей в розничные торговые сети федерального значения. Указанные операторы розничной торговли предъявляют товаропроизводителям продовольственной продукции требования относительно больших объемов поставок и низких цен, которые производители не в состоянии обеспечить. Существенную трудность для местных поставщиков представляет централизация закупок, распространенная у сетевых операторов. При осуществлении поставок товаров в розничные торговые сети федерального значения предприятие пищевой промышленности должно иметь значительную производственную мощность, способную удовлетворить потребности большей части магазинов торговой сети. В настоящее время только одна торговая сеть ("Вольный купец") ввела и успешно применяет практику закупки товаров от местных поставщиков, минуя центральный распределительный центр, при которой местный поставщик, чей товар отвечает требованиям качества и безопасности, имеет возможность поставлять его в розничные магазины этой торговой сети.
Все больше предприятий торговли применяют передовые технологии с использованием современного оборудования и прогрессивных форм торговли, таких как самообслуживание, расчет с покупателями с использованием банковских карт, компьютеризируют учет товародвижения, что позволяет обеспечить более высокий уровень обслуживания покупателей и увеличивает пропускную способность каждого предприятия. На предприятиях торговли регулярно проводятся рекламные акции, внедряются дисконтные карты льготного обслуживания постоянных клиентов.
Активно внедряются такие услуги как торговля по заказам и образцам, продажа товаров и оказание услуг покупателям со скидкой, бесплатная доставка крупногабаритных товаров, бесплатное подключение бытовой техники, продажа товаров участникам войн со скидкой, проведение лотерей с вручением призов и другие мероприятия.
Все большее развитие получают магазины, работающие по методу "магазины салонной торговли", "магазины-склады".
Увеличение количества объектов стационарной сети происходит за счет нового строительства, перевода помещений из жилого фонда в нежилой фонд, а также перепрофилирования ранее открытых, но с низким уровнем рентабельности предприятий розничной торговли.
Одной из основных причин невысокого объема среднедушевого оборота розничной торговли является низкий уровень денежных доходов на душу населения области.
В 2011 году по уровню среднедушевых денежных доходов населения область находилась на 5 месте по Северо-Западному федеральному округу.
Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения помимо повышения покупательной способности необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке области, созданию благоприятных и безопасных для покупателей условий приобретения товара, а также привлечению денежных средств из-за пределов области различными способами, в том числе за счет развития индустрии туризма.
В настоящее время розничную торговлю непродовольственными товарами на территории области осуществляют в основном региональные операторы. Территориальная близость таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, где непродовольственные товары представлены в более широком ассортименте и по более конкурентным ценам, способствует оттоку денежных средств из области. Покупку дорогостоящих товаров (автомобили, бытовая техника, видеотехника, мебель) многие жители области предпочитают совершать именно в этих городах.
В связи с вступлением с 01 января 2013 года нормы Федерального законодательства о переводе розничных рынков, за исключением сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных, в капитальныездания и строения на территории области наблюдается сокращение количества розничных рынков.
В 2009 году на территории области осуществляли деятельность 46 розничных рынков, в том числе 12 сельскохозяйственных, 12 универсальных и 2 специализированных непродовольственных. На 01.01.2013 в области будут функционировать 36 розничных рынков, в том числе 7 универсальных, 1 специализированный вещевой и 28 сельскохозяйственных.
Поскольку данный формат торговли является одним из основных путей расширения возможностей реализации продукции товаропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников, и обеспечения населения области продукцией высокого качества по доступным ценам, необходимо принять меры, направленные на повышение эффективности использования торговых мест на сельскохозяйственных розничных рынках.
Таким образом, основными проблемами в области розничной торговли на территории области являются следующие: