Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2010 года N 498

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2012 ГОДЫ"

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", областным законом от 01.02.2010 N 670-ОЗ "О разграничении полномочий областной Думы и Администрации области в области регулирования торговой деятельности на территории области", в целях обеспечения дальнейшего развития торговой деятельности на территории области Администрация Новгородской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие торговли в Новгородской области на 2011-2012 годы".

2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".

Первый заместитель

Главы администрации области А.Ф.Габитов

Утверждена постановлением Администрации области от 26.10.2010 N 498

Областная целевая программа "Развитие торговли в Новгородской области на 2011-2012 годы" Паспорт Программы


Наименование Программы:

областная целевая программа "Развитие торговли в Новгородской области на 2011-2012 годы" (далее Программа).

Правовая основа Программы:

Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли";
областной закон от 01.02.2010 N 670-О З "О разграничении полномочий областной Думы и Администрации области в области регулирования торговой деятельности на территории области".

Заказчик Программы:

Администрация области.

Разработчики Программы:

экономический комитет Новгородской области (далее комитет).

Исполнители Программы:

комитет;
комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области;
комитет по ценовой и тарифной политике области;
комитет ветеринарии Новгородской области;
управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее управление Роспотребнадзора по области) (по согласованию);
управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области (далее управление Россельхознадзора по области) (по согласованию);
Администрации городского округа и муниципальных районов области (по согласованию).

Обоснование Программы:

снижение темпов роста оборота розничной торговли;
низкий уровень оборота розничной торговли в расчете на душу населения;
низкий темп роста оборота розничной торговли на розничных рынках и ярмарках;
низкий объем оборота розничной торговли непродовольственными товарами.

Цели Программы:

реализация государственной политики в области торговой деятельности в целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности;
создание на территории области современной торговой инфраструктуры;
формирование конкурентной среды на территории области;
развитие сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков на территории области;
повышение качества торгового обслуживания населения области;
поощрение организаций торговли, достигших высоких показателей в сфере розничной торговли;
распространение положительного опыта ведения торговой деятельности.

Задачи Программы:

обеспечение бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте;
определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение ценовой и территориальной доступности товаров;
создание условий для расширения сети социально ориентированных торговых предприятий;
создание условий для развития предпринимательской кооперации между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, региональными сельхозтоваропроизводителями, федеральными поставщиками и производителями товаров с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей;
привлечение инвестиций в развитие торговли на территории области;
совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли;
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей торговую деятельность.

Механизм реализации Программы:

Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение к Программе).

Сроки реализации Программы:

2011-2012 годы.

Объемы и источники ф инансирования Программы по годам:

реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. На реализацию Программы из областного бюджета предусмотрено: 2011 год - 500,0 тыс.рублей;
2012 год - 500,0 тыс.рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы по годам:

достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения области площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек);
повышение доступности товаров для населения области;
формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;
рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах: 2011 год - 104,0%;
2012 год - 104,5%;
рост оборота розничной торговли в расчете на душу населения: 2011 год - 105,0 тыс.рублей;
2012 год - 117,0 тыс.рублей;
увеличение количества сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков на тер ритории области: 2011 год - 21 рынок;
2012 год - 23 рынка.

Система организации контроля за реализацией Программы:

исполнители Программы представляют в комитет отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, до 2013 года включительно. Комитет представляет ежеквартальный и ежегодный отчеты о ходе реализации Программы в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности".

Описание Программы


1. Технико-экономическое обоснование Программы

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 637 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли", областным законом от 01.02.2010 N 670-ОЗ "О разграничении полномочий областной Думы и Администрации области в области регулирования торговой деятельности на территории области".

За последние годы в сфере торговли на территории области происходят позитивные количественные и качественные изменения.

На 1 января 2009 года количество действующих на территории области торговых объектов составило 6000 единиц, в том числе 4100 магазинов, 950 отделов, 400 киосков, 550 павильонов.

Оборот розничной торговли за 2009 год по области составил 54,3 млрд.рублей, что выше уровня предыдущего года на 2,9% в сопоставимых ценах.

Ведущая роль в обеспечении населения области товарами принадлежит стационарной торговле, на долю которой приходится 86,6% объема оборота розничной торговли.

Обеспеченность населения области площадью торговых объектов на 1 января 2010 года составила 515,0 кв.м на 1 тыс.жителей. При достаточно высоком областном показателе имеет место неравномерность размещения торговых объектов в муниципальных образованиях. Существует проблема обеспечения доступности торговых объектов для лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время отдельные показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории области, приобретают тенденцию к снижению.

N п/п

Наименование показателя

Значение показателя по годам:

2007

2008

2009

1

2

3

4

5

1.

Оборот розничной торговли (млн.руб.)

34403,0

48130,0

54284,0

2.

Индекс физического объема оборота розничной торговли в % к предыдущему году

117,8

123,5

102,9

3.

Индекс физического объема оборота розничной торговли на рынках и ярмар ках в % к предыдущему году

106,2

83,6

82,1

4.

Оборот розничной торговли на душу населения (тыс.руб.)

52,5

74,1

84,0

5.

Индекс физического объема оборота розничной торговли на душу населения в % к предыдущему году

119,0

124,5

103,9

Индекс физического объема оборота розничной торговли в % к преды дущему году:

6.

продовольственные товары

115,3

121,6

104,3

непродовольственные товары

120,0

125,2

101,5

На протяжении 2009 года в области наблюдалась положительная, выше среднероссийской, динамика оборота розничной торговли. В настоящее время темп роста оборота розничной торговли по Российской Федерации увеличивается, а в области на фоне высоких значений прошлого года наблюдается снижение показателя.

Начиная с 2008 года показатель среднедушевого розничного товарооборота имел тенденцию к росту, что позволило области с предпоследнего девятого места по Северо-Западному федеральному округу переместиться на седьмое место в 2008 году и на шестое - в 2009 году.

Положительным фактором явился приход на территорию области федеральных торговых сетей. Если до 2008 года значительная доля денежных средств населения области вывозилась в Санкт-Петербург, то в настоящее время покупательские предпочтения остаются на стороне предприятий торговли, расположенных на территории области. На сегодняшний день в области размещены торговые объекты семи федеральных сетевых компаний, основная часть которых находится в областном центре.

Одной из основных причин невысокого объема среднедушевого оборота розничной торговли является низкий уровень денежных доходов на душу населения в области.

В 2009 году по уровню денежных доходов населения область находилась на седьмом месте по Северо-Западному федеральному округу.

Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения, кроме повышения уровня доходов населения области в целях увеличения покупательной способности, необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке области, а также привлечению денежных средств из-за пределов области, в том числе за счет развития индустрии туризма.

В настоящее время розничную торговлю непродовольственными товарами на территории области осуществляют региональные операторы. Территориальная близость таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, где непродовольственные товары представлены в более широком ассортименте по конкурентным ценам, способствует оттоку денежных средств из области. Покупку дорогостоящих товаров (автомобили, бытовая техника, видеотехника, мебель) многие жители области предпочитают совершать именно в этих городах.

На территории области организовано 50 розничных рынков, в том числе 32 универсальных, 15 специализированных сельскохозяйственных и 3 специализированных непродовольственных.

Несмотря на то, что количество розничных рынков на территории области увеличивается, оборот розничной торговли на них неуклонно снижается.

Необходимо дальнейшее развитие сельскохозяйственных розничных рынков на территории области, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников, в целях обеспечения населения области продукцией высокого качества по доступным ценам.

Низкая эффективность использования торговых мест на сельскохозяйственных розничных рынках является следствием недостаточной работы, проводимой органами местного самоуправления по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Основными проблемами в области розничной торговли на территории области являются следующие:

недостаточный уровень покупательной способности, сложившийся вследствие как внутренних причин (низкие среднедушевые денежные доходы населения области), так и внешних (недостаточное привлечение денежных средств из-за пределов области);

низкий уровень конкуренции на рынке непродовольственных товаров области;

недостаточное развитие сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков.

К перспективным направлениям развития торговой деятельности на территории области относятся следующие:

стимулирование и реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры в муниципальных районах области;

оптимизация размещения торговых объектов на территории области, повышение эффективности их деятельности;

изучение и внедрение передового опыта иных субъектов Российской Федерации по обеспечению населения области услугами торговли;

стимулирование деловой активности торговых предприятий и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организационного характера.

Принятие Программы обусловлено масштабностью, сложностью и многообразием проблем в сфере торговли на территории области, необходимостью комплексной увязки мероприятий по развитию торговли в области, необходимостью консолидации усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления области и бизнеса.

В ходе реализации Программы целевые показатели могут быть не достигнуты вследствие неблагоприятных внешних и внутренних условий развития экономики (рост инфляции, падение денежных доходов населения, рост безработицы, сокращение инвестиционного спроса).

Риском невыполнения мероприятий Программы, финансируемых из областного бюджета, является секвестирование средств областного бюджета.

2. Цели Программы

Реализация государственной политики в области торговой деятельности в целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности, обеспечения прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров.

Создание на территории области современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения области площадью торговых объектов, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности на территории области.

Создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, по удовлетворению потребностей населения области в товарах и услугах, а также потребностей отраслей экономики в реализации потребителям производимой продукции.

Формирование конкурентной среды на территории области.

Развитие сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков на территории области, как одного из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей области напрямую потребителям, в целях обеспечения населения области качественной продукцией по доступным ценам.

Повышение качества обслуживания населения области.

Поощрение организаций торговли, достигших высоких показателей в сфере торговли, распространение положительного опыта ведения торговой деятельности.

3. Задачи Программы

Определение и реализация комплекса общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей области в достаточных объеме и ассортименте.

Определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса для населения области, обеспечение качества и безопасности товаров.

Совершенствование механизма защиты прав потребителей области при приобретении товаров и торговых услуг.

Создание условий для расширения сети социально ориентированных торговых предприятий на территории области.

Создание условий для совершенствования сферы торговли на территории области:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»