В Новгородской области имеются благоприятные возможности для развития картофелеводства. Товарное картофелеводство в области характеризуется высокой экономической эффективностью. При сложившихся структуре затрат и уровне цен рентабельность картофеля в сельскохозяйственных организациях на протяжении пяти последних лет составляет не ниже 25 %. Цена реализации картофеля имеет тенденцию роста и за три последние года увеличилась на 50 %.
Анализ ведения отрасли картофелеводства за предыдущие пять лет показывает, что увеличение валового сбора картофеля в основном достигалось за счет увеличения урожайности в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Благодаря внедрению современных технологий производства картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах урожайность увеличилась на 6 - 10 %, в то время как урожайность в личных подсобных хозяйствах за этот период снизилась на 25 - 30 %. При этом посевные площади в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах снизились, а в личных подсобных хозяйствах картофелеводство ведется с низким уровнем агротехники.
Динамика выручки от реализации картофеля в области за последние 3 года представлена в таблице.
(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)
Наименование района области | Выручка от реализации (в текущих ценах) | ||
2010 год | 2011 год | 2012 год | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Батецкий | 1293,8 | 1490,0 | 2468,0 |
Боровичский | 24192,0 | 24508,0 | 23990,0 |
Валдайский | 315,0 | 473,0 | 582,0 |
Волотовский | 176,0 | 347,0 | 477,0 |
Демянский | 152,9 | 281,8 | 223,1 |
Крестецкий | 411,0 | 4372,1 | 997,0 |
Любытинский | 20192,0 | 24458,0 | 15801,0 |
Маловишерский | - | 24,0 | - |
Марёвский | 148,0 | - | 60,0 |
Мошенской | 337,0 | 203,4 | 1318,0 |
Новгородский | 96782,4 | 124094,1 | 126734,5 |
Окуловский | 233,0 | 483,0 | 883,0 |
Парфинский | 675,0 | 1017,0 | 314,0 |
Пестовский | 157,0 | 1276,5 | 1556,0 |
Поддорский | - | - | - |
Солецкий | 8164,0 | 14680,6 | 17539,2 |
Старорусский | 3949,0 | 3347,0 | 3445,0 |
Хвойнинский | - | 52,9 | 2929,2 |
Холмский | 4906,0 | 3134,0 | 4060,0 |
Чудовский | 1824,0 | 1193,0 | 7906,0 |
Шимский | 5512,0 | 3160,0 | 11004,4 |
ИТОГО по области | 169420,1 | 208595,4 | 222286,4 |
(таблица введена Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)
Выручка от реализации картофеля в 2012 году составила 131,2 % к уровню 2010 года. При этом цена реализации снизилась за это время на 25,3 %.
(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)
Сдерживающими факторами увеличения производства товарного картофеля являются отсутствие высокопроизводительной техники для производства и мощностей по переработке картофеля.
Социальная значимость производства картофеля, его рентабельность, наличие рынков сбыта - важнейшие предпосылки к увеличению производства данной культуры на территории области. Реализация Программы позволит увеличить посевные площади картофеля за счет введения в хозяйственный оборот ранее не используемой пашни.
Задача хранения и переработки картофеля решается с помощью создания и развития оптово-распределительных центров для хранения, предпродажной подготовки и сбыта картофеля.
(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 20.09.2012 N 566)
Создание системы эффективного размещения посевов картофеля, формирование специализированных зон его товарного производства с учетом изменений, произошедших в отрасли картофелеводства, невозможно без осуществления комплекса мероприятий по формированию развитого рынка картофеля. В свою очередь развитие отечественного рынка картофеля невозможно без совершенствования размещения и углубления специализации картофелеводства на основе создания товарных зон его производства и улучшения межрегиональных связей по поставкам. Это во многом позволит полнее насытить рынок высококачественной продукцией при снижении затрат на ее производство и реализацию, а также ускорить процесс формирования единого рынка картофеля в стране.
(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 20.09.2012 N 566)
Программа является одним из инструментов государственной политики развития сельских территорий.
(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)
Программа учитывает основные положения Схемы территориального планирования Новгородской области, утвержденной постановлением Администрации области от 29.06.2012 N 370, а также схем территориального планирования муниципальных районов области и генеральных планов поселений в части создания современной социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в сельской местности.
(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)
Мероприятия по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности предусмотрены долгосрочной областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 30.10.2012 N 684.
(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)
В целях достижения устойчивого развития картофелеводства и увеличения производства конкурентоспособной продукции необходимо обеспечить государственную поддержку внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Системный и взаимосвязанный характер актуальных проблем дальнейшего развития картофелеводства в области требует их решения на принципах программно-целевого метода государственного управления, которые предусматривают формулирование системы целей, задач и ключевых показателей (индикаторов) развития, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, разработку механизма управления Программой.
Выполнению поставленных задач в Программе могут помешать системные риски, являющиеся следствием воздействия негативных факторов и имеющихся в обществе социальных и экономических проблем. К основным рискам относятся следующие:
макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей Программы, темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят интенсифицировать развитие картофелеводства в области и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций;
природно-климатические риски, обусловленные тем, что картофелеводство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность картофеля, объемы его производства, что существенно влияет на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий снижает ее инвестиционную привлекательность;
законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и в сложности процедуры оформления прав собственности на землю из земель сельскохозяйственного назначения. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.