Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КАРТОФЕЛЕВОДСТВА В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 27.11.2013)

1. Технико-экономическое обоснование Программы


В Новгородской области имеются благоприятные возможности для развития картофелеводства. Товарное картофелеводство в области характеризуется высокой экономической эффективностью. При сложившихся структуре затрат и уровне цен рентабельность картофеля в сельскохозяйственных организациях на протяжении пяти последних лет составляет не ниже 25 %. Цена реализации картофеля имеет тенденцию роста и за три последние года увеличилась на 50 %.

Анализ ведения отрасли картофелеводства за предыдущие пять лет показывает, что увеличение валового сбора картофеля в основном достигалось за счет увеличения урожайности в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Благодаря внедрению современных технологий производства картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах урожайность увеличилась на 6 - 10 %, в то время как урожайность в личных подсобных хозяйствах за этот период снизилась на 25 - 30 %. При этом посевные площади в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах снизились, а в личных подсобных хозяйствах картофелеводство ведется с низким уровнем агротехники.

Динамика выручки от реализации картофеля в области за последние 3 года представлена в таблице.

(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)

Наименование района области

Выручка от реализации (в текущих ценах)
(тыс. руб.)

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

Батецкий

1293,8

1490,0

2468,0

Боровичский

24192,0

24508,0

23990,0

Валдайский

315,0

473,0

582,0

Волотовский

176,0

347,0

477,0

Демянский

152,9

281,8

223,1

Крестецкий

411,0

4372,1

997,0

Любытинский

20192,0

24458,0

15801,0

Маловишерский

-

24,0

-

Марёвский

148,0

-

60,0

Мошенской

337,0

203,4

1318,0

Новгородский

96782,4

124094,1

126734,5

Окуловский

233,0

483,0

883,0

Парфинский

675,0

1017,0

314,0

Пестовский

157,0

1276,5

1556,0

Поддорский

-

-

-

Солецкий

8164,0

14680,6

17539,2

Старорусский

3949,0

3347,0

3445,0

Хвойнинский

-

52,9

2929,2

Холмский

4906,0

3134,0

4060,0

Чудовский

1824,0

1193,0

7906,0

Шимский

5512,0

3160,0

11004,4

ИТОГО по области

169420,1

208595,4

222286,4


(таблица введена Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)

Выручка от реализации картофеля в 2012 году составила 131,2 % к уровню 2010 года. При этом цена реализации снизилась за это время на 25,3 %.

(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)

Сдерживающими факторами увеличения производства товарного картофеля являются отсутствие высокопроизводительной техники для производства и мощностей по переработке картофеля.

Социальная значимость производства картофеля, его рентабельность, наличие рынков сбыта - важнейшие предпосылки к увеличению производства данной культуры на территории области. Реализация Программы позволит увеличить посевные площади картофеля за счет введения в хозяйственный оборот ранее не используемой пашни.

Задача хранения и переработки картофеля решается с помощью создания и развития оптово-распределительных центров для хранения, предпродажной подготовки и сбыта картофеля.

(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 20.09.2012 N 566)

Создание системы эффективного размещения посевов картофеля, формирование специализированных зон его товарного производства с учетом изменений, произошедших в отрасли картофелеводства, невозможно без осуществления комплекса мероприятий по формированию развитого рынка картофеля. В свою очередь развитие отечественного рынка картофеля невозможно без совершенствования размещения и углубления специализации картофелеводства на основе создания товарных зон его производства и улучшения межрегиональных связей по поставкам. Это во многом позволит полнее насытить рынок высококачественной продукцией при снижении затрат на ее производство и реализацию, а также ускорить процесс формирования единого рынка картофеля в стране.

(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 20.09.2012 N 566)

Программа является одним из инструментов государственной политики развития сельских территорий.

(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)

Программа учитывает основные положения Схемы территориального планирования Новгородской области, утвержденной постановлением Администрации области от 29.06.2012 N 370, а также схем территориального планирования муниципальных районов области и генеральных планов поселений в части создания современной социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в сельской местности.

(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)

Мероприятия по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности предусмотрены долгосрочной областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 30.10.2012 N 684.

(абзац введен Постановлением Администрации Новгородской области от 22.04.2013 N 216)

В целях достижения устойчивого развития картофелеводства и увеличения производства конкурентоспособной продукции необходимо обеспечить государственную поддержку внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Системный и взаимосвязанный характер актуальных проблем дальнейшего развития картофелеводства в области требует их решения на принципах программно-целевого метода государственного управления, которые предусматривают формулирование системы целей, задач и ключевых показателей (индикаторов) развития, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, разработку механизма управления Программой.

Выполнению поставленных задач в Программе могут помешать системные риски, являющиеся следствием воздействия негативных факторов и имеющихся в обществе социальных и экономических проблем. К основным рискам относятся следующие:

макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей Программы, темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят интенсифицировать развитие картофелеводства в области и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций;

природно-климатические риски, обусловленные тем, что картофелеводство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность картофеля, объемы его производства, что существенно влияет на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий снижает ее инвестиционную привлекательность;

законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и в сложности процедуры оформления прав собственности на землю из земель сельскохозяйственного назначения. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.