АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2011 года N 278
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, ОХРАНА, ЗАЩИТА И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2020 ГОДЫ"
В целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров, создания условий для рационального, неистощительного и непрерывного лесопользования, сокращения площади непокрытых лесом земель Администрация Новгородской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов Новгородской области на 2011-2020 годы".
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель
Главы администрации области А.Ф.Габитов
Утверждена | |
постановлением Администрации области от 28.06.2011 N 278 |
Наименование Программы: | долгосрочная областная целевая программа " Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов Новгородской области на 2011-2020 годы " (далее Программа). |
Правовая основа Программы: | Лесной кодекс Российской Федерации; |
Заказчик Программы: | комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее комитет). |
Разработчик Программы: | комитет. |
Исполнители Программы: | комитет. |
Обоснование Программы: | леса Новгородской области относятся к средней степени природной пожарной опасности и ежегодно подвергаются негативному воздействию лесных пожаров. Проблема охраны лесов приобрела характер общегосударственной задачи; |
Цели Программы : | повышение эффективности охраны от пожаров лесов, расположенных на территории области, путем осуществления комплекса организационно-технических мероприятий, совершенствования методов обнаружения лесных пожаров , создания условий для рационального, неистощительного и непрерывного лесопользования, сокращения площади непокрытых лесом земель. |
Задачи Программы: | предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, своевременное обнаружение и ликвидация их в начальной стадии развития, улучшение научно-технического обеспечения противопожарной охраны лесов, разработка и внедрение новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров; |
Механизм реализации Программы : | Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
Сроки реализации Программы: | 2011-2020 годы. |
Объемы и источники финансирова-ния Программы по годам: | финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, всего 472149,2 тыс.рублей, в том числе по годам: 2011 год - 5520,8 тыс.рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы : | сокращение размеров ущерба, причиняемого лесными пожарами лесному хозяйству, и предотвращение возникновения катастрофических верховых лесных пожаров, гибели людей и повреждения огнем населенных пунктов, объектов экономики; |
Система организации контроля за реализацией Программы: | комитет представляет ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, до 2021 года включительно отчеты о ходе реализации Программы в Администрацию области и в комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности". |
_________________________________ |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Леса, находящиеся в границах территории Новгородской области, являются важнейшим фактором регулирования окружающей среды, речных стоков, биологического разнообразия и климата. Климат региона умеренно- континентальный, древесная растительность испытывает сильное воздействие неблагоприятных для нее факторов среды.
В настоящее время леса занимают 64,4 % территории Новгородской области. Общая площадь земель лесного фонда, находящихся в границах территории области, по данным государственного лесного учета на 1 января 2011 года составляет 3882,0 тыс.га. Покрытые лесом земли занимают 3337,7 тыс.га, общий запас насаждений равен 553,1 млн.куб.м.
Высокая хозяйственная освоенность территории области, наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно в границах лесного фонда, создают высокую антропогенную нагрузку на леса, находящиеся в границах территории области, повышают опасность возникновения в них пожаров. Средний класс природной пожарной опасности лесов - третий.
Пожары снижают защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожаются фауна, сооружения, в отдельных случаях - населенные пункты. Лесной пожар представляет большую опасность для людей и животных.
Динамика лесных пожаров за период 2000-2010 годы в области
Год | Количество пожаров (ед.) | Общая площадь (га) | Средняя площадь одного пожара (га) |
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 | 189 122 813 111 29 36 209 56 86 17 75 | 221,0 130,0 7226,0 163,5 37,4 55,8 433,7 133,0 243,0 19,5 236,0 | 1,17 1,1 8,9 1,47 1,3 1,55 2,08 2,37 2,83 1,15 3,14 |
За последнее десятилетие наибольшее число пожаров зафиксировано в 2002 году - 813 возгораний, в результате чего огнем было уничтожено около 7,2 тыс.га лесной площади.
Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и грозовые разряды. Решение проблемы связано, в первую очередь, с проведением противопожарных и профилактических работ, направленных на предупреждение возникновения, распространения и развития лесных пожаров.
Недостаточное финансирование лесного хозяйства в последние десятилетия отрицательно сказалось как на выполнении лесохозяйственных мероприятий, так и на состоянии материально-технической базы.
Износ противопожарной техники, средств пожаротушения составляет 90,0 %. Слабая материально-техническая база может привести к распространению лесных пожаров на большей территории.
В июле-августе 2010 года по территории Боровичского, Любытинского районов прошел ураган, вследствие которого на площади около 60,0 тыс.га земель лесного фонда образовались ветровалы и буреломы. При наступлении пожароопасных сезонов 2011 года и последующих годов ветровалы и буреломы будут являться потенциально опасными лесными участками в пожарном отношении и источником размножения вредителей леса.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 года N 345 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования" подписано Соглашение от 31 мая 2011 года N ВМ-21/97с о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования между Федеральным агентством лесного хозяйства и Администрацией Новгородской области, предусматривающее выделение средств в 2011 году из федерального бюджета в сумме 104895,0 тыс.рублей и софинансирование из областного бюджета - 5520,8 тыс.рублей на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования (пожарно-химические комплексы).
Потенциальный объем рубок в спелых древостоях составляет 8,2 млн.куб.м в год.
Анализ использования расчетной лесосеки
Год | Расчетная лесосека (млн.куб.м) | Объем вырубленной ликвидной древесины (млн.куб.м) | Использование расчетной лесосеки (%) | |
всего | в том числе арендаторами | |||
2002 | 7,7 | 2,8 | 1,2 | 36,9 |
2003 | 8,8 | 2,9 | 1,2 | 33,3 |
2004 | 8,8 | 3,3 | 1,6 | 37,1 |
2005 | 8,8 | 3,4 | 2,2 | 38,6 |
2006 | 8,8 | 3,3 | 2,1 | 37,8 |
2007 | 8,8 | 3,8 | 2,3 | 43,1 |
2008 | 8,8 | 3,6 | 2,4 | 40,9 |
2009 | 8,2 | 2,5 | 1,3 | 30,5 |
2010 | 8,2 | 3,1 | 1,7 | 38,0 |
Анализ использования лесосырьевых ресурсов области показывает, что освоение расчетной лесосеки не превышает 30,0 % возможного объема. Это приводит к накоплению перестойных древостоев, потере их устойчивости к воздействию различных природных и антропогенных факторов.
Площадь, переданная в аренду, составляет около 28,0 % лесного фонда области. Объектами аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
Непременным условием проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка является подготовка организатором аукциона документации, которая включает в себя проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, кадастровый план лесного участка (часть 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
В целях обеспечения эффективного воспроизводства лесов, неразрывно связанного с использованием лесных ресурсов, необходимо увеличение доли лесных культур, создаваемых посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами. Эту задачу сможет обеспечить создание лесного селекционно-семеноводческого центра.
Развитие лесного семеноводства имеет стратегическое значение как в целом для Российской Федерации, так и для Новгородской области. За счет использования улучшенных семян можно обеспечить повышение продуктивности, качества и устойчивости искусственно создаваемых насаждений не менее чем на 10,0-15,0 %.
Данное направление деятельности предусмотрено Стратегией развития лесного комплекса на период до 2020 года. Выращивание селекционно-улучшенного посадочного материала в условиях лесного селекционно-семеноводческого центра позволит сократить дорогостоящий посевной материал, собранный с объектов единого генетико-селекционного комплекса, и снизить расходы посадочного материала на единицу площади в 1,5 раза.
В результате сокращения сроков выращивания посадочного материала снижаются затраты на создание лесных культур.
Мероприятия Программы отражают мероприятия Концепции социально-экономического развития области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее Концепция).
В целях рационального использования, воспроизводства, охраны, защиты лесных ресурсов Концепцией определены мероприятия по охране лесов от пожаров (в том числе проведение авиапатрулирования для своевременного обнаружения лесных пожаров), увеличению объема к 2013 году использования лесов по договорам аренды лесных участков до 44,0 % от расчетной лесосеки, увеличению объемов лесовосстановления до 10,0 тыс.га.
Основными рисками при реализации мероприятий Программы являются:
допущение превышения площадей лесного фонда, пройденных пожарами в отчетном году к предыдущему году, в связи с аномальными погодными условиями для Северо-Западного региона в летний период (превышение средних температур, отсутствие осадков);
снижение объемов заготовки древесины, в том числе арендаторами лесных участков, в связи с мировым кризисом, отсутствием спроса, неблагоприятными погодными условиями для заготовки ("сырая" зима).
форс-мажорные обстоятельства.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Сроки и источники финансирования Программы
Источник финансирования | Объем финансирования (тыс.руб.) | ||||
всего | в том числе по годам | ||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014-2020 | ||
Областной бюджет | 472149,2 | 5520,8 | 65133,9 | 51494,5 | 350000,0 |
Дополнительных средств на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки, подготовку и переподготовку кадров, модернизацию технологии, создание элементов инфраструктуры не потребуется.
3. Механизм реализации Программы
Программа реализуется комитетом в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит снизить ущерб, причиняемый лесными пожарами лесному фонду и экономике области. Принятие Программы позволит улучшить материально-техническую базу для борьбы с лесными пожарами, обеспечить интенсификацию использования лесов в условиях аренды, решить проблему лесовосстановления с использованием стандартного посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами.
Мобилизация на борьбу с лесными пожарами сил и средств пожаро-тушения других ведомств, привлечение дополнительных финансовых средств на охрану лесов сдерживаются из-за отсутствия финансовых средств на обновление средств и техники пожаротушения, ремонт имеющихся средств пожаротушения. Необходимо предоставление инвестиций на развитие лесопожарных служб, обеспечение правовой и социальной защищенности лиц, занимающихся организацией противопожарной охраны лесов.