Государственно-частное партнерство является перспективным механизмом решения задач повышения эффективности использования бюджетных средств и увеличения качества и объема услуг государственного и муниципального сектора за счет инвестиций, привлекаемых из внебюджетных источников.
В соответствии с мировой практикой к объектам государственно-частного партнерства относится имущество, входящее в состав общественной (транспортной, инженерной или социальной) инфраструктуры. Ввиду ограниченности бюджетных ресурсов у государственных и муниципальных органов часто отсутствует возможность осуществить финансирование строительства или реконструкции необходимой общественной инфраструктуры за счет бюджетных средств.
Наиболее эффективным решением этой задачи является привлечение средств частных инвесторов и передача им в управление или в собственность на определенный срок созданных или реконструируемых ими объектов общественной инфраструктуры. При этом очевидно, что частный инвестор будет осуществлять строительство, реконструкцию и эксплуатацию объекта только в случае, если за определенный срок обеспечит возврат вложенных средств и получит прибыль. Так как объекты инфраструктуры - это капиталоемкие объекты, то прибыльными проекты государственно-частного партнерства становятся только в условиях долгосрочной реализации, поэтому договоры государственно-частного партнерства заключаются обычно на срок 7 - 10 и более лет.
В настоящее время в Республике Татарстан принят и действует Закон Республики Татарстан от 1 августа 2011 года N 50-ЗРТ "О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан". Принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.03.2012 N 244 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Реестра соглашений о государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан".
Государственно-частное партнерство в Республике Татарстан реализуется путем сотрудничества Республики Татарстан и частных партнеров по реализации социально значимых инфраструктурных, инновационных, инвестиционных и иных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве, в том числе с участием муниципальных образований.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Татарстан от 1 августа 2011 года N 50-ЗРТ "О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан" участие Республики Татарстан в государственно-частном партнерстве осуществляется в финансовой, имущественной формах, в форме информационной поддержки и иных формах, не противоречащих законодательству.
В 2011 году Указом Президента Республики Татарстан от 1 июня 2011 года N УП-298 создано Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, в функции которого входят управление развитием инвестиционной деятельности в сфере государственно-частного партнерства и частных инвестиций, сопровождение и реализация инвестиционных проектов в режиме "одного окна".
На сегодняшний день в Республике Татарстан насчитывается порядка 50 проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, в различных сферах экономики: энергетика, промышленность, проекты комплексного развития территории, нефтепереработка и нефтегазохимия, транспорт, здравоохранение, культура, образование и наука.
При этом в России законодательно оформлена фактически только одна форма государственно-частного партнерства - концессионные соглашения (Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").
В Республике Татарстан реализуется ряд проектов на основании концессионных соглашений. Наиболее успешный пример - реализуемый с 2011 года совместно с российско-финской медицинской компанией "Ава-Петер" проект развития Центра планирования семьи в г. Казани. Концессионеру передано помещение общей площадью около 700 кв. метров. Концессионное соглашение заключено по результатам конкурса сроком на 10 лет. Концессионером проведена реконструкция помещений Центра и оснащение его современным оборудованием. Общий объем инвестиционных вложений компании в проект составил 40 млн рублей. Проект стал первым в России концессионным соглашением, заключенным в области здравоохранения, инициированным и внедренным Министерством здравоохранения Республики Татарстан и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В 2012 году Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан проведен конкурс по передаче в концессию неиспользуемых более 10 лет нежилых помещений общей площадью порядка 2 400 кв. метров для организации центра амбулаторного гемодиализа. По результатам конкурса концессионное соглашение заключено с ООО "Клиника современной медицины HD" сроком на 7 лет. Инвестором проведена реконструкция с заменой инженерных сетей и систем жизнеобеспечения, полное оснащение центра оборудованием, обучен медицинский и инженерно-технический персонал. Объем инвестиций составил порядка 120 млн рублей.
В 2013 году Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан заключило концессионное соглашение с ООО "Медицинское объединение "Спасение", предусматривающее организацию поликлиники и оказание широкого спектра услуг населению Приволжского и Вахитовского районов г. Казани численностью не менее 18 тыс. человек. Инвестором проводится реконструкция и оснащение оборудованием переданного помещения общей площадью 700 кв. метров. Размер инвестиций составит не менее 15 млн рублей. Услуги будут оказываться в рамках программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
В республике с 2005 года ведется реализация инвестиционного проекта "Строительство платной автомагистрали "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги "Казань - Оренбург". Проект ориентирован на создание нового транспортного маршрута, имеющего общегосударственное значение. Формирование сети современных скоростных автомобильных магистралей на основных направлениях автотранспортных потоков в составе транспортного маршрута "Санкт-Петербург - Вологда - Йошкар-Ола - Казань - Оренбург - граница Республики Казахстан". Протяженность платной автомагистрали по территории Республики Татарстан составляет 294 километра. Стоимость строительства составляет ориентировочно 100 млрд рублей.
Одной из лучших практик реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства является создание в 2005 году на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан Особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Алабуга". На ее территории для инвесторов созданы подготовленные участки со всей необходимой инфраструктурой. К границам участков резидентов подводятся электричество, газ, тепло и другие инженерные коммуникации. Инженерные сети проходят по магистральным линиям внутриплощадочных автомобильных дорог. Строительство объектов инфраструктуры осуществляется за счет государственных инвестиций. На создание объектов инфраструктуры направлено более 20 млрд рублей.
На сегодняшний день в муниципальных образованиях Республики Татарстан насчитывается порядка 360 объектов инфраструктуры, создание (реконструкция) которых требует финансирования в объеме 74 млрд рублей. На принципах государственно-частного партнерства возможна реализация:
175 объектов коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения и водоотведения, полигоны ТБО, очистные сооружения, уличное освещение, объекты тепло- и газоснабжения);
107 объектов социальной инфраструктуры (объекты образования, здравоохранения, культуры, благоустройства, социальной защиты, спорта и туризма);
75 объектов транспортной инфраструктуры (дороги, общественный транспорт, паркинги, железнодорожные подъезды и речные вокзалы);
4 объекта промышленной инфраструктуры (инфраструктура технопарков и промышленных площадок).
В последнее время государственные и муниципальные органы и частные инвесторы все активнее выражают заинтересованность в реализации инфраструктурных проектов на основании соглашений о государственно-частном партнерстве.
Вместе с тем Закон Республики Татарстан от 1 августа 2011 года N 50-ЗРТ "О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан" является рамочным документом, который устанавливает возможность взаимовыгодного сотрудничества государства и частных инвесторов, но не регламентирует конкретные формы этого сотрудничества.
Поэтому в связи с отсутствием законодательства, определяющего формы и механизмы использования соглашений о государственно-частном партнерстве, наиболее оптимальным решением для создания условий привлечения частных инвестиций в развитие государственной и муниципальной инфраструктуры является формирование республиканской программы развития государственно-частного партнерства.
В программе должны быть отражены:
типовое соглашение о государственно-частном партнерстве;
механизм заключения и финансирования многолетних (не менее 7 лет) контрактов о государственно-частном партнерстве;
механизм передачи имущества от публичного партнера частному партнеру, в том числе в рамках создания и использования новых объектов собственности;
механизм передачи исполнения контракта третьему лицу;
механизм проведения конкурсных процедур по отбору частного партнера;