ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2014 года N 154
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ (ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
(в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2016 N 947)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 декабря 2023 года N 1549
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в Республике Татарстан на период до 2018 года и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в Республике Татарстан на период до 2018 года.
2. Органам исполнительной власти Республики Татарстан руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления, при реализации государственных программ Республики Татарстан, а также при подготовке проектов законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов.
3. Предложить органам местного самоуправления разработать муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом положений Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р, и Программы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ (ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
(в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2016 N 947)
Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в Республике Татарстан на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, посланиями Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления в указанной сфере.
В 2011 - 2013 годах совершенствование системы управления общественными финансами Республики Татарстан осуществлялось в рамках реализации Программы Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2011 N 617 (далее - Программа по повышению эффективности бюджетных расходов).
В ходе реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в 2011 - 2013 годах были проведены мероприятия по следующим основным направлениям:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов Республики Татарстан;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг;
повышение эффективности распределения бюджетных средств;
оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности его обеспечения;
внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности;
развитие информационной системы управления государственными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти;
развитие системы государственных закупок;
повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне.
В ходе реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов удалось сократить объем дефицита бюджета Республики Татарстан, который сильно вырос в предыдущие годы под влиянием последствий глобального финансово-экономического кризиса. При бюджетном планировании на очередной трехлетний период параметры бюджета формировались таким образом, чтобы обеспечивалось дальнейшее последовательное снижение дефицита бюджета республики.
Постоянно проводившаяся работа по снижению кредиторской задолженности в Республике Татарстан позволила не создавать не обеспеченной лимитами финансирования кредиторской задолженности, а также повысить эффективность и целесообразность расходов. В результате по бюджету Республики Татарстан отсутствует просроченная кредиторская задолженность, а в марте 2013 года удалось полностью ликвидировать просроченную кредиторскую задолженность по местным бюджетам.
В конце 2012 года в результате длительной проработки с федеральными органами власти был решен вопрос об отсрочке возврата в федеральный бюджет привлеченных бюджетных кредитов. В соответствии с положениями Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в декабре 2012 года проведена реструктуризация задолженности Республики Татарстан перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам на общую сумму 66,9 млрд рублей. В результате реструктуризации бюджету Республики Татарстан предоставлена отсрочка по возврату в федеральный бюджет основного долга в первые 10 лет, то есть в период с 2013 по 2022 год, с погашением в последующие 10 лет (с 2023 по 2032 год) реструктурированной задолженности ежегодно равными долями.
В 2011 - 2013 годах были приняты законы Республики Татарстан, направленные на оптимизацию перечня налоговых льгот. В частности, с 1 января 2012 года отменены льготы по налогу на имущество организаций для бюджетных, автономных, казенных учреждений, государственных органов и органов местного самоуправления, а также по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения (Закон Республики Татарстан от 1 августа 2011 года N 57-ЗРТ "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций"); признана утратившей силу льгота по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих транспортировку нефти по трубопроводам (Закон Республики Татарстан от 10 ноября 2011 года N 79-ЗРТ "О признании утратившим силу пункта 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков"). В 2012 году принят закон Республики Татарстан, направленный на сужение возможности применения льготы по налогу на прибыль организаций в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области обрабатывающих производств (Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2012 года N 79-ЗРТ "О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Татарстан "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков").
Проводилась работа в целях развития собственной доходной базы бюджета республики и местных бюджетов, в том числе в рамках деятельности Межведомственной комиссии по обеспечению роста собственных доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан.
В соответствии с Программой по повышению эффективности бюджетных расходов консолидированный бюджет Республики Татарстан в основном состоит из программных расходов: 75 процентов расходов бюджета на 2013 год при бюджетном планировании были сформированы в рамках программ. В целях постепенного перехода к программному бюджету в 2012 году Кабинетом Министров Республики Татарстан утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и сам перечень государственных программ (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199). На основании указанного перечня Министерством финансов Республики Татарстан подготовлен проект экспериментального программного бюджета на 2013 год.
За годы реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов была проделана работа по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Республика Татарстан стала пилотным регионом, в котором раньше других субъектов Российской Федерации были внедрены новые условия функционирования государственных и муниципальных учреждений. В результате проведения значительной работы все бюджетные учреждения стали работать в новом статусе на основе государственных (муниципальных) заданий.
Продолжалось внедрение нормативного финансирования в учреждениях социально-культурной сферы. Вся социальная сфера к настоящему времени финансируется на основании республиканских и муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих нормативы финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений.
За время реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов значительно увеличилось количество государственных услуг, предоставляемых в электронном виде.
В целях оптимизации бюджетных средств было проведено сокращение численности работников государственных органов (в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 7 сентября 2010 года N УП-594 "Об оптимизации в 2011 - 2013 годах численности работников государственных органов Республики Татарстан"). По результатам трех этапов, которые полностью завершились к 1 апреля 2013 года, сокращена штатная численность работников органов исполнительной власти на 20 процентов (1098 единиц). Одновременно аналогичный процесс оптимизации численности работников органов местного самоуправления проведен муниципальными районами и городскими округами республики, в результате сокращены 1367 штатных единиц. При этом в целях повышения эффективности деятельности государственных органов 50 процентов высвободившихся бюджетных ассигнований, полученных при сокращении численности работников, направлены на материальное стимулирование. Финансовый результат от проведенных мероприятий по сокращению численности работников органов государственной власти и местного самоуправления составил в сумме 235,5 млн рублей. В целях оптимизации текущих расходов на содержание исполнительных органов государственной власти установлены нормативы расходов.
С 2011 года в Республике Татарстан функционирует автоматизированная информационная система планирования и санкционирования заказов "Электронный магазин". К ней подключены республиканские и муниципальные уполномоченные органы, государственные заказчики, финансовые и казначейские органы. В системе автоматизирован процесс проведения закупок от формирования заявок в электронном виде, их сбора и анализа уполномоченными органами, последующего санкционирования всех планируемых закупок со стороны органов республиканского казначейства до полной интеграции с федеральным сайтом для размещения заказов. Автоматизированный процесс позволяет не заключать договоры и государственные контракты при отсутствии средств на их оплату и тем самым не создавать несанкционированную кредиторскую задолженность, а также исключать из текущего финансирования все расходы, не имеющие подтверждения их эффективности.
Продолжалось взаимодействие с органами местного самоуправления, направленное на повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне. Одно из мероприятий - ежеквартальный мониторинг качества управления муниципальными финансами. Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан были утверждены и реализовывались муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов.
В продолжение работы, проводившейся в рамках Программы Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, в республике с 2013 года реализуется План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Татарстан (утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1194).
В целом задачи Программы по повышению эффективности бюджетных расходов решены, что обеспечивает преемственность развития системы управления общественными финансами и создает основу для разработки новой программы в данной сфере.
С учетом новых задач и приоритетов в сфере управления общественными финансами, установленных на федеральном уровне, сформулированные на период до 2018 года стратегические цели и задачи социально-экономического развития требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень.
Эффективное управление общественными финансами является основой стабильного социально-экономического развития Республики Татарстан. Устойчивые общественные финансы вносят существенный вклад в решение стратегических задач в сфере экономики и социальной сферы. Этой ролью общественных финансов и обусловлена необходимость разработки настоящей Программы. Цель Программы - обеспечение устойчивости финансовой системы Республики Татарстан как основы ее динамичного социально-экономического развития.
В качестве целевых показателей настоящей Программы определены:
величина государственного долга в объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики;
дефицит бюджета;
обеспеченность в полном объеме расходных полномочий муниципальных образований в рамках государственных социальных гарантий доходами местных бюджетов с учетом всех видов трансфертов;
наличие в составе бюджета Республики Татарстан бюджета развития и его ежегодный рост.
В Республике Татарстан в целом сформирована полноконтурная система управления общественными финансами. Вместе с тем стратегия развития Республики Татарстан и Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету на предстоящий период поставили стратегические задачи, решение которых позволит обеспечить социально-экономическое развитие республики темпами, необходимыми и достаточными для обеспечения нормативных параметров качества жизни населения.
В этой связи необходимо отметить наличие нерешенных на сегодня проблем в сфере устойчивого развития финансовой системы. К таким проблемам можно отнести следующие:
в условиях отсутствия регламента синхронизации программирования социально-экономического развития России и ее регионов нередко уже разработанные и реализуемые региональные программы вступают в противоречие, порой даже по целеполаганию, с федеральными программами. Аналогичные проблемы в республике существуют и при разработке программ и проектов на уровне муниципальных образований;
в консолидированном бюджете республики и в структуре местных бюджетов отсутствует раздел "бюджет развития";
региональные и муниципальные программы не представляют единого комплекса программ и проектов, взаимосвязанных по срокам, целям, задачам, результатам;
требует развития и дальнейшей регламентации процесс оценки эффективности реализуемых программ и проектов;
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан принято решение о разработке регламента оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, однако в контур этого процесса не включены программы и инвестиционные проекты, затрагивающие интересы не только нескольких муниципальных образований, но и значительного числа населения (в частности, инвестиционные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства);
не применяется механизм внешнего финансового управления в муниципальных образованиях, демонстрирующих снижение бюджетной обеспеченности и низкую эффективность системы муниципального управления;
не переведены на нормативные принципы формирования бюджета нетиповые учреждения (государственные и муниципальные);
требуют развития и скоординированности процесс программирования и бюджетный процесс;
не завершен процесс оптимизации бюджетных учреждений, их функционала и численности работающих;
рост средней заработной платы по республике более высокими темпами, чем в ряде регионов, обусловливает рост бюджетных расходов на выполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, касающихся повышения заработной платы работников бюджетной сферы;
не завершена работа по инвентаризации мер адресной социальной поддержки и других преференций отдельным категориям граждан, а также хозяйствующим субъектам.
Сформулированные проблемы в значительной степени обусловлены как вновь появляющимися задачами в сфере социально-экономического развития республики, так и институциональными факторами, сформулированными в долгосрочной стратегии развития республики.
Для достижения сформулированной цели с учетом перечисленных проблем требуется решение следующих задач:
реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
обеспечить повышение качества финансового менеджмента в системах государственного и муниципального управления;
завершить разработку нормативной правовой базы, регулирующей систему отношений субъектов в сфере управления общественными финансами;
повысить эффективность интеграции процессов социально-экономического программирования на республиканском и муниципальном уровнях с бюджетным процессом на всех его этапах.
Решение перечисленных задач будет осуществляться в рамках реализации соответствующих государственных программ Республики Татарстан.