Недействующий

ЗАКОН

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 04 декабря 2002 года N 84-ЗКО

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2004 ГОДЫ"

Принят Костромской областной Думой 28 ноября 2002 года

Утратил силу
Законом Костромской области N 186-4-ЗКО от 16.07.2007 года
В редакции:

Закона Костромской области от 22.09.2003 г. N 140-ЗКО

Закона Костромской области от 10.11.2003 года N 146-ЗКО

Настоящий закон принят в целях реализации государственной политики в области охраны труда, создания благоприятных условий труда, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний на территории Костромской области.

Статья 1.


Настоящий закон разработан на основании Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации, закона Костромской области "Об охране труда в Костромской области", закона Костромской области "О законодательном процессе в Костромской области".

Статья 2.


Утвердить региональную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Костромской области на 2002 - 2004 годы" (далее - Программа), являющуюся неотъемлемой частью настоящего закона.

Статья 3.


Установить, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм расходов, утвержденных законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и иных внебюджетных источников.

Статья 4.


Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований включать в местные бюджеты расходы на реализацию мероприятий Программы, а также разработать и утвердить аналогичные муниципальные программы.

Статья 5.


Установить, что правоотношения, возникающие в ходе реализации мероприятий Программы между организациями и органами государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований, осуществляются с применением норм гражданского законодательства.

Статья 6.


Установить, что администрация Костромской области совместно с заинтересованными организациями участвует в формировании предложений по финансированию программных мероприятий из федерального бюджета на очередной финансовый год.

Статья 7.


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Костромской области В. А. Шершунов

Приложение

к закону Костромской области

"О региональной целевой программе

"Улучшение условий и охраны труда в

Костромской области на 2002 - 2004 годы"

Согласована

Областной межведомственной

комиссией по охране труда

21 ноября 2001 г.

     Утверждена
     Костромской областной Думой
     28 ноября 2002 г.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2004 ГОДЫ

(в ред. Закона от 10.11.2003 года N 146-ЗКО)


Наименование программы

- региональная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Костромской области на 2002 - 2004 годы" (далее - Программа)

Основание разработки Программы

- закон Костромской области от 17.11.2000 N 116-ЗКО "Об охране труда в Костромской области", постановление губернатора области от 08.02.2001 N 52 "О продлении срока действия областной программы улучшения условий и охраны труда"

Государственный заказчик

- администрация Костромской области

Основной разработчик Программы

- комитет по труду администрации Костромской области

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

- реализация государственной политики в области охраны труда работников на производстве;
- повышение эффективности правовой защиты трудящихся в области охраны труда;
- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих;
- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- повышение уровня гарантий социальной защиты работников от профессионального риска;
- совершенствование системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов по охране труда

Сроки реализации Программы

- 2002 - 2004 годы

Перечень разделов мероприятий Программы

- нормативно - правовое обеспечение охраны труда;
- организационное и техническое обеспечение охраны труда;
- совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений;
- информационное обеспечение охраны труда;
- дополнительные отраслевые мероприятия

Исполнители основных мероприятий Программы

- администрация области;
- органы местного самоуправления;
- отраслевые департаменты, комитеты, управления администрации области;
- государственные органы надзора и контроля за охраной труда в области;
- региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
- Костромской областной центр охраны труда;
- работодатели;
- профсоюзные органы

Объемы и источники финансирования Программы

- федеральный бюджет - 500 тыс. руб.;
- областной бюджет - 899 тыс. руб.;
- бюджет фонда социального страхования Российской Федерации - 1710 тыс. руб.;
- бюджет Костромского областного центра охраны труда - 66 тыс. руб.;
- средства от административных штрафов, взимаемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда - 949 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- завершение формирования в области системы государственного управления охраной труда;
- снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости и сохранения здоровья работников;
- уменьшение удельного веса работников, занятых в неблагоприятных условиях труда

Контроль за исполнением Программы

- комитет по труду администрации области, Костромская областная Дума

Куратор Программы

- комитет по труду администрации области

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Костромская область относится к числу регионов Российской Федерации с повышенным уровнем производственного травматизма. В 2000 г. в области зарегистрировано 1750 пострадавших на производстве (в 1999 г. - 1717). Уровень производственного травматизма составил 10 пострадавших на 1000 работающих (в 1990 г. - 9,7, в 1995 г. - 9,5, в 1999 г. - 9,4). По Российской Федерации этот показатель в 2000 г. составил - 5,1. В ряде муниципальных образований показатель доходит до 29,4. По формам собственности наибольший уровень производственного травматизма отмечен в организациях с частной формой собственности, где он составил в 2000 г. - 13,0. Среди отраслей экономики наибольший уровень производственного травматизма отмечен в отраслях: лесозаготовительной - 30,5, сельском хозяйстве - 15,8. В условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам, трудились: в промышленности - 23,1%, на транспорте - 15,2%, в строительных организациях - 12,2%, в связи - 1,1% от списочной численности работающих в этих отраслях. Несколько снизилась численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием и составила в 2000 г. - 12 чел.

Общими причинами производственного травматизма в различных отраслях экономики области являются:

- старение и износ технологического оборудования, машин и механизмов;

- невыполнение работодателем необходимых организационных мероприятий по обеспечению безопасных условий труда для непосредственных исполнителей работ;

- отсутствие эффективного контроля за безопасным производством работ со стороны руководителей работ;

- отсутствие ответственных лиц за безопасное производство работ;

- производство работ без разработки необходимой технологической документации;

- неудовлетворительная организация обучения и проверки знаний по охране труда, непроведение инструктажей по безопасности труда;

- снижение трудовой и технологической дисциплины.

Реализация разработанных и принятых областных программ по охране труда за периоды 1996 - 1997 г., 1998 - 2000 (пролонгированной на 2001 год) содействовала некоторому оживлению на всех уровнях деятельности в области охраны труда, улучшению отдельных показателей, однако не привела к кардинальному изменению ситуации в области охраны и условий труда. Снижение показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости объясняется в определенной мере приостановкой работ или неполной загрузкой многих предприятии. При восстановлении прежнего уровня производства проблема обеспечения безопасности труда возникает в более острой форме, поскольку переходные режимы (после длительных остановок производства) всегда являлись для предприятий наиболее опасными периодами в части возможности возникновения аварийных ситуаций, ввиду произошедших за время периода спада изменений в состоянии оборудования и сооружений, в профессиональной квалификации обслуживающего персонала, в отношении к вопросам обеспечения безопасности производства. Рост уровня производственного травматизма по области в 2000 г. свидетельствует об обоснованности таких прогнозов. Вместе с тем, одной из наиболее серьезных причин неудовлетворительного состояния с охраной труда продолжает оставаться тяжелое экономическое положение в большинстве организаций области. Поскольку улучшение условий и охраны труда требует значительных финансовых затрат, то только вместе с общим подъемом экономики будет значительно меняться и ситуация с охраной и условиями труда работающих области.

Настоящая областная Программа разработана с учетом тенденций развития охраны труда в Российской Федерации, отраженных в докладе Минтруда России, направленном в Правительство Российской Федерации по итогам 2000 г., а также с учетом экономического состояния организаций и представляет комплекс мер для решения проблемы улучшения условий и охраны труда в Костромской области. В значительной своей части Программа носит преемственный характер и продолжает работы по многим направлениям, которые присутствовали в программах, реализуемых ранее. В частности остается актуальным проведение работ по созданию в организациях служб охраны труда, совместных комитетов (комиссий) по охране труда, выборам уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, разработке и пересмотру инструкций по охране труда, разработке соглашений по охране труда, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, созданию и организации работы координационных советов по охране труда, продолжению областного смотра - конкурса по охране труда, организации и проведению обучения по охране труда руководителей, специалистов, членов совместных комитетов и уполномоченных лиц по охране труда, а также всех работающих, проведению совещаний по охране труда.

На территориях муниципальных образований необходимо разрабатывать районные (городские) программы по улучшению условий и охраны труда с учетом специфики своего региона.

Основные цели и задачи, сроки реализации Программы


Основными целями Программы являются:

- снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- повышение уровня правовой и социальной защищенности работников от профессионального риска.

Основной задачей Программы является реализация требований на территории Костромской области Федеральных и областных законов:

- Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";

- Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ (в редакции от 30.12.2001) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения";

- закона Костромской области от 17.11.2000 N 116-ЗКО "Об охране труда в Костромской области".

Срок реализации Программы - 2002 - 2004 годы.

Система программных мероприятий


Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда работников Костромской области за 1998 - 2001 годы, проведенного комитетом по труду администрации области, с учетом информации о проведенных проверках в организациях области государственной инспекцией труда в Костромской области, органами по труду муниципальных образований, а также результатов комплексных проверок, проведенных комитетом по труду совместно с надзорными органами, профсоюзами и органами местного самоуправления.

Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:

- нормативно - правовое обеспечение охраны труда;

- организационное и техническое обеспечение охраны труда;

- совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально - трудовых отношений;

- информационное обеспечение охраны труда;

- дополнительные отраслевые мероприятия.

Нормативно-правовое обеспечение охраны труда


Для укрепления созданной в области системы управления охраной труда необходимо совершенствование как федерального, так и областного законодательства по охране труда и трудовым отношениям. Администрацией области направлены предложения по изменению Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по разработке новых норм расходования моющих, чистящих и дезинфицирующих средств по отраслям и производствам, по совершенствованию Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Государственную Думу Российской Федерации. Аналогичная работа будет продолжена и в период действия настоящей Программы. На базе Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" принят закон Костромской области "Об охране труда в Костромской области". Настоящая Программа во многом направлена на реализацию этого областного закона. По мере реализации областного закона в него будут внесены необходимые изменения. В процессе реализации требований Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части внедрения скидок и надбавок к страховым тарифам уже наметились замечания, которые будут направлены в Минтруд России. Вместе с тем, Программа направлена на принятие и совершенствование нормативных правовых актов, разрабатываемых и принимаемых в организациях. К ним в первую очередь относятся инструкции по охране труда. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований по охране труда, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 апреля 2001 г., Инструкции по охране труда должны быть разработаны на все виды выполняемых в организации работ и должны своевременно перерабатываться по причинам, указанным в Методических рекомендациях. Проверки организаций вскрывают наличие множества нарушений по разработке и содержанию инструкций по охране труда и показывают необходимость продолжения работы по совершенствованию инструкций по охране труда. Кроме того, в соответствии с законом Костромской области "Об охране труда в Костромской области" в каждой организации в обязательном порядке должно быть разработано и принято соглашение по охране труда. Однако не во всех организациях такие соглашения имеются, и Программа направлена на активизацию работы по принятию соглашений по охране труда. Вместе с тем, при реализации Программы будет активизирована работа по разработке стандартов предприятий по организаций работы по охране труда, по организации работы службы охраны труда, других стандартов предприятий, направленных на улучшение охраны и условий труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»