Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011-2015 ГОДЫ И ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК ДО 2020 ГОДА

Энергоемкость ВРП Костромской области по отраслям экономики

(2007 год)


N п/п

Вид экономической деятельности

Энергоемкость,
 т.у.т./млн. руб.

1

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

1,24

2

Обрабатывающие производства

3,40

5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

75,10

6

Строительство

0,29

7

Оптовая  и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2,33

8

Гостиницы и рестораны

0,02

9

Транспорт и связь

0,65

13

Образование

0,43

14

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

0,35

15

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0,15

21. Топливно-энергетический комплекс Костромской области как в период интенсивного экономического роста экономики в 2000 - 2007 годах, так и во время экономического кризиса 2008 - 2009 годов с задачей обеспечения топливом и энергией экономики и населения справился в основном успешно, что говорит о высокой надежности и устойчивости региональной энергетической системы. Однако ее потенциал требует модернизации и обновления. Ситуация в последние полтора года усугубляется и общеэкономическими проблемами, в частности, сокращением спроса на продукцию предприятий, что привело к росту энергоемкости большинства видов промышленной продукции и снижению энергоэффективности экономики в целом.

22. Проблемы, предопределяющие низкую энергоэффективность социально-экономического развития Костромской области в экономике и бытовом секторе по сравнению с развитыми странами, заключаются в следующем:

1) энергоемкая структура экономики, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;

2) высокий износ основных фондов, особенно в электроэнергетике и коммунальной инфраструктуре;

3) низкие теплотехнические характеристики зданий;

4) высокие потери топлива и энергии на всех стадиях добычи (производства), транспортировки (передачи) и потребления;

5) низкий уровень оснащения процессов производства и потребления топлива и энергии средствами учета и автоматического регулирования энергоносителей;

6) недостаточный статистический учет и государственный мониторинг потребления топливно-энергетических ресурсов;

7) недостаточное законодательное и нормативно-правовое сопровождение государственной энергетической политики и отсутствие эффективных систем стимулирования повышения энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов на производстве и в быту.

23. Сложившийся комплекс проблем целесообразно и необходимо решать программно-целевым методом. В настоящее время вопрос об энергосбережении не отделяется от задач по развитию и повышению экономического потенциала Костромской области. В связи с этим в законодательной и нормативной базе в сфере энергосбережения и энергоэффективности происходят качественные изменения. От документов, как правило, носящих общий декларативный характер, происходит переход к документам, которые ставят конкретные цели и задачи.

24. Значения целевых индикаторов и сроки их достижения устанавливаются в следующих нормативных правовых актах:

1) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и направленной на:

снижение энергоемкости валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года;

ликвидацию к 2012 году за счет государственной поддержки безучетного потребления энергоресурсов путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь, бытовых потребителей;

реализацию специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса, в том числе внедрение тарифного метода доходности инвестированного капитала (RAB), адаптацию концессионных договоров для передачи в управление комплексов жилищно-коммунального хозяйства;

2) Основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года N 1-р, которые устанавливают значения целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) в 2010 году - 1,5 процента; в 2015 году - 2,5 процента; в 2020 году - 4,5 процента.

25. Анализируя предпринимавшиеся попытки организации системного подхода в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, можно выделить следующие наиболее сложные направления работы в этой области:

1) несовершенство правовой базы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Несмотря на увеличение количества нормативных правовых актов по энергоэффективности, требуется их дальнейшее развитие, направленное на обеспечение инвестиционной привлекательности, стимулирование эффективности потребления ТЭР, в том числе для бюджетных потребителей и населения;

2) недостаточное развитие энергоменеджмента. Вопросам управления в топливно-энергетическом комплексе всегда уделялось достаточно серьезное внимание. Однако ответственное отношение к вопросам энергетической эффективности только начинает формироваться. Отсюда и недостаточное качество разрабатываемых инвестиционных проектов, недооценка вопросов нормирования и лимитирования потребления ТЭР, разработки и ведения топливно-энергетического баланса различных уровней. Энергоменеджмент должен развиваться опережающими темпами по отношению к изменяющимся организационным, правовым, методологическим, экологическим, научно-техническим и финансовым условиям;

3) недостаточный учет и уровень автоматизации учета и контроля ТЭР. Качественно организованный учет позволяет не только регулировать отношения между поставщиками и потребителями ТЭР, но и контролировать параметры энергетических систем, что, в свою очередь, является необходимым условием их устойчивой работы. В настоящее время обеспеченность приборным учетом наиболее высока в части электропотребления, однако и здесь существует ряд проблем, влияющих на величину нетехнологических потерь. Наиболее остро стоит проблема первичного учета тепловой энергии. Недостаточно обеспечен учет воды. Заслуживает внимания учет поднимаемой воды из артезианских скважин в закольцованных системах водоснабжения;

4) по мере установки приборов учета ТЭР возникнет новая проблема сбора, передачи, обработки, анализа, расчета, планирования потребления ТЭР;

5) недостаточное развитие малой энергетики;

6) недостаточное использование местных, возобновляемых видов топлива и вторичных энергоресурсов. В Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, уделяется большое внимание оптимизации топливно-энергетического баланса в регионах. Костромская область обладает большими запасами древесины и ее отходов, торфа, водными ресурсами. В настоящее время в регионе в малом количестве присутствуют производство и переработка данных ресурсов в энергетическое топливо, развитие аналогичных производств длительный процесс, требующий значительных инвестиций.

26. Для повышения энергоэффективности экономики Костромской области необходимо вовлекать исполнительные органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления, отрасли экономики, потребителей ТЭР, включая население. В решении поставленной проблемы наиболее эффективным, позволяющим координировать усилия всех участников энергетического рынка и достичь поставленных целей, является программно-целевой метод.