КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2005 года N 3512

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА"

Действие приостановлено в части финансирования за счет средств областного бюджета на период до 1 января 2011 года постановлением Костромской областной Думы N 4436 от 30.12.2009 года (НГР ru44000200900831)

В редакции:

постановления Костромской областной Думы N 3507 от 16.12.2008 года (НГР ru44000200800923)

постановления Костромской областной Думы N 3687 от 26.02.2009 года (НГР ru44000200900131)

постановления Костромской областной Думы N 4436 от 30.12.2009 года (НГР ru44000200900831)

Рассмотрев представленный губернатором Костромской области в областную Думу проект областной целевой программы "Энергоэффективная экономика Костромской области на 2005 год и на перспективу до 2010 года" решение постоянной комиссии по экономической политике Костромской областной Думы, Костромская областная Дума ПОСТАНОВИЛА:

1. Утвердить областную целевую программу "Энергоэффективная экономика Костромской области на 2005 год и на перспективу до 2010 года", (далее "Программа").

2. Предложить администрации Костромской области:

2.1. Разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Программы;

2.2. Представить в областную Думу в срок до 15.04.2005 года перечень мероприятий, выполнение которых позволит в 2005 году достичь экономии энергоресурсов в сумме 556,9 млн. рублей;

2.3. По итогам исполнения областного бюджета за первый квартал 2005 года внести в областную Думу проект Закона о внесении изменений в Закон Костромской области "Об областном бюджете на 2005 год" в части финансирования мероприятий Программы предусмотренных на 2005 год;

2.4. При формировании областного бюджета на последующие годы предусматривать финансирование мероприятий на реализацию Программы;

2.5. Опубликовать концепцию Программы в средствах массовой информации.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области предусмотреть в своих бюджетах в 2005-2010 годах средства на реализацию Программы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянной комиссии по экономической политике Костромской областной Думы Реца Н.И.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Костромской областной Думы B.П. Ижицкий

УТВЕРЖДЕНО Постановлением Костромской областной Думы от \"___\"________2005 г. N ___

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРММА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА Кострома 2005 ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА"


Наименование Программы

Областная целевая программа "Энергоэффективная экономика Костромской области на 2005 г. и на перспективу до 2010 года"

Правовая основа разработки Программы

Федеральный Закон "Об энергосбережении" , Законы Костромской области "Об энергосбережении Костромской области" , "О прогнозировании, программе социально-экономического развития Костромской области и областных целевых программах" , Постановление Губернатора Костромской области от 28.04.2003 г. N 210 "О мероприятиях по энергосбережению на 2003 год".

Методическая и организационная основа разработки Программы

Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 года", Федеральные программы "Энергосбережение России", "Газификация России", "Сокращение различий в социально-экономическом развитии России", региональная программа "Торф", комплексная программа развития газификации Костромской области.

Государственный заказчик Программы

Администрация Костромской области

Основные разработчики Программы

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, Региональный центр энергосбережения при КГТУ, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, ОАО "Костромаэнерго", НО "Фонд энергосбережения", ГУ "Костромагос-энергонадзор", Институт экономики КГУ, КГСХА.

(в редакции постановления Костромской областной Думы N 3507 от 16.12.2008 года (НГР ru44000200800923) )

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Целью Программы является реализация скоординированной энергетической стратегии муниципальных, областных и федеральных органов власти для повышения энергоэффективности в экономике и бюджетной сфере при обеспечении надежного и устойчивого энергообеспечения потребителей, сдерживания роста нагрузки на население и областной бюджет по оплате энергетических и коммунальных услуг за счет: - упорядочения финансовых и материальных потоков энергоресурсов на государственные и муниципальные нужды;
- укрепления собственной топливно-энергетической базы области;
- экономии финансовых средств федерального, областного и местных бюджетов посредством внедрения энергосберегающих технологий.

(в редакции постановления Костромской областной Думы N 3507 от 16.12.2008 года (НГР ru44000200800923) )

Сроки и этапы реализации Программы

2005 - 2010 годы, в том числе первый этап 2005 год

Перечень основных направлений Программы и программных мероприятий

- Балансы производства и потребления по направлениям использования различных видов энергоресурсов по Костромской области за 1990-2003 гг. и прогноз до 2010 г;
- Индикаторные оценки реализации энергоресурсов госпредприятиям, на муниципальные нужды и на свободном рынке ТЭР области с выделением источников финансирования на период до 2005 года;
- Энергоэффективность и надежность ТЭК области;
- Энергоэффективность бюджетной сферы и ЖКХ;
- Энергоэффективность промышленности и сельского хозяйства;
- Программные мероприятия по эффективному энергообеспечению и переходу на эн ергосберегающие технологии включают: - разработка системы управления энергоэффективностью Костромской области;
- развитие добычи торфа и строительство мини-заводов по производству топливных брикетов и глубокой химической переработки торфа для производства продукции ширпотреба (кормовые добавки, стимуляторы роста, гуминовые удобрения);
- реконструкция Шарьинской ТЭЦ;
-проектирование и строительство подстанции 500/220 кВ с АТ-501МВА в районе г.Мантурово, реконструкция подстанции 220/110/6 кВ с установкой АТ-125 МВА в г. Шарье;
- окончание строительства ВЛ 220 кВ Галич Антропово - Нея - Мантурово - Шарья;
- строительство магистральных газопроводов;
- развитие децентрализованного энергоснабжения на основе внедрения мини-ТЭЦ с ПТУ, ГТУ, строительство ДГУЭ, микро-ГЭС, ВЭУ;
- замена дорогостоящих видов топлива-мазута и угля на торф и древесные отходы;
- замена электрических котлов на котлы на местных видах топлива (торф, отходы деревопереработки);
- развитие производства современных предварительно изолированных труб и котлов-модулей малой мощности для замены устаревших котлов и теплотрасс в городах и поселках Костромской области;
- снижение потерь энергии в электро- и теплосетях, компенсация реактивной мощности, тепловая изоляция;
- создание лаборатории мониторинга энергопотребления в бюджетной сфере и ЖКХ (при КГТУ), лабораторий анализа качества твердого топлива (при ЦСМ);
- установка и замена приборов учета потребления энергоресурсов с поверочными интервалами не менее 4-х лет;
- энергетическая паспортизация предприятий;
- разработка генеральных схем надежного энергоснабжения в Костромской области;
- разработка и внедрение АСКУЭ;
- разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей стимулирование энергосбережения, соблюдение основных принципов тарифного регулирования;
- информационное обеспечение программы;
- разработка и проведение программ подготовки и повышения квалификации энергоменеджеров среднего звена для управления энергоэффективностью на предприятиях.

Исполнители Программы и основных программных мероприятий

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области;
НКО "Костромской фонд энергосбережения";
Органы местного самоуправления Костромской области;
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области;
Поставщики оборудования, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R200502966.html "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

(строка в новой редакции постановления Костромской областной Думы N 3507 от 16.12.2008 года (НГР ru44000200800923) )

Объемы и источники финансирования

Суммарный объем финансирования мероприятий Программы в 2005-2010гг. - 7763,9 млн. руб., в том числе 2005 г. - 864,2 млн. руб., из них: средства федерального бюджета на безвозвратной основе, - всего 3 млн. руб.;
- средства областного бюджета на безвозвратной основе - 217,4 млн. руб., в т.ч. в 2005 г. - 20,2 млн. руб.;
- средства местных бюджетов на безвозвратной основе - 88,3 млн. руб., в т.ч. в 2005 г. - 6,4 млн. руб.;
- собственные средства организаций - 299 млн. руб., в т.ч. в 2005 г.- 43,5 млн. руб.;
- НКО "Костромской фонд энергосбережения" - 132,7 млн. руб., в т.ч. в 2005 г. - 4 млн. руб.;
- средства РАО "Газпром" - 5106,5 млн. руб., в т.ч. в 2005 г. - 137,5 млн. руб.;
- средства РАО "ЕЭС России" - 1807 млн. руб., в т.ч. в 2005 г. - 635 млн. руб. Кроме вышеприведенных, источниками финансирования являются: - средства ОАО "Костромаоблгаз". - кредиты коммерческих банков;
- лизинг торгово-промышленной палаты Костромской области;
- иностранные кредиты, включая средства, привлекаемые на возвратной и платной основе под гарантии Правительства Российской Федерации и администрации Костромской области;
- централизованные внебюджетные фонды и другие внебюджетные источники.

(строка в новой редакции постановления Костромской областной Думы N 3507 от 16.12.2008 года (НГР ru44000200800923) )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В перспективе полное и надежное обеспечение потребителей области первичными энергоресурсами в объеме 6,5-8 млн. т.у.т. при снижении энергоемкости ВРП от 0,8 тут/тыс.руб. в 2003 г. до 0,723 тут/тыс.руб. в 2005 г. и до 0,64 тут/тыс.руб. в 2010 г., увеличении потребления ТЭР на 1 человека от 8 тут в 2003 г. до 9,5 тут в 2005 г. и до 11 тут в 2010 г. Обеспечение с 2006 года платежей в бюджеты всех уровней в размере 199,1 млн. руб., в том числе: - в федеральный бюджет - 76,7 млн. руб.;
- в областной и местный бюджеты - 122,4 млн. руб. Прирост объема производства от уровня 2003 года составит 1500 млн. руб., в том числе: - 2005-2006 гг. - 400 млн. руб., - 2007-2010 гг. - 1100 млн. руб. Создание 2034 новых рабочих мест.

Система организации контроля за ходом выполнения Программы

Государственный заказчик - администрация Костромской области отвечает за своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию Программы в целом. Департамент финансов контролирует предоставление ресурсов исполнителям в сроки и в объемах, утвержденных Программой. Костромской областной Комитет государственной статистики области осуществляют систематический учет по показателям Программы. Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области ежеквартально докладывает в администрацию Костромской области о ходе выполнения работ и использовании средств областного бюджета.

(в редакции постановления Костромской областной Думы N 3507 от 16.12.2008 года (НГР ru44000200800923) )

Принятые сокращения:

АСКУЭ - автоматизированная система контроля и учета энергии,

ПТУ - паротурбинная установка,

ГТУ - газотурбинная установка,

ДГУЭ - детандер-генераторная утилизационная энергоустановка,

ВЭУ - ветро-энергетическая установка,

ВЛ - высоковольтная линия электропередачи,

КГТУ - Костромской государственный технологический университет,

КГУ - Костромской государственный университет,

КГСХА - Костромская государственная сельскохозяйственная академия.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Программа разработана департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, региональным центром энергосбережения при Костромском государственном технологическом университете с привлечением ведущих специалистов в области энергетики в соответствии с постановлением губернатора Костромской области "О разработке стратегической программы "Энергоэффективная экономика Костромской области на период до 2006 года и на перспективу до 2010 года", Федеральным законом Российской Федерации "Об энергосбережении", Законом Костромской области "Об энергосбережении на территории Костромской области", распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р. "Энергетическая стратегия России до 2020 года", постановлениями губернатора Костромской области по вопросам энергообеспечения и энергосбережения в Костромской области.


(в редакции постановления Костромской областной Думы N 3507 от 16.12.2008 года (НГР ru44000200800923))

Стратегическая программа повышения энергоэффективности Костромской области представляет собой систему приоритетов (основных направлений), целей и народнохозяйственных задач, на основании которых строится долгосрочная энергетическая политика и механизм регулирования отношений хозяйствующих субъектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и энергетического хозяйства региона как между собой, так и со структурами государственного управления всех уровней.

Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики Костромской области, и как следствие - с высокими издержками области на свое энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения населения и экономики региона, снижения техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду, сохранения энергетической безопасности Костромской области.

Предусматривается создание социально ориентированного конкурентоспособного топливно-энергетического сектора экономики, основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение энергоемкости ВРП за счет структурных и технологических изменений в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях.

При отсутствии стратегической программы повышения энергоэффективности экономики Костромской области и обязательного ее выполнения, проблемы в энергетическом комплексе останутся и даже углубятся из-за необходимости возврата займов, т.к. без внешнего финансирования найти средства для обеспечения энергоэффективности экономики внутри области невозможно.

1.1.Современное состояние и проблемы топливно-энергетического комплекса Костромской области

1.1.1. Состояние и проблемы электроэнергетики


Важной особенностью Костромской области, которая влияет на развитие ее экономики и на формирование схемы энергоснабжения, является неравномерное размещение производительных сил на ее территории. С одной стороны - это крупные промышленные центры (города Кострома, Шарья, Буй, Нерехта, Галич, Нея, Мантурово, Волгореченск), где проживает около 80% трудоспособного населения и сосредоточено более 85 % производимой в области продукции, с другой - это районные центры с градообразующими организациями.

Подобное размещение производительных сил и трудовых ресурсов обуславливает и соответствующее развитие всей производственно-транспортной инфраструктуры, существенно усложняя и делая более дорогим топливо- и энергоснабжение потребителей.

Главная транспортная магистраль области - Северная железная дорога Ярославль - Буй - Галич - Шарья с веткой на Кострому. Общая протяженность железных дорог - 592 км, автодорог - 9 тыс. км. Судоходство осуществляется по Волге.

Ведущими отраслями промышленности в Костромской области являются элек

троэнергетика, машиностроение (текстильные машины, экскаваторы, оборудование для химической, мебельной и пищевой промышленности, деревообрабатывающее оборудование, металлорежущие станки). Наибольший удельный вес в общем объеме выпуска продукции в области занимают электроэнергетика (30,4%), машиностроение и металлообработка (17,8%), лесная и деревообрабатывающая (19,3%), и пищевая промышленность (11,6%). Развитие получили также легкая промышленность (5,3%) и производство строительных материалов (2,8%).

Динамика валового регионального продукта (ВРП) Костромской области за период 1996 - 2002 годы представлена в таблице 1.1 и на диаграмме рисунка 1.2.

Таблица 1.1

Динамика валового регионального продукта Костромской области

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Рис.1.1.

(изображение не поддерживается)

Рис.1.2. Удельный вес отраслей промышленности в общем объеме выпуска продукции и динамика валового регионального продукта

В область поставляется (в 2003 году) 3741,7 млн. м3 газа (в том числе в качестве топлива - 3507,2 млн.м3, для нужд населения и коммунально-бытовых организаций - 234,5 млн.м3), 175 тыс. т. углей, 331,3 тыс. т нефтепродуктов, в том числе 193,3 тыс.т топочного мазута, 51,5 тыс.т автобензина, 85,8 тыс.т дизельного топлива и 0,7 тыс. т. авиационного бензина, керосина, печного бытового топлива.

В последние годы Костромская область потребляла 3223,8 млн. кВт-ч электрической энергии. Костромская область располагает собственной развитой электроэнергетической базой, включающей крупный объект межрайонного значения - Костромскую ГРЭС (3600 МВт). Общая мощность всех электростанций области составляет 3815 МВт.

Выработка электроэнергии за 1990-2002 годы сократилась в 1,94 раза: с 22,5351 млрд. до 11,6043 млрд. кВт.ч. Из-за пределов области получено 3,8415 млрд. кВт-ч. Избыток электроэнергии (12,2 млрд. кВт.ч) передается за пределы области для энергоснабжения потребителей Центрального района.

С точки зрения энергопотребления область является характерной для Российской Федерации - сезонное возрастание потребления энергоресурсов в году.

На территории Костромской области находятся:

Костромская ГРЭС установленной мощностью 3600 МВт, топливо: газ, мазут, федеральная собственность;

Организация ОАО "Костромаэнерго": Костромская ТЭЦ-1, Костромская ТЭЦ-2, Шарьинская ТЭЦ.

Костромская ТЭЦ-1

Электростанция введена в работу в 1930 году.

Установленная мощность: электрическая - 33 Мвт с 0.01.91 г.; тепловая - 564 Гкал/ч. Связь электростанции с системой осуществляется через два трансформатора 110/6 кВ мощностью по 25 МВА. Годовая выработка электроэнергии составляет 111,47 млн. кВт-ч. Годовой отпуск тепла

846,97 тыс. Гкал. Присоединенная тепловая нагрузка: горячая вода - 339,7 Гкал/ч; пар -116,9 тн/ч.

В состав электростанции входят две районные котельные РК-1, РК-2 мощностью 9 и 105 Гкал/ч, соответственно и тепловые сети - 32,8 км (паровых - 3,7 км, водяных - 29,1 км).

На электростанции используются 3 вида топлива:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»