ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2000 года N 142
О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ И ГОТОВНОСТЬЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, СИЛ И СРЕДСТВ К ДЕЙСТВИЯМ В СЛУЧАЕ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Утратило силу
постановлением губернатора Костромской области N 660 от 06.10.2006 года
В редакции:
постановления главы администрации Костромской области от 26.04.2000 г. N 165.
постановления губернатора Костромской области от 16.06.2004 года N 339
Во исполнение требований Федерального и областного законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях повышения эффективности государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью органов управления, сил и средств к действиям при их возникновении постановляю:
(преамбула в редакции постановления губернатора Костромской области от 16.06.2004 года N 339)
1. Утвердить Положение о государственном надзоре за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения (приложение).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления, руководителям учреждений и организаций при осуществлении надзорной деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций и контролю за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям при их возникновении руководствоваться вышеуказанным Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Цикунова В. Ф.
(пункт 3 в редакции постановления губернатора Костромской области от 16.06.2004 года N 339)
Глава администрации Костромской области В.А. Шершунов
ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ГОТОВНОСТЬЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, СИЛ И СРЕДСТВ К ДЕЙСТВИЯМ В СЛУЧАЕ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия с территориальными структурами государственных надзорных органов Костромской области, организации и проведения мероприятий при осуществлении надзорной деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций и контролю за готовностью звеньев Костромской областной территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) к действиям при их возникновении.
Действие настоящего Положения распространяется на исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления, комиссии по чрезвычайным ситуациям области, районов и городов (далее КЧС), органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее органы управления ГОЧС), учреждения, предприятия и организации, независимо от форм собственности.
1.2. Государственный надзор и контроль за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения является одной из важных задач, возложенных на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, КЧС, органы управления ГОЧС Федеральным законом от 21.12.94 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
(пункт 1.2. в редакции постановления губернатора Костромской области от 16.06.2004 года N 339)
1.3. Исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления, КЧС, органы управления ГОЧС, осуществляя госнадзорную и контрольную деятельность, руководствуются Конституцией Российской Федерации (Основным законом) от 12.12.93 г., Федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 г. N 68-ФЗ, "О гражданской обороне" от 12.02.98 г. N 28-ФЗ, другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Указом Президента России от 12.11.92 г. N 1355 "О государственных надзорных органах", Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794, Положением о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Костромской области, утвержденным постановлением главы администрации области от 07.02.96 г. N 85, а также правовыми и нормативными актами бывшего Союза ССР в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
(пункт 1.3. в редакции постановления губернатора Костромской области от 16.06.2004 года N 339)
1.4. Главными задачами органов государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения являются:
- контроль за выполнением администрациями (собственниками) предприятий, учреждений и организаций органами исполнительной власти всех уровней нормативных требований, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- разработка проектов постановлений, распоряжений, норм и правил, стандартов и других документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация и проведение комплексных и целевых проверок по оценке состояния готовности области, городов, районов и объектов экономики к чрезвычайным ситуациям;
- надзор за выполнением территориальных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территории области, повышение устойчивого функционирования объектов экономики в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
- определение порядка привлечения аварийно-спасательных служб к проведению работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Проверка их готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, оснащенности необходимой специальной техникой, оборудованием, инструментом, приборами и материалами;
- контроль за состоянием дел по накоплению и поддержанию в готовности защитных сооружений, средств защиты и имущества гражданской обороны.
1.5. Органы управления ГОЧС координируют деятельность и осуществляют взаимодействие с органами государственного надзора на территории своего города или района на основе согласованной со всеми заинтересованными организациями и утвержденной 16 декабря 1992 г. схемы взаимодействия МЧС России и органов государственного надзора Российской Федерации при осуществлении надзорной деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций и контролю за готовностью функциональных подсистем и звеньев РСЧС к действиям при их возникновении.
1.6. Общими направлениями взаимодействия по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения готовности органов управления, сил и средств к действиям при их возникновении являются:
- подготовка взаимовыгодных заключений о размещении производств повышенного риска;
- согласование планов проведения совместных комплексных проверок потенциально опасных объектов, а также населенных пунктов и территорий, где создались предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций:
- обмен опытом надзорной деятельности, информацией о прогнозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об аналитических выводах и заключениях отдельных экспертиз, научных исследований, результатах анализа чрезвычайных ситуаций;
- взаимное оповещение по фактам оперативного расследования чрезвычайных ситуаций.
1.7. Руководство госнадзорной деятельностью по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на начальника Главного управления ГОЧС области, руководителей учреждений (подразделений) ГОЧС городов и районов. Взаимодействие с должностными лицами территориальных структур федеральных надзорных органов определяется, исходя из их представительства на территории области.
1.8. Федеральные надзорные органы осуществляют свою деятельность на территории Костромской области в соответствии с действующим законодательством.
(пункт 1.8. в редакции постановления губернатора Костромской области от 16.06.2004 года N 339)
1.9. Территориальные структуры федеральных надзорных органов осуществляют государственное нормативное регулирование вопросов обеспечения безопасности, входящих в их компетенцию, а также специальные (исполнительные, надзорные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения, руководствуясь утвержденными для них положениями (уставами), другими действующими законодательными и нормативными актами, регламентирующими их деятельность.
1.10. Взаимодействие с территориальными структурами федеральных надзорных органов организуется на основе соблюдения принципов невмешательства в функции каждого из взаимодействующих органов с целью повышения эффективности госнадзора за предупреждением чрезвычайных ситуаций и готовностью органов управления, сил и средств к действиям при их возникновении.
Регламентирующим документом является подписанное руководителями обеих сторон и утвержденное председателем районной или городской КЧС Положение о взаимодействии при осуществлении надзорной деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций и контролю за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
При отсутствии отдельных госнадзорных органов на территории района или города взаимодействие с ними организуется на основе имеющихся Соглашений в Главном управлении ГОЧС области. Примерный текст Соглашения прилагается (приложение 1).
2.1. Правами по наложению штрафов, приостановлению или прекращению деятельности, лишению лицензии на разрешенную деятельность объекта экономики государственные надзорные органы наделены в соответствии с положениями (уставами) о них, утвержденными в установленном порядке.
2.2. Органы управления ГОЧС наделены правами по наложению штрафов в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(пункт 2.2. в редакции постановления губернатора Костромской области от 16.06.2004 года N 339)
3.1. Государственный надзор за выполнением нормативных требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении, как правило, проводится в соответствии с разделом "Осуществление государственного надзора и контроля" ежегодного плана основных мероприятий области, района (или города) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При планировании и организации совместной работы КЧС, управлений и отделов ГОЧС администраций районов и городов и имеющимися на их территории органами государственного надзора необходимо руководствоваться настоящим Положением.
3.2. При планировании госнадзорной деятельности намечаются конкретные объекты, сроки и вопросы проверок, мероприятия по взаимодействию с другими органами государственного надзора в целях изучения положения дел, повышения эффективности и надежности противоаварийной защиты, состояния гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций на проверяемом предприятии (организации, учреждении). Примерный план совместной работы на год с несколькими госнадзорными органами прилагается (приложение 2).
3.3. Проверки проводятся целенаправленно, как правило, комплексными группами, а также в ходе частных обследований объектов экономики.
Для осуществления государственного надзора в состав комплексных групп, кроме должностных лиц, имеющих полномочия по осуществлению госнадзора, могут включаться также и другие специалисты, работники хозяйственных органов и служб ГО.
При подготовке к проверке определяются вопросы, подлежащие изучению и контролю, место, время и методы работы, предусматривается анализ причин и условий, способствующих возникновению на проверяемых объектах ЧС, и меры по их профилактике.
В ходе проверки выявленные недостатки по возможности устраняются, вырабатываются меры по ликвидации нарушений.
3.4. Результаты проверки оформляются актом. Основными требованиями к акту являются: достоверность, обоснованность установленных фактов нарушений и причин. Текст акта произвольный. Акт подписывается членами комиссии и доводится для ознакомления руководителю (собственнику) предприятия. Один экземпляр акта представляется в соответствующие органы управления ГОЧС области, района или города для обобщения и анализа.
Участвующие в проверке госнадзорные органы вносят предложения по оформлению акта в соответствии со своими полномочиями.
Примерный перечень вопросов по предупреждению и ликвидации ЧС, которые должны найти отражение в акте проверки (в дополнение к мероприятиям госнадзорных органов), приведен в приложении 3.
3.5. Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте выводов несет руководитель проверки.
При выявлении на объекте нарушений действующего законодательства по предупреждению и ликвидации ЧС применяются санкции в пределах полномочий должностных лиц данной комплексной группы (или их руководителей, а в отдельных случаях - санкции других федеральных органов госнадзора).
Руководителям (собственникам) предприятий, организаций и учреждений вручаются подписанный членами комиссии акт и (при необходимости) отдельные предписания на устранение вскрытых при осуществлении надзора нарушений, даются рекомендации по повышению готовности объекта аварийно-спасательных формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях.
3.6. Итоговый документ проверки (акт) при отражении в нем существенных недостатков, которые отрицательно сказываются на обеспечении безопасности и защиты населения и территории от ЧС или могут повлечь за собой негативные последствия, рассматривается на заседании городской (или районной) КЧС.
При необходимости принимается постановление (распоряжение) главы самоуправления города (района) по рассмотренным на заседании КЧС вопросам.
ПРИМЕРНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ ГЛАВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ГОЧС И ЦЕНТРОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ГОТОВНОСТЬЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, СИЛ И СРЕДСТВ К ДЕЙСТВИЯМ В СЛУЧАЕ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Настоящее Соглашение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 г. N 68-ФЗ, Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794, Положением о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Костромской области, утвержденным постановлением главы администрации области от 07.02.96 г. N 85, на основе Положения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области, утвержденного постановлением губернатора области от 25.09.2003 г. N 490 и Устава о Центре госсанэпиднадзора в Костромской области, утвержденного заместителем министра здравоохранения Российской Федерации 10.05.99 г.
(в редакции постановления губернатора Костромской области от 16.06.2004 года N 339)
Соглашение регулирует порядок взаимодействия между Главным управлением ГОЧС и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Костромской области, а также подведомственными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции, в целях повышения эффективности государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью органов управления, сил и средств к действиям при их возникновении.
1. Взаимодействие сторон организуется на основе обеспечения принципа скоординированности действий в рамках функций каждого из органов самостоятельного решения задач, определенных положениями.
2. Взаимодействие сторон осуществляется по следующим основным направлениям:
а) осуществление согласованной политики по планированию и разработке мероприятий, целенаправленных программ в интересах обеспечения санэпидблагополучия населения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) проведение совместных комплексных проверок потенциально опасных объектов, а также населенных пунктов и территорий, где имеются предпосылки возникновения ЧС (осуществляется по взаимосогласованным планам);
в) совместная подготовка и внесение на рассмотрение органами местного самоуправления предложений по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС - при необходимости принятие решений указанными органами по организации и проведению мероприятий по защите населения;
г) обмен опытом надзорной деятельности, информацией о прогнозах возникновения ЧС, об аналитических выводах и заключениях отдельных экспертиз, научных исследованиях, результатах анализа ЧС;
д) взаимное оповещение по фактам оперативного расследования ЧС;