Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп (далее - Стратегия развития области), определено, что стратегической целью развития области является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики.
Государственная программа Белгородской области разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Основной стратегической целью социальной защиты населения Белгородской области является улучшение качества и доступности социальных услуг.
Реализация Стратегии развития области позволила существенно укрепить ресурсную базу учреждений социальной защиты населения, повысить доступность, эффективность и качество предоставляемых населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".
В 2011 году к числу существенных недостатков современной системы социального обслуживания населения, не обеспечивающих предоставление социальных услуг, удовлетворяющих потребности граждан, относятся следующие:
1. Устаревшая законодательная база, регулирующая отношения в области социального обслуживания населения. Нормы действующих законов не согласуются по многим принципиальным вопросам с новыми федеральными законами, не соответствуют практике социального обслуживания населения.
2. Устаревшая материальная база учреждений социального обслуживания населения. В 2011 году из общего числа зданий, в которых размещены стационарные учреждения социального обслуживания пожилых граждан области, требовали реконструкции 57,2 процента. Площадь спален в большинстве домов-интернатов, особенно психоневрологических, не соответствует действующему нормативу.
3. Дефицит кадров социальных работников в системе социального обслуживания населения, в том числе в связи с низким уровнем оплаты их труда. Численность социальных работников в учреждениях социального обслуживания населения в последние годы снизилась в связи с проведенными в субъектах Российской Федерации в 2008 - 2010 годах мероприятиями по реформированию оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе в системе социальной защиты населения, а также мероприятиями по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Результатом оптимизации в области явилось сокращение фактической численности социальных работников на 638 человек.
Уровень укомплектованности штатов в учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения при этом не повысился и находится на уровне 92,6 процента в среднем по области. Основная причина - низкий уровень оплаты труда социальных и медицинских работников.
Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.
В 2011 году проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами.
Действующие федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере социального обслуживания, не позволяют в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.