Одним из основных направлений административной реформы в Российской Федерации в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Для достижения этой цели как на федеральном, так и на региональном уровне необходимо решить следующие ключевые проблемы:
- межведомственная разобщенность органов власти и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг (ведет к значительным временным затратам заявителей на самостоятельное прохождение всех этапов согласований с органами власти и организациями, участвующими в предоставлении определенной государственной или муниципальной услуга);
- территориальная разобщенность органов власти и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг (ведет к значительным временным затратам заявителей на посещение различных учреждений, а также затратам государственных и муниципальных служащих на организацию межведомственного взаимодействия);
- отсутствие формализованных стандартов качества государственных и муниципальных услуг, детально описывающих обязательства органов исполнительной власти перед заявителями;
- отсутствие или недостаточная проработанность административных регламентов, описывающих процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг;
- отсутствие обратной связи с населением, что не позволяет объективно оценить качество государственных и муниципальных услуг и своевременно принять меры по его улучшению;
- низкий уровень информированности населения о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг;
- низкий уровень комфортности предоставления услуг (размещение органов власти и организаций, предоставляющих услуга заявителям, в помещениях с недостаточным уровнем ремонта и технической оснащенности; отсутствие дополнительных услуг, таких как расчетно-кассовое обслуживание, ксерокопирование, распечатывание документов и т.п.).
Данные проблемы характерны и для Белгородской области, где, согласно данным социологических опросов населения, наибольшие затруднения возникают у граждан и юридических лиц при получении услуг в сфере имущественных и земельных отношений, в частности услуг, предоставляемых территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти в сфере регистрации прав на недвижимое имущество. Для улучшения сложившейся ситуации в области проводятся мероприятия по повышению эффективности системы предоставления государственных и муниципальных услуг, к которым можно отнести следующие:
1. Создание системы единых Центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "Одно окно"
Система единых Центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "Одно окно" начала формироваться в Белгородской области с 2003 года. В настоящий момент в систему входит областное государственное предприятие "Региональный научно-исследовательский центр "Одно окно" и 5 муниципальных учреждений. Центрами предоставляются платные услуги по оформлению пакетов документов для регистрации прав на недвижимое имущество, регистрации юридических лиц и ряд других видов услуг. На базе Центров организовано предоставление широкого перечня дополнительных услуг.
2. Создание информационно-консультационных центров но предоставлению услуг в сфере социальной поддержки населения
Реформы по повышению качества и доступности услуг населению в сфере социальной поддержки проводятся в трех направлениях. Первое направление -создание в муниципальных образованиях информационно-консультационных центров, специалисты которых консультируют население по вопросам предоставления социальных гарантий, социальных услуг, а также ведут прием документов от населения. На сегодняшний день такие центры созданы в микрорайонах г. Белгорода и в г. Шебекино. В центрах обслуживание населения осуществляется в режиме "одного окна". Второе направление - открытие при управлении социальной защиты населения области телефонов "горячей линии" для информирования населения. Третье направление - организация выездов работников отделов/управлений социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов в сельские поселения с целью предоставления услуг населению непосредственно по месту жительства.
3. Создание Центра телефонного обслуживания
Центр телефонного обслуживания создан на базе ОГУ "Белгородский информационный фонд". В настоящий момент Центр телефонного обслуживания проводит социологические опросы населения и юридических лиц но вопросам качества предоставления услуг органами власти, бюджетными учреждениями и иными организациями. К функциям этого центра также относится организация обратной связи с гражданами и юридическими лицами области: через Центр жители области могут обратиться с запросами к органам власти, оставить информацию о некачественной работе государственных чиновников. Все запросы и жалобы населения обобщаются и передаются в органы власти, ответственные за принятие соответствующих решений.
4. Информатизация области и создание Региональной информационно-аналитической системы (далее - РИАС)
Работа по информатизации области ведется в рамках Концепции информатизации Белгородской области (утверждена постановлением правительства области от 27 октября 2006 года N 234-пп) и концепции создания региональной информационно-аналитической системы Белгородской области (утверждена распоряжением правительства области от 4 февраля 2008 года N 28-рп). В результате будет создана система РИАС, которая является подсистемой "Электронного правительства Белгородской области". Создание РИАС позволит организовать электронный документооборот между органами власти Белгородской области и подведомственными им организациями и учреждениями, создать систему мониторинга деятельности органов власти и организаций, повысить открытость органов власти путем усовершенствования порталов в сети Интернет, обеспечить дистанционное предоставление государственных и муниципальных услуг и т.п. Одновременно проводится работа по развитию инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий.
5. Разработка и внедрение административных регламентов государственных функции и услуг
Органами исполнительной власти области в рамках реализации административной реформы проводится работа по разработке и утверждению административных регламентов государственных функций и услуг. Данная работа проводится в целях модернизации административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти области и, как следствие, повышения качества и доступности государственных услуг для граждан и организаций.
Передовой мировой и российский опыт показывает, что решение проблемы повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг невозможно осуществить путем реализации отдельных мероприятий. В связи с этим на территории Белгородской области планируется создание системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). Под МФЦ понимаются организации, учрежденные субъектами Российской Федерации и/или муниципальными образованиями в целях организации обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна". Данное направление реформирования полностью соответствует приоритетам, определенным концепцией административной реформы в Российской Федерации, в рамках которой на 2009-2010 годы запланировано создание системы МФЦ во всех субъектах Российской Федерации.
Организатором системы МФЦ в Белгородской области является правительство Белгородской области.
Система МФЦ будет включать 21 МФЦ, в том числе центральный офис в г. Белгород, который будет обслуживать население г. Белгорода и Белгородского района, и 20 филиалов в городских округах и муниципальных районах области. При создании МФЦ будет учтен положительный опыт организации предоставления государственных и муниципальных услуг, накопленный в области, в частности, опыт ОГУП РНПЦ "Одно окно" и муниципальных учреждений "Одно окно".
Комплексный характер поставленной задачи, ее социальная значимость, а также необходимость межведомственной координации в процессе ее реализации и привлечение значительных финансовых ресурсов обуславливает необходимость применения программно-целевого метода разработки "Целевой программы повышения качества государственных и муниципальных услуг на 2009-2015 годы" (далее - Программа). В основу Программы заложена целостная модель системы МФЦ, включающая методологические и организационно-правовые предпосылки создания МФЦ, мероприятия по реконструкции (капитальному ремонту) и оснащению помещений под размещение МФЦ, а также внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий. Применение программно-целевого метода позволит:
- определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки реализации исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
- имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы привести в соответствие с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы:
- обеспечить интеграцию мероприятии различного характера (научно-исследовательского, организационно-хозяйственного) в общий процесс достижения конечной цели, предусмотренной Программой;
- создать условия для оперативного и результативного управления рисками.