ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2010 года N 446-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА"

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 16.05.2011 года N 182-пп, НГР: ru31000201100224;
Постановление правительства Белгородской области от 04.06.2012 года N 235-пп, НГР: ru31000201200295;
Постановление правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 521-пп, НГР: ru31000201200760;
Постановление правительства Белгородской области от 12.08.2013 года N 328-пп, НГР: ru31000201300428}

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Повышение эффективности бюджетных расходов Белгородской области на период до 2013 года" (далее - Программа, прилагается).

2. Определить координатором Программы департамент финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.).

3. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.), органам исполнительной власти, государственным органам области руководствоваться Программой, утвержденной в пункте 1 настоящего постановления, при формировании и организации исполнения областного бюджета, а также при подготовке проектов областных законов и иных нормативных правовых актов области.

4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям Программы, утвержденной в пункте 1 настоящего постановления, и при формировании местных бюджетов ежегодно предусматривать выделение ассигнований на реализацию мероприятий программ.

5. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) производить финансирование мероприятий Программы в пределах ассигнований, утвержденных по соответствующим отраслям в областном бюджете на 2010 - 2012 годы.

Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования в 2011 - 2013 годах подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов областного бюджета.

{в редакции постановления правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 521-пп}

6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.).

О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 апреля начиная с 2011 года, об исполнении - к 1 апреля 2014 года.

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

Утвержден
постановлением
правительства области
от 20 декабря 2010 года N 446-пп


{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Белгородской области от 16.05.2011 года N 182-пп, НГР: ru31000201100224;

Постановление правительства Белгородской области от 04.06.2012 года N 235-пп, НГР: ru31000201200295;

Постановление правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 521-пп, НГР: ru31000201200760}

ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА"


Наименование Программы

долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Белгородской области на период до 2014 года" (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года"

Государственный заказчик Программы

правительство Белгородской области

Представитель государственного заказчика (координатор) Программы

департамент финансов и бюджетной политики области

Ф.И.О., должность руководителя Программы

Боровик В.Ф., заместитель Губернатора области -начальник департамента финансов и бюджетной политики области

Разработчики Программы

- ООО "Центр фискальной политики";

 - департамент финансов и бюджетной политики
 области

Исполнители Программы

- органы исполнительной власти и государственные органы Белгородской области

Участники Программы

департаменты и управления области, администрации муниципальных районов и городских округов

Цель и задачи Программы

цель:
 повышение эффективности функционирования бюджетного сектора экономики, оптимизация деятельности публично-правовых образований при выполнении государственных (муниципальных) функций и оказании государственных (муниципальных) услуг при обеспечении финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе. Задачи:

1. Повышение эффективности системы предоставления
 налоговых льгот на региональном уровне.
 2. Повышение эффективности мероприятий по
 проведению кадастровой оценки земель и
 использованию имущественного комплекса области.
 3. Активизация работы по сокращению имеющейся
 недоимки по платежам в бюджет области.
 4. Обеспечение доступности для финансовых органов
 области информации о выполнении юридическими
 лицами обязательств по уплате налогов и других
 платежей, поступающих в областной и местные
 бюджеты.
 5. Совершенствование функций главных
 администраторов, администраторов доходов
 бюджетной системы, повышение их ответственности
 за начисление, учет и контроль за платежами в
 бюджет.
 6. Формализация системы введения новых
 (увеличения действующих) расходных обязательств.
 7. Совершенствование порядка разработки
 долгосрочных целевых программ области, их
 формирования, реализации и оценки эффективности.
 Внесение изменений в нормативные правовые акты
 области в связи с переходом к формированию
 бюджетов на основе программно-целевого принципа.
 Совершенствование формата ДРОНД. Аналитическое
 представление программной структуры расходов
 областного бюджета на  2013 год.
 8. Стимулирование повышения эффективности
 деятельности органов местного самоуправления.
 9. Усиление контроля на стадии санкционирования
 кассовых выплат. Повышение ответственности
 главных распорядителей, распорядителей,
 получателей за использование средств областного
 бюджета.

10. Стимулирование повышения качества организации
 и осуществления бюджетного процесса в
 муниципальных образованиях области.
 11. Повышение эффективности предоставления
 государственных услуг.
 12. Повышение эффективности государственного
 финансового контроля за счет совершенствования
 механизмов внутреннего финансового контроля.
 13. Совершенствование контроля бюджетных
 учреждений в отношении их финансового состояния и
 хозяйственной деятельности.
 14. Развитие информационной системы управления
 государственными финансами

Сроки и этапы Программы

I этап: 2010 - 2011 годы,
 II этап: 2012 - 2014 годы

Объемы и источники финансирования Программы по годам реализации

Объем финансирования - 61,253 млн. руб., в том числе:
 2010 - 0,95 млн. руб.;

 2011 - 49,344 млн. руб.;

 2012 - 0,959 млн. руб.;

 2013 - 10,0 млн. руб.;

 2014 - 0,0 млн. руб.
 Финансовое обеспечение реализации Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета Белгородской области

Целевые показатели реализации Программы

- реестр налоговых льгот;

 - внесены изменения в постановление правительства
 Белгородской области от 22 июня 2005 года N
 139-пп "О Порядке оценки эффективности
 предоставляемых (планируемых к предоставлению)
 налоговых льгот"
;

 - все действующие налоговые льготы,
 предоставленные в соответствии с региональным
 законодательством о налогах и сборах, имеют
 положительную оценку эффективности в соответствии
 с новым порядком их оценки;

- разработана областная целевая программа
 совершенствования управления областной
 собственностью;

 - утверждены рекомендации по разработке
 муниципальных целевых программ совершенствования
 управления муниципальной собственностью;

 - проведены мероприятия по дальнейшей оптимизации
 состава и структуры государственной собственности
 Белгородской области;

 - внесены изменения в областные нормативные
 правовые акты, регулирующие вопросы
 предоставления в аренду государственного
 имущества Белгородской области;

 - утверждены методические рекомендации по
 совершенствованию деятельности органов местного
 самоуправления в сфере имущественных отношений и
 земельных отношений;

 - отсутствуют неэффективно работающие областные
 государственные унитарные предприятия;

 - отсутствуют земельные участки, отнесенные к
 одной категории земель с аналогичными видами
 разрешенного использования, расположенные на
 одной территории, кадастровая оценка которых в
 расчете на единицу площади отличается более чем в
 1,5 раза;

 - отсутствуют объекты государственной
 собственности, не используемые для обеспечения
 деятельности органов государственной власти
 Белгородской области или предоставления
 государственных услуг физическим и юридическим
 лицам и не сданные в аренду в целях эффективного
 использования для пополнения бюджета;

 - предельный объем накопленной недоимки по
 платежам в областной бюджет по состоянию на 1
 января 2014 года составляет не более 1,5 процента

объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

 - утвержден Порядок организации информационного
 обмена между департаментом финансов и бюджетной
 политики Белгородской области и Управлением
 Федеральной налоговой службы по Белгородской
 области о выполнении юридическими лицами
 обязательств по уплате налогов и других платежей,
 поступающих в областной и местные бюджеты;

 - утвержден Порядок использования информации о
 выполнении юридическими лицами обязательств по
 уплате налогов и других платежей, поступающих в
 областной и местные бюджеты, в бюджетном процессе
 Белгородской области;

 - наличие по состоянию на 1 января 2013 года у
 департамента финансов и бюджетной политики
 Белгородской области, а также муниципальных
 образований Белгородской области информации о
 выполнении юридическими лицами обязательств по
 уплате налогов и других платежей, поступающих в
 областной и местные бюджеты;

 - отклонение фактического объема налоговых
 доходов областного бюджета от плановых назначений
 в соответствии с законом об областном бюджете
 составит в 2013 году не более 8 процентов;

 - утвержден Порядок исполнения функций
 администратора доходов областного бюджета в
 отношении доходов от приносящей доход
 деятельности казенных учреждений;

 - утвержден Порядок контроля исполнения функций
 главных администраторов, администраторов доходов
 областного бюджета, а также ответственность за их
 выполнение;

 - установлена ответственность за выполнение плана
 по мобилизации доходов областного бюджета со

стороны главных администраторов доходов областного бюджета, подконтрольных органам государственной власти Белгородской области;

 - параметры реестра расходных обязательств
 Белгородской области соответствуют параметрам
 Программы улучшения качества жизни населения
 Белгородской области и Стратегии
 социально-экономического развития Белгородской
 области на период до 2025 года;

 - утвержден Порядок принятия решений по введению
 новых (увеличению объема действующих) расходных
 обязательств;

 - внесены изменения в нормативные правовые акты о
 разработке, реализации и оценке долгосрочных
 целевых программ Белгородской области в связи с
 формированием программного бюджета;

 - содержание действующих долгосрочных целевых
 программ области приведено в единый формат;

 - внесены изменения в формат ДРОНД в части
 структуры дерева целей, задач и мероприятий;

 - наличие аналитического представления
 программной структуры расходов областного бюджета
 Белгородской области на 2013 год на
 основе действующей классификации расходов;

 - утверждена программная классификация расходов
 областного бюджета с учетом согласования целевых
 статей расходов с целями, задачами и
 мероприятиями долгосрочных целевых программ,
 ДРОНД и других документов стратегического
 планирования;

 - доля расходов областного бюджета,
 сформированная в виде целевых программ,
 составляет не менее 50 процентов;

 - внесены изменения в постановление Губернатора
 области от 10 июля 2008 года N 84 "Об оценке

эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" в части вопросов, связанных с бюджетным процессом;

 - средняя оценка эффективности деятельности
 органов местного самоуправления муниципальных
 образований (в % к 2010 году) составит не менее
 120 процентов;

 - утверждены нормативные правовые акты
 Белгородской области в сфере контроля на стадии
 санкционирования кассовых выплат;

 - отсутствие в 2012 - 2013 годах расходов
 областного бюджета, признанных нецелевыми;

 - утвержден Порядок проведения мониторинга
 качества организации и осуществления бюджетного
 процесса в муниципальных образованиях области;

 - средняя оценка качества организации и
 осуществления бюджетного процесса муниципальных
 образований (в процентах к 2010 году) составит не
 менее 120 процентов;

 - утверждены Положения об осуществлении органами
 исполнительной власти области (государственными
 органами) функций и полномочий учредителя
 областного бюджетного учреждения;

 - утверждены методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг Белгородской области;

- утверждено Положение о формировании и
 финансовом обеспечении выполнения
 государственного задания государственными
 учреждениями Белгородской области;

 - утвержден Порядок определения объема и условий
 предоставления субсидий из областного бюджета
 бюджетным учреждениям Белгородской области на
 возмещение нормативных затрат, связанных с
 оказанием ими государственных услуг, в
 соответствии с государственными заданиями,
 выполнением работ, и на иные цели;

 - утвержден Порядок осуществления бюджетными
 учреждениями области полномочий исполнительных
 органов государственной власти Белгородской
 области (государственных органов области) по
 исполнению публичных обязательств перед
 физическими лицами, подлежащих исполнению в
 денежной форме, Порядок финансового обеспечения
 их осуществления;

 - доля автономных учреждений от общего числа
 областных учреждений составит не менее 10
 процентов;

 - отсутствие главных распорядителей бюджетных
 средств, своевременно не принявших все
 нормативные акты, необходимые для обеспечения
 функционирования учреждений в новых правовых
 формах;

 - утвержден Порядок осуществления внутреннего
 финансового контроля в Белгородской области;

 - утвержден Порядок осуществления внутреннего
 финансового контроля казенных учреждений;

- утвержден Порядок осуществления внутреннего
 финансового контроля бюджетных и автономных
 учреждений;

 - внесены изменения в нормативные правовые акты
 Белгородской области с ц елью устранения
 противоречий и расхождений с порядками
 осуществления внутреннего финансового контроля
 государственных учреждений;

 - внесены изменения в существующие нормативные
 правовые акты в части контроля финансового
 состояния и хозяйственной деятельности бюджетных
 и автономных учреждений;

 - отсутствие к 2012 году бюджетных и автономных
 учреждений, финансовое состояние которых по
 результатам мониторинга признано
 неудовлетворительным;

 - наличие единой интегрированной информационной
 системы управления региональными и муниципальными
 финансами на базе автоматизированной системы
 департамента финансов и бюджетной политики
 области;

 - доля запросов ГРБС, ПБС, обработанных в
 электронной форме, составит не менее 95
 процентов;

Основные понятия и сокращения


В Программе применяются следующие сокращения;

БОР - бюджетирование, ориентированное на результат;

ГРБС - главный распорядитель (главные распорядители) бюджетных средств;

ДРОНД - доклад о результатах и основных направлениях деятельности;

МРГ - межведомственная рабочая группа.

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


На протяжении более чем 15 лет в Российской Федерации на всех уровнях бюджетной системы шел активный процесс реформирования государственного и муниципального сектора экономики. Если в начале реформ, в конце 90-х - начале 2000-х годов, основной акцент был сделан на четком соблюдении бюджетного законодательства, безусловном соблюдении бюджетных обязательств, разграничении расходных полномочий между уровнями бюджетной системы и ликвидации нефинансируемых мандатов, то после вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятия Федеральных законов от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основной акцент реформ переместился на проблемы эффективности функционирования государственного и муниципального сектора экономики.

Целью дальнейшего реформирования бюджетного процесса стало создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В рамках концепции "управления результатами" бюджет должен формироваться исходя из целей и планируемых результатов государственной и муниципальной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание должно уделяться обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Должна быть расширена самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.), приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.

Процессы реформирования шли по следующим направлениям:

- реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;

- выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

- совершенствование среднесрочного финансового планирования;

- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

- упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Одновременно с бюджетной реформой в Российской Федерации проходит административная реформа.

Вместе с тем, после проведения реформ в бюджетном секторе на всех уровнях бюджетной системы сохраняются существенные недостатки, связанные, в том числе, с недостаточной глубиной и зачастую формальным подходом к внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

В той или иной степени с подобными проблемами столкнулись все субъекты Российской Федерации.

К ключевым проблемам бюджетного сектора можно отнести следующие:

- слабая связь бюджетного и стратегического планирования;

- отсутствие стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов;

- несоответствие современным требованиям системы финансового контроля;

- сохранение отдельных нефинансируемых мандатов;

- нестабильность доходной базы регионального и местных бюджетов и отсутствие экономических стимулов к ее расширению со стороны администраций субъекта и муниципальных образований.

Для содействия процессам реформирования на региональном уровне в 2004 году был создан Фонд Реформирования Региональных Финансов (ФРРФ), в дальнейшем трансформированный в Фонд Реформирования Региональных и Муниципальных финансов (ФРРМФ). На протяжении последних лет Белгородская область активно участвовала в реформировании системы управления общественными финансами, реализуя мероприятия бюджетной реформы, административной реформы, реформы гражданской службы. В 2004 году Белгородская область была одним из победителей конкурса программ реформирования региональных и муниципальных финансов и получила соответствующие субсидии из федерального бюджета. По программе реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области было принято постановление правительства Белгородской области от 4 ноября 2004 г. N 155-пп "Об утверждении программы реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области".

Основной целью реформы системы управления общественными финансами Белгородской области было повышение эффективности использования бюджетных средств, подразумевающее:

- повышение качества предоставляемых бюджетных услуг;

- снижение затрат на предоставление бюджетных услуг и выполнение функций государства.

Для достижения данной комплексной цели предполагалось осуществить:

- реформу бюджетного процесса;

- реформу системы межбюджетных отношений;

- реформу государственного сектора.

Особое внимание при проведении реформ в Белгородской области было уделено внедрению инструментов БОР, а также реформированию системы предоставления государственных (муниципальных) услуг юридическим и физическим лицам. Было принято постановление правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года". Все указанные мероприятия позволили вывести систему управления общественными финансами области на качественно новый уровень.

В частности, в рамках внедрения принципов БОР в Белгородской области были реализованы следующие меры:

- разработан перечень предоставляемых бюджетных услуг;

- разработаны формализованные показатели результатов деятельности субъектов общественного сектора;

- разработаны показатели востребованности бюджетных услуг и показатели результативности деятельности субъектов бюджетного процесса при планировании расходов бюджета.

В рамках реформирования межбюджетных отношений в Белгородской области были реализованы мероприятия по следующим направлениям:

- упорядочение отношений между уровнями бюджетной системы в Белгородской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»