ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2010 года N 446-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА"
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 16.05.2011 года N 182-пп, НГР: ru31000201100224;
Постановление правительства Белгородской области от 04.06.2012 года N 235-пп, НГР: ru31000201200295;
Постановление правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 521-пп, НГР: ru31000201200760;
Постановление правительства Белгородской области от 12.08.2013 года N 328-пп, НГР: ru31000201300428}
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Повышение эффективности бюджетных расходов Белгородской области на период до 2013 года" (далее - Программа, прилагается).
2. Определить координатором Программы департамент финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.).
3. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.), органам исполнительной власти, государственным органам области руководствоваться Программой, утвержденной в пункте 1 настоящего постановления, при формировании и организации исполнения областного бюджета, а также при подготовке проектов областных законов и иных нормативных правовых актов области.
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям Программы, утвержденной в пункте 1 настоящего постановления, и при формировании местных бюджетов ежегодно предусматривать выделение ассигнований на реализацию мероприятий программ.
5. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) производить финансирование мероприятий Программы в пределах ассигнований, утвержденных по соответствующим отраслям в областном бюджете на 2010 - 2012 годы.
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования в 2011 - 2013 годах подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
{в редакции постановления правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 521-пп}
6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.).
О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 апреля начиная с 2011 года, об исполнении - к 1 апреля 2014 года.
Губернатор Белгородской области Е. Савченко
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 16.05.2011 года N 182-пп, НГР: ru31000201100224;
Постановление правительства Белгородской области от 04.06.2012 года N 235-пп, НГР: ru31000201200295;
Постановление правительства Белгородской области от 17.12.2012 года N 521-пп, НГР: ru31000201200760}
Наименование Программы | долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов Белгородской области на период до 2014 года" (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | |
Государственный заказчик Программы | правительство Белгородской области |
Представитель государственного заказчика (координатор) Программы | департамент финансов и бюджетной политики области |
Ф.И.О., должность руководителя Программы | Боровик В.Ф., заместитель Губернатора области -начальник департамента финансов и бюджетной политики области |
Разработчики Программы | - ООО "Центр фискальной политики"; |
Исполнители Программы | - органы исполнительной власти и государственные органы Белгородской области |
Участники Программы | департаменты и управления области, администрации муниципальных районов и городских округов |
Цель и задачи Программы | цель: |
1. Повышение эффективности системы предоставления | |
10. Стимулирование повышения качества организации | |
Сроки и этапы Программы | I этап: 2010 - 2011 годы, |
Объемы и источники финансирования Программы по годам реализации | Объем финансирования - 61,253 млн. руб., в том числе: |
Целевые показатели реализации Программы | - реестр налоговых льгот; |
- разработана областная целевая программа | |
объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета; | |
стороны главных администраторов доходов областного бюджета, подконтрольных органам государственной власти Белгородской области; | |
эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" в части вопросов, связанных с бюджетным процессом; | |
- утверждено Положение о формировании и | |
- утвержден Порядок осуществления внутреннего |
В Программе применяются следующие сокращения;
БОР - бюджетирование, ориентированное на результат;
ГРБС - главный распорядитель (главные распорядители) бюджетных средств;
ДРОНД - доклад о результатах и основных направлениях деятельности;
МРГ - межведомственная рабочая группа.
На протяжении более чем 15 лет в Российской Федерации на всех уровнях бюджетной системы шел активный процесс реформирования государственного и муниципального сектора экономики. Если в начале реформ, в конце 90-х - начале 2000-х годов, основной акцент был сделан на четком соблюдении бюджетного законодательства, безусловном соблюдении бюджетных обязательств, разграничении расходных полномочий между уровнями бюджетной системы и ликвидации нефинансируемых мандатов, то после вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятия Федеральных законов от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основной акцент реформ переместился на проблемы эффективности функционирования государственного и муниципального сектора экономики.
Целью дальнейшего реформирования бюджетного процесса стало создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
В рамках концепции "управления результатами" бюджет должен формироваться исходя из целей и планируемых результатов государственной и муниципальной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание должно уделяться обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Должна быть расширена самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.), приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.
Процессы реформирования шли по следующим направлениям:
- реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;
- выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- совершенствование среднесрочного финансового планирования;
- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
- упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Одновременно с бюджетной реформой в Российской Федерации проходит административная реформа.
Вместе с тем, после проведения реформ в бюджетном секторе на всех уровнях бюджетной системы сохраняются существенные недостатки, связанные, в том числе, с недостаточной глубиной и зачастую формальным подходом к внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).
В той или иной степени с подобными проблемами столкнулись все субъекты Российской Федерации.
К ключевым проблемам бюджетного сектора можно отнести следующие:
- слабая связь бюджетного и стратегического планирования;
- отсутствие стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов;
- несоответствие современным требованиям системы финансового контроля;
- сохранение отдельных нефинансируемых мандатов;
- нестабильность доходной базы регионального и местных бюджетов и отсутствие экономических стимулов к ее расширению со стороны администраций субъекта и муниципальных образований.
Для содействия процессам реформирования на региональном уровне в 2004 году был создан Фонд Реформирования Региональных Финансов (ФРРФ), в дальнейшем трансформированный в Фонд Реформирования Региональных и Муниципальных финансов (ФРРМФ). На протяжении последних лет Белгородская область активно участвовала в реформировании системы управления общественными финансами, реализуя мероприятия бюджетной реформы, административной реформы, реформы гражданской службы. В 2004 году Белгородская область была одним из победителей конкурса программ реформирования региональных и муниципальных финансов и получила соответствующие субсидии из федерального бюджета. По программе реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области было принято постановление правительства Белгородской области от 4 ноября 2004 г. N 155-пп "Об утверждении программы реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области".
Основной целью реформы системы управления общественными финансами Белгородской области было повышение эффективности использования бюджетных средств, подразумевающее:
- повышение качества предоставляемых бюджетных услуг;
- снижение затрат на предоставление бюджетных услуг и выполнение функций государства.
Для достижения данной комплексной цели предполагалось осуществить:
- реформу бюджетного процесса;
- реформу системы межбюджетных отношений;
- реформу государственного сектора.
Особое внимание при проведении реформ в Белгородской области было уделено внедрению инструментов БОР, а также реформированию системы предоставления государственных (муниципальных) услуг юридическим и физическим лицам. Было принято постановление правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года". Все указанные мероприятия позволили вывести систему управления общественными финансами области на качественно новый уровень.
В частности, в рамках внедрения принципов БОР в Белгородской области были реализованы следующие меры:
- разработан перечень предоставляемых бюджетных услуг;
- разработаны формализованные показатели результатов деятельности субъектов общественного сектора;
- разработаны показатели востребованности бюджетных услуг и показатели результативности деятельности субъектов бюджетного процесса при планировании расходов бюджета.
В рамках реформирования межбюджетных отношений в Белгородской области были реализованы мероприятия по следующим направлениям:
- упорядочение отношений между уровнями бюджетной системы в Белгородской области;