ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 ноября 2004 года N 155-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Белгородской области от 14.06.2022 N 356-пп, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 15.06.2022).
____________________________________________________________________
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 10.02.2006 года N 38-пп, НГР: ru31000200600046}
В связи с необходимостью осуществления реформирования принципов и механизмов функционирования органов государственной власти и приведения их в соответствие с происходящими изменениями в экономике и социальной сфере, а также в целях повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, улучшения качества жизни населения и повышения удовлетворенности граждан деятельностью органов государственного управления Белгородской области правительство области постановляет:
1. Утвердить Программу реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области (прилагается).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области (Боровик В.Ф.).
О ходе исполнения постановления информировать ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за кварталом.
Губернатор Белгородской области Е. Савченко
Программа реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области
Актуальность разработки и принятия настоящей Программы вызвана необходимостью существенных изменений принципов и механизмов функционирования органов государственной власти в связи с происходящими изменениями в экономике и социальной сфере, проводимыми реформами государственного управления на федеральном уровне.
Основной смысл реформ, проводимых в рамках реализации настоящей Программы, заключается в росте качества жизни населения, повышении удовлетворенностью граждан деятельностью государства, повышении эффективности использования бюджетных ресурсов при выполнении задач, стоящих перед органами государственной власти.
Основным способом достижения поставленных целей является практическая реализация принципов ответственной бюджетной политики и выполнение мероприятий, запланированных в рамках настоящей Программы.
Программа разработана правительством Белгородской области. Координация подготовки и общий свод Программы осуществлялись департаментом финансов и бюджетной политики Белгородской области. В ходе подготовки Программы было организовано обсуждение ее основных положений со всеми задействованными подразделениями органов исполнительной власти области.
Программа разработана в развитие положений Концепции реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области. Концепция была вынесена на обсуждение органов законодательной власти области и была одобрена постановлением областной Думы от 28 октября 2004 года N 34-19-111 "О концепции реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области".
Концепция прошла согласование с муниципальными образованиями Белгородской области.
Проект Программы реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области прошел обсуждение и получил рекомендации на заседании Общественной палаты при губернаторе Белгородской области 02 ноября 2004 года.
Программа является приложением к заявке на участие Белгородской области в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Белгородская область была образована 6 января 1954 г. В настоящее время область входит в состав Центрального федерального округа Российской Федерации и является пограничной с Украиной.
Численность населения области на 01.01.2004 г. составила 1 513,1 тыс. чел., в т.ч. городского - 991 тыс. чел. (65,5%), сельского - 522,1 тыс. чел. (34,5%). Численность экономически активного населения в области в 2003 г. составила 726,3 тыс. чел. (48% от общей численности населения).
В 2003 г. на Белгородскую область приходилось 0,9% общероссийской продукции промышленности и 2,1% продукции сельского хозяйства.
В валовом региональном продукте Белгородской области основную роль играет промышленность (35,2% ВРП области в 2003 г., или 50,9% выпуска товаров и услуг).
Вследствие достаточно высокой обеспеченности региона минеральными ресурсами (выявлены и в разной степени разведаны порядка 400 месторождений полезных ископаемых: железных руд, бокситов, апатитов, мела, песка, глин и пр.) в области широко развита горнодобывающая промышленность и производство стройматериалов. Самые крупные недропользователи - ОАО "Лебединский ГОК", ОАО "Стойленский ГОК" и ОАО "Комбинат "КМАруда". В области зарегистрировано около 100 организаций строительной индустрии, которые добывают и перерабатывают общераспространенные полезные ископаемые.
Ведущее место в структуре промышленного производства принадлежит следующим отраслям:
черная металлургия (38,7% промышленной продукции в 2003 г.);
пищевая промышленность (21,6%);
электроэнергетика (9,7%);
машиностроение и металлообработка (13,4%);
промышленность строительных материалов (8,5%).
Инвестиции в основной капитал в Белгородской области в среднем на душу населения (9,8 тыс. рублей в 2003 г.) существенно ниже как среднероссийского показателя (15,1 тыс. рублей в 2003 г.), так и среднего показателя по ЦФО (14,1 тыс. рублей в 2003 г.)
Наибольший объем инвестиций направляется в сельское хозяйство, транспорт и связь. В то же время что касается иностранных инвестиций, то наибольшая часть средств вкладывается в черную металлургию.
Для Белгородской области характерен достаточно низкий уровень доходов населения.
Средняя номинальная заработная плата в области в 2003 г. составила 4 468,6 рублей, в то время как в среднем по России этот показатель составил 5 498,5 рублей;
Денежные доходы в среднем на душу населения области в 2003 г. составили 3 357 рублей, в то время как среднероссийский показатель составил 5115 рублей.
Учитывая относительно невысокий уровень ряда ключевых показателей социально-экономического развития региона, можно сделать вывод о том, что Белгородская область находится в более жестких бюджетных ограничениях по сравнению со многими другими субъектами Российской Федерации:
невысокий уровень доходов населения повышает значимость предоставления бюджетных услуг;
относительно невысокий уровень доходов консолидированного бюджета региона приводит к необходимости более эффективно использовать бюджетные средства с целью достижения необходимого результата с минимально возможными затратами.
Существующая в настоящее время система управления общественными финансами региона имеет значительные резервы повышения эффективности использования средств, обусловленные следующими факторами:
отсутствует четкая система целеполагания и постановки задач, для решения которых расходуются бюджетные средства;
основным принципом финансирования в настоящее время является поддержание функционирования сложившейся сети бюджетных учреждений и органов власти, при этом целесообразность деятельности этих учреждений и органов власти в том виде, в котором она осуществляется, не анализируется;
отсутствует анализ потребностей и предпочтений потребителей бюджетных услуг.
Подобная ситуация приводит к тому, что бюджетные услуги населению предоставляются так, как это сложилось за предшествовавшие годы существования системы. При этом ни анализ потребностей потребителей бюджетных услуг, ни анализ их удовлетворенности не проводятся. В таких условиях вполне вероятна ситуация, когда ресурсы расходуются неэффективно, и при сохранении существующего объема финансирования можно было бы добиться более высокой степени удовлетворенности потребителей.
Отсутствует эффективная система стимулирования субъектов бюджетного процесса.
Поскольку отсутствует четкое понимание целей, на которые расходуются бюджетные средства, невозможно оценить, насколько хорошо работают те или иные ведомства, те или иные учреждения. При этом затруднена не только внешняя оценка, но и внутренняя самооценка.
Субъекты бюджетного процесса не заинтересованы и не могут планировать собственную деятельность на достаточно длительный период времени и повышать эффективность своего функционирования (в случае снижения затрат на выполнение какой-либо функции, снижается и общее финансирование, хотя в ряде случаев более эффективно было бы сохранить эти средства в распоряжении этого субъекта бюджетного процесса).
Т.е. существующее устройство бюджетного процесса оказывает дестимулирующее воздействие на его субъектов.
Отсутствует четко налаженная система взаимодействия между различными уровнями бюджетной системы.
До последнего времени полномочия и ответственность между уровнями бюджетной системы были распределены недостаточно четко, вследствие чего решения, принимаемые на одном уровне, должны были выполняться усилиями органов власти нижестоящего уровня, у которых зачастую отсутствовала как соответствующая информация, так и необходимые ресурсы.
Реформа системы межбюджетных отношений, реализуемая на федеральном уровне, положила начало упорядочению процесса взаимодействия между уровнями бюджетной системы. В то же время необходимо проделать значительный объем работы с тем, чтобы эти нововведения начали работать на региональном и местном уровнях. Старая (неэффективная, но работавшая) система межбюджетных отношений постепенно становится нелегитимной, а для создания новой (эффективной и работающей) системы требуются значительные усилия.
Создаваемый новый уровень бюджетный системы (поселения) не обеспечен кадровыми, техническими и методическими ресурсами.
Формирование нового уровня бюджетной системы при отсутствии необходимых технологий и кадров создаст существенную угрозу ухудшения общей эффективности функционирования бюджетной системы области, т.к. формальная передача ряда функций и полномочий не будет подкреплена реальной возможностью их осуществления. Поэтому необходимо проделать большую работу на областном и муниципальном уровне для минимизации данного риска.
Основной целью реформы системы управления общественными финансами Белгородской области является повышение эффективности использования бюджетных средств, подразумевающее:
повышение качества предоставляемых бюджетных услуг;
снижение затрат на предоставление бюджетных услуг и выполнение функций государства.
Для достижения данной комплексной цели, а также учитывая те недостатки системы управления общественными финансами Белгородской области, которые были перечислены выше, необходимо провести реформу трех основных составляющих системы управления общественными финансами:
реформу бюджетного процесса;
реформу системы межбюджетных отношений;
реформу государственного сектора.
Кроме того, необходимо осуществить значительные изменения в ряде других сфер деятельности органов государственной власти, результатом которых должно стать повышение качества и эффективности управления общественными финансами Белгородской области.
Реформа бюджетного процесса в Белгородской области будет направлена на внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
В рамках внедрения принципов БОР Белгородская область планирует реализовать следующие меры:
1. Разработать перечень предоставляемых бюджетных уст/г (мероприятие А1).
Разработка подобного перечня позволит добиться следующих результатов:
повысит информированность потребителей бюджетных услуг;
повысит ответственность органов власти и поставщиков бюджетных услуг;
создаст предпосылки для обеспечения единого уровня обслуживания населения и предоставления бюджетных услуг на территории области.
2. Разработать формализованные показатели результатов деятельности субъектов общественного сектора (органов государственной власти и бюджетных учреждений) (мероприятие А4, мероприятие В1, мероприятие В2).
Разработка формализованных показателей позволит как самим ведомствам и учреждениям, так и внешним субъектам (прежде всего, финансирующим органам и населению) более четко понимать цели и задачи, которые должны быть достигнуты при соблюдении определенных ресурсных (прежде всего, временных и финансовых) ограничений.
Показатели результатов деятельности должны быть напрямую увязаны с перечнем бюджетных услуг и стандартами их качества. Должны быть четко определены полномочия и ответственность органов государственной власти и их руководителей за обеспечение предоставления той или иной бюджетной услуги. Только в этом случае все бюджетные услуги будут предоставляться в требуемом объеме и надлежащего качества.
3. Использовать показатели востребованности бюджетных услуг и показатели результативности деятельности субъектов бюджетного процесса при планировании расходов бюджета (мероприятие А1).
Установление зависимости бюджетного финансирования от эффективности деятельности того или иного ведомства, а также от востребованности этой деятельности со стороны потребителей бюджетных услуг позволит более рационально использовать ограниченные ресурсы и повысить удовлетворенность потребителей бюджетных услуг.
4. Расширить временной горизонт бюджетного планирования (мероприятие В3).
Расширение временного горизонта бюджетного планирования позволит Белгородской области ставить и решать более амбициозные задачи, выходящие за рамки одного бюджетного года, а также окажет стимулирующее воздействие на субъекты бюджетного процесса, повысит их самостоятельность и ответственность. Для достижения этой задачи необходимо усовершенствовать структуру и статус принимаемых перспективных финансовых планов Белгородской области, использовать их как полноценный инструмент бюджетного планирования.