Ребенок 21 века формируется как личность в медианасыщенной среде, будучи подверженным мощному информационному воздействию. Причем вместо получения пространных, взаимосвязанных, систематизированных информационных "полос" он сталкивается с короткими "вспышками информации" - аудиовизуальными клипами, числовыми рядами, новостными текстами, которые не укладываются в прежние границы представлений и знаний. В итоге встает необходимость адаптировать получаемую информацию к собственным представлениям, придавать ей смысловую стройность. В такой ситуации социальная успешность ребенка оказывается сопряжена не столько с владением неким объемом знаний или открытым доступом к информационным ресурсам, сколько со способностью свободного поиска информации, ее критического и творческого осмысления, создания новых информационных продуктов.
Современная технологическая экономика региона требует от образования переориентации обучения и воспитания с поощрения подражания, копирования и послушания к развитию креативности, индивидуальности обучающихся, активному применению ими теоретических знаний на практике. Для преодоления этого вызова школам необходимо обеспечить эффективность обучения математике и естественным наукам, так как именно они являются главным фактором формирования технологической компетентности. При этом на уровне региона принципиально меняется и изучение предмета учебного плана "Технология", самостоятельным модулем которого становится профессиональная подготовка обучающихся.
В рамках разрешения противоречия также необходимо создание дополнительных образовательных программ нового поколения, содержащих разные уровни сложности для групп детей и отдельных обучающихся, отвечающих социально-культурным особенностям региона, обращающихся к прошлому социальному опыту и сориентированных при этом на формирование умений жить и трудиться в новых динамично развивающихся социально-экономических и экологических условиях.