Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2009 года N 357-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ

{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление правительства Белгородской области от 20.12.2010 года N 445-пп, НГР: ru31000201000500}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 21.12.2009 года N 385-пп, НГР: ru31000200900480;
Постановление правительства Белгородской области от 09.08.2010 года N 262-пп, НГР: ru31000201000308;
Постановление правительства Белгородской области от 30.10.2010 года N 373-пп, НГР: ru31000201000398}

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий их федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации

{в редакции постановления правительства Белгородской области от 21.12.2009 года N 385-пп}

1. Утвердить Программу стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году (прилагается).

2. Определить управление по труду и занятости населения области (Полевой И.Н.) уполномоченным органом по координации деятельности по стабилизации ситуации на рынке труда, распределению финансовых средств, выделенных на проведение мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области, осуществлению взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

3. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов определить операторов по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения.

{п.3. в редакции постановления правительства Белгородской области от 21.12.2009 года N 385-пп}

4. Департаменту образования, культуры и молодежной политики области (Коврижных Ю.В.) совместно с управлением по труду и занятости населения области проводить работу по организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников).

{п.4. в редакции постановления правительства Белгородской области от 21.12.2009 года N 385-пп}

5. Департаменту экономического развития области (Левченко А.А.) совместно с департаментом здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.) организовать работу по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

6. Управлению по труду и занятости населения области, ГУ "Центр занятости населения" городов и районов области совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого предпринимательства (Шарова Т.Л.) осуществлять взаимодействие в организации предпринимательской деятельности безработных граждан.

7. Департаменту экономического развития области утвердить перечни:

- предприятий и организаций, на которых будут организованы общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения,

- предприятий и организаций, работники которых будут проходить стажировку, опережающее обучение,

- предприятий и организаций, на которых будут оснащены специальным оборудованием рабочие места для инвалидов,

и осуществлять их корректировку в зависимости от сложившейся ситуации на рынке труда.

{п.7. в редакции постановления правительства Белгородской области от 21.12.2009 года N 385-пп}

8. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) обеспечить софинансирование Программы стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году пропорционально выделению федеральных средств в размере 18,84 млн. (восемнадцать миллионов восемьсот сорок тысяч) рублей за счет средств, предусмотренных законом области "Об областном бюджете на 2010 год.

{п.8. в редакции постановления правительства Белгородской области от 21.12.2009 года N 385-пп}

9. Департаменту экономического развития области совместно с управлением по труду и занятости населения области в срок до 30 декабря 2009 года разработать и представить на утверждение правительства области проект постановления правительства области о внесении изменений в постановление правительства области от 10 февраля 2009 года N 44-пп "Об утверждении Порядка финансирования мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области.

{п.9. в редакции постановления правительства Белгородской области от 21.12.2009 года N 385-пп}

10. Управлению по труду и занятости населения области совместно с информационно аналитическим управлением аппарата губернатора области (Гармашев А.А.) разработать медиа-проект информационного сопровождения Программы стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году и обеспечить его реализацию.

11. Признать утратившими силу с 1 января 2010 года постановления правительства области:

- от 12 января 2009 года N 1-пп "Об утверждении программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2009 году";

- от 8 июня 2009 года N 184-пп "О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 12 января 2009 года N 1-пп";

- от 29 сентября 2009 года N " 316-пп "О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 12 января 2009 года N 1-пп".

12. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент экономического развития области (Левченко А.А.).

13. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

Утверждена
постановлением правительства
Белгородской области
от 16 ноября 2009 г.
N 357-пп


{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Белгородской области от 21.12.2009 года N 385-пп;

Постановление правительства Белгородской области от 09.08.2010 года N 262-пп;

Постановление правительства Белгородской области от 30.10.2010 года N 373-пп}

Программа стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году

Паспорт Программы стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году


Наименование Программы

Программа стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

правительство Белгородской области

Разработчик Программы

управление по труду и занятости населения Белгородской области

Цели и задачи Программы

цель Программы - стабилизация ситуации на рынке труда Белгородской области:
  - обеспечение временной занятости граждан, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время, безработных граждан, выпускников учреждений профессионального образования, предоставление им материальной поддержки в виде временного заработка;

  - направление на стажировку выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

  - содействие трудоустройству инвалидов;

  - содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

  - организация опережающего обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения.
  Задачи Программы:
  - смягчение отрицательных последствий дисбаланса рынка труда;

  - сохранение мотивации к труду у граждан, находящихся в поиске работы;

  - расширение возможностей трудоустройства в населенных пунктах с неблагоприятной ситуацией на рынке труда;

  - выполнение комплекса работ, имеющих социальную значимость для муниципальных образований области;

  - улучшение социальной обстановки на территориях муниципальных образований

Срок реализации Программы

2010 год

Перечень основных мероприятий Программы

- организация опережающего профессионального обучения работников в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников;

  - организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы массового увольнения, признанных в установленном порядке безработных граждан и граждан, ищущих работу;

  - стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений;

  - содействие трудоустройству инвалидов;

  - содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

  - информационное сопровождение Программы

Исполнители Программы

департаменты экономического развития, агропромышленного комплекса, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области, управление по труду и занятости населения области, органы местного самоуправления, работодатели

Объем средств и источники финансирования Программы

всего - 692,47 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет – 657,83 млн. рублей, консолидированный бюджет области – 34,64 млн. рублей

Показатели результативности Программы

Трудоустроить в 2010 году на временные работы 24121 человека, 1000 выпускников учреждений профессионального образования направить на стажировку, оказать финансовую помощь на организацию собственного дела 3432 безработным гражданам и создание 500 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, охватить опережающим обучением 950 человек, находящихся под риском увольнения, из них 190 человек останутся работать на прежних предприятиях, 760 человек будут подготовлены для работы на новых рабочих местах и перераспределены на предприятия других видов экономической деятельности, включая предприятия малого и среднего бизнеса, трудоустроить 100 инвалидов на специальные рабочие места. Уровень регистрируемой безработицы не  превысит 1,64 процента от численности экономически активного населения.

Организация управления Программой и контроль за ее исполнением

уполномоченным органом по реализации Программы является управление по труду и занятости населения области. Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент экономического развития области с информированием губернатора и правительства области

1. Анализ ситуации на рынке труда Белгородской области в 2009 году


В 2009 году ситуация на региональном рынке труда формировалась под влиянием негативного воздействия на экономику области мирового финансово-экономического кризиса.

Особенно заметно эти явления проходили в промышленном секторе, который является важной составляющей экономики области. Снижены объемы и темпы работ на ряде горнодобывающих предприятий, предприятий машиностроения, в том числе ориентированного на сельскохозяйственную деятельность, промышленности строительных материалов. Уровень производства за 9 месяцев 2009 года не достиг уровня соответствующего периода 2008 года на предприятиях текстильного и швейного производства (60,4 процента), деревообрабатывающего производства (60 процентов), производства электрооборудования (59 процентов), производства транспортных средств и оборудования (31 процент).

Объем работ по виду деятельности "строительство" за январь - сентябрь 2009 года был на 30,3 процента ниже аналогичного периода 2008 года. Наблюдалось уменьшение потребительского спроса в розничной торговле и сокращение объемов внешнеторговых операций. Грузооборот организаций транспорта за январь - сентябрь 2009 года снизился по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 23,1 процента. Снижена инвестиционная активность предприятий по реализации начатых и планируемых инвестиционных проектов. Убытки в сумме 9,1 млрд. рублей за восемь месяцев 2009 года получили 33,1 процента организаций области.

Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в августе 2009 года составило 425,3 тыс. человек и было меньше, чем в августе 2008 года, на 2,5 процента.

Размер начисленной реальной средней заработной платы (рост заработной платы, скорректированный с учетом изменения сводного индекса потребительских цен) в августе 2009 года по сравнению с августом 2008 года уменьшился на 8,5 процента.

Задолженность по заработной плате на 1 октября 2009 года имелась перед 2281 работником, из них 1136 человек - работники организаций сельского хозяйства, 780 человек - организаций обрабатывающих производств. Согласно оперативному мониторингу численность работников крупных и средних предприятий области, занятых неполное рабочее время по инициативе администрации, в I квартале т.г. достигала 29 тыс. человек. Ежемесячно порядка 2,5 тыс. человек находились в отпусках без сохранения заработной платы.

В январе - сентябре 2009 года из-за сложных экономических условий более 300 предприятий вынуждены были частично или полностью свернуть свою деятельность.

По сведениям ГУ "Центр занятости населения" городов и районов области за девять месяцев 2009 года с предприятий и организаций области высвобождены в связи с сокращением штатов, реорганизацией либо ликвидацией предприятий 7,3 тыс. человек, что на 2,4 тыс. человек (50,6 процента) больше, чем за тот же период прошлого года. Еще более 3 тыс. человек могут потерять работу в IV квартале 2009 года.

Число граждан, обратившихся в службу занятости за девять месяцев 2009 года, в 1,5 раза превышает прошлогодний уровень - 108,8 тыс. человек против 70,0 тыс. человек.

Потребность в кадрах, заявленная работодателями в службу занятости, в отчетном периоде была на 9,1 тыс. единиц больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (70,3 тыс. единиц против 61,2 тыс. единиц). Однако доля вакансий по рабочим профессиям в отчетном периоде составила 87,6 процента против 84 процентов в соответствующем периоде прошлого года, что обострило структурный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда области и затруднило процесс трудоустройства граждан, претендующих на должность специалистов или служащих. Содействие в трудоустройстве в текущем году смогли получить только 58,2 процента граждан, обратившихся в службу занятости, против 71,6 процента граждан в соответствующем периоде прошлого года.

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного Белгородстатом, наибольшая численность безработных в регионе была отмечена в мае т.г. - 41,2 тыс. человек. Уровень общей безработицы составлял 5,1 процента (в мае 2008 года - 26,3 тыс. человек и 3,4 процента соответственно).

Пик роста числа зарегистрированных безработных был зафиксирован в марте 2009 года, когда количество безработных составило 14,7 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы увеличился с 1,39 процента по состоянию на 1 января 2009 года до 1,94 процента по состоянию на 1 апреля 2009 года - это в два раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (1,94 процента против 0,95 процента).

В мае т.г. появились некоторые признаки ослабления давления на рынок труда области - замедлился рост численности вновь зарегистрированных безработных, наблюдался рост заявленных работодателями вакансий.

Реализация мероприятий Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2009 году способствовала снижению социальной напряженности и повышению гарантий в сфере занятости.

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, по состоянию на 1 октября 2009 года составила 13,3 тыс. человека, уровень регистрируемой безработицы - 1,64 процента.

В сентябре 2009 года коэффициент напряженности (отношение численности незанятых граждан, состоящих на учете в службе занятости, к числу вакансий, заявленных в службу занятости) на регистрируемом рынке труда в среднем по области был равен 1,2 человек/место. Однако в некоторых сельских территориях этот показатель колебался в пределах от 5 до 11 человек/место.

По оценке специалистов, к концу 2009 года предприятия, вид деятельности которых относится к обрабатывающему производству, добыче полезных ископаемых и строительству, попадают в зону повышенного риска.

Кроме того, из 16,7 тыс. человек, проживающих в сельской местности и работающих вахтовым методом за пределами области, за прошедший период вернулись на постоянное место жительства 2,5 тысячи человек. Из них 730 человек (29,2 процента) обратились в службу занятости, 383 - поставлены на учет и получают пособие по безработице. Продолжающееся высвобождение работающих граждан и прекращение реализации программных мероприятий будут способствовать ухудшению ситуации в сфере занятости региона.

По оценке специалистов, к концу 2009 года число граждан, высвобожденных с предприятий и организаций области, может увеличиться до 10 тыс. человек. Численность работников, находящихся под риском увольнения, в 2010 году может колебаться от 15 до 25 тыс. человек. Численность граждан, потерявших работу по различным причинам, составит 107 - 110 тыс. человек. В итоге среднесписочная численность граждан, занятых в экономике области в 2010 году, может уменьшиться до 652,6 тыс. человек (приложение N 3).

Разработка Программы стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году призвана смягчить влияние негативных последствий мирового финансового кризиса на экономику области и сдержать уровень безработицы в допустимых пределах. Одновременно с этим реализация на территории области федеральных программ позволит минимизировать сокращение граждан, занятых всеми видами экономической деятельности, на 31,46 тыс. человек, в том числе по Программе стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области - на 22,36 тыс. человек, по программе поддержки малого предпринимательства - на 5,0 тыс. человек, в рамках реализации инвестиционных проектов - на 4,1 тыс. человек.

Среднесписочная численность граждан, занятых в экономике области, увеличится до 684,1 тыс. человек. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, снизится до 13,3 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составит 1,7 процента (приложение N 2).

Системообразующие и градообразующие предприятия


В перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией Российской Федерации по повышению устойчивости развития российской экономики, вошли 23 холдинговые структуры, осуществляющие деятельность на территории области, в том числе областные. В данные структуры входит 145 областных предприятий, два из которых по существующим критериям относятся к градообразующим предприятиям области: ОАО "Лебединский ГОК" и ОАО "Комбинат КМАруда", расположенные на территории города Губкин.

Для анализа текущей ситуации на вышеуказанных предприятиях проводится ежемесячный мониторинг данных по основным финансовым и имущественным показателям. Он свидетельствует о том, что в связи с изменением конъюнктуры рынка наблюдалось снижение объемов производства и реализации продукции на металлургических предприятиях ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", ОАО "Лебединский горно-обогатительный комбинат", ОАО "Стойленский горно-обогатительный комбинат", ОАО "Комбинат КМАруда", на которых приостановлен набор персонала, сокращены рабочие места.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»