Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 2009 года N 1-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ

{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление правительства Белгородской области от 16.11.2009 года N 357-пп, НГР: ru31000200900420}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 08 06 2009 года N 184-пп, НГР: ru31000200900214;
Постановление правительства Белгородской области от 29 09 2009 года N 316-пп, НГР: ru31000200900358}

В целях снижения напряженности ситуации на рынке труда области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить программу по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2009 году (прилагается).

2. Определить уполномоченным органом по координации деятельности по стабилизации ситуации на рынке труда, распределению финансовых средств, выделенных на проведение мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области, осуществлению взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости управление по труду и занятости населения области (Полевой И.Н.).

3. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов определить операторов по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.

4. Департаменту образования, культуры и молодежной политики области (Коврижных Ю.В.) совместно с управлением по труду и занятости населения области (Полевой И.Н.) проводить работу по организации опережающего обучения граждан, находящихся под риском увольнения, а также работающих в режиме неполного рабочего дня (смены), неполной рабочей недели.

5. Управлению по труду и занятости населения (Полевой И.Н.), ГУ "Центр занятости населения" городов и районов совместно с Белгородским областным Фондом поддержки малого предпринимательства (Шарова Т.Л.) осуществлять взаимодействие по содействию в организации предпринимательской деятельности безработным гражданам.

6. Департаменту экономического развития области (Левченко А.А.) утвердить Перечень предприятий и организаций, на которых будут организованы общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, Перечень предприятий и организации, работники которых будут проходить опережающее обучение, и осуществлять их корректировку в зависимости от сложившейся ситуации на рынке труда.

7. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) предусмотреть выделение средств области в 2009 году па реализацию программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в размере пропорционально выделению федеральных средств за счет оптимизации расходов по разделу "Национальная экономика", по строке "малое и среднее предпринимательство" в размере 42,34 млн. (сорок два миллиона триста сорок тысяч) рублей.

{п.7. в редакции постановления правительства Белгородской области от 08 06 2009 года N 184-пп}

{п.7. в редакции постановления правительства Белгородской области от 29 09 2009 года N 316-пп}

8. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) совместно с управлением по труду и занятости населения области (Полевой И.Н.) в срок до 1 февраля 2009 года разработать и представить на утверждение правительства области Порядок финансирования мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области.

9. Информационно - аналитическому управлению аппарата губернатора области (Гармашев А.А.) систематически освещать итоги проведения мероприятий по стабилизации ситуации на рынке труда в средствах массовой информации.

10. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент экономического развития области (Левченко А.А.).

Губернатор Белгородской области Е. Савченко

Утверждена
постановлением правительства
Белгородской области
от 12 января 2009 г.
N 1-пп
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Белгородской области от 08 06 2009 года N 184-пп;
Постановление правительства Белгородской области от 29 09 2009 года N 316-пп}



ПРОГРАММА по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2009 году Белгород 2009 год



ПАСПОРТ программы по стабилизация ситуации на рынке труда Белгородской области и 2009 году

Наименование Программы

Программа по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2009 году (далее - Программа)

Основании для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Государственный заказчик Программы

Правительство Белгородской области.

Разработчик Программы

Управление по труду и занятости населения Белгородской области.

Цели и задачи Программы

Цель программы - стабилизация ситуации на рынке труда Белгородской области:
 -обеспечение временной занятости граждан, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время, безработных граждан, выпускников, предоставление им материальной поддержки в виде временного заработка;

 -содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

 -организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время.
 Задачи Программы:
 -смягчение отрицательных последствий дисбаланса рынка труда;

 -сохранение мотивации к труду у граждан, находящихся в поиске работы;

 -расширение возможностей трудоустройства в населенных пунктах с неблагоприятной ситуацией на рынке труда;
-выполнение комплекса работ, имеющих социальную значимость для муниципальных образований области;

 -улучшение социальной обстановки на территориях муниципальных образований.

Срок реализация Программы

2009 год.

Перечень основных мероприятий Программы

-организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

 - организация общественных работ, временного трудоустройства, безработных граждан, граждан ищущих работу, а также работников о случае угрозы массового увольнения, стажировка выпускников учреждений профессионального образования в целях приобретения опыта работы, -содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Исполин гели Программы

Департаменты экономического развития, агропромышленного комплекса, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области, управление по труду и занятости населения Белгородской области, органы местного самоуправления, работодатели.

Объем средств и источники финансировании Программы

Всего - 846,6млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 804,5 млн. рублей, консолидированный бюджет области 42,3 млн. рублей.

Ожидаемые результаты реализации
 Программы

Трудоустроить в 2009 году на временные работы 36194 человек, 3454 выпускников учреждений профессионального образования направить на стажировку, оказать финансовую помощь на организацию собственного дела 3000 безработным гражданам, охватить опережающим обучение 3500 человек, из них 2800 останутся на предприятиях, 700 трудоустроятся на другие предприятия по полученной профессии. Уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,8 % от численности экономически активного населения.

Организация управления Программой и контроль за ее исполнением

Уполномоченным органом по реализации Программы является управление по труду и занятости населения Белгородской области. Общее руководст во и контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент экономического развития Белгородской области с информированием губернатора и правительства Белгородской области.

1. Анализ ситуации на рынке груда Белгородской области и обоснование необходимости принятия Программы


Ситуация па региональном рынке труда в 2008 году формировалась под воздействием состояния экономики области, которое характеризовалось устойчивыми позитивными тенденциями практически по всем макроэкономическим и макросоциальным показателям. Ввод новых рабочих мест, своевременное расширение и обновление банка вакансий, совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях трудоустройства безработных и ищущих работу граждан способствовали снижению напряженности в сфере занятости. Однако в связи с низкой конкурентоспособностью на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, молодежь, лица предпенсионного возраста, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и другие), обусловленной ужесточением требований работодателей к принимаемым па работу, сохранилось структурное несоответствие предложения рабочей силы и спроса на нее.

По данным выборочного обследования Белгородстата, численность экономически активного населения области в 2008 году составляла 737 тыс. человек. В ноябре 2008 года среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций области сократилась по сравнению с октябрем на 3,2 тысячи человек и составила 492 тысячи человек, а по сравнению с соответствующим периодом 2007 года она сократилась на 1,1 тысячи человек.

Согласно поданным в органы службы занятости населения спискам в 2008 году из предприятий и организаций всех форм собственности было высвобождено 6519 человек. В общем числе сокращенных - 3541 женщина (54,3%), 2978 мужчин (45,7%), 647 молодых людей в возрасте 16-29 лет (9,9%), 2474 специалиста и служащих (38%), 4045 работников рабочих профессий (62,0%).

За 2008 год от 3774 работодателей области в службу занятости поступило 84999 вакансии, что на 2527 вакансий больше, чем в 2007 году.

Анализ поступивших вакансий показал, что от работодателей государственного сектора экономики поступило 15220 вакансий (17,9%), негосударственного сектора - 69779 вакансий (82,1%). По видам экономической деятельности вакансии распределились: обрабатывающее производство- 17017 вакансий (20,0%), строительство - 15906 вакансий (18,7%), сельскохозяйственное производство - 10450 вакансий (12,3%), государственное управление и социальное обеспечение - 9046 вакансий (10,6%), оптовая и розничная торговля - 8039 вакансий (9,5%), образование - 6129 вакансий (7,2%), здравоохранение - 4573 вакансии (5,4%), операции с недвижимым имуществом -3757 вакансий (4,4%), транспорт и связь - 3144 вакансии (3,7%).

В основном в 2008 году на рынке труда были востребованы рабочие специальности: токари, фрезеровщики, электрогазосварщики, электрики, слесари-ремонтники, слесари-наладчики, маляры-штукатуры, каменщики, плотники, столяры, отделочники монтажники, слесари-сантехники, водители, механизаторы, трактористы, машинисты экскаваторов, швеи, пои официанты, медсестры, рабочие по благоустройству населенных пунктов и другие. Среди специалистов: инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, инженеры-энергетики, мастера строительных и монтажных работ, инженеры-строители, инженеры-проектировщики, программисты, менеджеры, бухгалтеры, технологи общественного питания, врачи различных специальностей.

Рост показателей промышленного и сельскохозяйственного производства, повышение инвестиционной активности и создание новых рабочих мест способствовали снижению численности граждан, обратившихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы. Так, в 2008 году в городские и районные центры занятости населения области в целях поиска подходящей работы обратились 54,5 тыс. человек. В числе обратившихся 31,2 тыс. женщин (57,2 %), 30,2 тыс. человек в возрасте 14-29 лет (55,4%), 11,4 тыс. (20,9%) - учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время, 45,0 тыс. человек (82,6%) ранее работали на предприятиях негосударственной формы собственности, 41,6 тыс. человек (76,4%) - незанятые граждане, 22,1 тыс. человек (40,6%) - ранее не работавшие, ищущие работу впервые, 2,7 тыс. инвалиды (5,0% от общего числа обратившихся).

Официальный статус безработного в 2008 году получили 21328 человек, что на 841 человека больше, чем в 2007 году. Численность зарегистрированных безработных па I января 2009 года составила 10231 человек, в сравнении с 1 январем 2008 года она выросла на 1990 безработных. Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда области на конец 2008 года вырос до 1,9 человек/место, против 0,9 человек/место в 2007 году.

Доминирующее положение среди зарегистрированных безработных сохраняется за женщинами - 66,7%, молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 43,0%, инвалиды - 10,4%, жители сельской местности - 32,8%, высшее и среднее профессиональное образование имели 54,4% безработных; выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней составили 7,1%; родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, - 26,0%.

Уровень регистрируемо! безработицы на конец 2008 года равен 1,39 процента.

Экономика и бюджет Белгородской области в значительной степени зависят от положения на предприятиях горно-металлургического комплекса, развитие которых создает мультипликативный эффект и обеспечивает развитие машиностроения, грузового транспорта, строительства, промышленности строительных материалов и других секторов экономики и социальной сферы. Объем валового регионального продукта за 2008 год по оценке департамента экономического развития области составил 295,2 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 107 % к уровню 2007 года. В то же время, учитывая резкое снижение спроса и цен на железорудное сырье и металлопродукцию на внешних и внутренних рынках, на 2009 год рост объема валового регионального продукта, по предварительным расчетам, прогнозируется в сопоставимых ценах на уровне не более 102 процентов. Данный прогноз будет уточняться в связи с постоянно изменяющейся ситуацией.

Резкое снижение роста в экономике области обусловлено ожидаемым снижением темпов роста в основных видах экономической деятельности. Так, индекс промышленного производства в 2009 году по "добыче полезных ископаемых" прогнозируется на уровне 77% против 95% в 2008 году, по "металлургическому производству и производству готовых металлических изделий" - 95% против 124,9% соответственно. В результате этого объем экспорта области уменьшится в 2009 году по сравнению с 2008 годом почти наполовину при росте в 200В году но сравнению с 2007 годом в 1,6 раза. Рост выпуска продукции сельского хозяйства по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах ожидается в 2009 году на уровне 103,2% против. 129,6% в 2008 году. Вследствие макроэкономической нестабильности, удорожания кредитных ресурсов сокращается инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, в результате чего объем инвестиций в основной капитал в 2009 году по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах прогнозируется на уровне 90,5% против 109,2% в 2008 году по оценке департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области.

В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране произошло ухудшение состояния рынка труда Белгородской области, наряду с ростом количества безработных число вакансий, поступивших в службу занятости, значительно уменьшилось. Так, па 1 октября количество вакансий составляло 16347 единиц, на 1 ноября-13161 единицу, на 1 декабря-9801 единицу, на 1 января 2009 года-6676 единиц. Уменьшение числа вакансий наблюдается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, транспорте и связи.

С ноября 2008 года произошло значительное увеличение численности зарегистрированных безработных. Так, на 1 ноября их число составляло 6753 человека, на 1 декабря их число возросло на 774 человека и составляло 7527 человек, а уже на 1 января 2009 года 10231 человек имели статус безработного. Увеличение численности зарегистрированных безработных граждан произошло за счет увольнения работников с предприятий оптовой и розничной торговли, металлургического производства и машиностроения, строительства, транспорта и связи. Основной причиной увольнения было собственное желание или соглашение сторон. Таким образом, в четвертом квартале 2008 года в связи с сокращением объемов производства и реализации продукции, услуг, приостановкой финансирования инвестиционных проектов, в первую очередь долгосрочных, отсутствия необходимых краткосрочных и среднесрочных кредитных ресурсов в финансовой сфере наблюдается устойчивая тенденция роста скрытого сокращения работников (увольнения но собственному желанию или соглашению сторон), ликвидация пикантных рабочих мест, изменение режима работы организаций, роста задолженности по заработной плате.

На 1 января 2009 года работодатели области уведомили службу занятости о высвобождении в первом квартале 2009 года 1836 человек, что приведет к росту безработных граждан и осложнит ситуацию с их трудоустройством. По причине падения объемов производства в 4 квартале прошедшего года ежедневно на предприятиях области работали в режиме неполного рабочего времени от 5000 до 6000 человек, до 17300 человек находились в отпусках по инициативе администраций, 480 работников находились в простое по вине работодателя. Задолженность по выплате заработной платы по состоянию на 1 января 2009 года имели 16 организаций перед 2072 работниками па общую сумму 39,4 млн. рублей.

Из 13,2 тысячи человек, проживающих в сельской местности и работающих вахтовым методом за пределами области (за период с октября 2008 года по январь 2009 года), вернулось около 1,1 тысячи человек, около 30 % из них обратились в службу занятости населения в третьей декаде декабря. В январе - феврале 2009 года ожидается возвращение еще около 9 тысяч человек.

По прогнозам в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. По предварительной оценке численность занятых на предприятиях и в организациях области может сократиться на 34,2 тыс. человек, в том числе в обрабатывающих производствах (производство машин и оборудования, металлургическое производство, химическое производство, производство строительных материалов) на 11,3 тыс. человек, торговле - 4,8 тыс. человек, строительстве - 8,8 тыс. человек, транспорте и связи - 1,0 тыс. человек, сельском хозяйстве - 2,9 тыс. человек (приложение N 2).

При выходе на рынок труда работников, находящихся под риском увольнения, прогнозируется, что 34,2 тысячи человек будут уволены из организаций области по сокращению численности или штата и по собственному желанию, что может привести к уровню регистрируемой безработицы -6,0%.

В целях сохранения 9,1 тысячи рабочих мест правительство Белгородской области заявило об участии в федеральных программах реформирования ЖКХ, поддержки малого предпринимательства. На 2009 год планируется выделение федеральных средств по программе реформирования ЖКХ. На сегодняшний день заявлена потребность в денежных средствах на реализацию программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда в сумме 2,5 млрд. рублей, из которых на капитальный ремонт жилищного фонда области планируется направить 1,4 млрд. рублей, что будет способствовать сохранению 2,9 тысячи рабочих мест в строительстве. Также планируется получение субсидии из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства (микрозаймы, предоставление грантов начинающим предпринимателям, субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого бизнеса) в общем объеме 160 млн. рублей, что позволит сохранить 6,2 тысячи рабочих мест.

Таким образом, участие Белгородской области в федеральных программах позволит минимизировать сокращенно на 32,52 тысячи работников, в том числе по программе по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области -23,42 тысячи человек, по Программе поддержки малого предпринимательства - 6,2, по Программе реформирования жилищно - коммунального хозяйства - 2,9 тысячи человек.

Системообразующие и градообразующие предприятии В перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, вошли 23 холдинговые структуры, осуществляющие деятельность на территории области, в том числе областные. В данные структуры входит 144 областных предприятия, два из которых по существующим критериям относятся к градообразующим предприятиям области: ОАО "Лебединский ГОК" и ОАО "Комбинат КМАруда" (численность работающих около 15,0 тысяч человек), расположенные на территории города Губкин.

В связи с изменением конъюнктуры рынка в четвертом квартале 2008 года наблюдалось снижение объемов производства и реализации продукции на металлургических предприятиях: ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", ОАО "Лебединский горно - обогатительный комбинат", ОАО "Стойленский горно - обогатительный комбинат", ОАО "Комбинат КМАруда", па которых остановлен набор персонала, сокращены вакантные рабочие места.

На предприятиях ЗАО "Оскольский цемент" и ЗАО "Белгородский цемент" приостановлено производство продукции, зафиксировано скрытое сокращение персонала (более 700 работников обратились в центры занятости населения за оказанием услуг по поиску подходящей работы).

Белгородское отделение ЮВЖД - филиал ОАО "Российские железные дороги" снизило на 50 % объем грузоперевозок, перешло на режим сокращенного рабочего дня, планируется проведение оптимизации численности работников.

Предполагается довключение и перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, дополнительно 11 социально значимых холдинговых структур области, включающих 23 предприятия с общей численностью работников свыше 27 тыс. человек.

Иностранная рабочая сила

На 2008 год Белгородской области Министерством здравоохранения и социального развития РФ утверждена квота в размере 11500 разрешений на работу иностранным гражданам, управлением ФМС России по Белгородской области выдано иностранным гражданам 9632 разрешения на работу.

Работодатели подтвердили трудоустройство иностранных граждан уведомлениями, которые были направлены в управление ФМС России по Белгородской области и управление по труду и занятости населения Белгородской области. От 970 работодателей поступило 7492 уведомления о привлечении и использовании иностранных работником, или 77,7 % от общего количества выданных разрешений, из них квалифицированные специалисты и рабочие (каменщики, монтажники, штукатуры, бетонщики, трактористы, инженеры) составляют 49 %, неквалифицированные рабочие (подсобные рабочие, рабочие зеленого хозяйства) - 48 %, руководители - 3 %.

Предприятия, привлекавшие иностранных работников в 2008 году, в основном относятся к следующим видам экономической деятельности: строительство - 333 предприятия, промышленность - 192, торговля - 200, сельское хозяйство - 72, здравоохранение - 23, транспорт - 49, образование - 19.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»