Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Приложение к постановлению
Белгородской областной Думы
от 28 октября 2004 года N 34-19-III

1. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ



Учитывая относительно невысокий уровень ряда ключевых показателей социально-экономического развития региона, можно сделать вывод о том, что Белгородская область находится в более жестких бюджетных ограничениях по сравнению со многими другими субъектами Российской Федерации:

Невысокий уровень доходов населения повышает значимость предоставления бюджетных услуг:

Средняя номинальная зарплата в области в 2003 г. составила 4 468,6 руб., в то время как в среднем по России этот показатель составил 5 498,5 руб. Денежные доходы в среднем на душу населения области в 2003 г. составили 3 357 руб., в то время как среднероссийский показатель составил 5115 руб.

Относительно невысокий уровень доходов консолидированного бюджета региона приводит к необходимости более эффективно использовать бюджетные средства с целью добиться необходимого результата с минимально возможными затратами:

В 2003 г. собственные доходы консолидированного бюджета Белгородской области в расчете на душу населения были на 13% ниже среднего показателя по ЦФО без учета г. Москвы и на 56% ниже аналогичного показателя с учетом г. Москвы.

Существующая в настоящее время система управления общественными финансами региона имеет значительные резервы повышения эффективности использования средств, обусловленные следующими факторами:

Отсутствует четкая система целеполагания и постановки задач, для решения которых расходуются бюджетные средства.

Основным принципом финансирования в настоящее время является поддержание функционирования сложившейся сети бюджетных учреждений и органов власти. При этом недостаточно четко определено, какие задачи решают в каждый конкретный момент эти учреждения и органы власти и каких результатов они должны добиться по окончании планового периода. Отсутствует также четкое понимание вопроса о том, оптимальна ли система управления и финансирования их деятельности для достижения поставленных задач.

Отсутствует систематический анализ потребностей и предпочтений потребителей бюджетных услуг при планировании деятельности органов государственной власти.

Подобная ситуация приводит к тому, что бюджетные услуги населению предоставляются так, как это сложилось за предшествовавшие годы существования системы. При этом анализ потребностей потребителей бюджетных услуг и их удовлетворенности этими услугами проводится недостаточно системно и не всегда увязывается с планами дальнейшей деятельности органов государственной власти. В этих условиях вероятна ситуация, когда ресурсы расходуются неэффективно, и при сохранении существующего объема финансирования можно было бы добиться более высокой степени удовлетворенности потребителей.

Отсутствует эффективная система стимулирования субъектов бюджетного процесса.

Поскольку отсутствует четкое понимание целей, на которые расходуются бюджетные средства, невозможно оценить, насколько хорошо работают те или иные ведомства и те или иные учреждения. При этом затруднена не только внешняя оценка, но и внутренняя самооценка.

Субъекты бюджетного процесса не заинтересованы и не могут планировать собственную деятельность на достаточно длительный период времени и повышать эффективность своего функционирования (в случае снижения затрат на выполнение какой-либо функции, снижается и общее финансирование, хотя в ряде случаев более эффективно было бы сохранить эти средства в распоряжении этого субъекта бюджетного процесса).

Таким образом, существующее устройство бюджетного процесса оказывает дестимулируюшее воздействие на его субъектов.

Отсутствует четко налаженная система взаимодействия между различными уровнями бюджетной системы.

До последнего времени полномочия и ответственность между уровнями бюджетной системы были распределены недостаточно четко, вследствие чего решения, принимаемые на одном уровне, должны были выполняться усилиями органов власти нижестоящего уровня, у которых зачастую отсутствовала как соответствующая информация, так и необходимые ресурсы.

Реформа системы межбюджетных отношений, реализуемая на федеральном уровне, положила начало упорядочению процесса взаимодействия между уровнями бюджетной системы. В то же время необходимо проделать значительный объем работы с тем, чтобы эти нововведения начали работать на региональном и местном уровнях. Старая (неэффективная, но работавшая) система межбюджетных отношений постепенно становится нелегитимной, а для создания новой (эффективной и работающей) системы требуются значительные усилия.

Создаваемый новый уровень бюджетной системы (поселения) не обеспечен кадровыми, техническими и методическими ресурсами.

Формирование нового уровня бюджетной системы при отсутствии необходимых технологий и кадров создаст существенную угрозу ухудшения общей эффективности функционирования бюджетной системы региона, т.к. формальная передача ряда функций и полномочий не будет подкреплена реальной возможностью их осуществления. Поэтому необходимо проделать большую работу на региональном и муниципальном уровне для минимизации данного риска.