Инвестирование является одним из важнейших источников экономического роста и основой научно-технического прогресса. Успешное решение задач обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста региона на основе диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности в значительной степени зависит от формирования и реализации стимулирующей политики привлечения инвестиций, которые оказывают существенное влияние на уровень социально-экономического развития Белгородской области.
Инвестиционная привлекательность Белгородской области базируется на следующих конкурентных преимуществах: благоприятных природно- климатических, географических, социально-политических, демографических факторах, стабильном уровне жизни населения, наличии высокого научного и технологического потенциалов, развитой транспортной, инженерной, рыночной инфраструктуры, высококвалифицированных кадров, высших и средних учебных заведений и законодательной базы, активной позиции правительства области в вопросах развития хозяйственного комплекса. Единой сетью дорог с твердым покрытием соединены города, поселки и села области. В настоящее время область практически полностью газифицирована, уровень газификации составляет 98,5 процента. Все это обуславливает возможность организации на территории области производства с любым отраслевым профилем.
Согласно экспертным оценкам в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации Белгородская область имеет одновременно стабильный и качественный инвестиционный климат. По итогам рейтинга российских регионов в 2009-2010 годах, составленного экспертным агентством "Эксперт РА", Белгородская область, находящаяся в группе регионов со средним потенциалом и умеренным риском, заняла 2 место за минимальный экономический риск инвестирования, 11 место — по уровню инвестиционного риска и 19 место - по уровню инвестиционного потенциала.
Относительно небольшая по площади и численности населения Белгородская область занимает значительное место в Российской Федерации по добыче железной руды, производству окатышей железорудных, высокосортных марок стали, цемента, листов асбестоцементных, сахара, растительного масла, мясной и молочной продукции. Регион является единственным производителем в России и Европе губчатого железа - продукта высокой металлургической ценности. В 2010 году удельный вес мяса птицы, реализованного на убой (в живом весе), в общероссийском объеме составил 18 процентов, свинины - 23,3 процента, в Центральном федеральном округе — соответственно 47 процентов и 53,4 процента, что обеспечивает области лидирующие позиции в агропромышленном комплексе. По объему введенного жилья в расчете на 1000 человек населения.
Белгородская область на протяжении ряда лет входит в лидирующую десятку регионов Российской Федерации, среди областей Центрального федерального округа занимает второе место после Московской области с ежегодным объемом ввода жилья за счет всех источников финансирования более 1 млн. кв. метров.
Правительством области проводится целенаправленная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата. С 2002 года работает Инвестиционный совет при Губернаторе области, осуществляющий рассмотрение и одобрение инвестиционных проектов, планируемых к реализации по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы. Разработан порядок оценки эффективности реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов. За время работы Инвестиционного совета при Губернаторе области общий объем государственной поддержки, предоставленной хозяйствующим субъектам области, осуществляющим реализацию социально и экономически значимых инвестиционных проектов, составил 14,3 млрд. рублей.
Формированию благоприятных инвестиционных условий способствует созданная нормативная правовая база. Реализуется Стратегия социально- экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп, которая определяет приоритеты и обеспечивает общий вектор развития области в долгосрочной перспективе на основе взаимодействия органов власти, бизнеса и общества.
В области проводится планомерная работа по обеспечению земельными ресурсами реализуемых областных целевых программ и инвестиционных проектов. В этих целях, начиная с 2004 года, проделана значительная работа по формированию областного земельного фонда. В государственной собственности области в настоящее время находится 615,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, составляющих более 35 процентов в общем объеме сельхозугодий на территории области, что позволяет оперативно обеспечивать реализацию инвестиционных проектов, конструктивно влиять на обеспечение стабильного землепользования и предотвращать негативные тенденции, в том числе спекулятивного характера.
Управление и распоряжение землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности области, осуществляется ОАО "Белгородский земельный фонд" в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 10 февраля 2006 года N 36-пп "О порядке управления и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Белгородской области".
Кроме того, проводится работа по формированию земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области, в целях предоставления для реализации инвестиционных проектов агропромышленными предприятиями, а также для индивидуального жилищного строительства. В области осуществляется опережающее развитие энергосистем посредством реализации инвестиционных программ энергоснабжающих организаций, ежегодно утверждаемых правительством области, что дает технологическую возможность инвесторам практически в любой точке Белгородской области подключиться к газовым и электрическим сетям. В приоритетном порядке решаются вопросы строительства подводящих сетей к новым производственным площадкам, микрорайонам массовой индивидуальной жилищной застройки.
Ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Белгородэнерго" являются одними из самых низких по сравнению со ставками, принятыми в соседних регионах, и в 2011 году остались без изменения на уровне 2010 года. Это обусловлено исключением из структуры ставок инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры (кроме расходов на строительство новых объектов электросетевого хозяйства). Принятие данного решения по снижению платы за технологическое присоединение к электросетям способствует росту количества присоединяемых заявителей и введению дополнительных мощностей, делает данную услугу, регулируемую государством, более доступной для потребителей, в том числе представителей малого и среднего бизнеса, и послужит дополнительным стимулом развития предпринимательства и привлечения инвестиций в область.
В целях обеспечения рационального использования топливно- энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики области и снижения энергоёмкости валового регионального продукта реализуется долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Белгородской области на 2010-2015 годы и целевые показатели на период до 2020 года", утвержденная постановлением правительства области от 30 октября 2010 года N 364-пп.
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами Белгородской области в рамках реализации механизма государственно- частного партнерства предусмотрены и реализуются следующие меры государственной финансовой поддержки инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории области:
-возможность применения хозяйствующими субъектами, реализующими инвестиционные проекты в рамках областных целевых программ развития животноводства льгот по налогу на имущество организаций в соответствии с законом Белгородской области от 27 ноября 2003 года N 104 "О налоге на имущество организаций";
-предоставление государственных гарантий Белгородской области для обеспечения исполнения кредитных обязательств хозяйствующими субъектами области в соответствии с законом Белгородской области от 16 ноября 2007 года N 163 "О государственных гарантиях Белгородской области". Программа государственных гарантий Белгородской области на текущий финансовый год в валюте Российской Федерации утверждается законом Белгородской области об областном бюджете на текущий финансовый год;
-реструктуризация обязательств по предоставленным до 1 января 2008 года бюджетным кредитам в соответствии с Положением о предоставлении бюджетных кредитов из областного бюджета, которое утверждается законом Белгородской области об областном бюджете на очередной финансовый год;
-возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитным ресурсам сельхозтоваропроизводителями в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы за счет средств федерального и областного бюджетов. Сумма выплаченных субсидий на эти цели ежегодно увеличивается. Если в 2007 году по инвестиционным кредитам было выплачено из федерального бюджета 2,2 млрд. рублей, то в 2010 году этот показатель увеличился до 6,5 млрд. рублей;
-поддержка малого и среднего предпринимательства в Белгородской области за счет средств областного бюджета в соответствии с областными программами развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области и постановлением правительства области от 20 октября 2008 года N 250-пп "О мерах по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства области". За 2006-2010 годы на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства направлены средства областного бюджета в объеме 525,7 млн. рублей. При этом в 2010 году объем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 4,5 раза превысил показатель 2006 года;
-предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов в размере 50 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по кредитам, привлекаемым на реализацию проектов в сфере наноиндустрии участниками долгосрочной целевой программы "Развитие наноиндустрии Белгородской области на 2010-2014 годы", утвержденной постановлением правительства области от 18 января 2010 года N 9-пп.
В целях усиления контроля за своевременным исполнением обязательств хозяйствующими субъектами области, получившими государственную поддержку, и исключения наступления права регрессного требования кредитного учреждения к казне области отраслевыми департаментами области на постоянной основе осуществляются сопровождение и мониторинг реализации инвестиционных проектов, проводится текущий анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, исполнения бюджетов и программ деятельности данных предприятий.
Важным фактором развития инвестиционной среды является совершенствование кадрового потенциала области, которое осуществляется путем реализации областных целевых программ формирования и развития системы региональной кадровой политики, подготовки кадров для отраслей народного хозяйства, развития государственной и муниципальной службы, формирования резерва управленческих кадров. Также в области ведется постоянная работа по снижению административных барьеров для инвесторов.
В результате за 2006-2010 годы на развитие экономики и социальной сферы Белгородской области организациями всех форм собственности использовано 403,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Рост инвестиций в сопоставимых ценах за пятилетний период составил 1,8 раза. По освоению инвестиций в основной капитал в 2010 году Белгородская область занимает пятое место среди регионов Центрального федерального округа. Отношение инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту Белгородской области соответствует .уровню развитых стран (не менее 25-30 процентов). Такая тенденция благоприятно сказывается на решении задач экономического роста региона за счет инвестиционной составляющей.
За последние годы в области реализованы уникальные крупномасштабные инвестиционные проекты в горно-металлургическом комплексе, сдан в эксплуатацию целый ряд объектов в рамках выполнения областных целевых программ развития птицеводства, свиноводства и молочного животноводства и реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", введены новые мощности в топливно- энергетическом комплексе, начата реализация проектов в машиностроительном комплексе.
В рамках реализации областных целевых программ осуществлялось совершенствование дорожной сети и развитие транспортной инфраструктуры области посредством строительства новых автодорог в населенных пунктах, объездных дорог, транспортных развязок, подъездных дорог к животноводческим комплексам, микрорайонам индивидуального жилищного строительства, реконструкции существующих автодорог с целью повышения их категории и пропускной способности, поддержания и совершенствования улично-дорожной сети населенных пунктов области. Развивалось массовое индивидуальное жилищное строительство при поддержке в виде предоставления населению земельных участков, жилищных займов на льготных условиях, инженерного обустройства микрорайонов индивидуального жилищного строительства. Ежегодно вводились школы, детские дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры и спорта. В целях создания комфортного жизненного пространства активно реализуется областной проект озеленения и ландшафтного обустройства территории области "Зеленая столица".
В то же время, по данным выборочного обследования Белгородстата, основными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность в Белгородской области, являются недостаток собственных финансовых средств (на это указали 67 процентов руководителей организаций), инвестиционные риски (21 процент), высокий процент коммерческого кредита (24 процента), неопределенность экономической ситуации в стране (17 процентов), недостаточный спрос на продукцию (17 процентов). Во многом именно этими причинами объясняется то, что у инвестиционных проектов переносятся сроки реализации на более поздний период, изменяются объем финансирования и показатели эффективности. Кроме того, причинами, влияющими на приток инвестиций в область, являются недостаточная межведомственная координация процесса реализации инвестиционных проектов, а также отсутствие организации, курирующей вопросы повышения инвестиционной привлекательности Белгородской области.
Этим же обусловлена и нестабильная динамика объемов привлечения иностранных инвестиций в экономику Белгородской области, а именно отсутствием у иностранных инвесторов исчерпывающей информации о ключевых факторах, влияющих на принятие окончательного решения о реализации инвестиционного проекта, в том числе об объекте инвестирования, партнерах по инвестиционному проекту, правовом режиме инвестирования, административных процедурах, льготах, гарантиях.
Следует отметить наличие дисбаланса в структуре инвестиционного развития муниципальных образований области, который в долгосрочной перспективе может привести к высокой дифференциации уровня жизни населения внутри региона.
Необходимость ускоренной модернизации экономики области, ее дальнейшей диверсификации, создания новых высокотехнологичных производств, построения новой экономики — экономики знаний в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, а также изложенные проблемы и усиливающаяся конкурентная борьба регионов страны за инвестиции обуславливают необходимость перехода на качественно новый уровень деятельности по улучшению инвестиционного климата, позиционирования и продвижения региона как инновационно-интеллектуальной среды. Для активизации инвестиционной деятельности, обеспечения дополнительного привлечения инвестиций в экономику области и эффективного взаимодействия с инвесторами при реализации инвестиционных проектов в январе 2011 года создано со стопроцентным участием Белгородской области ОАО "Корпорация "Развитие".