Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 июня 2001 года N 202

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ" НА 2002- 2006 ГОДЫ

{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 08.02.2005 года N 37}

{Действие пункта 4 приостановлено на 2003 год: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18.02.2003 года N 50}

{Действие пункта 4 приостановлено на 2004 год: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.02.2004 года N 55}

Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Утвердить региональную целевую программу "Развитие единой образовательной информационной среды Республики Марий Эл" на 2002 - 2006 годы (далее именуется - Программа).

2. Обратиться в Министерство образования Российской Федерации с предложением о совместном финансировании и выполнении Программы в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды".

3. Поручить проректору Марийского государственного технического университета Бобкову Н.К. представлять Правительство Республики Марий Эл при рассмотрении в Министерстве образования Российской Федерации Программы (по согласованию).

4. Министерству финансов Республики Марий Эл и Министерству экономики и промышленности Республики Марий Эл при подготовке проекта республиканского бюджета на 2002 год предусмотреть финансирование Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Тихонова О.Н.

Глава Правительства Республики Марий Эл Л. Маркелов

Министерство образования Российской Федерации Правительство Республики Марий Эл РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ" на 2002-2006 годы

ПАСПОРТ региональной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды Республики Марий Эл" на 2002-2006 годы


Наименование Программы

- "Развитие единой образовательной информационной среды Республики Марий Эл" на 2002-2006 годы

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы

- поручение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2000 года N ВМ-П8-24678

Государственный заказчик Программы

- Марийский государственный технический университет

Основ ные разработчики Программы

- Министерство образования Республики Марий Эл, Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию, Марийский государственный технический университет, Марийский государственный университет, ОАО "Мартелком"

Конечная цель Программы

в рамках участия в выполнении соответствующей Федеральной целевой программы осуществить создание единой образовательной информационной среды в следующих целях: повышение качества образования в Республике Марий Эл и интеграция образовательной системы республики в единое российское и мировое образовательное пространство на основе использования новых информационных технологий;
предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России, проживающим в Республике Марий Эл, на получение образования всех уровней и ступеней;
интеграция национально-культурных информационных компонентов Республики Марий Эл в глобальное информационное пространство

Задачи Программы

- создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения;
подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии;
обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам

Сроки и этапы реализации Программы

- сроки реализации Программы - 2002-2006 годы Первый этап - 2002-2003 годы. Разработка программ, учебных планов и материалов, развертывание курсов повышения квалификации преподавательских кадров. Обеспечение учебных заведений средствами информатизации. Разработка современных электронных учебных материалов. Проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Развертывание системы доступа учреждений образования к информационным образовательным ресурсам. Второй этап - 2004-2006 годы. Завершение поставок средств информатизации в учебные заведения. Создание единой образовательной информационной среды. Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Организация сервисной службы.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий. Основные направления Программы

- Создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса. Формирование перечня электронных учебных материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса различных уровней образования;
разработка и тиражирование электронных учебных материалов;
организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам;
организация системы доставки электронны х учебно-методических материалов;
организация системы дистанционного обучения и консультирования учащихся учебных заведений различного уровня. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Формирование программ и методическое обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий.
 Обеспечение образовательных учреждений средствами информатизации. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, средствами телекоммуникаций, лицензионно чистыми и сертифицированными программными продуктами;
предоставление услуг по их сопровождению. Обеспечение учебных заведений специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов. Создание единой образовательной информационной среды. Проектирование и развертывание образовательной сети, интегрированной в российские телекоммуникационные сети;
создание образовательного портала. Интеграция электронных и традиционных учебных материалов в единую образовательную информационную среду. Организация сервисной службы. Создание инфраструктуры сервисной службы на базе ресурсных центров, организация эффективного функционирования сервисной службы

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

- Министерство образования Республики Марий Эл, Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию, Марийский государственный технический университет, Марийский государственный университет, Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской, Марийский институт образования, Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М.Васильева, образовательные учреждения Республики Марий Эл, ОАО "Мартелком"

Объемы и источники финансирования Программы

- Общий объем финансирования 280 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 125 млн. рублей;
бюджет Республики Марий Эл - 90 млн. рублей;
внебюджетные источники - 65 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты

- В результате выполнения Программы будет создана, апробирована и введена в эксплуатацию единая образовательная информационная среда Республики Марий Эл, являющаяся составной частью соответствующей общероссийской среды и позволяющая получить следующие результаты: обеспечить участие ведущих научных и педагогических коллективов Республики Марий Эл в решении общероссийских задач, предусматриваемых Федеральной целевой программой;
создать условия для повышения качества образования в учреждениях Республики Марий Эл за счет эффективного использования современных информационных технологий;
довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения "один компьютер на 60 учащихся", в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования - один компьютер на 22, 15 и 12 обучающихся соответственно;
создать условия для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней;
обеспечить доступ учащихся и преподавателей общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования всех городов и районов Республики Марий Эл к глобальным информационным ресурсам;
с этой целью, наряду с непосредственным предоставлением крупным образовательным учреждениям указанного доступа, создать в 17 горо дах и районах республики межшкольные информационные центры коллективного пользования, в том числе на базе ведущих учреждений среднего и высшего профессионального и дополнительного образования;
обеспечить доступ к глобальным информационным ресурсам 60 процентов учреждений начального профессионального образования и всем учреждениям среднего и высшего профессионального образования;
обеспечить соединение межшкольных информационных центров коллективного пользования с пропускной способностью не менее 115 Кб/с, высокоскоростное соединение вузов с пропускной способностью не менее 256 Кб/с;
принять участие в разработке и тиражировании современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы, осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения;
разработать электронные учебные материалы по ряду дисциплин национально-регионального компонента базисного учебного плана общеобразовательной школы, в том числе для использования в общеобразовательных учреждениях районов компактного проживания лиц марийской национальности в регионах Приволжского и Уральского федеральных округов;
сформировать образовательные информационные ресурсы сети "Марнет", включая национально-культурные информационные компоненты;
создать общероссийский межрегиональный образовательный портал "Лесохозяйственное профессиональное образование";
принять участие в создании программного

обеспечения сетевого тестирования и банков данных с тестовыми заданиями, в том числе в рамках общероссийского эксперимента по единому государственному экзамену;
создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку более 10 тыс. преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий;
создать общереспубликанский (двойного подчинения - органы исполнительной власти Республики Марий Эл, Министерство образования Российской Федерации) центр информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса и обслуживания программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды (региональный ресурсный центр новых информационных технологий)

Система организации контроля за исполнением Программы

- Оперативное руководство и управление осуществляют Научно-технический совет и Дирекция программы, создаваемые на базе организации - государственного заказчика Программы. Общий контроль осуществляют Министерство образования Российской Федерации и Правительство Республики Марий Эл

Как отмечено в проекте федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" на 2002 - 2006 годы, стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность, роль в мировом сообществе. Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, уровня развития образования в стране. Вопросы качества и содержания образования приобретают приоритетное значение. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа. Во всех развитых странах и во многих развивающихся идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в поиск новых информационных технологий. В мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения, как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования. На этом международном фоне состояние информатизации российской школы можно расценить как неудовлетворительное.

Эти оценки полностью разделяются органами государственной власти, администрацией и педагогическими коллективами образовательных учреждений Республики Марий Эл.

Республика Марий Эл (рис.1) входит в состав Приволжского федерального округа. Столица - г.Йошкар-Ола, расстояние до Москвы - 862 км. Государственные языки - марийский (горный и луговой) и русский.

Население республики 758,9 тыс. человек на 01.01.2000 года (из них 470,8 тыс. городское; 288,1 тыс. - сельское). Плотность населения - 32,7 человек на 1 кв. км. Характеристика населения: мари - 43,3 %, русские -47,5 процента, татары - 5,9 процента, другие национальности Российской Федерации - чуваши, удмурты, мордва, украинцы и др. (более 50 национальностей) - 3,3 процента.

Территория республики 23,2 тыс. кв. км. (57 процентов - лесные угодья, 38,9 процента - сельскохозяйственные угодья, 1 процент - болота, 3 процента - водоемы). Больших и малых рек - 476, важнейших рек - 11, крупных озер - свыше 200.

Географическое описание (число административных единиц): городов республиканского подчинения - 3, городов районного подчинения - 1, районов - 14, поселков городского типа - 17, сельских администраций -179, сельских населенных пунктов - 1632.

Инфраструктура - на территории республики действует 8 аэропортов, в том числе 1 - межреспубликанского значения, есть железнодорожный и автовокзал, 17 железнодорожных станций, 30 пассажирских автостанций, речной порт в г. Козьмодемьянске на Волге, 5 портов местного значения, приспособления для разгрузки барж.

Экономический потенциал республики не отличается наличием большого количества промышленно значимых природных ресурсов. В то же время Республика Марий Эл имеет крупные запасы кирпично-черепичного сырья, песка, камня строительного, торфа. Ведется разведка других полезных ископаемых. Основным природным богатством Республики Марий Эл является лес, который занимает более 50 процентов территории.

Промышленность - машиностроение, металлообработка, радиотехническая, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, легкая, медицинская, микробиологическая, промышленность стройматериалов, мукомольно-крупяная и комбикормовая, топливная и др.

Сельское хозяйство - растениеводство и животноводство. Сельское хозяйство специализируется в основном на производстве зерна, овощей, картофеля, льна-долгунца, хмеля, мяса, молока, яиц, шерсти. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 726,1 тыс. га. Сельское хозяйство это одна из ключевых отраслей экономики республики. Сегодня в аграрном секторе производится около 58 процентов всей валовой продукции. Сельхозпроизводители обеспечивают продуктами питания не только население своей республики, но и вывозят значительные объемы сырья и продовольствия в другие регионы, что является важнейшим фактором межрегионального обмена и одним из источников пополнения финансовых ресурсов. Крупные сельхозпредприятия республики, фермерские и крестьянские хозяйства снабжают сырьем предприятия перерабатывающей промышленности: мясомолочные и консервные производства, хлебозаводы и предприятия по производству крупяных и макаронных, картофельных изделий.

Ведущей отраслью в сельскохозяйственном производстве является животноводство. Благодаря целенаправленной племенной работе и развитию кормопроизводства, Республика Марий Эл по основным показателям животноводства занимает ведущее место в Волго-Вятском экономическом регионе и Российской Федерации. Ежегодно в республике производится до 45 тыс. тонн мяса скота и птицы, 300 тыс. тонн молока, 200 млн. штук яиц.

Образование Республики Марий Эл - самая крупная отрасль социальной сферы, которая включает свыше 900 образовательных учреждений (рис.2), в том числе 432 школы, 361 учреждение дошкольного образования, 71 - дополнительного образования. Общий контингент воспитанников и обучающихся составляет 184,8 тыс. человек, работающих в сфере образования - 37,4 тыс. человек. В целом в республике учатся или работают в учреждениях образования 29,3 процента населения.

Начальное профессиональное образование в Республике Марий Эл представляют 22 профессиональных училища, 6 лицеев, 3 училища при учреждениях Управления исполнения наказаний - всего свыше 14 тыс. учащихся.

В 14 учреждениях среднего профессионального образования (7 колледжей, 4 техникума, 3 училища) учатся около 7 тыс. студентов.

Три государственных высших учебных заведения реализуют профессиональные образовательные программы по 87 специальностям и направлениям. Контингент студентов очной формы обучения составляет более 13 тыс., по заочной - более 7 тыс. человек.

Как и в Российской Федерации в целом, общее состояние информатизации в сфере образования Республики Марий Эл в настоящее время явно не удовлетворяет современным требованиям.

Основную часть компьютерного парка в школах (около 75 процентов) составляют компьютеры первого поколения (БК, УКНЦ, "Агат"), которые морально и физически устарели и не пригодны к использованию. Обеспеченность общеобразовательных школ компьютерами современных типов составляет один компьютер на 600 учащихся (по России - на 500). В учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования это соотношение составляет соответственно один компьютер на 47, 31 и 25 обучающихся, что также явно недостаточно.

Уровень подготовки подавляющего большинства педагогических и административных работников образовательных учреждений в области современных информационных технологий не соответствует современным требованиям. Сетевой доступ учреждений общего, начального и среднего профессионального образования к глобальным информационным ресурсам имеет место лишь в единичных случаях. Государственные высшие учебные заведения республики имеют постоянный доступ в компьютерные сети, но пропускная способность используемых ими коммуникационных каналов недостаточна для обеспечения потребности ведущих в этой области учреждений (классический и технический университеты). В силу, главным образом, финансовых причин Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской в целом недостаточно использует в своем учебном процессе сетевые информационные технологии, что, в свою очередь, приводит к слабой информационной подготовке выпускаемых в школы республики молодых учителей.

Органы государственной власти и образовательные учреждения республики ведут постоянную работу по развитию использования информационных технологий в образовании.

Началом этой работы можно считать 1985 - 1995 годы, когда она проводилась по целевым программам, соответствующим экономическим возможностям региона в тот период. Поскольку в финансовом обеспечении учреждений образования уже существовали серьезные проблемы, не могло быть и речи о достаточном удовлетворении потребностей в программном и аппаратном обеспечении. Школы оснащались слабыми по дидактическим возможностям и несовместимыми друг с другом микроЭВМ "Агат", "Корвет", "Сура", УКНЦ, которые не отвечали ни санитарно-гигиеническим нормам, ни психолого-педагогическим требованиям к техническим средствам обучения. В целом в тот период удалось обеспечить на приемлемом методическом уровне техническую базу лишь школ N 9, N 18 и N 27 Йошкар-Олы, которые в рамках общероссийской программы в 1991-1992 годах получили современные классы машин IBM PS/2.

В этот период (1991 год) было начато проведение ежегодных республиканских конференций "Школьная информатика" с участием 300 -400 школьников и конкурсным показом их разработок. В текущем году проведена десятая, юбилейная конференция.

Новая программа информатизации образования была принята коллегией Министерства образования Республики Марий Эл в 1994 году. В ходе развития информационной системы республики в 1996 - 2000 годах ставилась задача частичной замены несовершенного оборудования на ПЭВМ типа IBM с унификацией программного и методического обеспечения. Предполагалось, что с развитием телекоммуникаций появится возможность создания информационной региональной сети общего образования. Но указанная задача была решена лишь частично, поэтому во многих учебных заведениях сохранилась техника и программное обеспечение, не соответствующие современным требованиям. Более совершенные типы машин установлены в административных отделах, бухгалтериях и в учебном процессе не используются. Положение в сельских районах еще намного хуже. -

В последние годы органы управления образованием республики вместе с соответствующими федеральными органами продолжают поиск подходов к решению проблемы информатизации школы. Так, в марте этого года подписано соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Правительством Республики Марий Эл о совместной деятельности по компьютеризации сельских учреждений основного и среднего общего образования. Согласно этому соглашению планируется поставка в 2001 году средств вычислительной техники в 264 общеобразовательные школы республики. Вступил в силу договор целевого финансирования по обеспечению органов управления образованием Республики Марий Эл комплектами компьютерного оборудования для доступа к информационной системе учебного книгоиздания (договор подписан Национальным фондом подготовки кадров и Президентом Республики Марий Эл 13.04.2001 года).

В рамках программы "Обучение и доступ в Internet", реализуемой Марийским государственным университетом совместно с ОАО "Мартелком" по грантам "Project Harmony", в двух городах и двух поселках республики созданы и функционируют четыре центра открытого доступа в Internet, на базе которых ведется обучение школьных учителей созданию и использованию сетевых информационных ресурсов.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования Республики Марий Эл работает ряд научно-педагогических коллективов, известных в России и за рубежом своими результатами в области педагогических информационных технологий.

К таким коллективам относится, в частности, Научно-информационный центр государственной аккредитации Минобразования России, созданный на базе Марийского государственного технического университета. Центр был создан приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 18.04.1995 N 570. Основным направлением работы Центра является информационное обслуживание системы государственной регламентации (разработка и сопровождение программного обеспечения, анализ, систематизация и обобщение результатов). С июля 1996 года Центр является членом международной ассоциации центров аккредитации IN QAAHE.

Центр государственной аккредитации осуществляет в интересов образовательных учреждений всех регионов России следующие функции:

оперативное информационное обслуживание системы государственной регламентации (лицензирования, аттестации и государственной аккредитации);

анализ, систематизация и обобщение результатов государственной аккредитации;

выполнение научных и научно-методических исследований по совершенствованию программного, аналитического и методического обеспечения системы государственной регламентации;

формирование единого программно-информационного комплекса государственной регламентации;

разработка и модификация технологии оценки качества подготовки Камертон;

проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по вопросам оценки деятельности образовательных учреждений;

предоставление информационно-аналитических и консалтинговых услуг образовательным организациям, анализ деятельности образовательной организации с позиций требований государственной аккредитации;

научно-методическое и информационное содействие государственным органам управления образованием министерств и ведомств или субъектов Российской Федерации в решении возложенных на них задач по государственной аккредитации находящихся в их ведении государственных образовательных учреждений;

разработка организационно-методической и нормативной документации государственной регламентации учреждений профессионального образования;

сопровождение и модификация программного и информационного обеспечения системы государственной регламентации;

подготовка по заказам органов управления образованием аналитических материалов по вопросам государственной регламентации учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

Информационные услуги Центра вызывают постоянный интерес в образовательных учреждениях России. Так, за 2 года работы сайта "Государственная аккредитация" зарегистрировано около 20 тыс. его посещений.

Также в Марийском государственном техническом университете работает лаборатория "Системы Мультимедиа" - филиал Республиканского мультимедиа-центра, созданная в 1993 году. В настоящее время лаборатория - один из ведущих коллективов России в области образовательных мультимедиа - систем. Лаборатория ведет разработки мультимедиа и гипермедиа образовательных ресурсов инструментальных систем для образовательного мультимедиа и собственно мультимедиа образовательных технологий, осуществляет подготовку специалистов в области мультимедиа-гипермедиа систем.

За последние годы лабораторией созданы, в том числе в рамках межвузовской программы "Мультимедиа в образовании" Минобразования России:

авторская система LECTOR-MM для мультимедиа лекций (1994 г.);

система LAN GUGE-MM для аудиторных мультимедиа занятий по иностранным языкам (1994 г.);

CD-ROM "Мультимедиа обучающий курс "Механика материалов" для вузов (1996 г.) в 1998 году издан Республиканским мультимедиа центром Министерства образования Российской Федерации;

CD-ROM "Общая и неорганическая химия" для учащихся 10-11 классов (1997 г.) в 2000 году издан Республиканским мультимедиа центром Министерства образования Российской Федерации;

CD-ROM "Органическая химия" для 10-11 классов (1998 - 1999 гг.) издается Республиканским мультимедиа центром Министерства образования Российской Федерации в текущем 2001 году;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»