Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2012 года N 329-п

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА АРЕНДНОГО ЖИЛЬЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п

____________________________________________________________________

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры
от 01.03.2013 N 67-п
, от 24.06.2013 N 230-п,
от 27.06.2014 N 231-п)

В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 ноября 2008 года N 491-рп, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", во исполнение поручения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 февраля 2012 года по итогам общественных слушаний вопроса "О Концепции развития арендного жилья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в целях формирования и развития рынка арендного жилья для улучшения жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Концепцию развития рынка арендного жилья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года (далее - Концепция) (приложение 1).

1.2. План мероприятий по реализации Концепции развития рынка арендного жилья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года (приложение 2).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры руководствоваться положениями Концепции.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Югры".

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА

     

Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 22 сентября 2012 года N 329-п

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА АРЕНДНОГО ЖИЛЬЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры
от 01.03.2013 N 67-п
, от 27.06.2014 N 231-п)

     

I. Общие положения


Концепция развития рынка арендного жилья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) определяет основные приоритеты в деятельности органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - органы местного самоуправления) по реализации долгосрочных направлений государственной политики в сфере формирования и развития рынка арендного жилья (жилищного фонда коммерческого использования) путем строительства доходных домов, с учетом социально-экономических особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ).

Концепция основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных правовых актах автономного округа, в том числе:

Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы";

Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1201-р;

Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";

Законе автономного округа от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

постановлении Правительства автономного округа от 3 ноября 2010 года N 285-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2012 годы и период до 2015 года".

Концепция рассчитана на различные категории граждан, которые в силу своего возраста, специфики трудовой деятельности либо в силу низкого уровня дохода не приобретают жилые помещения в собственность.

В настоящей Концепции под доходным домом понимается жилой дом, состоящий из жилых помещений, предоставляемых собственником физическим и (или) юридическим лицам во владение и пользование по договорам найма и (или) аренды в целях получения дохода.

На сегодняшний день Правительством автономного округа принимаются меры, направленные на развитие рынка жилья, повышение платежеспособного спроса граждан на жилые помещения, а также увеличение объемов жилищного строительства.

Для стимулирования спроса на жилье оказывается государственная поддержка развитию ипотечного жилищного кредитования. При этом ожидалось, что рост спроса увеличит объем предложения жилья за счет активизации инвестиционной деятельности в жилищном строительстве и в сопряженных с ним промышленных отраслях.

Однако стимулирование опережающего развития ипотеки в сочетании с ростом доходов населения при ограниченных объемах строительства нового жилья привело к росту его рыночной стоимости. В результате снизился уровень доступности приобретения жилых помещений для многочисленных групп населения. Стало очевидным, что необходимо альтернативное приобретению гражданами жилья в собственность предложение.

В 2009 году Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства было проведено исследование потребности в арендном жилье на территории Российской Федерации. Выяснилось, что улучшить жилищные условия в России хотят 28,7 млн. семей. При этом арендовать его готовы 1,4 млн. семей, или около 5% от общего числа.

Наличие доходных домов в муниципальных образованиях автономного округа предоставит населению автономного округа право выбора условий проживания - приобретать жилье в собственность, неся бремя его содержания, или арендовать его у собственника в соответствии с располагаемыми доходами и предоставляемой, при наличии оснований, компенсации платы (части платы) за наем жилых помещений.

Целесообразно создание доходных домов различных форм собственности, с различными уровнями платы за пользование жилыми помещениями, ориентированными на различные категории граждан автономного округа.

Развитие рынка арендного жилья путем строительства доходных домов позволит сделать его открытым, так как на сегодняшний день рынок арендного жилья преимущественно "теневой".

Специалисты жилищного рынка, в том числе специалисты Министерства регионального развития России, прогнозируют, что рынок первичного приобретения жилья в многоквартирных домах в России исчерпает себя к 2015 году, далее спрос будет в основном обеспечиваться за счет приобретения уже существующего жилья и последующего улучшения жилищных условий.

По предположениям экспертов Министерства регионального развития Российской Федерации начиная с 2015 года примерно 30 - 40% жилья будет строиться для дальнейшей сдачи в аренду.

II. Цель и задачи Концепции


Целью настоящей Концепции является формирование и развитие рынка арендного жилья в автономном округе для улучшения жилищных условий населения автономного округа.

Достижение цели предполагается на основе решения следующих задач:

а) реализация инвестиционных проектов по строительству и эксплуатации доходных домов;

б) создания и внедрения экономических стимулов для строительства доходных домов, в том числе путем:

предоставления налоговых льгот по региональным и местным налогам;

формирования инфраструктуры (инженерной, коммунальной, транспортной и социальной);

формирования долгосрочных источников финансирования;

компенсации затрат на инженерную и коммунальную инфраструктуру в соответствии с государственными программами автономного округа;

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 27.06.2014 N 231-п)

в) формирования новых стандартов на рынке арендного жилья и снижения ставок арендной платы.

Предполагается, что доходные дома будут обеспечивать гражданам выбор способов решения жилищного вопроса - путем приобретения жилых помещений в собственность или их наем. Для этого необходимо обеспечить следующее:

а) ценовую доступность найма жилых помещений у собственников доходных домов;

б) длительный срок найма и стабильность условий его договора;

в) соответствие доходных домов современным требованиям комфортности, экологичности и энергоэффективности.

В связи с принятием настоящей Концепции потребуется совершенствование нормативно-правовой базы автономного округа в сфере налогового законодательства, а также государственных программ автономного округа, обеспечивающих реализацию основных мероприятий настоящей Концепции.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 27.06.2014 N 231-п)

III. Обоснование целесообразности формирования рынка арендного жилья в автономном округе


В ходе исследования, проведенного ОАО "Ипотечное агентство Югры" в автономном округе, выяснилось, что доля граждан, желающих решить свои жилищные проблемы с помощью арендного жилья, составила около 25,5 тыс. семей, или около 5% населения автономного округа.

Больше всего в аренде жилья заинтересованы граждане в возрасте от 21 до 35 лет. Их доля составила 86,8% (Таблица 1).

Таблица 1

Возрастная структура потенциальных арендаторов

 Возраст, лет              

 Доля, %        

До 25 (включительно)                    

 13,8          

От 26 до 30 (включительно)              

 46           

От 31 до 35 (включительно)              

 27,7          

Старше 35                               

 12,5          

Итого                                   

 100          


Потенциальные арендаторы жилья как женатые/замужние люди - 59,1%, так и не состоящие в браке, но создающие (имеющие) семью, - 31,4%. На долю одиноких граждан приходится 9,5% (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Семейное положение потенциальных арендаторов



Около 50% потенциальных арендаторов, имеющих ежемесячный доход от 34 до 50 тыс. рублей, могут позволить себе арендовать жилье (исходя из средней стоимости найма (аренды) квартиры в 17 тыс. руб./мес. и при условии, что на аренду может быть направлено до 50% совокупного семейного дохода) (Таблица 2).

Граждане готовы арендовать жилые помещения по цене, сопоставимой с платежами по ипотеке или ниже, а при прочих равных условиях арендовать жилье в доходном доме в связи с его высоким качеством, постоянством условий договора, гарантиями и безопасностью.

Таблица 2

Распределение потенциальных арендаторов по размеру ежемесячного дохода

Совокупный ежемесячный семейный доход, тыс. рублей

 Доля, %   

От 10 до 26                                       

 17,4     

От 26 до 34                                       

 11      

От 34 до 42                                       

 20      

От 42 до 50                                       

 29,3     

Более 50                                          

 22,3     

Итого                                             

 100     


Опыт реализации подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы автономного округа "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2010 года N 368-п, показывает, что для семей с совокупным ежемесячным доходом, превышающим в среднем 50 тыс. руб., предпочтительней приобретение жилья с помощью "льготной ипотеки".

Большинство респондентов (58,4%) - потенциальных арендаторов являются работниками бюджетной (22,6%) и производственной сферы (35,8%).

Кроме того, по оценке Департамента жилищной политики автономного округа, только для обеспечения служебным жильем работников организаций, финансируемых из бюджета автономного округа, необходимо не менее 3800 квартир.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»